На плоту. Последние дни

Рыскин Борис
Начало http://www.proza.ru/2015/03/03/2430



Последние дни на подходе плота к селу НЕПА, были однообразны.
Новизны было немного.
Обыденно ходили в тайгу.
Добывали рябчиков, грибы, рыбу, смородину.

Наш плот набух и едва возвышался над водой.
Мы даже пытались его немного сушить, вытаскивая на берег, сколько хватало сил.
Однако была уверенность – цель близка, и мы дойдем до – поселка НЕПА.

Более того, мы уже не ждали приключений, но каждый день готовил нам новые встречи.
Довольно странно в безлюдных местах встретить человека, а тут целая флотилия из двух лодочек с двумя туристами.

То, что они нам родственные души, мы почувствовали сразу.
Очень хлипкие – лодочки-«шитики» шли, рисуя на воде зигзаги.

Вспомнился старый одесский анекдот.
- Зяме только вчера купили велосипед.
- Очень способный мальчик. Он уже катается как молния.
- Так быстро?
- Нет! Такими зигзагами.

За веслами, оказались два художника из Иркутска.
Худощавый Виктор Николаевич, лет 30-и и солидный, с круглым животиком, Клавдий Николаевич.
Мы поразительно быстро прониклись друг к другу симпатиями.
Решено было отметить встречу совместным обедом.

Я остался кашеварить на левом берегу.
Десант из 4-х человек высадился на правый берег, который сулил больше грибов, ягод и рябчиков.

Рябчики, видимо, не заставили себя ждать – раздались первые выстрелы и крики.
Почудилось, звали маму. Прислушался. Через кусты кто-то ломился.

На берег с криками выскочили добытчики.
Вид был возбужденный. Руки пусты.
Не было даже полиэтиленовых мешков, которые они прихватили под ягоды и грибы.

Перебравшись на мой берег, художники стали рассказывать, как отбивались от медведей.

Оказывается за разговорами добытчики вышли на опушку.
На ее краю увидели огромного бегемота - рассказывал Клавдий Николаевич.
Бегемот оказался медведицей с двумя медвежатами.

Валера – наш охотник – на этот раз быстро перезарядил ружье с рябчиков на медведя.
И бабахнул в воздух. Медведица, как спортсмен на стадионе, приняла выстрел за старт.
И как-то криво, но резво побежала, желая окружить неприятелей.

Добытчики впали в оцепенение. Зрелище было неординарным. Крупная медведица
бежала по кругу. Траектория, по которой двигалась медведица, казалось, очевидной – медведица сметет всех своей тушей.

Было невыносимо смотреть, как на тебя мчится такой локомотив.
Наконец публика дрогнула и решила сойти с рельсов.

С криком МАМА, все побросали свои полиэтиленовые мешки, уступая дорогу.
Медведица, как товарняк, пронеслась мимо.
Очертив круг, вернулась к своим малышам, даже не запыхавшись.

Охота собирать грибы пропала. Второй забег медведицы ждать не стали.
Бегом все кинулись к лодкам. Быстро переплыли молча реку.
И жадно стали хватать воздух, считая себя в безопасности.
Клавдий Николаевич предложил обед посвятить благополучному второму рождению.

Вся жизнь - сказал Клавдий Николаевич после стаканчика - пронеслась перед глазами за минуту.

Вот что осталось в нашей памяти от этой минуты.

Родился Клавдий Николаевич в семье артистов.
Именно они дали ему такое странное для Сибири имя – КЛАВДИЙ.
За КЛАВДИЯ в школе его били и дразнили. Очень серьезно думал сменить имя.

Иркутский политехнический университет. Металлург. Иркутский алюминиевый комбинат-гигант.
Должность заместителя генерального директора комбината.

Все отлично. Только работа не по душе. Всегда хотел живописью заниматься.
Заочно закончил гуманитарную академию в 35 лет.

Предложили работать с детьми.
Должность - директор детской художественной школы.
Там и познакомились с Виктором Николаевичем.

Виктор Николаевич – художник. И жена у него художник.
И вся квартира у них в картинах. И мольберт всегда с собой.

Виктор и Клавдий детскую художественную школу любили.
В детях развивали таланты. Учили детей радости слияния с природой,
цвету, теплым и холодным тонам. Рассказывали о детях в лицах, вспоминая забавные истории.

