МА, 2. Человек планеты Земля

Ав Баев-Баёв
               
                ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВЕНО ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, ИЛИ…?

Человек. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.[86].

Человек единственное животное, способное создавать вещи, усиливающие многократно его возможности. Человек снабжен руками, творческим умом и духовностью. Подобного существа такого рода на Земле, да и во Вселенной, пока не обнаружено. Руки человека могут создавать вещи, облагораживающие или разрушающие собственную среду обитания. Однако, творческий  ум не всегда сознает тот факт, что творение его пилит сук, на котором человек сидит. Парадокс! Как не вспомнить слова Иисуса: Господи, прости их, ибо они не ведают, что творят!
 
Теория систем утверждает, что система (читай – планета Земля) обладает определенной устойчивостью, и все звенья её работают на сохранение системы, ибо тем самым они (звенья) сохраняют и себя. Внешнее звено, внедряющееся в систему, имеет выбор из двух: слабое звено будет подчинено системой, сильное звено разрушит систему.

Так что же есть Человек? Где и когда проявится его духовное преимущество?
Вспоминается история государственного масштаба. Случай представился услышать это в конце 80-х годов прошлого века, после катастрофы на Чернобыльской АЭС. На совещании в Госинспекции Минэнерго СССР, её руководитель Сторожук К.С. объяснял необходимость учреждения должности инспекторов по каждому предприятию энергетики, с широкими полномочиями, вне подчинённости руководству предприятий.

К тому времени большая часть оборудования в энергетике исчерпала свой срок службы, что грозило авариями и несчастными случаями с людьми. Было ощущение, что в государстве отсутствовала политическая воля для решения проблем в народном хозяйстве, поэтому в Министерстве вынужденно пошли по пути ужесточения контроля за исполнением норм технической эксплуатации и техники безопасности. Тогда-то на совещании в Москве руководитель Госинспекции и заявил: все проблемы можно решить, есть разные способы их решения, в том числе и доведением проблемы до абсурда. Когда все увидят, что это абсурд – начнут положение исправлять.

Когда мы будем ведать –  что творим, и что заставит нас ведать? Неужели, только на грани абсурда человек задумается о созданном детище рук своих?

***
Человек становится все более влиятельным действующим звеном на планете Земля, физически проявляет свое присутствие вокруг неё, устремляется за пределы Солнечной системы, мысленно путешествует по всей Вселенной, надеясь найти себе подобных. Опасаясь гибели жизни на Земле, подыскивает себе комфортное место в других точках Вселенной.

Научные достижения в исследовании человеческого тела, его поведения в обществе, его физических возможностей в какой-то мере изучены. Наука и техника овладела возможностями вмешиваться в сокровенную сферу индивидуума – в генетический код; демонстрируются случаи насильственного стирания памяти человека – превращение его в манкурта.

"… никакими преимуществами не гордится так человек, как духовными; ведь на них только и основано его преимущество перед животными" (А.Шопенгауэр).
Странно то, что кроме гордости,  свои духовные преимущества человек проявляет весьма скромно. Хуже того, человек имеет слабое  представление о возможностях его духа (сознания).

На взгляд, знания человека о самом себе ограничены рамками материализма. Да и как преодолеть индивиду базовые установки классической науки: а) материализм – научное философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, его независимость его существования от сознания людей и его познаваемость; б) идеализм – философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей, его непознаваемость.

Естественно, человек с раннего возраста стоит перед выбором определиться: из чего он состоит, из материи или духа (сознания). Осмыслить, а тем более подтвердить экспериментами факт, что материя и сознание могут присутствовать в одном существе, трудно. Выбор оказывается за учителями, и дальнейшее формирование личности происходит под влиянием информационного потока окружающей среды.

Веление времени подсказывает, что утверждение о независимости мира от сознания людей весьма сомнительно. Сегодня человек испытывает беспрецедентный стресс, находясь в кризисной ситуации глобального масштаба, которую человечество само же и организовало. Не об этом ли говорится в открытом письме "Московского клуба" под названием "Проблемы глобального кризиса. Этика ответственности и единения – исторический шанс России".

