Принцесса

Ольга Штерн
   Кто помнит, когда случилось наводнение  в Эйлате? В 1992  или в 1993году?
   Ветер продул не в ту сторону, с юга, погнал волну на берег и привел дождевые тучи. Дорогу на север, домой, закрыли, и мы застряли в гостинице. Никто не жаловался. Денег с нас за дополнительный день почти не взяли, а занятия уже кончились. Гуляй, ребята!
   Раз в год, в декабре, мы, израильские психологи, работающие в системе просвещения, собираемся на шабаш. Ну, на профессиональное сборище. Человек пятьсот, может чуть больше.
   Четыре дня занятий, сорок часов, как одна копейка. Или одна минута? Занятия и теоретические, и практика. Темы разнообразные, можно выбрать любую из сорока, но учиться приходится на совесть. Группы по двенадцать человек. Явка обязательна.
   Я это к чему? Нравилось нам это очень. Да и сейчас тоже нравится. Приезжают коллеги со всей страны, новые люди, новые идеи. И старые знакомые, которых видишь раз в год…
   Занятия полезные очень. И никто не заставляет, сама тему выбираешь.
   Словом, я была всем довольна, а тут еще неожиданно свободный день образовался. Выходной поневоле.
    Эйлат тогда совсем малюсенький был, но мы и того не видели из-за занятий. Наводнение нам было очень кстати. Повезло. Перст судьбы.
   Днем мы с приятельницами по городу гуляли, морем любовались, рыбу жареную ели. По магазинам не таскались, не помню, по какой причине. То ли не могли еще себе позволить, то ли просто в голову не приходило. И так хорошо.
   Была в то время в Эйлате еще одно развлечение. В тот год открылась новая шикарная гостиница - «Нэсиха», что в переводе Принцесса. В нескольких сотнях метров от границы с Египтом. Но на нашей стороне. У нас тогда мир был, и на египетскую сторону можно было свободно пройти. Только паспорт синенький предъяви и вперед… Но я не об этом. Мы все по очереди ездили в новую гостиницу. Вроде экскурсии. Вход свободный.
   Здание как бы врезано в скалу. Это с одной стороны. А с другой - море. Впечатляет. Стекло и камень. Преобладал модный тогда цвет, который называли «коррозия». Цвет зеленоватый, как окись меди на старых бронзовых статуях. Не путать с ржавчиной на старых железяках. Там коррозия бурого цвета. В те времена цвет был модным, даже мы с мужем купили две лампы на кухню в этом стиле. Надо бы при следующем ремонте сменить…
    Для поездки в Эйлат я костюмчик новый приобрела. В восточном стиле. Шелковый. Курточка и шаровары. Естественно, цвета «коррозия”.
   На конференции встретила знакомую по Ленинградскому университету. Она на курс младше училась. Мы обрадовались друг другу.  А тут и время появилось погулять, поболтать.
    Вот и позвала она меня в гостиницу новую, в холле красивом посидеть, с верхнего этажа на море посмотреть и на Иорданию, до которой тоже рукой подать, как и до Египта. Хотя и в другую сторону. Как в известной частушке:
   « А из нашего окна
    Иордания видна,
    А из вашего окошка
    Только Сирии немножко». 
    Рейсовые микроавтобусы курсировали с интервалом минут двадцать. А всей поездки - меньше десяти минут. После ужина, привычно обожравшись, мы отправились в гости к эйлатской принцессе. 
   Гостиница была большая. Вестибюль давал ощущение простора. Сочетание текущей воды  (фонтаны, знакомые нам по фильму - балету «Бахчисарайский фонтан») и зеленого мрамора радовало глаз. Особенно после серо-желтой гаммы Беэр-Шевы.
   
