Гирд в системе осоавиахим

Анатолий Сасов
Сасов А.М.

                ГРУППЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОСОАВИАХИМ

         Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) это общественно-политическая оборонная организация. Ее основная деятельность заключалась в разъяснении населению политики Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков), то есть ВКП (б), так называлась раньше Коммунистическая Партия Советского Союза - КПСС.

Другим направлением работы штатных сотрудников ОСОАВИАХИМ было патриотическое воспитание своих членов, содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. В кружках военно-технической направленности велось изучение различных видов оружия и обучение пользования им, пропаганда научно – технических знаний. Работали парашютные, планерные и самолетные секции. Именно в эти годы началось бурное развитие советской авиации.

        В целях планирования работы и укрепления системы обучения населения в области военно-воздушных знаний в ОСОАВИАХИМ было организовано Бюро воздушной техники. Его Председателем был назначен изобретатель авиационных боеприпасов, выпускник Военно-воздушной академии имени Жуковского, представитель ВВС принимавший активное участие в составлении первого пятилетнего плана развития авиационной промышленности СССР, Яков Емельянович Афанасьев.

        О том, какое большое внимание Правительство СССР, во все годы его существования, уделяло военно-патриотическому воспитанию населения страны, свидетельствует назначение на руководящие должности в ОСОАВИАХИМ, впоследствии ДОСААФ, выдающихся военных организаторов. Так после Великой Отечественной Войны ДОСААФ СССР возглавлял Трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин. А в те далекие 30 годы двадцатого столетия руководство Бюро воздушной техники ОСОАВИАХИМ было возложено на 38 летнего Якова Емельяновича Афанасьева, у которого нарукавные знаки различия имели три ромба, что соответствовало должности командующего армией, в современной терминологии воинское звание генерал-лейтенант.

        Маленькая справка. В те годы в Красной Армии не было погон, а знаки воинских должностей оформлялись следующим образом. К рукаву пришивался суконный клапан по цвету, рода войск, для авиации – голубого цвета, в верхней части которого была звезда алого цвета, под ней — знаки различия: для младших командиров – треугольники, для офицерского состава квадраты, высший командный состав носил - ромбы, над клапаном размещался знак рода войск, у авиаторов «крылышки». Так командир отделения носил один треугольник, командир взвода - один квадрат, командир полка - четыре квадрата, начальник дивизии - два ромба.

        Возвращаясь к вопросу основных функций ОСОАВИАХИМА, привожу несколько цитат из книги члена Центрального Совета Н.Е. Марковина - «Осоавиахим – могучий резерв Красной Армии и Флота». «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР является добровольным объединением трудящихся, вся работа которого строится на основе активного участия и широкой самодеятельности каждого осоавиахимовца.

Миллионы пролетариев, колхозников, инженеров, учителей и учащихся добровольно и совершенно бескорыстно построили эту массовую организацию содействия обороне нашей страны. Они составляют золотой фонд общества. Опираясь на них, работники Осоавиахима должны развертывать пропаганду и внедрение военных знаний в массы»
«Организации Осоавиахима должны позаботиться и о том, чтобы своевременно подготовить такие кадры, которые могут в случае войны заменить ушедших в Красную Армию специалистов — трактористов, комбайнеров, шоферов и др».

        «Политическое воспитание членов Осоавиахима — это важнейший участок работы первичной организации общества. Нужно неустанно, изо дня в день вооружать осоавиахимовцев учением Ленина — Сталина, воспитывать стойких, беззаветно преданных родине, нашей партии и товарищу Сталину защитников страны социализма» [1].

        Но возвратимся в Бюро воздушной техники. Воинское звание и соответственно должность, Я.Е. Афанасьева наделяли его довольно обширными полномочиями, и, естественно обязанностями в масштабах ОСОАВИАХИМ всего СССР. Поэтому по всей стране, в местных отделениях ОСОАВИАХИМА организуются аналогичные Бюро воздушной техники. В них устремились «крылатые» энтузиасты различные по возрасту, образованию и интересам. Единственно, что объединяло всех, это желание летать. На чем, куда, как и зачем — это уже были не существенные детали. Такой порыв любителей летать, наблюдался повсеместно.

        В Московском Бюро воздушной техники, через какой-то промежуток времени, коллектив расслоился по интересам участников. Наиболее многочисленной выделилась группа любителей конструировать и изготавливать планера и авиетки - маленькие легкомоторные самолеты. Другая группа предпринимала попытки заниматься воздухоплаванием на аэростатах. На фоне этих прагматиков выделялась группа романтиков, приверженцев К. Э. Циолковского, одержимых идеей межпланетных путешествий.

