Балет Спартак в Башкирском театре оперы и балета

Нина Тур
          Когда главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета народная артистка России Леонора  Куватова поведала  о своем желании    - нет, скорее мечте -   поставить в Уфе балет  Арама Хачатуряна «Спартак», ее отговаривали, пугая трудностями.
Еще бы! Этот грандиозный  балет на гениальную музыку  требует не одного сильного солиста, а целый квартет таковых, а, учитывая второй состав, и октет. Под стать  солистам должен быть и кордебалет. А оркестр?  Ведь играть ему предстоит не просто танцевальную, а подлинно   симфоническую музыку.
Когда-то Френсис Скотт Фицджеральд в своем романе «Ночь  нежна» размышлял:
«Балет может восхищать, но не способен потрясать».
Советские  героические балеты, каким и был, несмотря на античную тематику, задуман Игорем Моисеевым первый вариант, как раз и должны были именно потрясать. Тема была новая, смелая и необычная для балета: рабы восстают против своих угнетателей, погрязших в разврате и роскоши.
Тот первый вариант, однако, большого успеха не имел. Наш известный балетмейстер Мустаев, рядом с которым сидела на генеральной репетиции, современник тех событий, объяснил это так:
- Вождь в балете был, а народа не было.
Затем Леонид Вениаминович Якобсон создал удивительного  новаторского «Спартака», решив балет как  античное действо, в афише так и значилось «Сцены из римской жизни». Успех был грандиозный, не только на премьере 27.декабря 1956, но и долгие годы на сцене Ленинградского театра имени Кирова.
И только такой гений, как Юрий Николаевич Григорович, смог, вернувшись к классике, к сольным вариациям, дуэтам и  снова  поставив балерин на пуанты, создать не просто новый убедительный вариант, а по-настоящему великий балет, разнообразный по тематике - тут и героические сцены, и гротеск, и лирика – который, пожалуй, и остался доныне, со  времени его создания в 1968,  абсолютным эталоном.
  Башкирский  театр оперы и балета давно сотрудничает с Юрием Николаевичем, 
 в  1993 он поставил балет  «Тщетная предосторожность» П. Гертеля,
в 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса
в 1995 — «Щелкунчик» и  «Лебединое озеро» П. Чайковского
2012 — «Корсар» А. Адана,
таким образом, «Спартак» - это шестой спектакль маэстро в нашем театре.
Балет А. Хачатуряна, повествующий о восстании гладиаторов и рабов под предводительством фракийца Спартака и разгроме его войсками римского полководца Красса, основан на подлинных событиях истории Рима (I века до н. э.). Античный историк   Плутарх в своих знаменитых «Избранных жизнеописаниях» пишет о Спартаке, как о «человеке, отличающемся не только отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера стоящем выше своего положения». А о Крассе, что «блеск его многочисленных добродетелей омрачается лишь одним пороком — жаждой наживы, но этот порок, взяв верх над остальными его пороками, сделал их менее заметными».
  Такова характеристика главных героев и в музыке А. Хачатуряна, и в решении хореографических образов в балете Ю. Григоровича.
На двух  последних генеральных репетициях выдающийся балетмейстер, встреченный овацией зала,  сам расставил последние штрихи в постановке. Надо сказать, что балет поставлен без купюр, в трех актах двенадцати картинах  и полностью соответствует, даже  в костюмах и декорациях, постановке 1984 года  в ГАБТе.

Ассистент Григоровича Лев Давидович Рачковский приезжал  в Уфу для занятий с труппой ежемесячно, начиная с ноября  2012.
Побеседовала с ним после спектакля. Прежде всего спросила, не был ли малочисленным наш кордебалет для такого грандиозного балета. Всё-таки в столичных театрах численность его – до 250 человек, а у нас только 80.
- Нет, иначе бы на  сцене была толпа. ( Да, понятно, что в Большом театре и сцена больше!)
Сказал, что солистами – а их восемь: Алексей Шлыков (Краснодарский театр Григоровича), Рустам Исхаков (Спартак), Олег Шайбаков, Ильнур Гайфуллин (Красс), Валерия Исаева, Гузель Сулейманова, (Фригия), Гульсина Мавлюкасова, Ирина Сапожникова (Эгина)  - доволен, хотя работы было много.
Еще бы! Шесть  pas de chat, шестнадцать туров, поддержки одной рукой  только в партии Спартака, с которыми солисты справились отлично. .
Нынче из трех составляющих  - солисты, кордебалет, оркестр – мой собеседник, хотя и в максимально тактичной форме,  указал на оркестр, как на слабейшее звено в этой цепочке, хотя сказал, что дирижером доволен.
Выдающиеся дирижеры, работавшие в нашем театре,  Алексей Людмилин и Роберт Лютер  сетовали на слабую дисциплину и недоученные партии. Оркестр, в свою очередь, жаловался на низкие зарплаты и старые инструменты. Но при всем  том работа проделана, и результат радует.
Последняя сцена, Реквием, трагична, но  и одновременно прекрасна. Безутешная Фригия ищет тело Спартака среди погибших. Воины поднимают его, и множество женских рук тянутся, чтобы последний раз прикоснуться к герою.
- Медленно, медленно поднимайте Спартака! – командует Григорович. – Никакой суеты и спешки!
С грустью думаю, что, скорее всего, в жизни раба-гладиатора  Спартака не было такой Фригии, и никто не искал его тело, дабы оплакать и с воинскими почестями предать земле.
Он был распят на кресте и мучительно умирал среди тысяч таких же распятых, на крестах, стоящих вдоль дорог, ведущих в Рим. Зрелище это было ужасно и рассчитано на то, чтобы запугать. 
Но в балете   искусство, отступая от жизни,  именно своей условностью преображает и возвышает действительность.
Осенью, после гастролей, будут продолжены премьеры, а спектакль, уверена, на долгие годы станет украшением театральной афиши.