Церковно-приходские школы в Опоково и Велино Юхн

Маргарита Бирюкова
Уставом 1804 г.  в России были учреждены приходские училища как одноклассные школы при церковных приходах; в 1864 г. они были переданы в ведение Синода и получили название церковно-приходских школ. В середине 1860-х гг. в России насчитывалось 21420 церковно-приходских школ. В журнале «Смоленские епархиальные ведомости» сообщалось -  «При городских и сельских приходских церквах (Смоленской епархии) к концу в 1864 г. было 722 поселянских училища, из сих училищ: А) 38 устроены палатою Государственных Имуществ; Б) 3 - с дозволения Училищной Дирекции Министерства Народного Просвещения, в домах священно- и церковнослужителей, а В) остальные 691 - в селениях временнообязанных крестьян и при церквах» [72]. Т.о., училища были устроены при большинстве церквей Смоленской епархии, где в 1865 г. насчитывалось 816 церквей, часовен и молитвенных домов [82]. «В 1869 году некоторые законоучители и наставники как городских, так и сельских училищ усердно занимались исполнением своих обязанностей. Священники и причетники 11 сел Юхновского у., в их числе пономарь села Опокова Михаил Кудрявцев, обучали детей безвозмездно. Всем им была объявлена признательность Губернского училищного Совета «за усердие и труд к делу народного образования», о чем напечатано  в местных губернских и епархиальных ведомостях [10].
В 1870-е годы многие церковные училища перешли в ведение земств. С 1880-х гг. правительство и церковь стали усиленно насаждать церковно-приходские школы как наиболее благонадёжные [81].
13 июня 1884 г. Императором Александром III были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», согласно которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные) школы  под высшим управлением Св. Синода.  Местное управление поручалось архиерею и епархиальному училищному совету из духовных и светских лиц.
В Юхновском у. в 1883 г. было 22 школы грамотности и не было ни одной церковно-приходской школы [9]. В 1886-1887 г.г. в Юхновском у.  в соотвествии с новыми правилами были открыты первые три одноклассные церковно-приходские школы: в с. Дубровна и в селах-соседях Опоково и Велино, расположенных на берегу Угры.  В «Смоленских епархиальных ведомостях» в 1888 г. писали: «Минувший год был годом организации прежде существовавших школ и постепенного открытия школ вновь. Всех церковно-приходских школ к началу отчетного года состояло 66. В отчетном году открыто 15 церковно-приходских школ, в т.ч. в Юхновском  уезде – в селах Дубровне, Опокове, Велине. Итого в ведении Совета Братства в настоящее время состоит 81 школа, в т.ч. в Юхновском уезде – 3» [39].
К концу 1888 г. в Юхновском уезде было уже 5 Ц.-п.ш., в которых обучалось 180 детей. До 1917 г. число церковно-приходских школ в Юхновском у. и число учащихся в них неуклонно росло.
Год-Церк-прих.школ-Школ грамоты-Начальных народных училищ др.ведомств-Источник,ссылка
1883 г.- нет - 22 - ? - [9]
1885 г. - нет - 23 - ? - [11]
1886-1887 - 3 - ? - ? - [39]
1888 г. - 5 - 49 - ? - [38]
1889 г. - 5 - 38 - ? -  [16]
1892 г. - 7 - 32 - 40 - [2]
1893 г. - 8 - 33 - 40 - [19]
1894 г. - 8 - 29 - 41 - [41]
1895-96 - 10 - ? - ? -
1896-97 - 10 - [21]
1903-04 - 18 - [25]
1904-05 - 18 -
1905-06 - 18 - 46 - [3, 28]
1907-08 - 20 - 38 - [4]
1909 г. - 20 - 41 - [73]
1910-11 - 40 - [6]
1911-12 - 42 - 8 - [75]
1912 г. - 42 - 5 - [7]
1912-13 - 42 - 5 -
1914 г. - 41 - 4 - [40]
1914-1915 - 39 - 4 - [42]

Изначально Велинская школа размещалась в церковном доме (сторожке), Опоковская и Дубровнинская школы - в домах, устроенных на средства попечителей и прихожан. Размер вознаграждения учащим церковно-приходских школ епархии в 1888 г. составлял от 240 до 30 руб. в год [38]. Учились в церковных школах, в основном, дети крестьян и только незначительная часть из других сословий, почти все они были вероисповедания православного. Большинство школ в епархии было смешанных – для мальчиков и девочек вместе [16]. Обучение велось согласно программе для церковно-приходских школ, изданной Святейшим Синодом [19]. В 1897 г.  в Велинской  школе обучалось - 38, в Дубровнинской – 70 и в Опоковской – 46 детей [21].
В начале 1890-х г.г. в Юхновском уезде было 78-81 начальных школ, одна школа приходилась на 3 кв. версты. В 1891 г. не было школ в 6-ти приходах Юхновского у. (из 47-ми), к концу года 1893 г. в 3-х приходах. Отсутствие школ объяснялось бедностью и малочисленностью прихожан, разбросанностью приходов. Без обучения в Юхновском у. оставались 11 тысяч из 19 тысяч детей школьного возраста [41], [2], [19]. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., по грамотности Юхновский уезд находился на 5-ом месте среди 12-ти уездов Смоленской губернии, грамотных здесь было 19,4 % населения [86].
Средствами содержания церковно-приходских школ Смоленской епархии, в основном, были различные пособия: от Св. Синода, от городских и земских управ, от уездных Училищных Советов, от монастырей, церквей и попечительств, от созданного в епархии Братства Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца, взносы крестьянских обществ, а также взносы и личный труд частных лиц -  священно-церковнослужителей и попечителей [38], от земств, от волостных и сельских обществ, от частных лиц. Неоднократно выделялись крупные суммы из Государственной казны «на воспособление церковно-приходским и народным училищам, находящимся в ведении Святейшего Синода» [29].
В 1885 г. духовенством Смоленской епархии было основано Братство Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца, основной целью которого были поддержание и развитие церковно-приходских школ, позже Братство стало заниматься и миссионерской деятельностью [2]. С 1888 г. были открыты уездные отделения Братства. Председателем Юхновского отделения Братства стал, и на протяжении многих лет оставался, соборный протоиерей г. Юхнова Павел Заболотский. [2], [16], [23], [19], [38, с. 11 отчета]. «В годичном собрании своем 19 ноября 1891 г. Юхновское отделение Авраамиевского братства постановило и Его Преосвященство утвердил: внести в список действительных членов Отделения Братства настоятелей всех сельских приходов Юхновского уезда [17, с. 122].  И Опоковские, и Велинский священники были членами Аврамиевского братства.
