Поэты не гибнут, а гаснут, как солнца

Мила Логвинова
Сегодня день такой: просто помолчать.
Это Их день, тех, кого  война навсегда увела из дома.
Сегодня: читать написанное поэтами на фронте.
Сегодня: принять на душу сказанное ними, потаенное, как завещание для нас.
Рассыплется клин журавлиный, уронит перо за пером – покроет землю на пол Европы.
Помните!
Помните!
Помните!



• И пусть
• Не думают,
• что мертвые не слышат,
• Когда о них
• потомки говорят.


________________________



Джек  АЛТАУЗЕН   (1907—1942)

Обо всем мне жена написала,
И в конце, вместо слов о любви,
Вместо "крепко целую", стояло:
"Ты смотри, мой хороший, живи!
 
Ну, а если от пули постылой..."
Тут шли точки неровной строкой,
И стояло: "Запомни, мой милый,
Есть бессмертие в смерти такой".
1941
.

Всеволод  БАГРИЦКИЙ (1922-1942)

Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: "Замерз, не могу".
Видели мы - и вскипала кровь -
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать негодуя, ждать и терпеть.
1942
.

Борис  БОГАТКОВ  (1922—1943)

Повторю на прощанье:
"Милая, я вернусь.
Я должен вернуться, но если.
Если случится такое,
Что не видать мне больше
Суровой родной страны,-
Одна к тебе просьба, подруга
Сердце свое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны".
30 декабря 1942
.

Леонид  ВИЛКОМИР (1912-1942)
 
Мы победим. Мои - слова,
Моя - над миром синева,
Мои - деревья и кусты,
Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встает земля,
Вопит, и злобствует, и гонит -
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу.
Я - человек, я - все могу!
1941
.

Мирза  ГЕЛОВАНИ  (1917-1944)

Я обещал, что возвращусь,
Что с фронта
Меня вернет к вам
Глаз печальных власть,
Но эти дни осенние,
                как воры,
Ту клятву собираются украсть.

И если сердце встретит пулю вражью
И упаду вперед я, как бежал,
Уж вы меня простите,
                да, простите,
Что не пришел и слова не сдержал.
1942
.

Кость  ГЕРАСИМЕНКО  (1907 – 1942)

Нас атака ждала ночная,
А пока, дожидаясь тьмы,
Затянули, с чего - не знаю,
Невоенную песню мы.

В песне Ятрань-река петляла
И куда-то во мгле плыла.
Загляделся на реку малый -
Видно, в сердце тоска была.

Пули тихую песню скосили.
Ночь дымилась в разрывах бомб.
Мы в огонь и воду ходили,
Мы со смертью сходились в лоб.
1941
.

Муса  ДЖАЛИЛЬ (1906-1944), Герой Советского Союза (посмертно)

Душа порой бывает очень твердой.
Пусть ветер смерти яростный жесток,
Цветок души не шевельнется, гордый,
Не дрогнет даже слабый лепесток.

Нет скорби на твоем лице ни тени,
Нет в строгих мыслях суеты мирской.
Писать, писать - одно тогда стремленье
Владеет ослабевшею рукой.

Беситесь, убивайте — страха нету.
Пусть ты в неволе, но вольна душа.
Лишь клок бумаги чистой бы поэту,
Огрызок бы ему карандаша.
Ноябрь 1943
.

Владислав  ЗАНАДВОРОВ   (1914-1942)

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это - изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это - боль головная, что ломит висок;
Это - юность моя, что в окопах истлела;
Это - грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это - кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это — в жизни короткой последний рассвет
Над изрытой землей. И лишь как завершенье -
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.
1942
.

Юрий  ИНГЕ   (1905-1941)

Наши пушки вновь заговорили,
Пробил час. Мы выступили в бой!
Мерно лаг отсчитывает мили,
Чайки вьются низко над водой.

И родимой Балтики просторы
Бороздят эскадры кораблей.
Миноносцы, лидеры, линкоры
По волнам проходят без огней.

Грозного похода якорь выбран,
Дым войны над Балтикой опять,
Бьют орудья главного калибра.
Пробил час. Врагу несдобровать!
22 июня 1941
.

Фатых  КАРИМ   (1909-1945)

Пишу письмо перед началом боя.
Заговорят орудия сейчас.
И может быть, на солнце золотое
Сегодня я гляжу в последний раз.

Но я пойду, уверенный в победе,
Расстреливать без промаха врага.
Коль сам погибну - живы будут дети,
Моя отчизна будет жить века.

Бессмертен мир, и, пестротой сверкая,
Среди лугов останутся цветы.
Надолго сохранит земля родная
И песнь мою, и ног моих следы.

Мне умереть не страшно. Я спокоен,
Идя в огонь под стягом боевым.
За славную отчизну павший воин
Рождает песню подвигом своим.
1942
.