   Мы были потрясены… Такого великолепия в жизни не видели… Никогда ничего подобного…
   Да ладно, шучу я. Прикалываюсь, как говорят подростки.
Гостиница была красива, но оценить это по достоинству мы не могли. Из-за отсутствия опыта. Нам и наша старенькая «Сонеста» нравилась.
   Все же то, что здание как бы «врезано» в скалу нас впечатлило. И стоит она на берегу моря, тоже очень эффектно.
Мы погуляли по вестибюлю, прошлись по этажам, и поднялись на самый верх. Чтобы с высоты осмотреть окрестности. Пока не стемнело.
    С одной стороны – скалы. С другой - Красное море. И иорданский город Акаба. С развевающимся флагом. Но не государственным, а королевским. Размером этот флаг с футбольное поле. Так сказал нам экскурсовод. Но это уже много позже, когда мы с мужем приехали в Эйлат просто погреться на солнышке.
    Мы сразу поверили, но мой дотошный брат, а в прошлом еще и футболист, засомневался. В результате проверок и перепроверок, выяснилось, что величина флага равна четверти футбольного поля. Что тоже немало.
   Итак, по левую руку море, а по правую – скалы. Это если стоять лицом в сторону Египта.
   Скалы красноватого цвета. При заходящем солнце очень красиво.
   Так мы и гуляли из коридора в коридор, подходили к окнам и любовались всем, что попадало в поле зрения. Только южная сторона была представлена довольно скудно. Не было на ту сторону подходящего и достойного нас окна. И все же мы нашли дверцу на балкончик. С нужной нам стороны. То, что сторона для нас правильная, мы поняли сразу. Дверь была с большим стеклом. Открывалась она легко, и мы радостной гурьбой в составе двух человек на этот балкончик высыпали. На ходу прочтя надпись на стекле. На английском языке. Прочесть то мы прочли, но пока осмыслили, дверь уже и закрылась.
   Из надписи мы поняли, что дверь ведет на аварийную лестницу и свободно открывается только с внутренней стороны. Запирается автоматически. То есть, со стороны балкончика ее можно открыть только ключом. Которого у нас не было.
   
   Смеркалось. Уже полчаса мы безуспешно пытались обнаружить открытую дверь на любом из нижних этажей. Попутно взывали о помощи - на каждом этаже балкончики примыкали к балконам гостиничных номеров. Оно и понятно – лестница аварийная, удобная на случай эвакуации.
   Взывали мы на трех языках, но напрасно. То ли голоса у нас слабые, то ли весь народ ушел ужинать и развлекаться.
   На одном из нижних этажей обнаружился выход на крышу какого-то ответвления от основного корпуса. Нам это не помогло. Мы побегали по крыше и вернулись на лестницу.
   Далеко внизу виднелись теннисные корты и игроки на них. Очень далеко. Наших криков они не услышали, а нас не увидели. Быстро, как и полагается в наших широтах, упала ночь.
   Почему мы не воспользовались сотовым телефоном? Правильный вопрос. Кто знает ответ? Не было в ту пору сотовых телефонов. Ну не совсем чтобы не было. Мы еще в начале девяностого года в ульпане учили слово «пелефон». В переводе с иврита «чудо-телефон». Нам учительница объяснила, что это такое. Добавив, что у некоторых членов Кнессета уже такие приборы имеются.
   Выйти из дома без мобильника?! Сейчас это звучит странно, не правда ли?   
   Вернемся на крышу. И на лестницу. Уже больше часа мы бестолково и бесполезно мотаемся вверх и вниз, попутно любуясь иллюминацией. Освещены город Эйлат, город Аккаба, корабли в море. У всех праздник, только мы, несчастные, беспомощные, бесприютные, в ночи курсируем вверх и вниз, и нет нам покоя.  Вниз - это до третьего этажа. Дальше лестница залита водой и засыпана мусором. Вода, видимо, скопилась из-за дождя, пролившегося предыдущим вечером. А мусор - правда жизни. Что располагалось на нижних этажах? Какие там находятся вспомогательные помещения, склады, подвалы? Этого мы не знаем. Но выхода и там не было.
  « Нас здесь поймают и изнасилуют» - размечталась подруга. Чтобы «поймать» надо дверь открыть и из неволи нас выпустить. Такому герою само собой награда положена. Да только никто нам на выручку не пришел, и все наши фантазии увяли на корню.