В отчете за 1889 г. о деятельности Братства есть такие строки: «Совет Братства находит нужным сказать следующее: …любовь к школе и стремление к учению особенно сильно развито и заметно в уездах: Рославльском, Сычевском и Юхновском» [16, с. 44 отчета].  Читая такие слова, нельзя не испытывать гордость за своих земляков!
В 1893 г. сообщалось: «Местное население… относится к Ц.-п.ш. весьма сочувственно, охотно отдает своих детей в школы, но часто тяготится содержать Ц-п.ш. вследствие своей бедности… Между тем, школы не обладают надлежащими средствами. Но при всем том духовенство Смоленской епархии изыскивает всевозможные средства для поддержания и дальнейшего распространения просвещения и располагает и отдельные учреждения и частных благотворителей вносить посильную лепту на это важное дело» [19].
В 1894г. в отчете Юхновского отделения говорилось: «Необходимость и польза грамотности глубоко сознаются Юхновским крестьянином, этим постоянным скитальцем по всем окраинам своего отечества, изыскивающим себе необходимые жизненные средства в заработках на стороне, т.к. мать кормилица его земля слишком бедна своими средствами, чтобы обеспечить его хотя бы в самых крайних его нуждах. И если тот же крестьянин, при сознании пользы грамотности, неохотно дает средства на школы, а иногда и упорно отказывается в некоторых случаях платить денежные повинности на школы, то ничем иным нельзя объяснить такого странного и, по-видимому, противоречивого явления, как или крайней бедностью, пред которою падают все высшие духовные интересы, или тем взглядом его на вещи, что он уже или платил на одну школу, например, земскую, - зачем же ему платить и на другую? – или зачем же ему платить на школу, когда дети его не могут пользоваться благами это школы, вследствие ее отдаленности» [19].
В 1895-96 уч.г. Совет Юхновского Отделения Братства старался уравнять учащих в Ц.-п.ш. в получении ими вознаграждения за их учебные труды так, чтобы годового содержания учителю приходилось не менее 175 р. в год, и о.о. законоучителям каждому по 25 р. Учебными пособиями и учебниками все школы пользовались от Совета Братства и Совета Юхновского отделения [68]. В 1900 г. Совет Братства установил строго-определенный размер годового жалованья для учащих одноклассных Ц.-п.ш. - от 60 до 240 руб.в год (в зависимости от уровня образования учителя) [71].
В 1908 году в Смоленске была создана земская школьная сеть, в которую в 1911-1912 уч.г. вошли  36-ю школ Юхновского у. К 1917 г. все церковные школы Юхновского уезда были сетевые и пользовались дополнительным кредитом [66]. В сетевых школах условия работы были лучше, а жалование  учащих - больше, чем в несетевых, это способствовало «большей устойчивости школьного персонала и качественному улучшению его, а чрез это и возвышению учебно-воспитательных успехов школ» [75]. В 1915-16 уч.г. в сетевых церковных школах учащие получали по 360 руб. в год, а законоучители по 30 р. за комплект [61]. Нормой считалось 50 детей 8-11 –летнего возраста на комплект. В 1917 г. писали: «Многие сетевые церковные школы епархии нуждаются в открытии при них дополнительных комплектов. Значительная разница в числе преподавательских и школьных комплектов наблюдается почти во всех уездах. В Юхновском у. преподавательских комплектов было – 69, а школьных – только 49» [85].
К январю 1917 г. в Смоленской епархии было 525 церковных школ, в т.ч. в Юхновском уезде – 45, из них: 4 школы грамоты, 39 одноклассных школ, 2 двухклассных школы.
Изначально срок обучения в церковно-приходских школах составлял  2 года. В день было 4-5 уроков. В 1887 г. было опубликовано «Еженедельное расписание уроков в одноклассной церковно-приходской школе»:
Предмет - 1-й год обучения - 2-й год обучения
Закон Божий - 7 - 7
Церковное пение - 2 - 2
Церковнославянская грамота - 4 - 4
Русский язык - 7 - 7
Счисление - 6 - 6
Чистописание - 3 - 2
В качестве учебных пособий в церковно-приходских школах использовались: Славяно-русская азбука, «Букварь» издания Св. Синода, «Азбука правописания» Тихомирова, «Молитвослов», «Пространный катехизис», «Священная история Ветхого и Нового Завета», «Краткая история Православной церкви», «Обиход нотного пения», «Литургия Иоанна Златоуста», «Учебная псалтирь», «Учебный часослов», «Св. Евангелие на славянском языке» и мн.др. Каждый год добавлялись новые учебные пособия.
24 декабря 1898 г. было издано Высочайшее повеление «Об установлении в одноклассных церковно-приходских школах 3-х-летнего курса обучения, вместо двухлетнего» [20]. Позже во многих школах Смоленской епархии был введен 4-х годичный курс обучения. В 1916 г. в  Юхновском у. было 13 школ с 4-х годичным курсом [64].
Утром занятия начинались в 8 часов, а зимою в 8-30; обед делался после 3-го урока; после обеда делалось еще 2 урока. Оканчивались уроки в 2-3 ч. дня. В субботу отпускались ученики на час раньше. Перемены продолжались по 10 мин., а большая перемена, во время которой учащиеся обедали – 40-30 минут [61]. В начале 1900-х годов во многих школах дополнительно преподавалось рукоделие. Для занятий рукоделием Епархиальным Училищным Советом в 1902 г. была выработана особая программа, по которой велось преподавание [66], [80]. В большинстве школ Юхновского у. (в т.ч. в Велинской и Опоковской) велись дополнительные бесплатные занятия рукоделием, в основном, шитьем, вышиванием и вязанием - на большой перемене или после уроков (2-3 часа в неделю).
Посещение храма и молитва.
В каждой церковной школе молитва была обязательна для всех учащихся, совершалась она по утрам, а в школах с общежитиями и по вечерам. Обязательным правилом для каждого учащегося в церковной школе являлось посещение храма в воскресные и праздничные дни [61]. Общая  утренняя молитва совершалась под наблюдением учителя и, по большей части, в присутствии законоучителя. Молитвы читались учениками старшей группы – по назначению учителя, некоторые же из молитв пелись. Многие ученики принимали участие в чтении и пении на клиросе, а также прислуживали в алтаре. Во все дни Великого Поста все ученики говели, исповедовались и приобщались Святых Тайн, в некоторых же школах 2 раза [19].