Павел  КОГАН   (1918-1942)

Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И, задохнувшись "Интернационалом",
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть
                в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
Апрель 1941
.

Борис  КОСТРОВ   (1913-1945)

Портянки сохнут над трубой,
Вся в инее стена...
И, к печке прислонясь спиной,
Спит стоя старшина.

Шепчу: "Товарищ, ты бы лег
И отдохнул, солдат;
Ты накормил как только мог
Вернувшихся назад.

Ты не поверил нам. Ну что ж,
В том нет большой беды.
Метет метель. И не найдешь
На небе ни звезды.

Твоей заботе нет цены,
Ляг между нами, брат.
Они снежком занесены
И не придут назад".
1943
.

Борис  КОТОВ  (1909-1943), Герой Советского Союза (посмертно)

В полночь холодно, в полдень жарко.
Ветер хочет всю пыль смести.
Остается рабочий Харьков
Вехой, пройденной на пути.

Войны слева и войны справа.
В центре - смертная карусель.
И задумчивая Полтава
Перед нами лежит, как цель.

Плач старухи и крик девчурки
На развалинах изб стоит,
Я завидую нынче Шурке,
Что в Донбассе ведет бои.
28 августа 1943
.

Василий  КУБАНЕВ   (1921-1942)

Тем кровавым, корявым путем
Мы с тобой, спотыкаясь, пройдем.
Твою резвую жизнь сторожа
От чужого и злого ножа,
Я хочу в путешествии том
Послужить тебе верным щитом.
Но пока не собрались войска
И секунда борьбы далека,
Словно елка блестят высотой
Стаи звезд над густой темнотой.
Сон твой сладкий, последний храня
У преддверия бурного дня,
Я б хотел на окошке твоем
Зазвенеть на заре соловьем.
1941
.

Михаил  КУЛЬЧИЦКИЙ   (1919-1943)

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: "лейтенант"
звучит "налейте нам",
и, зная топографию,
он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,
а просто трудная работа,
когда,
      черна от пота,
                вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
            И глина в чавкающем топоте
            до мозга костей промерзших ног
            наворачивается на чеботы
            весом хлеба в месячный паек.
            На бойцах и пуговицы вроде
            чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
26 декабря 1942
.

Алексей  ЛЕБЕДЕВ (1912-1941)

... И если пенные объятья
Назад не пустят ни на час
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку о нас,-

Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать -
Ты на штабной бумаге белой
Об этом можешь прочитать.

Переживи внезапный холод,
Полгода замуж не спеши,

А я останусь вечно молод,
Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога - море,
Моя могила и купель.
Август 1941
.

Всеволод  ЛОБОДА (1915-1944)

Памяти капитана
                Д. П. Суменкова
Внезапна скорбь, и сердцем я не верю,
Что опустел бревенчатый блиндаж,
Что вас уже не встретишь перед дверью,
Не улыбнешься,
Чести не отдашь...
Легко ль беде поверить, злой и скорой?
Ужели оборвал ваш путь снаряд?
Еще постель примята, на которой
Вы отдыхали час тому назад...
Когда бойцов на битву поднимали,
Сквозь дым вели вперед, на вражий стан,
Бойцам казалось - выкован из стали
Неуязвимый храбрый капитан.
Лишь тот надолго памяти достоин,
Кто прожил век, лишений не страшась,
Кто шел вперед
Как труженик и воин
И грудью встретил свой последний час.
Он был таким - спокоен и неистов,
В беседе - друг,
В сраженьях - ветеран.
Он жил и умер стойким коммунистом,
Мой командир, товарищ капитан.
1943
.

Николай  МАЙОРОВ   (1919-1942)

• ТВОРЧЕСТВО

Есть жажда творчества,
уменье созидать,
на камень камень класть,
вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
идти с собой, с своей эпохой вровень,
и воду пить из тех целебных рек,
к которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
весь мир вместить в дыхание одно,
одним мазком весь этот лес и камни
живыми положить на полотно.
Не дописав,
оставить кисти сыну,
так передать цвета своей земли,
чтоб век спустя все так же мяли глину
и лучшего придумать не смогли.
А жизнь научит правде и терпенью,
принудит жить, и, прежде чем стареть,
она заставит выжать все уменье,
какое ты обязан был иметь.
.
Мы были высоки, русоволосы,
вы в книгах прочитаете, как миф,
о людях, что ушли, не долюбив,
не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья
крутых путей к последней высоте,
мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
в столбцах газет, в набросках на холсте.
.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле —
Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, —
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
.

Витаутас  МОНТВИЛА   (1902-1941)

Отчизне - жить,
И жизни - быть,
Всегда, везде
Светить звезде,
Над вами здесь
Взовьется песнь,
А с ней, красна,
Придет весна,
Придет, лучась,
В счастливый час...
Друзья бойцы, люблю я вас.
Нет вас... но свет ваш не погас.
1941
.