        Большинство членов этой группы были выпускники, слушатели и преподаватели Академии ВВС имени Н.Е. Жуковского. К этой «академической» компании примкнул инженер Ф.А.Цандер, владелец громко гудящей паяльной лампы, на основе которой он сделал оригинальную действующую модель реактивного двигателя и назвал его ОР-1, то есть опытный реактивный - первый. По инициативе Цандера, группа ученых обратилась к Председателю Бюро воздушной техники Я.Е. Афанасьеву с предложением сформировать самостоятельную группу изучения реактивного движения. Инициатива была поддержана. На общем собрании группы ее руководителем был избран Ф.А. Цандер, ответственным секретарем Иван Петрович Фортиков.

        Идею организации группы изучения реактивного движения Я.Е. Афанасьев не только поддержал, но и растиражировал в масштабах всего ОСОАВИАХИМ СССР. Официально первой, в сентябре 1931 года, была зарегистрирована Московская группа изучения реактивного движения –  МосГИРД, в ноябре этого же года, была организована в Ленинграде – ЛенГИРД, Председатель Владимир Васильевич Разумов. А далее лавинообразный процесс: Тифлис, Баку, Киев, Нижний Новгород, Оренбург, Днепропетровск… Практически во всех крупных городах, Республиканских и Областных центрах создаются ГИРДы.

        Больше всех ГИРДов повезло Ленинградскому. Членам ЛенГИРДа не пришлось разрабатывать доморощенные теории реактивного движения и заниматься кустарным изготовлением моделей ракет. Потому, что большую помощь им оказывали сотрудники Газодинамической лаборатории В.А. Артемьев, Б. С. Петропавловский и другие. ЛенГИРД активно пропагандировала ракетную технику, организовывала показательные запуски небольших пороховых ракет, разработала ряд оригинальных проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеорологическая ракета и др.), в частности, ракету Разумова — Штерна с ротативным жидкостным реактивным двигателем [2].

        Так как Мос ГИРД был образован при Центральном Совете ОСОАВИАХИМ, то ему поручалось оказывать методическую помощь периферийным ГИРДам, которая ограничивалась чтением лекций и пропагандистской работой. МосГИРД состоял из четырех бригад. Первой бригадой, численность 12 человек, руководил сам председатель ГИРД, по образованию инженер- технолог Ф.А Цандер; второй бригадой, 12 человек, – самолетостроитель М.К. Тихонравов; третьей, 11 человек, – самолетостроитель Ю.А. Победоносцев; четвертой, 10 человек, – самолетостроитель С.П. Королев. Впоследствии С.П. Королев был назначен «начальником на общественных началах МосГИРД», оказывается, бывают и такие не традиционные должности.
        В ГИРДах работали только энтузиасты, бесплатно удовлетворяя свое любопытство, в свое свободное время от основной работы, которая их кормила. И они не рассчитывали на помощь сверху, а сами захватывали инициативу. Типичным примером служат создатели Архангельской группы изучения реактивного движения (АрхГИРД), учитель школы А. Г. Бикчентаев и преподаватель лесотехнического института А. Н. Сампсонов. Идеи Циолковского будоражат их умы и Бикчентаев пишет Константину Эдуардовичу письмо [3], [4]:
«Тов. Циолковский!

        Сам я член ГИРДа и организатор его филиала в г. Архангельске. Работаю по командировке Наркомпроса в качестве учителя. Понятно, технически малограмотен, и, в частности, по реактивным двигателям, а поэтому к Вам большая просьба: не сумеете ли порекомендовать мне книги по этой области и не разрешите, ли перевести Ваши книги на другие языки? С ком. Приветом Бикчентаев Анвер Гадеевич.Архангельск, ул. Лучинского, 87, кв. 1».

        Константин Эдуардович ответил незамедлительно:

        «От К. Циолковского. Адрес: Калуга, ул. Брута, К. Э. Циолковскому.
По 25 копеек стоят следующие брошюры: «Защита аэроната», «Первая модель аэроната», «Простейший проект аэроната», «Ракета 14-го года», «Таблица дирижаблей», «Образование Земли», «Воздушный транспорт», «Гондола дирижабля», «Монизм Вселенной», «Причина космоса», «Образование солнечных систем», «Общечеловеческая азбука», «Космическая ракета 27-го года», «Изданные труды Циолковского», «Прошедшее Земли», «Настоящее Земли», «Будущее Земли», «Истинный эгоизм», «Общественная организация человечества», «Воля Вселенной», «Стальной дирижабль». По 50 копеек: «Сопротивление воздуха», «Ракета 1903 года».75 копеек: «Ракета 26-го года».
        Других книг или нет, или их так мало, что я высылаю их только в исключительных случаях. Замечу, что от продажи моих брошюр я не возвращаю и одной сотой затраченных денег. Но, возможно, что продажа усилится, и тогда я буду иметь возможность издать свои большие труды...».

        Вместе с письмом Циолковский прислал две свои книги [4].