В 1898 г. на заседаниях Чрезвычайного Собрания Училищного Совета при Св. Синоде был принят ряд важных решений по церковно-школьным вопросам, в т.ч. постановлено: физические наказания, в том числе стояние на коленях, воспретить; продолжительность учебного года установить в 8 месяцев, допуская сокращение этого срока до 7-ми месяцев лишь в исключительных случаях; продолжительность курса в одноклассных Ц.-п.ш. установлена в 3 года; рекомендовано не принимать в школу детей моложе 8-9 лет. Также были принят ряд мер по улучшению материального положения учителей и школ. Средний размер вознаграждения учителю с образованием двухклассной и второклассной ЦПШ определен в 120 рублей в год [59]. По сведениям 1913 г.: «дисциплинарные методы взыскания за шалости и более крупные проступки учеников во всех Ц.-п.ш. практиковались одни и те же: замечание, выговор провинившемуся ученику, стояние на ногах за скамьей, в углу, лишение права принимать участие в детских играх во время перемен, сообщение родителям о неисправности и лености их детей» [19].
Учителя и законоучителя.
Законоучителями в церковных школах, как правило, были приходские священники, получившие  полное богословское образование; они же состояли заведующими местными школами. Преподавание Закона Божия они  считали своею прямою обязанностью, как пастырей церкви, и почти везде исполняли это без всякого вознаграждения (1890-е г.г.) [42], [19]. Учащими в одноклассных школах епархии состояли, в основном, светские лица. И если в 1890-х г.г. менее половины из них имели среднее или педагогическое образование, то с каждым годом уровень образования учащих неуклонно повышался [42]. В ежегодных отчетах о состоянии церковных школ Смоленской епархии всегда сообщалось, что обучение в них «велось в целом весьма удовлетворительно; деятельность большинства учащих лиц заслуживала похвалы за добросовестное и умелое отношение к своим обязанностям». Кроме обучения, «учителя обращали внимание на воспитание в детях нравственных понятий и внешней порядочности. Столь же заботливое внимание обращалось на приучение детей к трудолюбию, правдивости, скромности и общей порядочности. Вообще учащие в церковно-приходских школах, несмотря на скудное вознаграждение, не жалели своих сил на распространение просвещения среди темной массы крестьянского населения» [19], [3].
К 1917 г. основная часть учителей Ц.-п.ш. имела учительское звание одноклассной школы и среднее образование.
Наблюдатели за церковными школами.
Постоянное наблюдение и непосредственное руководство церковными школами принадлежало особой инспекции, которую составляли: Епархиальный наблюдатель и Юхновский уездный наблюдатель. Деятельность инспекции состояла в обозрении школ и заботах о развитии школьного дела [58]. Так, в 1906-07 уч.г. уездный наблюдатель Юхновский осмотрел 9 (из 16) одноклассных школ (в т.ч. Велинскую и Опоковскую) и 35 школ грамотности [55]. В 1913-14 уч.г. в Юхновском уезде: Велинская, Ивановская Велинского прихода, Опоковская, Устиновская одноклассные школы и некоторые другие остались не осмотрены Юхновским наблюдателем, как не были осмотрены, и в прошлом году. Почему он не посетил их хотя бы во время экзаменов, и участвовал ли в производстве экзаменов, - в отчете не имеется сведений [56]. 
Льготы выпускникам церковных школ
В 1917 г. сообщалось: «В %-ном отношении к общему числу учащихся в начальных церковных школах Смоленской епархии число окончивших в отчетном году дает школе 8 %... Школьник постепенно делается привилегированным членом крестьянской семьи. Плохо лишь понимают крестьяне обязательность и необходимость окончания детьми полного школьного курса… В школьной жизни  заурядным сделалось явление: первое и второе отделение полны, сравнительно аккуратно посещаются учениками, а третье, и в особенности – четвертое – пустуют. Бороться с этим печальным явлением почти не возможно при современных условиях школьной жизни» [61], [66].
Одноклассные Ц.-п.ш. являлись учебными заведениями IV разряда. Согласно «Уставу о воинской повинности 1 января 1874 года», общий срок службы в сухопутных войсках (для мирного времени) составлял 15 лет, из них 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе. Согласно п.4 ст. 56. для лиц, имеющих свидетельство о знании курса начальных народных училищ, определенного уставом 14-го Июля 1864 года, или курса других учебных заведений IV разряда, срок  действительной службы сокращался до 4-х лет (и в запасе 11) лет при отбывании ими воинской повинности по жеребью [69]. Эта льгота была большим стимулом для крестьянских мальчиков к тому, чтобы закончить полный курс церковной школы. Свидетельства о знании курса учебных заведений IV разряда выдавались уездными училищными советами, на основании особых правил, составленных Министерством Народного Просвещения по согласованию с Военным Министерством и с IV Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
Церковное пение в школе. В 1880-90-е г.г. в Юхновском уезде ученики всех церковных школ приучались к пению в храмах под руководством псаломщиков [50, с. 58 отчета]. В большинстве школ обучались пению с голоса, но в некоторых школах знакомились и с нотным пением [19]. В начале 1900-х г.г. во многих школах епархии, в т.ч. в Опоковской, церковное пение не преподавалось вовсе [4], [5, с. 297]. Стали преподавать его в  Опокове снова в 1910-1911 уч.г., в Велино – на год раньше  [5, с. 297], [6]. А с 1912 г. в Опоковской школе уже был организованный хор  (всего в Юхновском у. было  3 школьных хора  в этом году) [35]. В 1914 школьные хоры были в 9-ти, а в 1915 г. - в 16-ти школах Юхновского у., в т.ч. Велинской и Опоковской. Во многих школах не только стройно пели простейшие церковные молитвы, но и осмогласия [64], [66]. В 1914 г. сообщалось: «Значительные успехи оказали школы и в области церковного пения. Большей частью ученики пели молитвы, одни или с присоединением песнопений всенощного бдения и литургии, тропарей праздничных и воскресных, гласовых напевов и немного знакомились с нотами». Обычно руководителями хоров были штатные учителя и учительницы, и трудились они бесплатно.
Земельные участки при школах. 12 мая 1897 г. вышел закон, в силу которого все сельские церковные школы получили право на надел от казны земельными участками в размере до 3-х десятин на школу  [21, c. 46]. В 1916 г. Юхновском у. при 12-ти школах были земельные участки размером до 1,5 дес., но в Опоковской и Велинской – не было. Лишь в немногих школах велось относительно правильное хозяйство, т.к. средств на должную подготовку с.-х. дела при школе и учащих со специальной подготовкой в епархии не было [64], [66].
Посещаемость школ учениками.
Учебный год обычно начинался в сентябре, но обычно «на первое время ученики собирались медленно и ходили неисправно. Причиною этого было иногда участие детей в полевых работах, а больше -  традиционный взгляд населения на школу. Юхновский наблюдатель писал: «Очень трудно настаивать на посещении школы в сентябре: сами по себе дети не прочь бы начать занятия 1 сентября, но родители удерживают их из-за неуборки полевых работ» [35]. В 1896 г. было издано распоряжение Епархиального Училищного Совета, чтобы занятия в школах начинались непременно не позже 2-го октября каждого учебного года [65]. Оканчивались занятия в школах между началом апреля и началом мая.  Часто не все школы занимались с полным составом учеников, т.к. крестьяне удерживали своих детей дома для каких-либо работ по хозяйству. Количество учебных дней в году колебалось от 140-160 дней [42, с. 426], [64, 66].