   На уровне шестого этажа мы услышали шум. Опытным женским ухом определили его как шум от множества стиральных машин. Мы тоже пошумели. Но нас никто не услышал…
   И все это время мне не давала покоя мысль, что на самом верху, там, где мы беспечно вылезли на балкончик, было что - то нам полезное…
Это не единственное, что не давало мне покоя, как Вы понимаете, да и фраза заезженная. Но почему бы не применить такой стандартный оборот речи, раз он уже существует, а душевные силы наши на исходе и никакое чувство юмора не помогает.
   Поднимаемся на верхний семнадцатый этаж. Так и есть. Свет в номере горит, как и раньше. А дверь балконная чуть приоткрыта. Совсем чуть-чуть. Скорее, не приоткрыта, а не плотно прикрыта. На наши вопли никто не отзывается. Хозяев дома нет. Надо в номер проникнуть и через него в коридор выйти. Технически - проще простого. Да и нравственный закон внутри меня подсказывает: «Лезь, лезь». Голосом Эммануила Канта. И звездное небо над головой в наличии. Так что, с этической стороны проблем никаких. Это у меня. А подруга моя наотрез отказывается и готова на пожарной лестнице ночевать, но в номер через балкон не лезть. То ли боится, что нас поймают, то ли воспитание не позволяет? А я не боюсь. И воспитание позволяет. Я ее поуговаривала немного и перестала. А она меня продолжает уговаривать. А вдруг там люди? А вдруг иностранцы? Что, мол, ты им скажешь?
  « Ясно что, - автоматически отвечаю я – руссо туристо, облико  морале». 
   И полезла. В своих модных шароварах цвета «коррозия».
   И никого в номере не было. Я благополучно отжала балконную дверь, вернее окно, зашла в номер и вышла из номера в коридор.
   После чего открыла дверь на аварийную лестницу и выпустила на волю подругу.
   Но перед тем, как выйти из номера я его быстро и тщательно осмотрела. Потому, что свет горел везде. И потому, что такого я никогда в жизни не видела. И потому, что я все равно уже внутри.

   Это была «свита», номер из трех комнат. В салоне накрытый столик на колесиках с остатками ужина. И какие-то вспомогательные столики рядом. С кастрюльками, сковородочками и корытцами, вроде тех, в которых мы в прошлой жизни кипятили шприцы. А с чем я еще могла это сравнить?
   Везде разбросаны платья, туфли и белье. Видимо, девушка тщательно собиралась и перепробовала массу вариантов. Одежда была такого качества, что перед ней померкли мои шикарные шаровары модного цвета.
   Но туалетном столике косметика и духи. В количестве, достаточном, чтобы открыть небольшой магазинчик.
   Присутствие мужчины тоже ощущалось, но было представлено более скромно.
    Я заглянула в спальню, видимо, в надежде увидеть кого-нибудь и извиниться. Но никого не нашла. Была там еще одна комната, диванчик, кресла, столик. Типа, чаю попить, трубку покурить и газетку почитать.
    В ванную я не заглянула почему-то. В голову не пришло.
    Я думаю, мне полезно было побывать в таком номере, расширить кругозор и пересмотреть стандарты. Я родилась в тайге и выросла в провинции. А общежитие Ленинградского университета не самое шикарное место. Был, правда, номер люкс в Румынии, где мы три дня ждали самолет в Израиль. Но там мне было не до того, чтобы озираться по сторонам. Да и сам люкс от силы тянул на три звездочки. Как я сейчас понимаю.
    Еще раз скажу, полезно мне было побывать в этой «свите». Неспроста все это со мной приключилось. Еще одно везение. Опять перст судьбы.

