ГДЛ предтеча ракетного института

Анатолий Сасов
Сасов А.М.
                ГДЛ  ПРЕДТЕЧА  РАКЕТНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА

        Много разработали и испытали моделей и макетов ракет Российские и Советские ракетчики до 1945 года. Много разработали теорий, моделей и макетов луны и различных планет Российские и Советские астрономы. Но! На модели или макете ракеты можно долететь только до модели или макета планеты. Для полетов в реальный космос и к реальным планетам нужны реальные ракеты. Для читателя, не слишком отягощенного знаниями космической тематики, уточним пару терминов.

        Ракета - это летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей при выбрасывании газов из двигателя. На этом же принципе летают и реактивные самолеты. Однако, в отличие от самолета, двигатель которого для сжигания, то есть окисления, топлива использует кислород земной атмосферы, ракета несет в себе не только горючее, но и окислитель для его сжигания.

        Так что же, как минимум, необходимо иметь для сборки и эксплуатации реальной ракеты:
- корпус ракеты;
- один или несколько двигателей;
- топливо и окислитель;
- систему управления служебными механизмами самой ракеты;
- полезную нагрузку, в виде кабины с собачкой, научной аппаратуры или ядерного боевого заряда;
- устройство для запуска ракеты;
- систему контроля траектории и управления полетом ракеты;
- систему обнаружения и транспортировки, спускаемых на землю аппаратов, которые поднимает ракета в заданную точку пространства.

        Первые теоретические, экспериментальные и практические работы по созданию ракетных двигателей в Советском Союзе были выполнены Н.И. Тихомировым на твердом топливе. Разработанный им пироксилино-тротиловый порох стал основой для создания ракетных снарядов легендарных установок «Катюша». В 1991 году за разработку реактивного оружия Указом Президента СССР Н. И. Тихомирову присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).

        Путь, который прошел Николай Иванович Тихомиров от студента царской России до Героя Социалистического Труда СССР, очень хорошо, на основе архивных материалов, описал Павел Иванович Качур в своей книге «Ракетчики Советского Союза» [1]. Здесь в сжатой, тезисной форме я цитирую из этой книги некоторые, ранее не известные мне факты, которые возможно заинтересуют читателя. Цитаты я выделил курсивом.

        Н.И. Тихомиров родился в1859 году в Москве, в семье действительного статского советника. Этот гражданский чин в, Табеле о рангах, соответствовал военному чину генерал-майора, а обладатель чина относился к дворянскому сословию. Николай, в юные годы проводил эксперименты с моделями, передвигающимися по воде с помощью реактивной струи пороховых газов. В студенческие годы эксперименты с пироксилиновым порохом привели к несчастному случаю. В технической лаборатории Московского университета, в результате взрыва, у него были повреждены правая рука и левая нога. По этой причине он был освобожден от воинской повинности.

        Получив специальность «Техническая и аналитическая химия (углеводы) технических сахаристых веществ», работает помощником директора суконной фабрики. В 1886 году издает книгу «Производство суконного полотна». Вскоре переезжает в Украину, где работает инспектором свеклосахарных, рафинадных и винокуренных заводов. В 1893 году, в Киеве, издает книгу «Анализы сахаристых веществ. Практическое руководство к химическому исследованию материалов и продуктов свеклосахарного производства». Получает ряд патентов в области производства сахара и текстильной промышленности. Некоторые из них продает иностранным фирмам, некоторые Российским фирмам. На вырученные деньги покупает оборудование и материалы, необходимые для проведения научно-исследовательских работ.

        В 1909 году Николай Иванович переезжает в Москву и оборудует в своей квартире научную лабораторию. Для обеспечения материального благополучия семьи успешно занимается изобретательской работой, получая патенты в области сахарного производства. Некоторые изобретения настолько значительны, что Патентное ведомство России решило их запатентовать за рубежом. Одновременно с перечисленной работой, он продолжает эксперименты с пороховыми реактивными моделями.

        В 1912 году Тихомиров представил морскому министру адмиралу А.А. Бирилеву проект воздушной мины-снаряда, который может пролететь на большое расстояние за счет «реактивной работы газов» образующихся при сгорании взрывчатого вещества. В 1915 году Тихомиров подает заявку на изобретение «воздушных и водяных самодвижущихся мин реактивной работы газов, получаемых от сгорания взрывчатых веществ». На это изобретение Комитет по техническим делам отдела промышленности  Министерства торговли и промышленности выдал Николаю Ивановичу, «не подлежащее оглашению охранительное свидетельство № 309», а профессор Н.Е. Жуковский написал положительный отзыв.