В Письме известные ученые и общественные деятели утверждают, что глобальные кризисные явления сопрягаются с кризисом личности, кризисом сознания: человечество теряет смысл жизни, нравственные ориентиры, внятную цель существования. Можно порадоваться, что наконец-то ученые сформулировали причины кризисных явлений и предложили пути выхода. Дословно: "Настало время решить и фундаментальное расхождение науки, и традиционных религиозных представлений в пользу мировоззрения с безусловным присутствием духовного измерения. Мы обязаны признать этот фактор как основной принцип самого существования Вселенной".

                ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Опыт тысячелетий показывает, что сообщество людей всегда нуждалось в этических нормах, и всегда эти нормы предполагали воспитание в человеке ответственности перед кем-то. Декларируемые этические заповеди Моисея, Христа, Кришны, Будды, морального кодекса строителя коммунизма содержат, безусловно, прекрасные моральные ориентиры для личности. Но почему же, даже самая высокая ответственность перед Всевышним фактически не дала ожидаемых результатов в формировании сознания индивидуума?

Религиозные идеалисты и ученые материалисты, каждые в своих направлениях искали и ищут ответ на этот вопрос. Глобальный кризис подводит сознание человека к пониманию, что человечество в своем развитии довело себя до абсурда.

Формирование мировоззрения с присутствием духовного измерения, видимо, задача не ординарная и содержит множество неизвестных. Во главе задачи явно стоит сознание индивидуума. Дилемма просматривается таким образом: ученым-материалистам предстоит согласиться, что сознание материально, и мир зависит от сознания людей; духовенству же, предстоит осмыслить   религиозные догматы с учетом достижений современной науки и отказаться от эксплуатации человеческого неведения. И тем и другим предстоит расширить знания о человеческом сознании, если они признают, что существование Вселенной зависит от сознания людей.

Сегодня устоялось энциклопедическое понимание, что сознание – есть лишь человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Психология рассматривает лишь бессознательное по З. Фрейду и психоаномальное по медицинским нормам.

Передовая мысль характеризует сознание человека как вселенскую психоинформационную категорию, неотделимую от Универсального информационного психоэнергетического поля Вселенной. В таком аспекте под сознанием индивидуума понимается неразделимая триада: его интуиция (сверхсознание), его интеллект (сознание) и его инстинкт (подсознание).

Последнее согласуется с учениями о разумной Вселенной:
- Л.Н.Толстого – о духовном развитии человека через внутреннее совершенствование.
- В.И. Вернадского – о ноосфере.
- А.А. Ухтомского – о доминанте.
- Н.С. Гумилёва – о пассионарности и механизмах этногенеза в биосфере Земли.
- В.М. Бехтерева – о мозге.
- К.Э. Циолковского – о лучистом человеке.
 
Для формирования мировоззрения с присутствием духовного измерения, всем придется научиться говорить на одном языке. Устойчивая этика ответственности человека может быть сформирована, прежде всего, на твердой почве внутренней потребности индивида, а не на страхе ответственности перед всевышними силами.

Придется искать философский камень в познании самого себя. Здесь, в тексте, не обойтись без цитирования древних мудрецов, посылавших нам свои открытия по этому поводу [46. Д.В. Кандыба. Тайные возможности человека. (Мистические учителя Иисуса)]:

Орфей (Около 30 тыс. лет назад): «Погрузись в свою собственную глубину, прежде чем подниматься  к Началу всех вещей, к великой Триаде, которая пылает в непорочном Эфире».

Гермес (IV тыс. до н.э.): «Ни одна из наших мыслей не может понять Бога. То, что бестелесно, не видимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами; то, что вечно, не может быть измерено временем, следовательно, Бог невыразим».

Метод Пифагора (599 г. до н.э.) – это научная религия, это способ посвящения простых людей, попытка создать новый вид государственного и социального устройства, основанного на всеобщей духовности и культуре. Пифагор не начинал  учить своих учеников, пока те не осваивали искусство медитации.  Медитация считалась матерью искусства размышлять.

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.[86].

Увы, о мировоззрении с присутствием духовного измерения, тем более о научной религии, в научных и религиозных учебниках сегодня умалчивается.

2005 – 2012 г.