Борис СМОЛЕНСКИЙ   (1921-1941)

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
         не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
           не досказав,
                не доделав.
1939
.

Вадим СТРЕЛЬЧЕНКО (1912-1942)

Словно время на размышление
Всем идущим на миг дано,
Словно сбудется во мгновение
Все, чем сердце порой полно.

Словно всех незнакомых ранее
В этот полдень сошлись пути,
Узнаванье пойдет, братание
Всех,
С кем вместе жить и идти.
.

Георгий  СУВОРОВ (1919-1944)
 
Мы стали молчаливы и суровы.
Но это не поставят нам в вину.
Без слова мы уходим на войну
И умираем на войне без слова.

Всю нашего молчанья глубину,
Всю глубину характера крутого
Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,
Как боль за дорогую нам страну.

Поймут как вздох о дорогом рассвете,
Как ненависть при виде вражьих стад...
Поймут — и молчаливость нам простят.

Простят, услышав, как за нас ответят
Орудия, винтовки, сталь и медь,
Сурово выговаривая слово: "Месть!"
1943?
.

Микола  СУРНАЧЕВ   (1917-1945)

Сыновья, дорогая мама,
Покидают, идя на запад,
Рощи, полные птичьим гамом,
Знойных пасек медвяный запах,
И поля с золотою рожью,
Сеном пахнущие навесы,
Травы, полные влажной дрожи,
Нецелованную невесту.

Может, в яростный час атаки,
Успокоенный пулей вражьей,
Не один из них мертвым ляжет
У окопов на буераки.

Ты закрой им глаза
И мятой
Щедро выстели их могилы,
И поплачь, как над сыном малым,
Ранью майскою синеватой.
1943
.
Михаил  ТРОИЦКИЙ   (1904-1941)

Застыли, как при первой встрече.
Стоят и не отводят глаз.
Вдруг две руки легли на плечи
И обняли, как в первый раз.

Все было сказано когда-то.
Что добавлять? Прощай, мой друг.
И что надежней плеч солдата
Для этих задрожавших рук?
1941
.

Иосиф  УТКИН   (1903-1944)

...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,

Как дома - и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью
И в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...
1943
.

Иван  ФЕДОРОВ   (1913-1943)

Прибрежной липы ствол дуплистый
Увидел я издалека.
Услышал плеск листвы росистой,
Подобный плеску ручейка;
Чуть испытав сердец томленье,
Там мы расстались у реки,
Я уповал на примиренье,
На кроткость крохотной руки.
И упований долголетье -
Как сон тревожный в мире том,
Где мы, расставшись на рассвете,
С восхода солнца встречи ждем.
Благословенна свежесть мая
И утренняя дрожь ветвей,
Дорога к берегу лесная,
Листва над хатою твоей!
.

Леонид  ШЕРШЕР   (1916-1942)

Да будет веселым день нашей победы!
Мы снова сойдемся в круг -
Друг налево и друг направо,
И прямо напротив друг.

Когда этот час неизбежный настанет,
Я встану, подняв стакан:
"Не все здесь с нами. Одни убиты,
Лечат других от ран.

Но я от имени всех живущих
И тех, кто погиб в бою,
В слове, простом и взволнованном слове,
Прославлю страну мою.

Что я скажу, как сумею найти я
Лучшие в мире слова!
Я даже не крикну, а тихо скажу вам:
"Да здравствует наша Москва!"
1941
.

Елена  ШИРМАН   (1908-1942)

Это будет, я знаю...
Нескоро, быть может, -
Ты войдешь бородатый,
                сутулый,
                иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму - это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
          подбегу.
И наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель...
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: "Здравствуй..."
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез,
                от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты - придешь.
1941
.

Али  ШОГЕНЦУКОВ   (1900-1941)

И если драгоценнейшему благу -
Свободе нашей - угрожает враг,
В ком гневная не закипит отвага?
Ведь стоил крови каждый к счастью шаг!

Знавала наша родина немало
Бессмертием увенчанных побед;
Благоговейно молодежь внимала
Сказаниям и битвам прошлых лет.

Не только за себя - за всех, чьей кровью
Злодей свою дорогу оросил,
За слезы матерей, за муку вдовью
Мы разочтемся, не жалея сил.




• Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
/22 июня. В. Шефнер/

_______________


Им было от двадцати до сорока...
Известные и неизвестные до войны.
Погибшие в первый же год войны, замученные в концлагере, павшие при взятии Берлина.
Каждому свой путь отмеряла война.

Сначала хотела опубликовать только имена поэтов-фронтовиков, погибших в лихотетье Великой Отечественной Войны..
Но как же о поэте – и без их строк, их Слова?!
Вечная память!
*/

Допускаю, перечень неполон и неточен.
Принимаю дополнения.