        Вскоре, после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года, новая власть приглашает Тихомирова на работу в Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). С апреля 1918 года он работает в ВСНХ заведующим секцией сахаристых веществ, а затем председателем президиума в Главсахаре, Главкондитере и Главкрахмале. Несмотря на занятость на основной работе, он продолжает эксперименты с пороховыми ракетами в домашней лаборатории. В мае 1919 года он пишет письмо Управляющему делами Совета Народных Комисаров (Совнаркома) В.Д. Бонч-Бруевичу с предложением организовать разработку боевых ракет. Проект Тихонравова получил поддержку в верхах власти, вплоть до уровня Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики С.С. Каменева.

        Решение об организации лаборатории для разработки изобретений Тихомирова на государственные средства при военном ведомстве, было принято 1 марта 1921 года. С этого дня в Советском Союзе начало работать первое государственное ракетное конструкторско-технологическое бюро во главе с первым и пока единственным Главным конструктором ракет. Срочно был выделен небольшой двухэтажный дом, семь миллионов рублей и… «Для продвижения дела в виде толкача к инженеру Тихомирову приставлен состоящий для поручений Лукин». Ближайшим помощником Тихонравова в штате лаборатории становится военный инженер, В.А. Артемьев, крупный специалист в области пиротехники.

        Эти события происходят в России, которая еще не совсем оправившись от поражения в войне с Японией в 1905 – 1907 годах была втянута в Первую мировую войну.
Причем основные сражения этой войны, губительные для населения и разрушительные для промышленности и экономики страны, проходили на территории России. Начавшаяся в 1914 году, война плавно перетекла в февральскую 1917 года, а затем в октябрьскую 1917 года революцию, продолжением революции стала Гражданская война в России, еще не закончившаяся в 1921 году. Практически, первую четверть двадцатого столетия, Россия непрерывно находилась в состоянии войны. В стране разруха, голод. В этой ситуации положение лаборатории Тихонравова становится критическим. Осложняла положение инфляция. Деньги обесценивались катастрофически быстро.

        Николай Иванович вкладывает личные средства, заработанные им ранее за продажу своих патентов. Так по состоянию на 20 апреля 1922 года, например, общий расход лаборатории составил 729,7 миллиона рублей, из них 286,7 миллиона принадлежали ему. Начальник артиллерии Рабоче – Крестьянской Красной Армии (РККА) направил 5 октября 1921 года С.С. Каменеву письмо, в котором пишет:

        «Инженер Тихомиров задался целью перенести в особом снаряде – мине на любое наперед заданное расстояние возможно большее количество взрывчатого вещества при минимальном весе оболочки». Далее следует описание ракеты, после чего приводится перечень необходимых мер для успешного выполнения работ:

«1. Все дело считать имеющим государственное значение и подлежащим ведению в самом секретном и спешном порядке.
2. В целях сохранения секретности поручить производство всей работы по изготовлению мины самому изобретателю и избранным сотрудникам под наблюдением органа по вашему усмотрению.
3. …Выдать на осуществление изобретения в порядке аванса 50 миллионов рублей.
4. Изобретателю назначить академический паек, считая семью из четырех человек, и жалование в размере 2-х миллионов рублей в месяц…
5. Назначить с распоряжения изобретателя на сотрудников лаборатории и мастерской два полных совнаркомовских и девять фронтовых пайков.
6. В штат мастерской включить: одну лошадь, легковой экипаж и кучера с немедленным назначением их натурой ввиду необходимости постоянных поездок тов. Тихомирова по делам изобретения в учреждения, расположенные далеко от квартиры, и преклонного возраста изобретателя (63 года).
Для перевозки тяжестей по требованию инженера Тихомирова безоговорочно снаряжать грузовой автомобиль…»

                ФОТОГРАФИЯ                ФОТОГРАФИЯ   
                Тихомиров Н.И.                В.А. Артемьев

        На втором этаже, выделенного здания разместились лаборатория и конструктора, на первом этаже мастерская. Штатный состав комплектовали лучшими специалистами, отбирая их в артиллерийских базах и арсеналах. Наконец, свидетельством того, что официальное государственное учреждение начало свою деятельность, стал фирменный бланк с угловым штампом «ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИЗОБРЕТЕНИЙ Н.И. ТИХОМИРОВА». Это было название первой Советской ракетной фирмы. Как видно, в молодой Советской Республике еще не научились выдумывать заумные названия государственным учреждениям. Для ускорения работ по созданию твердого топлива для своих ракет, Тихомиров и Артемьев установили деловые отношения с сотрудниками Ленинградского центрального государственного научно-технического института (ЦГОНТИ), начальником отдела О.Г. Филипповым и инженером этого отдела С.А. Сериковым которые занимались взрывчатыми веществами.