Народные чтения. Во многих церковно-приходских школах епархии по праздникам устраивали вечерние народные чтения. Темы чтений были «религиозно-нравственного, исторического, научного, бытового и беллетристического характера». Лекторами были о.о. заведующие, учителя школ, иногда их помощники. Часто чтения сопровождались пением школьных хоров и «демонстрацией световых картина при помощи волшебных фонарей, отпускаемых вместе с брошюрами Комитетами Попечительств о народной трезвости, иногда и собственных школьных». Однако сообщений о чтениях  в школах сел Опоково и Велино не много [51].
В 1911-12 г. внебогослужебные чтения велись при Велинской школе (5 чт.).  В 1912 г. в юбилейные дни, посвященные памяти М.В. Ломоносова и патр. Гермогена, устроены были особые чтения почти во всех школах [77]. 26 мая 1899 г. во всех церковных школах были устроены собрания и чтения в память 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина, а в храмах была совершена панихида по покойном поэте [90].В 1912-13 уч.г. во всех школах епархии устроены были юбилейные чтения в память Отечественной войны и 300-летнего юбилей Дома Романовых [78]. В 1915-16 г. «народные чтения устраивались при многих церковных школах епархии, и при некоторых из них велись довольно усердно (в Велинской – 30 чтений). Пользу этих чтений отрицать нельзя. Крестьяне охотно идут послушать хорошую книгу и в отдельных случаях стремятся даже отблагодарить чем-нибудь за это школу. Народных библиотек и читален при церковных школах епархии нет ни одной» [60, c. 153].
Школьные библиотеки. Снабжение учебниками и письменными принадлежностями.
В 1893-94 г. библиотеки имелись при всех церковно-приходских школах епархии, они состояли преимущественно из учебников. Школы были снабжены книгами сравнительно достаточно [50, с. 22, 58 отчета], [19]. На собственные деньги крестьяне покупали учебные и письменные принадлежности для обучения в Ц.-п.ш. неохотно, т.к. ученики земских школ снабжались учебниками и учебными пособиями бесплатно, на эти цели Юхновская Земская Управа затрачивала ежегодно по 800-1000 руб. [52].  По сведениям за 1904-05 уч.г.: «Благодаря ежегодным пополнениям школьных библиотек   (в последнее время на 10000 руб. ежегодно), в учебных книгах недостатка не ощущалось. Письменные принадлежности приобретались на церковные и школьные средства, иногда, на средства попечителей или покупались самими учениками. Большею частью в школах практиковалась бесплатная выдача их – всем ученикам одинаково или только беднейшим [53]. В 1906 г. - в общем, школы не терпели недостатка в книгах. Наряду с учебниками школы получали руководства и пособия для учителей и книги для внеклассного чтения… Но наглядных пособий по-прежнему мало. Читальные библиотеки состояли преимущественно из книг, рассчитанные на более или менее образованных читателей,  детская же литература по-прежнему бедна… Письменные принадлежности большею частью покупали  сами учащиеся [54].
В годы Первой Мировой войны ситуация ухудшилась. «В отношении снабжения учебниками 1915-16 г. год был очень бедный. Приходилось пользоваться уже вышедшими из употребления, а иногда ветхими и исключенными из списков учебниками. Еще беднее дело обстояло с письменными принадлежностями. В Юхновском у. бесплатных письменных принадлежностей не выдавали.  Школьные библиотеки при всех церковных школах очень бедны по количеству книг (богатыми считались, где можно насчитать до 300 нумеров книг) [61].
Школьные праздники. По окончании учебного года в школах епархии иногда устраивались местные скромные праздники, приуроченные к 11 мая (день свв. Кирилла и Мефодия) [58], [53]. По поводу празднования храмовых праздников в 1892 г. Св. Синод дал следующие указания: ограничить празднование храмовых праздников в Ц.-п.ш. 2-мя днями; в день праздника непосредственно после Божественной Литургии установить служение молебствия в здании Ц.-п.ш. пред иконою праздника, в присутствии учителя и всех учащихся в школе; после обеда в 1-й день праздника все учащиеся должны быть собраны в школу, где им предлагается учителем назидательное чтение, сопровождающееся  хоровым пением церковных песнопений, а затем детям раздаются гостинцы или книжки от попечителей или заведующих школой; на 2-й день храмового праздника воспитанники освобождаются от учебных занятий до обеда, а после обеда собираются в школу и проводят время в чтении и пении, а затем в детских играх на открытом воздухе, по руководством учителя [89].

Опоковская церковно-приходская школа
Строительство в Опокове церковно-приходской школы преследовало не только образовательную, но и миссионерскую цель, т.к. в дер. Устиновке прихода с. Опокова издавна проживали старообрядцы беспоповцы-федосеевцы безбрачного толка. Церковное руководство в целях борьбы с расколом в первую очередь старалось устраивать церковно-приходские школы именно в тех селах, в приходах которых проживали раскольники-старообрядцы. Так,  в Юхновском у. были организованы церковно-приходские школы в селах Федоткове, Рубихине, Побитом и деревнях Красной и Пречистой, где также проживали старообрядцы [21], [102].
В 1897 г. в Опоковской школе было 46 чел. учащихся. В 1895 г.в приходе с. Опокова была  открыта Устиновская школа грамотности (в д. Устиновке), заведующий - законоучитель священник с.Опокова Александр Величко, учитель  Павел Прозоровский, учащихся в 1897 г. было 12 человек [21].