Есть у нас один ученик по фамилии Распутин, рыжий, плотный, озорной.
Вот ругаю его строго за очередную проделку.
Угрожаю отчислить, а он мне в живот уперся головой, руками вцепился в меня
и говорит со слезами – ВОЛК, ты Клавдий Николаевич!
- Да, волк! – отвечаю строго - Вот у меня уши серые и хвост взади торчит!
- НЕТ у тебя хвоста, Клавдий Николаевич. Злой ты как волк!

Помнится их отношение к детям произвело на нас большое впечатление.
В поисках новых зрительных и эмоциональных ощущений для своих питомцев, друзья-подвижники добрались до Подволошено.

Хотели купить лодку и посмотреть - что за река Нижняя Тунгуска. Это была разведка для походов с детьми.
Какой речной мужик лодку продаст?! Это как жену продать.

Народ показал, где мастер по лодкам живет.
Мастер внял мольбам.
Клавдий Николаевич монерами напоминал мне артиста Меркурьева - такой уговорит любого.
Взялся мастер сделать легкую лодочку – «шитик» быстро – за три дня.
За три дня народ полюбил художников как родных.
Провожал нас весь поселок - рассказывал Клавдий Николаевич - гостинцы грузили в лодку.

Сразу как народ спустил лодочку, новый корабль с экипажем ушел под воду.
Выловили все. Было мокро и весело. Послали за мастером. Выпили еще.

Водоизмещение, однако, нарушено – угрюмо сказал мастер и, не желая терять лицо,
отдал в придачу свою лодочку художникам. Эту флотилию мы и встретили на исходе
своего путешествия по реке Нижняя Тунгуска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пору было обсудить наши планы возвращения.

Художники советовали посмотреть Иркутский алюминиевый комбинат и озеро Байкал.
Мои товарищи предложение приняли, не смотря на полное отсутствие провианта.
Клавдий Николаевич и Виктор Николаевич сняли эту озабоченность – остатки своих
припасов великодушно передали моим друзьям.

К сожалению, обед в честь второго рождения художников выбил у меня из памяти
намерение - сфотографировать кадровое ядро детской художественной школы города Шелехово.
У меня не оказалось фотографии ее директора - милейшего Клавдия Николаевича.
Мы разлетелись как изотопы – село НЕПА был конечный пункт.

Позднее мне стало известно.
Недели две мои друзья, Юра и Валера, робинзонили по берегам Байкала.
Они так истощили себя, что у них даже вышла размолвка из-за бутылки подсолнечного масла,
принятого в дар от художников.

Валера считал – масло надо оставить. Зачем нести эту тяжесть?!
Юра, считал – надо взять!

По раскладке рюкзаков масло должен был нести Валера.
- Я масло не понесу – упрямо сказал Валера и вытащил бутылку.

Как поступает умный руководитель, когда все отворачиваются от грязной работы?!
Однозначно! – делает ее сам и поднимает тем свой авторитет.
Юра взял молча бутылку с подсолнечным маслом в свой рюкзак.

Ох, как пригодилось подсолнечное масло в плацкартном вагоне поезда
Владивосток - Москва. Вы спросите как?

Мои друзья сели в поезд в Иркутске.
Время трапезы. Плацкартный вагон благоухает. Все жуют.

Мои друзья налили в блюдечко подсолнечное масло и стали макать
в него, как монахи, хлеб из привокзального буфета.

Очень скоро Бог, руками соседей по вагону, подал им столько пищи,
что хватило на всю дорогу от Иркутска до Москвы и еще до Одессы.
Об этой благодати ребята до сих пор вспоминают.

Если Вам сегодня придется ехать в плацкартном вагоне, оглянитесь -
может быть, кто-то рядом макает хлеб в подсолнечное масло?!

Мой план был проще – пересчитать и поцеловать родных в НЕПЕ – первое.
Второе - все-таки сходить на пару недель в настоящую тайгу, там, где практически
не ступала нога человека.

Яша обещал договориться с соболятниками взять меня кормильцем – кормить
собак. Без собак в тайгу не суйся – до беды недалеко.

Я легкомысленно согласился т.к. весь поход кормил своих товарищей, и они
никогда не жаловались. Мне казалось, что и собаки будут мною довольны.

Поход предстоял, похоже, серьезный - охотники брали с собой целую свору из 15 собак.
Среди них только один пес по кличке Рублик был натасканной на зверя, т.е. лаял по делу.

Прочие псы лаяли на все и на всех. И даже на меня – своего кормильца!
Должность кормильца предполагала иметь элементарный музыкальный слух,
которого у меня не было.

Что из этого вышло - об этом отдельная история.