Номадизм ХХI века

Юрий Шпилькин
Казалось бы принятый в мае 2013 года закон, разрешающий во Франции однополые браки – это еще один шаг в борьбе за права "человеков" убогих, обиженных судьбой инвалидов. Но это последовательное выполнение предначертаний Жака Аттали, первого советника экс–президента Миттерана, советника Саркози  и нынешнего президента Франции.

Понятие номады в социально образующем смысле впервые употребили один из самых крупных современных французских философов Жиль Делез, в соавторстве с психоаналитиком Феликсом Гваттари в книге «Капитализм и шизофрения». В главе «Война и Мир», завершающей частью произведения, они пытались обосновать понятия номадизм, ризома, рассеяние, эксцентричность и другие.  Ризома — метафора модернистского ряда, сетевидная структура, не имеющая центра и растущая вширь (примером может служить грибница, прорастающая в любом месте), давшая название книге Делеза 1976 года. На место экологической метафоры можно подставить этнографическую, и тогда корень будет представлять оседлую, а ризома — кочевую культуру. Результат этой подстановки — явился «Трактат о номадологии», вошедший во второй том “Капитализма и шизофрении” (1980) [1].

Одной их таких идей, повлиявших на авторов «Шизофрении» несомненно, была теория выдающегося французского ученого Жоржа Дюмезиля о трехчастной социальной структуре индоевропейцев. Ж. Дюмезиль в своих исследованиях сумел превратить  отдельные, подчас меткие и интересные наблюдения своих предшественников в стройную и, на первый взгляд, хорошо обоснованную концепцию об изначальном троичном социальном делении древних кочевых обществ не только индоиранцев, но и практически всех индоевропейцев. Дюмезиль пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия — жреческое (брахманы), воинское (кшатрии) и земледельческое (вайшьи). Согласно теории Дюмезиля, протоарии имели трехчленную социальную стратификацию, ведя кочевой, номадийский образ жизни. Теория Дюмезиля о триаде божеств, предполагала наличие трех варн: брахманов, кшатриев и вайшьев утверждалась с переменным успехом.

В теории Дюмезиля авторов «Войны и Мира» привлекло то, что в индоевропейской  мифологии «политическое господство, или власть, имеет два обличья: вождь-кудесник и жрец-судья. Раджа и Брахман, Ромул и Нума, Варуна и Митра, деспот и законодатель. В своей книге они сравнивают войну с игрой в шахматы и в го. Шахматы – это война оседлого общества, а го – война, которую ведут номады-кочевники. Война го - война без линии фронта, без прямых столкновений, без тылов и до определенного момента без сражений — это партизанская война го: чистая стратегия, тогда как шахматы — это семиология. Воины-номады могут появиться в самом неожиданном месте как «скрытый стебель» может развиваться куда угодно и принимать любые конфигурации, ибо ризома абсолютно нелинейна: «мир потерял свой стержень». И главным предметом их нападок была идеология государства и государственности, ибо государство оседлого общества рассматривалось ими исключительно как институт духовного подавления, как институт власти, который с помощью своих аппаратов воздействует на человека, добиваясь его подчинения. Авторы вводят целый ряд новых понятий как “машины желания”, “тело без органов”, “шизопотоки” — это реальности общественного производства, а также понятия компарс и диспарс. Если первое – это обозначение правового поля, а диспарс – принцип, гладкое пространство  кочевников которое воспринимается скорее тактильно, чем визуально. Кочевник, очевидно, движется, но движется сидя; он сидит всегда, когда движется (бедуин в галопе сидит, подвернув под себя ступни ног). Неподвижность и скорость, оцепенение и порывистость, “стационарный процесс”, неподвижность как процесс — эти черты в полной мере характеризуют  кочевника.

Современный французский футуролог Жак Аттали в книге «На пороге нового тысячелетия» рассматривает эволюцию планетарного общества в ближайшую четверть века, его экономическую, политическую, социальную и идеологическую организации. По мнению Жака Аттали, демократия — это наилучшая политическая система, торговый строй — двигатель прогресса, всемогущество денег — самый справедливый порядок правления. Согласно Аттали, глобализация порождает новую кочевую элиту – номадию, которая  необходимо должна быть оторвана от своих национальных корней и которая  создаст новый социальный порядок - номадизм. Вместе с тем, общество будущего далеко от утопии. Нищета здесь по-прежнему будет сочетаться с богатством, только уже в глобальном масштабе. Но, пожалуй, самое зловещее в предсказаниях футуролога – это исчезновение институтов государства и разрушение семьи [2]. Победители и проигравшие в наступающем мировом порядке – «богатые номады» и толпы народов, целые страны, загнанные в узы беспросветной и безвыходной бедности.
Литература
1. Делез Ж. Трактат о номадологии: Машина войны. //  http:// philosophy/delez/6/j49.html
2. Жак Аттали. На пороге нового тысячелетия. М., "Международные отношения' 1993.