Законоучителя и заведующие Опоковской школы:
1) священник с. Опокова Георгий Пляшкевич (1887-1891) [1], [45]
2) Священник с. Опокова Владимир Дьяконов  (1891 - 1895 г.г.) [17, с. 122],  [47]
3) Священник с. Опокова Александр Величко (1895 – 1912) [83]
4) Священник с. Опокова Александр Соколов (1912-1914) [83]
5) Священник с. Опокова Димитрий Зезюлинский (1914 -?) [83]
Учителя и учительницы Опоковской школы:
1) псаломщик Михаил Кудрявцев (с 1 февраля 1887 г.); в 1889 году ко дню Св. Пасхи он был награжден благословением Святейшего Синода и грамотой за службу по духовному ведомству [1], [37], 26 апреля 1902 г. псаломщик с. Опокова Михаил Кудрявцев награжден за 50-летнюю (!) службу золотой медалью, с надписью «За усердие», для ношения на шее на Аннинской ленте, в этом же году он скончался [83]. В 1886-87 г.г. Совет Братства из Братских средств выдал пособие на содержание Опоковской Ц.-п.ш.- 50 руб., и вознаграждение законоучителю Опоковской школы священнику Пляшкевичу – 25 р. и учителю той же школы псаломщику Кудрявцеву – 10 руб. [39],
2) окончившая курс Смоленского Епархиального женского училища Анна Розова (с 30 сентября 1888 г. по 18 декабря 1891 г.); в 1891 г. перешла работать в одну из земских школ [36], [17, с. 129],
3) имеющая звание сельской учительницы Лариса Кузнецова (с 18 декабря 1891 г. по 13 декабря 1894 г.); в 1894 г. уволена согласно прошению [17, с. 129], [29,с. 59],
4) бывшая учительница Кисловской церковно-приходской школы, Сычевского уезда, Мария Мясоедова (с 11 января 1895 г.) [28],
5) бывшая учительница Ивановской, Рославльского у., школы София Смирнова (с 16 января 1897 г.). За отлично-усердную и полезную службу ей было преподано Архипастырское благословение в 1898 г., а к 6 числу декабря 1901 года за заслуги по духовному ведомству учительница Опоковской церковно-приходской школы  София Смирнова была Всемилостивейше пожалована медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте [22], [24], [43],
6) учительница Вера Оглоблина названа в 1903-04 г. в числе учителей, заявивших себя «особенным усердием по преподаванию, заботливостью о воспитании детей и общем благоустройстве школ» [26]; в 1905-06 уч.г. и 1907-08 уч.г. снова отмечена в числе учителей, заявивших себя «наибольшим усердием и успехами по преподаванию и заботливостью о школе» [32], [33], [44]. В 1907-08 уч.г. названа в числе учителей, «заявивших себя наибольшей исполнительностью, усердием и успехами в преподавании» [4].  23 августа  1913 г. Его Преосвященством было  преподано Архипастырское благословение с выдачею узаконенного свидетельства Вере Оглоблиной, учительнице  Подсосонской церковно-приходской школы за усердие и успешное исполнение учительских обязанностей (Подсосонки – большое село в Юхновском у., с 2-мя причтами)  [8].
7) помощница учителя Опоковской школы Мария Иилгус отмечена среди лучших учащих по Юхновскому уезду в 1904-1905 уч. году  [27].
По отчету за 1894 г. все законоучителя и учащие в церковно-приходских школах Юхновского уезда относились к своим обязанностям добросовестно и с полным усердием. [50, с. 22 отчета].
Опоковская школа была названа среди лучших школ по постановке учебно-воспитательного дела в Юхновском у. в 1905-06 г. и 1909-10 уч.г.   [3, с. 260], [5], [46].
Попечители Опоковской церковно-приходской школы
 «Резолюциею Его Преосвященства, от 1 декабря 1893 г. за № 226, последовавшею на журнале Юхновского Отделения Смоленского Авраамиевского Братства на 21 ноября, Юхновский мещанин Михаил Иванович Сахаров утвержден попечителем Опоковской церковно-приходской школы, Юхновского уезда» [12]. В 1896 году он был награжден Училищным Советом при Святейшем Синоде «книгою «Библиею», от Св. Синода выдаваемою, за особое усердие и ревность в деле благоустроения местной церковно-приходской школы [34, с. 329].
В 1888 г. Опоковская школа получила денежное пособие (по 15 коп. с души), а также помещение и отопление, от крестьянского общества; в 1894 г. -  отопление от попечителя школы Сахарова и купца Горбунова [38], [41], [50, с. 45 отчета].
В 1913 г. за заслуги в пользу церковных школ (за сочувственное отношение к церковным школам и заботы по сбору пожертвований на школы в рождественские праздники 1912 г.) Его Преосвященством преподано Архипастырское благословение, без выдачи свидетельств, настоятелям, причтам, старостам, сборщикам и прихожанам церквей Юхновского уезда (в т.ч. Опокова) [80, с. 638].
Епархиальный Училищный Совет журнальным определением от 19 ноября 1914 г. за № 2144, постановил: За усердие и заботы по производству святочно сбора в пользу церковных школ выразить глубокую благодарность Епархиального Училищного Совета настоятелям, причтам, старостам, сборщикам и прихожанам церквей, от которых поступило рождественского сбора от 4р. 75 к. до 10 р. на причт, по Юхновскому уезду: в т.ч. сел:  Велина и Опокова [57]. В 1915-16 уч.г. «особенно, сравнительно с другими, много трудились попечительства Рославльского и Юхновского уездов: в основном, собирали по подписным листам деньги на нужды школ, заботились о топливе для школ, мелком ремонте, собирали деньги и вещи на военные нужды» [61].
Выпускники Опоковской церковно-приходской школы
Выпускники церковно-приходских школ в конце обучения подвергались экзаменационным испытаниям. Для этого при школах образовывались испытательные комиссии. В первые годы существования Ц.-п.ш. после экзаменов наблюдатели церковно-приходских школ представляли на имя Аврамиевского Братства  донесения о результатах экзаменационных испытаний, вместе с журналами, списками, экзаменационными табелями и письменными работами учеников. Совет Аврамиевского Братства на своих собраниях их рассматривал, и выносил постановления  «о признании достойными на получение льготных свидетельств выпускников Ц.-п.ш., а также о выдаче похвальных листов «в награду за отличные успехи и благонравие». Постановления Братства утверждались Его Преосвященством, Архиепископом Смоленским и Дорогобужским.
1891 год (6 чел.) - Совет Братства признал достойными получения свидетельств на льготу по отбыванию воинской повинности, установленную п. 4 ст. 56 устава о воинской повинности, следующих выпускников Опоковской церковно-приходской школы, как имеющих из всех предметов, преподаваемых в церковно-приходской школе, удовлетворительные баллы (по устным ответам и диктанту): Алексеева Трофима, Карпова Пахома, Адрианова Ивана, Леонова Савватия, Адрианова Антона, Назарова Ивана [48]. Достойными получения похвальных листов за отличное поведение и успехи признаны: Алексеева Трофим и Карпов Пахом [49].
1892 год (5 чел.) - Достойными получения свидетельств на льготу 4-го разряда по отбыванию воинской повинности признаны: Евграф Косьмин, Александр Дмитриев, Василий Зотов, Сергей Ермаков – с выдачею похвальных листов, Василий Куротов [18].
1893 год (7 чел.) - Признаны достойными получения свидетельств на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности: Павел Рябцев, Семен Иванов – с выдачею похвальных листов, Архипп Иванов, Мирона Иванов, Андрей Герасимова, Адриан Васильев. Ученице Опоковской школы Анне Дубининой выдано свидетельство об успешном окончании курса одноклассной церковно-приходской школы и похвальный лист» [13], [19, с. 52 отчета].