                РИСУНОК                РИСУНОК
                Ракетный двигатель                Ракета К. Э. Циолковского, 1903г. [6]
                А.П. Федорова,1896г.[5]

        Прежде чем перейти к вопросам организации массового знакомства населения с реактивными принципами движения, обратимся к истории создания теории жидкостных ракет и полетам с их помощью в космическое пространство.

        В 1896 году К.Э. Циолковский ознакомился с только что опубликованной книгой русского изобретателя Александра Петровича Федорова «Новый способ воздухоплавания, исключающий воздух как опорную среду». В ней излагался принцип действия придуманного им «ракетолета». Двигатель состоял из генератора газа и «трубы». Газ под давлением поступал в «трубу» и вырывался наружу, создавая реактивную тягу и тем самым двигая «ракетолет» в противоположную сторону. Идея Федорова поразила Циолковского, он писал: «Она толкнула меня к серьезным работам, как упавшее яблоко к открытию Ньютоном тяготения».

        В своей работе Федоров не приводил никаких расчетов. Но зато он подтолкнул Циолковского к выводу, что «единственно возможным способом перемещения в пространстве, где практически не действуют, ни силы тяготения, ни силы сопротивления, является способ, основанный на действии реакции отбрасываемых от данного тела частиц вещества». 10 мая 1897 года Константин Эдуардович вывел формулу, которая сегодня носит его имя. [5].

        Формула Циолковского устанавливает связь между четырьмя параметрами: скоростью ракеты в любой момент времени, скоростью истечения продуктов сгорания из сопла ракетного двигателя, массой ракеты, массой топлива. На формуле К.Э. Циолковского базируется расчет современных ракет. Один из основных элементов этой формулы обозначается буквой - (Z) - отношение начальной общей стартовой массы ракеты к массе ракеты после сжигания топлива, то есть в конце работы двигателя, в честь автора формулы назван числом Циолковского.

        Возвратимся в ОСОАВИФХИМ. Председатель первой в стране Группы изучения реактивного движения Фридрих Артурович Цандер родился в Риге 11 августа 1887 года. Его отец Артур Константинович по профессии был врачом, однако увлекался не только медициной, но и другими естественными науками. Отец много рассказывал о звёздах и планетах. Слушая его, Фридрих думал о чёрных безднах, разделяющих звезды, о множестве других миров, которые наверняка есть, хотя и очень далеко, но есть.

        В те годы широкой популярностью пользовались книги французского астронома Камиля Николя Фламмариона, известного популяризатора астрономии, основателя Французского астрономического общества и научно-популярного журнала «Астрономия». Ему принадлежит честь открытия сезонных изменений темных областей на Марсе. Многочисленные наблюдения этой планеты, выполненные К.Н. Фламмарионом, позволили ему обосновать вероятность наличия жизни на других планетах. В 1861 году он опубликовал книгу «Многочисленность обитаемых миров», из которой привожу несколько цитат [7]:

        «Но если земля, при всей ее незначительности, так богато одарена природой, обладает таким разнообразием организованных видов, что на ней не найдется двух людей, вообще двух живых существ, вполне одинаковых по своему строению, не найдется даже двух листьев, совершенно одинаковых по форме, каково же должно быть богатство вселенной с ее мириадами дивных миров, во всех отношениях стоящих выше земли! Как бесконечно велико должно быть число живых видов, созданных чудесной силой природы на этих мирах!».

        «Нам приходится считаться еще с одним небольшим затруднением, именно с вопросом о том, в какую форму может вылиться тип человека, не похожего на обитателей земли. Это затруднение обусловлено тем, что мы можем наблюдать лишь те живые существа, которые населяют нашу землю, а также тем, что мы лишь крайне неохотно допускаем существование иных человеческих типов, всецело подчиняясь в этом случае нашему ограниченному познанию, замкнутому в тесный круг земной жизни».

        «Между тем, если мы примем во внимание, что человеческий организм представляет собой как бы сумму всех животных организаций, стоящих на более низких ступенях развития жизни, то мы должны будем признать справедливость предположения, согласно которому на других мирах, физиологическое строение которых существенно отличается от строения нашей земли, на мирах, где вся животная жизнь неминуемо должна протекать совершенно иначе, чем у нас, человеческий тип, который и там, как на земле, должен совместить в себе все различные формы животных организмов, непременно должен значительно отличаться от человеческого организма, создавшегося при земных условиях».

        «Безумно самонадеян был бы тот, кто взял бы на себя смелость указывать границы деятельности природы и только тупая ограниченность может внушить мысль, что на небе можно встретить копию земли» [7].

