Опубликовано 22-го июня. Поехали!

Елена 22
Сегодня день Памяти. О войне и погибших в ней.
Мне, к счастью, о войне вспомнить нечего.
Поэтому я вспомню и напишу об эхе ее, о времени своего детства.

Итак поехали...
Родилась я в 61-ом. Более 15-ти лет спустя после войны.
Или по другому.
Всего-то чуть более 15-ти лет после страшной,ужасной и бессмысленно кровопролитной войны.
Но в тот год уже другие события, захватывающе интересные и мирные, волновали людей.
А о войне все помнили. Как забудешь? Вот и я помню.

Помню воскресный базар,куда ходили с мамой. И инвалидов на самодельных тележках. Без обеих ног. Руки в мозолях и болячках, ими упирались в землю чтобы тележка катилась. Лица серо-кирпичные,пропитые. Голоса хриплые. Взгляд тяжелый,даже ненавидящий. Милостыню они просили. Герои той войны. Которые вроде б нас спасли-освободили.
Я спрашивала маму:"Зачем они тут? Они ж пугают! Пусть их в милицию заберут!"
Мама сердито дергала за руку:"Умная очень! Вот подрастешь,сама разберешься."
Подросла.А разбираться уже не с кем. Нет уже никого...

Еще помню женщину,ежедневно приходящую к колодцу недалеко от школы. На одной ноге. Вторая-деревянный костыль,пристегнутый к колену ремешком. Коромысло(многие уже и не знают что это за штука) на плечо,два ведра полных воды и вперед,в горочку... И так много раз за день. Потому как семья большая. Плюс огород. Плюс поросенок. А как проживешь без хозяйства?

Соседка тетя Тоня Ярутина. Жива до сих пор. Ей скоро сто лет. Но она говорит что двадцать ...И жениха с войны ждет.
Рука у нее одна. Левая. А рукав правой заткнут за поясок байкового халатика. Такой я ее помню всегда. Я ж ее до войны не видела...
А жених ее вернулся. В свое время, конечно. И женился на ней, однорукой. И сына родили. А потом двух внуков вынянчили.
Вот так,одной левой,она варила/стирала/убирала/окучивала картошку/доила корову... И про красоту не забывала. Косыночки красивые и халатики по три раза в день меняла,модничала. Только хмурая всегда была,неулыбчивая. А чему радоваться то?

Этим то двум бабам еще повезло . Они в живых остались.
А вот тут прям в соседнем огороде стоит надгробие скромненькое. Маленькая стелла со звездой. И тоже соседка. В ту же войну.
Бомбили немцы подолгу. Так что на улицу нос не высунешь, осколки летают.А в хате/в подполе ребятишки. Есть хотят. А в огороде молодая картошка поспела. Ну и сбегала...за картошечкой...
Похоронили прямо тут же. Ибо страшно было выходить то. Всюду немец. И стреляют.

Про маму свою я уже писала. Как бомба попала в их дом и они с сестрой чудом спаслись. И про героическую бабушку,которая невероятными усилиями их двоих вырастила,не потеряла в ту войну,дала обоим образование и умерла от рака,не осилив женского своего горя...

Еще одно грустное воспоминание- евреи. Двое. Муж и жена. По фамилии Мельхикер. Их так во дворе и звали Мельхикер и Мельхикерша. Оба маленькие,сухенькие,по стариковски сгорбленные,с темными глазами навыкате.И было то им лет по 35-37. А казались глубокими стариками. Молчаливые,как тени,проскальзывали по двору в свою квартиру. У мужа была смешная ковыляющая походка и по-клоунски задранные вверх носки башмаков. А жена зимой и летом куталась в платок неопределенного цвета.
Я как-то уничижительно отозвалась о них. А мама одернула:"Они в концлагере познакомились, вместе бежали,замерзали в лесу. Партизаны белорусские их спасли. И операцию ему на обмороженные ноги сделали. Пальцев там нет. Так что относись уважительно. Ты ж пионер!"
Я пионер,эт конечно. Но я и сейчас не могу постичь степени испуга и ужаса,накрывшие этих людей! Они уже не жили. Они выживали. И пили. Пили сташно. До валяний под забором и невозможностью довести друг друга до дому. У них было два сына,которыми они почти не интересовались и которые к восемнадцати годам уже были алкоголиками. Так как в доме порой из еды была только сытная самогонка.Так тихо,неслышно,незаметно и спились всей семьей. И умерли. Почти все одновременно. В течении трех-четырех лет.
Почему я их до сих пор помню? Непонятно. Наверное потому что осталось для меня тайной их прошлое. А детское воображение способно нарисовать огого!

И последнее их запомнившегося.
Вечный огонь на Площади Героев.С длинным списком погибших в боях на окрестных высотах(ведь линия фронта проходила прямо по нашему городку) и похороненных в этой братской могиле. И три женщины,вернее бабки, сидящие прямо на гранитном полу монумента и голосящие в голос с деревенскими причитаниями. А рядом с ними горой возвышались авоськи с теплым еще хлебом. Горы темных хлебных кипичей, переплетеных алыми нитками авосек...
На мой недоуменный вопрос "что и кто это?и почему им позволено?", мама разъяснила мне что это вдовы. Они раз в неделю приезжают из какой-то соседней деревни за хлебом. Тогда только ввели дотацию на хлеб, и он очень подешевел. И стало выгоднее скотину кормить хлебом,чем зерном и комбикормом. Вот вдовы и совмещали нужное с полезным. И мужей поминают,и хлебом запасаются. Все смешалось в мой детской голове....

Детство-удивительное время! События и встречи,которым взрослые не придают никакого значения, становятся для ребенка настолько важными что помнятся всю жизнь. Жалко что понимание этого приходит в достаточно позднем возрасте. Будь я такой мудрой в молодости,я бы по другому относилась к своим детям. Я бы больше берегла их, больше бы прощала и позволяла. Больше бы щадила и баловала.
А вот детей войны и послевоенного десятилетия,таких как моя мама и мой отец, особо никто не щадил и не баловал. И недодано им было в детстве многого.И мне их жалко-жалко! До слез и боли сердечной(((.ох!