Слово - серебро, а реклама - золото...

Александр Васильевич Стародубцев
 Обратил ли кто внимание, как теперь по телевизору читают новости? Каждый раз удивляюсь способности и выносливости девушек со скоростью пулемета Калашникова выстреливать слово за словом. И так короткими и длинными очередями строчить полчаса и более.

  В бою за такое время иногда удается отбить атаку противника. Строчит не умолкая пулемет, падают враги сраженными или испуганными. Смотришь - и атака захлебнулась. Вот и отбились...

 А если бой затягивается и противник наседает с новыми приступами,  ствол пулемета от многой стрельбы перегревается и начинает пули не метать, а выплевывать и они падают на землю, не достигая цели.

 Для избавления от этого недуга, мудрый Михаил Калашников прибавил к пулемету запасной ствол. Чтобы сменить его, пулеметчику нужно несколько секунд. Заменил и снова обороняйся на страх и гибель врагу. Пули снова летят куда надо.

 А диктору никакой  замены нет. И он вынужден назначенное время строчить не умолкая. Смотришь, на глашатая и сердце заходится. От жалости. Тяжело ей. Замаялась.  А тексты не кончаются. Страна большая. Новостей много. А строка электронного суфлера бежит. Бежит быстро. Слова и буквы в ней убегают словно вагоны и окна пассажирского поезда, того и гляди недопрочтешь, недоскажешь, недоудивишь...

 Уже наверное и в глазах туман и того гляди, подвихнется речь, как нога в заполошном беге. И жар в голове, и муть в глазах... Словно у А. Некрасова: "Она на поле барском жала и тихо побрела к снопам. Не отдохнуть, хоть и устала... "
Вот уже десять минут минуло. Уже и в горле першит и сухость во рту, а электронный суфлер все гонит и гонит...

 Не десяток лет Останкино по этим суфлерам работает. Дикторам облегчение. Это раньше Игорь Кириллов и Анна Шатилова новости по бумаге читали. Слова выговаривали поштучно. Словно учителя младших классов на диктанте по русскому языку. Да и педагоги у дикторов телевиденья учились правильной дикции. Да только ли они одни. И мозговая машина каждого зрителя правильной речи внимая, что-то в своем подсознании поправляла и речь человека на нужную колею ладила.

 И помнится мне, что в разговорах люди достаточно понимали друг друга без этих унификаций: ништяк, клево, тащусь,  в эпицентре события, потрясно и т.д.

 Но вернемся к программе новостей. Электронный суфлер - это экран установленный перед диктором ( нам его не показывают ) и на нем бегущая строка текста новостей. Не знаю кто командует скоростью этой строки, или специальный оператор или сам диктор? Возможно и диктор ножной педалью, как шофер управляет скоростью автомобиля... Или мышкой компьютера...

 И невозможно было избавиться от вопроса: " Зачем ?"
Зачем гнать речь по эфиру сломя голову, рискуя сорваться в канаву фальцета? Ведь это же тяжело и некрасиво, особенно когда слышишь такую речь из другой комнаты.
Разгадка пришла неожиданно и была до удивления проста... Реклама.

 Аскариды рекламы сейчас всосались во все сферы культуры, искусства и быта. А что натворило с обликом улиц и городов преклонение перед этаким "прогрессом" - и напоминать неудобно.

 Не миновала реклама и студию новостей. Оккупировала ее. Взнуздала дикторов. Теперь и программу событий в стране пополам разрывает, как и везде, короткая (не переключайтесь) вставка рекламного блока.

 А как стопорят любую телепередачу ведущие при подходе времени - Х... Мечутся бедные по студии, словно при объявлении воздушной тревоги, затравленно умоляя гостей передачи замолчать, забыть зачем и куда пришли - лишь бы не потеснить время рекламного блока. А он словно пробка на улице стопорит движение мысли и строя повествования. Томит чадом надоедливых домогательств, предложений, и соблазнов. Гнетет восприятие.

 Вспомнилось, как полвека назад показывая кино в клубах глухих поселков лесорубов на одном проекторе, едва не отрывал ногти торопясь перезарядить пленку, чтобы меньше томить зрителей неминуемой паузой. А сейчас, когда техника шагнула так далеко, мы в угоду жирным котам телевиденья досаждаем стране изорванными показами популярных программ. Кинофильмов.

 Если совсем не обойтись без этой напасти, транслировали бы рекламу после окончания передачи. Не измывались бы над терпением зрителей, не отталкивали бы их от показа полезных передач, а привлекали.

 Но повара телевизионной кухни на это не идут, опасаясь, что блоки рекламы никто смотреть не будет. Ну, раз никто не смотрит, значит никому это кроме телемытарей и не нужно. И опять налицо расползающийся по стране парадокс: не телевидение обслуживает интерес зрителей, а зрители обслуживают интересы телевизионной корпорации.

 Тут бы самое место вмешаться отцам телевидения. Упорядочить, привести в опрятный вид трансляцию передач. Но... за рекламу отстегивают хорошие деньги. А эфир, как известно, запахи не передаёт.

 Эфиру подвластны лишь звуки, образы и тени. Тень Владислава Листьева до сих, словно тень отца Гамлета, скоро два десятка лет неприкаянно витает над российским телеэфиром.