Тропинка понимания. Шаг двенадцатый

Борис Полосухин
   Уважаемый читатель! Если точка зрения палингенезии (реоригинации) так тобой и не понята, ну, что тогда остается? Еще раз-другой пройти по нашей тропинке, может быть, почитать упомянутую на предыдущих шагах литературу. Если же понята, но не принята, здесь я бессилен: каждый остается при своем мнении – для одних эта точка зрения видится истинной, для других заблуждением.


   Поэтому есть предложение двигаться дальше. И прежде всего сосредоточить свое внимание на таком понятии, как «страх смерти». Не слишком ли я «круто» взял? Я достаточно долго размышлял – нужно ли здесь, на наших коротких переходах от одной точки к другой упоминать о таком неприятном чувстве. Решил, что нужно. Трудно не согласиться, что основной пафос произведения немецкого философа направлен на преодоление этого страха.


   Как-то в одной не очень выразительной статье в интернете мне попалась на глаза фраза: «Ученые давно признали: культура, цивилизация возникли на страхе перед смертью». Может быть, на самом деле и так, но фраза с точки зрения логики написана неосторожно. Получается, если бы страха перед смертью не было бы, то культура могла не возникнуть, что ли?


   В своей, упомянутой нами ранее работе, Шопенгауэр написал: «Величайшее из зол, худшее из всего, что только может грозить ему [человеку – Б.П.], это смерть, величайший страх - это страх смерти». Не будем здесь «разглагольствовать» по поводу: откуда этот страх, как он проявляется, к чему он приводит, или может привести. Все это очень индивидуально, у каждого человека проявляется по своему. Бесспорно одно – страх смерти мешает человеку нормально жить.


   Вся работа философа «Смерть и ее отношение к неуничтожимости нашего существа» в конце концов служит одной цели – перебороть в сознании человека этот страх, изжить его из человеческого существа. На протяжении многих страниц своей работы Шопенгауэр приводит достаточно много доводов, подрывающих основу для этого страха. Я «озвучу» здесь лишь одну цитату, подтверждающую справедливость сказанного. «Ибо неопровержимо верно, что небытие после смерти не может быть отлично от небытия перед рождением и, следовательно, не более горестно. Целая бесконечность прошла уже, а нас еще не было, - и это нас вовсе не печалит. Но то, что после мимолетного интермеццо какого-то эфемерного бытия должна последовать вторая бесконечность, в которой нас уже не будет, - это в наших глазах жестоко, прямо невыносимо».


   Читатель понимает, что наша прогулка (для одних), и напряженное продирание сквозь дебри непонимания (для других), естественно, преследует ту же самую цель, но помимо преодоления страха смерти (все-таки это интимный, индивидуальный процесс, и мне было бы неправильно «раздавать» здесь какие-либо рекомендации), я попытаюсь ознакомить читателя и с другими целями, которые могли бы последовать в результате перехода на точку зрению палингенезии и принятия ее в качестве истинной.


   Шагаем дальше, до скорого.