В 1894 г. окончили курс в Опоковской школе 3 мальчика со льготою IV разряда по отбыванию воинской повинности (1 – с похвальным листом) [50, с. 54 отчета].
В последующие году, в связи в большим увеличением в Смоленской епархии числа церковных школ, такие подробные сведения не публиковались.

Велинская церковно-приходская школа
23 ноября 1884 г. резолюцией Его Преосвященства было  разрешено открыть школу грамотности в селе Велине, Юхновского у. [95]. К ноябрю 1885 г. в Юхновском у. было 23 школы грамотности (включая Велинскую), в которых было 250 учащихся [94]. Резолюцией Его Преосвященства от 12 февраля 1887 г. разрешено было открыть церковно-приходскую школу в с. Велино, Юхновского у. Законоучителем школы был определен местный священник Алексей Семенов [96]. В 1892 г. Юхновское земство в XXVII очередном собрании своем постановило выдавать ежегодно из земских сумм в пособие на содержание Велинской церковно-приходской школы 25 руб., в отчете Братства за 1899г. упоминается, что в 1898 и 1899 г.г. Велинская школа получала по 25 р. от Юхновского земства  [88], [91]. В 1894 г. Велинская школа получила пособие 50 р. от церкви [38], [41].    Сначала Велинская школа размещалась в церковной сторожке, не очень удобной для проведения школьных занятий. В 1900-01 г.г. в Велино было построено новое здание Ц.-п.ш., часть  денег на строительство внесло Юхновское отделение Аврамиевского Братства [76].
Законоучитель и Учителя Велинской школы
Законоучителем Велинской Ц.-п.ш. со дня ее основания и до июля 1917 г. (т.е. в течение всего времени ее существования) был местный священник Алексей Семенов. Он же был и заведующим школой [21]. В 1909 г. и 1910 г. он был отмечен среди учащих, заявивших себя наибольшей исполнительностью, усердием и успехами преподавания [14], [92]. 25 февраля 1885 г. он был награжден скуфьею [98], в мае 1895 г. - камилавкою  (ко дню рождения Его Императорского Величества) за заслуги по духовному ведомству [63], в мае 1901 г. он был удостоен награждения за заслуги по духовному ведомству ко Дню Рождения Его Императорского Величества наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым [100]. 31 декабря 1890 г. священнику Алексею Семенову и церковному старосте с. Велино крестьянину Василию Феодорову, за их ревностную заботливость о поддержании благолепия храма было преподано Архипастырское благословение [84].  19 июля 1917 г. протоиерей села Велина Алексей Семенов был уволен за штат, согласно прошению [99].
5 марта 1887 г. была утверждена в должности учительницы церковно-приходской школы Юхновского у. окончившая курс в Московской Владычне-Покровской общине сестер милосердия Вера Семенова [97], она и стала первой учительницей в Велинской Ц.-п.ш. В 1887 г.г. ей предоставлялись квартира и стол от Велинского священника. Совет Братства из Братских средств выдал ей вознаграждение – 30 руб. [39]. 12 декабря 1887 г. она, согласно прошению, уволена от должности учительницы и на ее место определена учительницей  окончившая курс епархиального женского училища Анна Лелюхина [15].В ноябре 1888г. учительницей в Велино была определена окончившая курс Смоленского женского епархиального училища Мария Санковская [31]. В 1897 г. в Велинской школе было 38 человек учащихся, учительница Юлия Семенова [21]. 23 августа  1913 г. Его Преосвященством было  преподано Архипастырское благословение с выдачею узаконенного свидетельства Вере Городской, учительнице  Велинской Ц.-п.ш. за усердие и успешное исполнение учительских обязанностей [8]. Среди учителей, заявивших себя особенным усердием и успехами в преподавании и вообще заботивостью о школе в 1914 г. была отмечена В. Городская – учительница Ивановской деревенской школы (прихода с. Велина) [104]. 27 февраля 1914 г. преподано Архипастырское благословение с выдачею установленного свидетельства псаломщику церкви с. Велина Алексею Медведкову, за успешное преподавание пения в Велинской Ц.-п.ш. и устройство церковного хора [93].
Велинская школа была названа среди лучших по постановке учебного дела в 1907-08 г. [33].
Выпускники Велинской школы
1888 год (7 чел.) - Льготные свидетельства получили выпускники Велинской школы: Григорьев, Городский, Дмитриев, Никитин, Сергиев, Прохоров, Васильев. Похвальные листы Совет Братства постановил выдать воспитанникам: Григорьеву, Городскому, Дмитриеву, Никитину [30].
1890 год (3 чел.) - Признаны достойными получения свидетельств на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности ученики: Журин Алексей, Богомолов Александр, Горатский Димитрий. Горатский Димитрий награжден похвальным листом за отличные успехи и примерное поведение [87].
1892 год (3 чел.) - Признаны достойными получения свидетельств на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности ученики: Яков Мурашев – с выдачей похвального листа, Илья Билибин и Максим Мурашов» [18].
1893 год (5 чел.) - Признаны достойными получения свидетельств на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности ученики: Иван Глебов, Василий Дмитриев, Василий Алексеев – с выдачею похвальных листов, Дмитрий Григорьев, Иван Осипов [13], [19, с. 52 отчета].
В 1894 г. окончили курс в Велинской школе 4 мальчика со льготою IV разряда по отбыванию воинской повинности (все без похвального листа) [50, с. 54 отчета]
В 1914 г., оканчивая курс в церковно-приходской школе, «учащие знали молитвы, символ веры и заповеди с необходимыми объяснениями, свщ. историю излагали правильно, состав и смысл важнейших частей и действий богослужения знали и понимали; по-славянски читали довольно свободно и правильно и нетрудный текст переводили порядочно; по-русски читали свободно и довольно выразительно, изучили не мало басен и лучших стихотворений, грамматический и синтаксический разбор производили правильно и писали в большинстве складно и грамотно; по счислению имели правильные понятия об арифметических действиях, без особого труда решали несложные задачи, не дурно вели устный счет и во многих школах порядочно считали на торговых счетах. Статьи по русской истории и географии прочитывались с особой тщательностью, в строгом порядке и последовательности, так что дети приобретали более или менее конченные и твердые познания, не исключая знакомства с хронологией важнейших событий и географическими картами»   [74].