   Не хотелось мне, но пришлось выходить из номера, открывать дверь на лестницу и выпускать подругу, которая в ужасе ждала меня минут десять, пока я пополняла свой опыт. Я и ее звала, но она наотрез отказалась войти. Чудная.
    До лифта мы добрались бегом и там позволили себе рассмеяться. Причем подруга моя сказала фразу, рассмешившую меня до … срочного поиска туалета. Она сказала: «Ну, до чего люди беспечные. Дверь на балкон забыли запереть…».
   Шаттл, курсирующий между городом и гостиницей должен был прийти минут через семь.
   Во внутреннем дворике гостиницы стояли стулья стиля барокко. Как бы барокко. Я плюхнулась на один из них. Не сразу. Помня о недавнем ливне, проверила рукой обшивку. Сухая. А вот поролон под ней …. Он был пропитан водой насквозь. Так что с кресла я вскочила с темным пятном на своих новых шикарных шароварах цвета старинной статуи. Эта мелочь достойно завершила наши приключения, и еще более улучшило настроение. Всю дорогу до дома мы просмеялись.
Войдя, вернее вбежав в гостиницу, мы обнаружили, что попали на дискотеку. Я тут же присоединилась к общей толкотне и проплясала до двух часов ночи с пятном на заднице.

   Двадцать лет спустя… Черт подери, прекрасное название для рассказа. Жаль, что некто, родившийся задолго до меня, украл идею.
Итак, нынешней зимой мы с мужем традиционно поехали на педиатрическую конференцию. Которая традиционно проходит в Эйлате.
   Я люблю ездить на такие мероприятия в качестве жены. Гостиницы выбираются хорошие. Живи себе на всем готовом, а обязанностей никаких. Разве что, с такими же женами по набережной да по магазинам лениво прогуляться.
   В этот раз нас поселили в «Нэсихе». «Далековато от города» -подумала я. Но смирилась. В этой гостинице я бывала несколько раз, хотя ни разу не жила. Но места знакомые. Наша компания туда ездит плавать с масками, мир подводный наблюдать и рыб пугать. Мне это малоинтересно. Я с мостков в воду захожу, чтобы на морского ежа не наступить. И кругами плаваю. А рыбы сами приплывают, если им хлебца покрошить. И кишмя кишат у самых ног. Вообще то кормить их нельзя, заедят.

   Все было как всегда хорошо. Номер с видом на скалу и отчасти на море. На Иорданию, то есть на восток.  Я просыпаюсь рано и мне нравиться наблюдать восход.
   Кровать была удобная. Кресла глубокие. Полотенца пушистые. И меняли их по два раза в день, а не раз в три дня по великой просьбе, как принято кое-где в Европе. То же относительно моющих средств и всякой сопутствующей дребедени. В Чехии и в Словении висят на стене «капалки» почти пустые. Мы не жалуемся. У нас всегда с собой есть. Но все же… Гордость возникает за свою страну.
   На балконе тоже были два креслица и столик. Чаю попить, на море любуясь. Трубочку выкурить. Это не я. Это про мужа.
   Ничего особенного.
   Поверите ли? Я из номера только на завтраки и ужины выползала, хотя тоже без азарта. Меню знакомое, а с годами начинаешь понимать, что стоит там есть, а от чего стоит воздержаться. Все остальные мероприятия игнорировала. Даже в сауну не пошла. Не говоря о коктейлях, концерте с дежурным комиком и танцах до утра.
   Провалялась с книжкой в номере, и очень мне это нравилось. Ну, вышли мы с мужем в город. Детям и внукам подарки купить. И себе, конечно. Больше для порядка. Мужу что-нибудь приличное из одежды. Его в другое время трудно в магазин заманить, а тут и делать больше нечего.
   Но, в основном, в номере сидела, чай на балконе пила, книгу читала. Хорошо провела время.
    Курточку с шароварами цвета «коррозии» до сих пор храню. Я, вообще-то, свои вещи легко раздаю, новое люблю покупать. Даже чересчур. Трудное детство сказывается? Или собой недовольна? К психологу надо бы сходить.
   А вот костюмчик берегу. Храню. Иногда достаю, примеряю, и на место возвращаю. Он до сих пор мне подходит. Это меня радует.