        Оспаривать выводы К.Н. Фламмариона невозможно. Многочисленные беседы с отцом на астрономические темы подогреваемые чтением научно фантастических произведений, закрепляются личными наблюдениями звездного неба через телескоп подаренный Фридриху отцом. Родившись и проведя большую часть своей жизни в зажиточной семье, он не обременен экономическими проблемами, его не интересуют вопросы «добычи куска хлеба». Романтик по природе, в молодые годы, Фридрих в своих грезах создает свой собственный Мир, место которому не на Земле, а в бесконечном Космосе. И как точно подметил Казимир Лейтейзен: «Человек - это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится…» [8]. Всю свою оставшуюся жизнь, после окончания института, Ф.А. Цандер прожил, мечась между двумя Мирами, между двумя планетами - Землей и Марсом.

                ФОТОГРАФИЯ                ФОТОГРАФИЯ
                К.Э. Циолковский                Ф.А. Цандер
 
        В возрасте 27 лет в 1914 году Ф.А. Цандер с отличием закончил Механическое Отделение Рижского Политехнического Института. Он вспоминал, что на его жизненный выбор повлияли два текста: роман Жюля Верна «С Земли на Луну…» и статья Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», фрагменты из которой зачитал его классу школьный учитель. Цандер верил, что Марс обитаем, и, добравшись до красной планеты, земляне встретят там высокоразвитую цивилизацию. На всю жизнь лозунгом Фридриха Артуровича стал призыв: «Вперед! На Марс!» [9].

        И в этом нет ни юмора, ни бравады. В те годы обсуждать вопрос есть ли жизнь на Марсе, никому не приходил в голову. Научный мир планеты Земля тех лет, в обитаемости Марса, нисколько не сомневался. Вопрос был в том, каков уровень культуры их цивилизации. Многие тешили себя надеждой на то, что он выше нашей. И марсиане, в отличие от пророчества Герберта Уэллса в его произведении «Война миров», не воевать с землянами будут, а помогут нам.

        Так журнал «Наука и техника» № 24 за 1925 год информирует читателей о том, что американский ученый «Кобленц из обсерватории Лоуэлла определил температуру на экваторе Марса в диапазоне от +7оС до +18 оС! Жизнь там, без сомнения, есть!» [10].
В 1947 году профессор Б. А. Воронцов – Вильяминов в статье «Есть ли жизнь на других планетах?» пишет [11]: «Марс окружён очень разреженным воздухом, более разреженным, чем воздух, находящийся над величайшими вершинами земных гор. Человек мог бы дышать им, только постепенно к нему привыкая. Оттого, что на Марсе мало влаги, там редко появляется облака и туманы, редко выпадают дожди».

        Но прошли десятилетия. Астрофизика успешно развивалась и вера в то, что прилетев на Марс, Человек встретит существо с высоким интеллектом, постепенно угасала.
Журнал «Знание сила», №8, за1956 год открывается статьей «Встречи с Марсом» известного советского астроботаника, член корр. АН СССР Гавриила Андреевича Тихова.
Он пишет: «В 1948 году в атмосфере Марса открыто присутствие углекислого газа в количестве, вдвое превышающем содержание его в атмосфере Земли. Это усиливает вероятность существования на Марсе не только растительных, но и животных организмов.
Астроботаники стали тщательно изучать земные растения и нашли, что растения высоких гор и субарктики ведут себя подобно марсианским. Они очень слабо, в сравнении с растениями умеренного климата, отражают инфракрасные лучи».

        В конце этой статьи Гавриил Андреевич делится рабочими планами на 1956 год: «Условия наблюдения Марса в текущем году будут такие: в южном полушарии Марса в июле, августе и в сентябре будет вторая половина весны. В октябре начало лета. Поэтому будет чрезвычайно интересно следить за изменением окраски так называемых «морей» Марса, которые теперь считаются растительными покровами. Будет очень важно также следить за изменением окраски марсианских «каналов», которые всего вероятнее являются полосами растительности. Вот какими наблюдениями будут заняты сотрудники Сектора астроботаники в Алма-Ате. Эти наблюдения должны внести новые данные для уточнения вопроса о растительности на Марсе» [12].

        Это была самая поздняя научная публикация, какую я мог найти, посвященная уже не животной жизни, а всего лишь растительности на Марсе. И наконец, под звуки замечательной песни «На Марсе будут яблони цвести», на слова Евгения Ароновича Долматовского, музыку Вано Ильича Мурадели в исполнении великолепного певца Владимира Константиновича Трошина, окончательно растаяла надежда на встречу с добрыми Марсианами.

                «Жить и верить - это замечательно.
                Перед нами - небывалые пути.
                Утверждают космонавты и мечтатели,
                Что на Марсе будут яблони цвести».
                1963 год.

        Романтика канула в лету, а в сегодняшних буднях, то есть в начале 2013 года по Марсу елозит американский космический аппарат «Curiosity» в поисках хотя бы каких-нибудь следов или признаков, какой либо формы жизни. Мы познаем Мир, а Миру до нас нет никакого дела.