Церковные школы и Первая мировая война
Церковные школы Смоленской епархии принимают самое живое участие в современной войне. Все учащие и о.о. законоучители ежемесячно добровольно отчисляли на военные нужды из своего скромного жалованья до 5 % (в среднем этих отчислений было около 5 тыс. руб. в год), привлекали к пожертвованиям   местное население. Для беженцев церковная школа устраивала приюты, школы, собирала продукты питания, одежду, деньги, устраивала чтения и беседы и т.д. Школьники Юхновского у. собрали для детей беженцев деньгами 210 руб. 23 коп., а также много белья, продуктов, пасхальных подарков и т.д. Очень много церковных школ подготовили предметов на фронт, в качестве праздничных подарков воинам, очень много было отослано денег и вещей в различные организации, обслуживающие нужды войны и беженцев [66]. Так, от 45 школ Юхновского уезда  в течение 1914-15 уч.г. поступило 562 р. 4 к. денежных пожертвований. За февраль 1915 г. от учащихся Ц.-п.ш. Юхновского у. поступило – 100 руб., 100 кальсон, 2 простыни, 22 п. вязан., 1 пара валенок, 10 пар носков, 1 шлем, 41 пара портянок, 30 полотенец, 87 аршин холста, 2 наволочки, 15 носовых платков, 10 ф. табаку, 24 ф. сахару и 5 ф. чаю» [79]. В ноябре 1915 г. сообщалось: «От церковных школ Юх. у. поступило: холста – 352 ар., полотенцев – 30, рубашек – 218, кальсон- 257, платков теплых и ситцевых головных – 15, чулок и носков – 10 пар, портянок – 41 пара, вязанок – 22 пар, сахару – 20 ф., чаю – 5 ф., табаку – 30 ф.» [103]. Церковная школа руками своих питомцев не мало изготовили вещей для нужд армии [66], [80].
В течение 1914-1915 уч.г. во всех школах епархии ежедневно возносились молитвы за царя и Отечество, о даровании Победы христолюбивому воинству, об исцелении и выздоровлении больных и раненых воинов; в большинстве школ пели вечную память погибшим воинам. 9 учителей Юхновского у. было призвано на действительную военную службу (в т.ч. учитель Устиновской школы прихода с. Опокова – Д. Грищев) [101]. Церковная школа, как  и всегда раньше, заботилась у развитии у своих питомцев нравственного и патриотического чувства. Особенно были любимы чтения о войне – в 34-х школах Юхновского у. в 1915 г. были проведены от 3 до 9 чтений в каждой [61].
В 1917 г. «Смоленские епархиальные ведомости» писали: «Что церковная школа производит на население своего района облагораживающее и религиозно-воспитательное значение и влияние, - это факт».
После революции 1917 г. церковная школа была полностью ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

Список литературы
1. «Смоленские епархиальные ведомости» № 3 от 15.02.1887 г., с. 126
2. То же, № 9 от 1-15 мая 1893 г., после с. 712, «Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца за 1892 год», с. 5 отчета 
3. То же, № 10 от 16-31 мая 1907 г., «Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1905-1906 учебном году», с. 217 и далее
4. То же, № 20 от 16-31 октября 1909 г., после с. 730 – «Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1907-1908 учебном году»
5. То же, № 11 от 1-15 июня 1911г. и № 12-13 от 16 июня-15 июля 1911 г., «Отчет о состоянии церковно-приходских школ Смоленской епархии в 1909-1910 учебном году»
6. То же, № 13-14 от 1-31 июля 1912 г., с. 315 и далее, «Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1910-1911 учебном году»
7. То же, № 15 от 1-15 августа 1913 года, с. 473, «Ведомость о церковных школах Смоленской епархии за 1912 гражданский год»
8. То же, № 17 от 1-15 сентября 1913 года, с. 501-503
9. То же, № 12 от 30.06.1884 г., с.551-560, «Ведомость о церковно-приходских школах и школах грамотности по Смоленской епархии за 1883 год»
10. То же, №17 от 01.09.1870 г., с. 321-323, «Извлечение из журнала Смоленского Губернского училищного Совета от 8 июня 1870 года»
11. То же, № 11-12 от 30.06.1886 г., с. 511-517, «Общее собрание членов Братства Преподобного Авраамия Смоленского Чудотворца, 25 мая 1886 года»
12. То же, № 1 от 1-15 января 1894 г., с. 57
13. То же, № 22 от 16-30 ноября 1893 г., с. 1043-1101 и далее, «От Совета Авраамиевского Братства»
14. То же, № 16 от 16-31 августа 1910 г.
15. То же, № 1 от 15 января 1888 г., с. 14
16. То же, № 11 от 15.06.1890 г., после с. 540, «Отчёт о состоянии и деятельности Братства преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца за 4-й год его существования с 1 января по 31 декабря 1889 года»
17. То же, № 3 от 1-15 февраля 1892 г.
18. То же, № 22 от 16-30 ноября 1892 г., с. 1057
19. То же, № 13 от 1-15 июля 1894 г., с. 602
20. То же, № 3 от 1-15 февраля 1899 г.
21. То же, № 1 от 1-15 января 1898 г., с. 12 и далее, «Краткий отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Смоленской епархии за 1896-1897уч.г.»
22. То же, № 3 от 1-15 февраля 1898 г., с. 127-128
23. То же, № 19 от 1-15 октября 1898 г., с. 1040 и далее, «Отчет о деятельности Братства Преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца, в 1897 году»
24. То же, № 24 от 16-31 декабря 1901 года
25. То же, №  19 от 1-15 октября 1905 года, с. 945
26. То же, № 22 от 16-30 ноября 1905 года, с. 1137 – 1141, «Извлечение из отчета о состоянии церковных школ  Смоленской епархии в 1903-04 году» (продолжение)
27. То же, № 1 от 1-15 января 1907 года, с. 6 и далее, «Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1904-1905 учебном году» (продолжение)
28. То же, № 3 от 1-15 февраля 1895 г., с. 95
29. То же, № 2 от 16-31 января 1895 г., с. 59
30. То же, № 20 от 31 октября 1888г., с. 864, «От Совета Аврамиевского Братства»
31. То же, № 21 от 15 ноября 1888 г., с. 923
32. То же, № 12-13 от 16 июня-15 июля 1907 года, «Отчет…», с. 260-268
33. То же, № 20 от 16-31 октября 1908 года, с. 323, «Отчет…»
34. То же, № 8 от 16-30 апреля 1896 г., Смоленск
35. То же, № 12 от 15-30 июня 1914 г., с. 286, «Отчет о состоянии церковных школ Смоленской Епархии в 1912-1913 учебном году»
36. То же, № 20 от 31 октября 1889 г., с. 892
37. То же, № 9 от 15 мая 1889 г., с. 411-413
38. То же, № 9 от 15 мая 1889 г., после с. 450, «Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца за 3-й год его существования (с 1 января по 31 декабря 1888 г.)»
39. То же, за 1888 г., после с. 356, «Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца, за 2-ой год его существования с 1 декабря 1886 г. по 31 декабря 1887 г.»
