МА, 2. Религиозность

Ав Баев-Баёв
                РЕЛИГИОЗНОСТЬ, РЕЛИГИЯ, ВЕРА.

                Наука называет свою работу "эксперимент" (experiment),
                религия называет свою работу "переживание" (experience).[84].

РЕЛИГИЯ (от латинского religio – набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в существовании бога или богов, сверхъестественного.[84].

По определению Ф.Энгельса. Религия – фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Причина возникновения – бессилие первобытного человека в борьбе с природой, а в дальнейшем, после возникновения классово-антагонистического общества,– бессилие перед стихийными социальными силами, господствующими над людьми.[84].

РЕЛИГИОЗНОСТЬ. В известных мне словарях понятия религиозности отсутствует. Попробую сформулировать своё понимание  этого термина.

Религиозность – это свойство, присущее человеку, побуждающее его к поиску неизведанного или к выражению переживаний доступными ему средствами. Для учёного – к решению возникшей перед ним задачи, для поэта – к выражению словом, рифмой и ритмом стиха своего внутреннего переживания, для музыканта – к отражению его внутреннего состояния с помощью гармонии звуков, для философа – к поиску истины в отношениях материи и сознания, для мистика – к разгадке тайны самого себя, для верующего – к встрече с воображаемым им божественным миром.

В целом, религиозность – это СПОСОБНОСТЬ человека воспринимать отражение внешнего и внутреннего мира, способность переживать и осмысливать такое отражение.

ВЕРА. Вера – убеждённость, глубокая уверенность в ком-чём-либо.  Убеждённость в существовании высших сил, божества. *ПРИНЯТЬ НА ВЕРУ – признать истинным без доказательств. [86].

Отсюда, религия выглядит как результат внутреннего переживания человека, а вера – как результат признания одним индивидом истинным без доказательств убеждений другого индивида. 

Этот результат на данном этапе развития общества и современного человека (Homo zwischens[84]) в основном определяется информационным потоком, циркулирующим в современной среде обитания человека (в ноосфере).

Религиозность человека толкает его в поток поиска истины. В этом потоке, как в потоке полноводной реки, человека "заносит" в крайности. В середине реки трудно найти точку опоры для ума, человек устремляется к берегу, где его поджидает какая-нибудь религия со своей верой. Тогда религиозность человека подменяется верой, а поиск истины уходит на задний план или совсем прекращается.

Верующий индивид шагает в верующей толпе, подчиняясь её потоку – в нём исчезает творчество поиска, притупляются грани его врождённой религиозности, и внутри его божественная искра уже не сверкает, а чуть тлеет.


Март 2013 г.