Босфор в огне

Георгий Чарушников
Вы не встретите моряка, миновавшего Босфор или Стамбул. Как чиновник не минует стола или двери кабинета, так мореход не избегнет пролива и блистательного города на его берегах. Случаются исключения. Можно всю жизнь провести в каботажных плаваньях, курсируя между Астраханью и Ростовом. Или как военные  годами не отходить от причальной стенки. Большинство же моряков мирового торгового флота  если и не ходили Панамским каналом, то неизбежно пересекали Босфор. Слишком велико значение этой голубой артерии в кровотоке океанских торговых путей.
Несчетное число раз доводилось бывать в Стамбуле. Через отель «Троя», стамбульский аэропорт и далее во все концы мира разбредались мои друзья, чтобы ступить на борт и подменить коллегу в Хьюстоне, Панаме, Барселоне или в Сан-Лоренцо.
Веками Стамбул существовал и сохраняется, как базовый и транзитный порт для моряков всего мира.
Тем более интересно наблюдать за событиям последних недель,  происходящих в Турции.
Горожане крупнейшего в Европе мегаполиса с населением в 15 миллионов человек вступили в противоречие с остальной континентальной частью страны. Космополитский, имперский Стамбул и другие портовые, а значит европеизированные города, противостоят консервативной деревне. Условно деревне.
Нынешняя Турция далеко не та, которой была еще 20 лет назад. Произошел бурный рост промышленности. Сейчас в Турции не только традиционно ремонтируются океанские судна, но и строятся плавучие средства всех назначений, конкурируя с южнокорейскими и японскими верфями.
Если у нас только говорят о Сколково, то в Турции уже реализованы десятки инновационных проектов, в том числе действуют свои кремниевые долины.
Прогресс стал возможен не в последнюю очередь, благодаря политике открытости, обозначенной Ата Тюрком и подхваченной его последователями.
Нынешний премьер Эрдоган внес коррективы в эту политику. Все его более чем десятилетнее правление отмечено стремлением  синхронизировать, привести в баланс ценности демократии и открытого общества к традиционному укладу.
Напомним, что во времена Османской империи Турция являлась ведущей мусульманской страной. С таким наследством трудно ожидать полной секуляризации.
Опыт общения с турками заставляет полагать, что это бюрократически гипертрофированная страна. И этим напоминает Россию. Чиновник, человек в форме здесь бог и царь. Жесткие порядки в тюрьмах. В целом, низкая стоимость человеческой жизни.
Интересно дождаться результатов противостояния условных Европы и Азии.
Судя по всему,  культуроэтнический мост через пролив разрушен и сам Босфор запылал в огне гражданской войны.