Христиане водятся верой, а не логикой

- Это не моя фраза, это сказал Антипа Боголюбов в своем замечании от 5.06.2013.
Он на Прозе хорошо известный человек, глубоко верующий, хорошо знающий богословие, Священное Писание.
Но он отказался разъяснить, что сие значит.
Если почитать книгу Бытие, то видно - Бог творил мир весьма логично, последовательно и проверял результаты творения - хорошо ли? И видел Бог, "что это хорошо". Так в чем же дело - почему христиане водятся не логикой?  Бог не запрещал и пример тому подавал.
  Можно понимать так - христиане в вопросах миропонимания, канонов веры и заповедей руководствуются верой, а не логикой. Логика в делах веры не годится, иначе всё Священное Писание надо переписывать. Изрек же Августин Святой фразу и не спроста - "Верую, ибо абсурдно!".
  Однако в миру, в семье, на работе верующие весьма успешно руководствуются этой самой богопротивной логикой. А как же иначе - без логики в мыслях и поступках ни дня не прожить, жизнь заставляет - иначе наломаешь дров!
  Получается так - христиане логику применяют выборочно, не везде. Там, где она им мешает - исключают из своих рассуждений, думают и говорят уже не логично, а когда надо - снова включают логику.  Может я неверно понимаю?  Но это по Антипе так получается, он просвитерианец, а в христианстве много конфессий - так что преждевремнно выводы делать, надо бы всех христиан послушать. А как же думают православные, католики?


Рецензии
Уважаемый Алекс!
Вы спрашиваете: "Получается так - христиане логику применяют выборочно, не везде. Там, где она им мешает - исключают из своих рассуждений, думают и говорят уже не логично, а когда надо - снова включают логику. Может я неверно понимаю? Но это по Антипе так получается, он просвитерианец, а в христианстве много конфессий - так что преждевремнно выводы делать, надо бы всех христиан послушать. А как же думают православные, католики?"

Я сама - Православная последовательница Иисуса Христа, средневоцерковлённое чадо РПЦ.
Так вот, я помню, что Бог не только Агапэ (по церковнославянски не совсем точно - Любовь (любовь бывает разной, иторически сложилось, что у русского понятия-термина "любовь" прорва смысловых оттенков и ньюансов конкретных значений данного понятия), а несколько точнее - альтруистическая, человечная любовь).

Так вот, Бог не только агепэ, но и ЛОГОС.
Вначале был ЛОГОС и ЛОГОС был у Бога и логос был Бог...

Наш сверхразумный Творец не для того одарил меня разумом и логикой, чтобы я ими НЕ руководствовавалась на моём пути к Творцу.
В средневековом католичестве был долгий спор Бернара с философом Пьером Абеляром.
Разумеется, в земной жизни Пьер Абеляр руководствовался не только голой логикой, но и многим другим.
Например высшими человеческими чувствами.
Собственно за эти самые высшие чувства к горячо любимой им девушке его и кастрировал отчим-опекун этой самой Элоизы.
Само собой, и духовно-нравственное и философское отношение Пьера Абеляра не обходилось без НЕполовых высших человеческих чувств, горячей любви к Богу, интуиции и многого другого.
Но логика и разумность в его отношении к Творцу, в его постижении Творца и познании Его творения, познании Божьего мира играла далеко не последнюю роль.

Похоже относился к Творцу и наш Михайла Ломоносов.

И я тоже, хотя далеко и не так талантлива, как эти титаны мысли.

А Антипа Боголюбов видимо следует примеру средневекового католика Бернара со специфическими американо-протестантскими перегибами.

Это его дело и право.

Просто, я считаю, что далеко не все христиане - такие как он.

Я не такая.

Что же касается:

"Логика в делах веры не годится, иначе всё Священное Писание надо переписывать.
Изрек же Августин Святой фразу и не спроста - "Верую, ибо абсурдно!"." -
- то это заказной совковый перевод.

Тогда политические проститутки советских идеологов обожали по идеологическим причинам подло обманно искажать извращать классику, и даже вместо: "Мы не рабы, рабы немы" писали : "Мы не рабы, рабы не мы", вместо "Был бы в здоровом теле и здоровый дух" писали (со времён сталинского физкультдвижения) "В здоровом деле - здоровый дух". Даже выхваченное из контекста (с упущенным словами про вздох угнетённой твари и т.д.) энгельсовское: "религия - опиум народа" лукаво пропагандистки извратили в "религия - опиум ДЛЯ народа".
Там много было искусственных заказных лукавых извращений - взять хотя бы тот же миф про подвиг 28 панфиловцев с массовыми извращениями фактов и вымыслом.
Разумеется, и в реальности было много подвигов и массовый героизм защитников Москвы и других героев Великой Отечественной.

Вот и по соседству с местом искусственного заказного мифа о 28 панфиловцах совсем неподалёку от разъезда Дубосеково и деревни Крюково тоже чуть более 100 человек проявили массовый героизм и остановили немецкие танки тоже.

Ну Вы всё это и без меня знаете...

Так вот: на самом деле Августин Блаженный писал несколько иную по смысловым оттенкам фразу: "Вера есть абсурд" или "Вера является абсурдом" в смысле-значении того, что веру нельзя редукционистски свести лишь к голой логике и логическим аргументам.
Там в феномене христианской веры есть и нечто такое, что не укладывается в привычную формальную научную или бытовую логику.
Не потому, что абсурдно, Святой Августин веровал или призывал веровать, а признал, что не укладывается его вера в привычную его современникам логику.
Вот и всё.

Ну как квантовая механика уже не укладывается в привычные нам понятия и образные представления.

Тот же Святой Августин выдвигал парадоксальные суждения (намного опередившие время), что, например, само время и само пространство не вечны, а были вместе с миром сотворены нашим Творцом в момент сотворения им мира.
Вера в Творца действительно не укладывается в прокрустово ложе привычной человеческой логики...

Но и без логики никак...

Таково моё мнение.

С уважением,

Валентина Побединская   07.07.2018 17:09     Заявить о нарушении
Уважаемый Алекс, из реалий 20 века с фразой Святого Августина вполне ассоциируется знаменитая фраза Нильса Бора: "Эта идея недостаточна безумна, чтобы быть верной".

Кстати, современный психологи науки всё больше приходят к выводу (мне в этом году не раз довелось об этом читать), что ВЕРА Нильса Бора в ИНДЕТЕРМИНИЗМ, в его знаменитую ИНДЕТЕРМИНИСТСКУЮ копенгагенскую трактовку квантовой механики носила именно прежде всего как раз вненаучный квазирелигиозный характер.
Поподробнее об этом у моего соавтора можно при желании прочесть вот здесь: http://www.proza.ru/2018/05/22/1229
С уважением,

Валентина Побединская   07.07.2018 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.