МА, 2. Нить Ариадны

Ав Баев-Баёв
                НИТЬ АРИАДНЫ.
               
                Тесна мне бытия печальная темница,
                – О, если б дверь найти, что к вечности ведет…
                Омар Хайям.

Предполагаю, что это будет трудная глава изложения.

Предстоит ответить на свои же вопросы, причем самые важные, на многие из которых ответ может быть только субъективным. Чтобы образно описать субъективное видение проблемы, прибегну к известной мифической аллегории – Нить Ариадны. Из мифологии известно лишь, что афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, Ариадна вручила клубок нити, тем самым обеспечив ему благополучный выход из лабиринта.[84].

Что такое Нить Ариадны? Существует ли она? Где она находится?  Нужна ли она человеку? Достоин ли человек её? Кто её вручит и когда? Выведет ли Нить Ариадны блудного сына из лабиринта неведения?

Жизнь насыщает человека массой информации по всем каналам органов чувств, получил и я свою порцию информации. На каком-то этапе жизни начал понимать, что оказался в плену (в лабиринте) информационного поля.

Я шел по этому лабиринту сознательно с целью познания, с целью убить своего минотавра неведения. Когда увидел, что количество знаний отнюдь не перешло в качество, появился вопрос – как выбраться из этого лабиринта. Где Ариадна со своей Нитью? Уместно вспомнить высказывание   ученого С. П. Капицы в Тульском госуниверситете: "Информация размножается, становится частью общественного сознания. Но сейчас, когда время ускорилось, нет времени на ее осмысливание. Получается, что чем больше мы знаем, тем меньше понимаем. Кроме того, избыток информации ведет к оскудению души".

Книги, которые мне повезло изучать, общение с Учителем, поделившимся со мной таинством посвящения, послужили толчком к поиску ответов на эти и подобные вопросы. Эти источники знаний и уроки Учителей не являются какой-либо инструкцией, следование которой приведет к определенному заранее результату. Повторю предупреждение мастеров древних духовных традиций: учитель – не луна, он лишь палец, показывающий на луну.

Настоящий искатель, соприкоснувшийся с источником знаний, осознав эти знания и найдя в себе их понимание, может ухватиться за Нить и пуститься в увлекательный путь к Свету через лабиринты неведения. Однажды почувствовав Нить Ариадны, вкусив плод познания, он уже никогда не сможет остановиться, т.к. его внутренний Учитель (Поводырь, Сознание, Абсолют, высшее Я и прочие известные синонимы Бога) поведет человека только вперед, к преодолению неведения – к просветлению.

Я обозначил слова МАСТЕР, УЧИТЕЛЬ. Что такое мастер? Из профессиональной практики известно – мастер это профессионал, не только накопивший массу знаний и умеющий их пересказать своим ученикам, но умеющий выполнить работу по высшему классу, показав, что в результате получается произведение искусства, а не просто утилитарная вещь. Зачастую мастер даже не может выразить словами, как он делает эту работу; если его попросят сделать еще такую же вещь, у него она не получится, получится что-то лишь подобное. Мастер не может заставить ученика сделать то же самое, но искусство Мастера способно подвигнуть Ученика на создание чего-то, может быть более значительного и выдающегося, чем овладел он сам.

Старые писания говорят, что мастер или учитель –  это внешний учитель, он может помочь только в том, чтобы найти внутреннего учителя. Недаром настоящие Мастера в какой-то момент говорили своему Ученику: ты свободен от учителя, ибо ты превзошел меня.

                О ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРА.
Вспоминается из прочитанного и увиденного.

Однажды в университете некий профессор объяснял своим студентам смысл стихотворения известного поэта. [11]. В конце лекции один из студентов заметил, что профессор пропустил объяснение одного двустишия; профессор признался, что он и сам не понимает этого отрывка, поэтому пообещал выяснить это у автора. При встрече профессора с автором состоялся примерно такой разговор:
- Скажите, маэстро, что означает  эти две строки из Вашего стихотворения?
- Профессор, Вы опоздали. Раньше смысл этих строк знали двое, а теперь только один.

Профессор удивился, если они писали стихи вместе с женой или соавтором, то поэт-то еще присутствует, почему бы не объяснить:
- Маэстро, но ведь вы-то здесь.
- Да, но раньше это знали Бог и я, а теперь знает только один Бог.

Говорят Пикассо очень сердился, когда его спрашивали, что означает его картина.

Мне посчастливилось в Русском музее Санкт Петербурга увидеть подлинник картины Мария Магдолина (Кающаяся Мария Магдолина). Я был потрясен отображением раскаяния, отчаяния, мольбы, доверия к Высшему, запечатленными художником  в облике женщины. Особенно, в её глазах. Что бы я не написал о впечатлениях от увиденного, все будет неверно. Репродукции или описания этого произведения не передают переживание автора.

Мастера, передавая опыт духовного продвижения своим ученикам, не писали книг, существовала практика живого общения. Иногда достаточно было быть в присутствии Мастера. Гаутама Будда, Иисус Христос, Бодхидхарма, Сараха, Рамакришна, Шри Раджниш, Хуэйнен – эти имена известны современному человеку не по книгам, ими написанным, а по книгам, написанным их учениками, или по записям бесед. Как выделить зерно Истины, пережитой самим Мастером, не заблудиться в лабиринте слов? Где спасительная Нить Ариадны в бурном потоке информации?

Что хотел сказать миру Мастер Нестор, возведя храм топором без единого гвоздя, и выбросив свой топор в озеро? Что послал потомкам Леонардо да Винчи в улыбке Моны Лизы? Какое послание зашифровано мудрецами (мастерами духовного искусства) в таких источниках знаний, как Риг Веда, Бхагавад-Гита, Библия, Коран, Алмазная сутра, Белый Лотос, Рубаи Омара Хайяма, Сутры Хуэйнена, Беседы Линьцзы, Голос Безмолвия и других, тому подобных?


2010 – 2012 г.