40. То же, № 12 от 16-30 июня 1915 г., с. 436 и далее
41. То же, № 15 от 1-15 августа 1895 г., после с. 776 и после с. 822 «Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца, за 1894 год» (то же 50!)
42. То же, 13-14 от 1-31 июля 1916 г., с.418-427, «Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1914-15 учебном году»
43. То же, № 5 от 1 – 15 марта 1897 г., с. 255
44. То же, № 21 от 1-15 ноября 1909 г., Приложение: «Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1907-08 уч.году» (продолжение)
45. То же, № 20 от 31 октября 1891 г., с. 997
46. То же, № 12-13 от 16 июня-15 июля 1911 г. (продолж.)
47. То же, № 5 от 1-15 марта 1895 г., с.167
48. То же, № 18 от 30 сентября 1891 г., с. 910-915 – «От Совета Аврамиевского Братства»
49. То же, № 19 от 15 октября 1891 г., с. 957-960 - «От Совета Аврамиевского Братства»
50. № 15 от 1-15 августа 1895 г., в Приложении, после с. 776 и после с. 822 «Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца, за 1894 год» (копия на флэшке!)
51. То же, за 1906 г., «Отчет … о школах за 1904-1905 год», с. 1129
52. То же, № 10 от 16-31 мая 1901 года, «Отчет Смоленского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковных школ Смоленской Епархии за 1899 год»
53. То же, № 2 от 16-31 января 1907 года, с. 34 и далее, «Извлечение из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1904-1905 учебном году» (продолжение).
54. Тоже, № 14 от 16-31 июля 1907 года, с. 307
55. То же, № 22 от 16-30 ноября 1908 года, с. 391 (продолжение отчета)
56. То же, № 16 от 16-31 августа 1914 г., «Отчет о школах…» (продолжение) 
57. То же, № 23 от 1-16 декабря 1914 г., с. 698-706
58. То же, № 6 от 16-31 марта 1906 г. (ч. неоф.), с. 32 и далее – «Извлечение из отчета… о церковно-приходских школах» (продолжение)
59. То же, № 17 от 1-15 сентября 1898 г., с. 923
60. То же, № 7 за 1-15 апреля 1917 г., «Отчет…» (продолжение)
61. То же, № 5-6 от 1-31 марта 1917 г., с. 110, «Отчет…» (продолжение)
62. То же, № 13 от 1-15 июля 1895 г., с. 534
63. То же, № 10 от 16-31 мая 1895 г., с. 391
64. То же, за 1916 г., «Отчет о состоянии церковных школ в 1914-1915 учебном году» (продолжение), с. 460 и далее
65. То же, № 19 от 1-15 октября 1896 г., с. 970
66. То же, № 2 от 16-31 января 1917 г., с. 42 и далее
67. То же, № 24 от 31.12.1887 г., с. 1289
68. То же, № 19 от 1-15 октября 1897 г., с. 1056
69. «Устав о воинской повинности 1 января 1874 года», СПб., 1874; (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 49. Огд. 1. № 52983)
70. «Смоленские епархиальные ведомости», № 22 от 30 ноября 1891 г., после с. 1124 – «Отчет…», с. 25 отчета
71. То же, № 13 от 1-15 июля 1901 года, «Из отчета Братства Преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца», с. 26 отчета
72. То же, № 14 от 15 июля 1865 г., «Извлечение из отчета Преосвященнейшего Антония, епископа Смоленского и Дорогобужского, о состоянии Смоленской епархии в 1864 году», с. 228-241
73. То же, № 14 от 16-31 июля 1909 г., с. 349-359, «Ведомость Смоленского Епархиального Училищного Совета о церковных школах за 1908 гражданский год»
74. То же, № 8 от 16-30 апреля 1915 г., с. 221-242 «Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1913-1914 учебном году»
75. То же, № 2 от 16-31 января 1913 г., с. 31 – 46, «Извлечения из отчета о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1911-1912 году»
76. То же, № 18 от 16-30 сентября 1902 г., ч . неоф., после с. 1020, в приложении – «Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Аврамия Смоленского чудотворца за 1901 год»
77. То же, № 3 от 1-15 февраля 1913 г., с. 89 – 104 «Извлечения из отчета …» (продолжение)
78. То же, № 13-14 от 1-31 июля 1914 г., с. 321- 337 «Отчет о состоянии церковных школ Смоленской епархии в 1912-13 учебном году» (продолжение)
79. «Смоленские епархиальные ведомости» №13-14 от 1-31 июля 1915 г., стр. 481, Смоленск
80. То же, № 7 за 1-15 апреля 1917 г., «Отчет…» (продолжение), с. 158-159
81. Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1969—1978, «Церковно-приходские школы»
82. «Смоленские епархиальные ведомости» № 17 от 01.09.1866 г., «Ведомость о церквах … за 1865 год»
83. М.А. Бирюкова, «Церковь Преображения Господня в селе Опоково (Палатки)»
84. «Смоленские епархиальные ведомости» То же, № 2 от 31 января 1891 г., с.66-67
85. То же, № 2 за 16-31 января 1917 г., «Отчет о состоянии церковных школ…»
86. «Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г.», Издание Центрального Статистического Комитета МВД под ред. Н.А. Тройницкого, «Смоленская губерния», 1904 г., с. XII
87. «Смоленские епархиальные ведомости» , № 20 от 31 октября 1890 г., с. 929
88. То же, № 3 от 15 февраля 1892 г., с. 124
89. То же, № 6 от 16-31 марта 1892 г.
90. То же, № 9 от 1-15 мая 1899 г., с. 464
91. То же, после № 19 от 1-15 октября 1900 г., «Отчет Братства…»
92. То же, № 16 от 16-31 августа 1910 г., «Отчет…»
93. То же, № 5 от 1-15 марта 11914 г., с.69
94. То же, № 11 и 12 от 15-30 июня 1886г., с. 511-517
95. То же, № 24 от 31 декабря 1884 г., с. 1119
96. То же, № 4 от 28 января 1887 г., с. 171-172
97. То же, № 5 от 15 марта 1887 г., с. 219
98. То же, № 7 от 15 апреля 1885 г., с. 323-325
99. То же, № 14 от 15-30 июля 1917 г., с. 257
100. То же, № № 10 от 16-31 мая 1901 г., с. 496
101. То же, № 21 от 1-15 ноября 1915 г., с. 728, «Церковные школы Смоленской епархии и современная война»
102. М. А. Бирюкова, «Старообрядцы в приходе села Опокова» (статья на сайте Проза.ру)
103. «Смоленские епаохиальные ведомости», № 22 от 16-30 ноября 1915 г., с. 759-776 Пав. Смирнов, «Церковно-приходские школы Смоленской епархии и современная война» (окончание), с. 760-763
104. То же, № 9 от 1-15 мая 1915 г., с. 276-291, «Отчет…» (прод.)