        В результате деятельности творческого сообщества в составе О.Г. Филиппова, С.А. Серикова, В.А. Артемьевым под руководством и непосредственном участии Н.И. Тихомирова в начале 1924 года были изготовлены шашки пироксилин – тротилового пороха. В.А. Артемьевым разработана конструкция и в мастерских изготовлены корпуса ракет под эти шашки. В марте 1924 года на главном Научно – исследовательском артиллерийском полигоне (НИАП) в Ржевке, под Ленинградом, состоялись первые успешные пуски 21 ракеты. Ракеты, запущенные со станка, прообраз «катюши», пролетели 1000 метров. Такие же ракеты, запущенные из миномета с использованием вышибного заряда пролетели 2000 метров.

        Считаю необходимым отметить, что почти все современные ракеты используют принцип минометного старта. Его суть заключается в том, что вышибной заряд выбрасывает ракету из трюма подлодки, пусковой шахты или контейнера «Тополя» и уводит ракету в сторону от пусковой установки, только после этого включаются маршевые двигатели и ракета улетает. Если не выполнить этого маневра, то пламя ракетных двигателей расплавит и подводную лодку, и пусковую установку и все шахтное пусковое оборудование.

        Все описываемые события происходят в нашей стране, поэтому рядом с нами всегда находятся «наши» недремлющие люди. В сентябре 1924 года В.А. Артемьев, по надуманной причине арестован, и10 июля 1925 года Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ приговорен к трем годам принудительных работ в Соловецком лагере особого назначения. В это же время уходит из жизни жена Н.И. Тихомирова. Москва для Николая Ивановича становится чужим городом. Учитывая то, что большинство деталей для сборки ракет, оптимизация состава ракетного топлива и испытания ракет проводили в Ленинграде, Заместитель председателя Реввоенсовета СССР И.С. Уншлихт советует Тихомирову переехать в Ленинград. Предложение принято, и вся лаборатория с оборудованием и сотрудниками перебирается в северную столицу.

        Лаборатория и КБ разместились на втором этаже дома № 19 по улице Халтурина, а производственная часть лаборатории в механических мастерских НИАП на Ржевке. Большую помощь и поддержку Н.И. Тихонравову оказывает Уполномоченный начальника вооружения РККА по Ленинграду и Ленинградской области Н.Я. Ильин.

        Несколько позже Государственное учреждение, возглавляемое Н.И. Тихомировым, созданное по приказу Правительства страны 1 марта 1921 года под названием «Лаборатория для разработки изобретений Н.И. Тихомирова», было переименовано и стало называться Газодинамической лабораторией (ГДЛ). Если бы существовало на Великой Руси понятие исторической справедливости, то день 1 марта 1921 года следует считать днем рождения Отечественного ракетостроения.

        Круг профессиональных конструкторов ракетчиков расширяется. К работам в ГДЛ О.Г. Филиппов привлек преподавателя Военно-технической академии РККА Вентцеля Д.А., которого приняли на работу в лабораторию Тихомирова по совместительству и военного химика В.Н. Ипатьева.

        В период с 1926 года до середины 1927 года Тихомиров совместно с Филипповым и Сериковым создает новую рецептуру и технологию изготовления бездымного пороха для ракет. В конце 1927 года к этим работам подключился В.А. Артемьев, у которого истек срок тюремного заключения. Безвинно отсидев несколько лет, В.А. Артемьев так до сих пор и не реабилитирован. В короткий промежуток времени он разрабатывает две удачные конструкции боевых ракет под новое ракетное топливо. На Главном полигоне 3 марта 1928 года был произведен пуск ракет на бездымном порохе, которые летели на дальность 1300 метров. Артемьев пишет:

        «Это была ракета на бездымном порохе, осуществленная впервые не только в СССР, но и пожалуй, во всем мире. До сего времени я не имею данных, которые бы удостоверили практическое изготовление в иностранных армиях ракетных снарядов (мин) на бездымном порохе. Считаю, что приоритет в этом вопросе принадлежит СССР».
В мае испытываются ракеты способные летать на дальность 2800 метров. Результаты испытаний произвели сильное впечатление на военное руководство страны. Лаборатория Тихомирова переименовывается второй раз, и стала называться: ГДЛ ВНИК при РВС СССР – Газодинамическая лаборатория Военного научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР.

        Разумеется, что все работы, проводимые в рамках Советского военного ведомства, были засекречены. Точно так же как в 1915 году по заявке Н.И. Тихомирова на изобретение «воздушных и водяных самодвижущихся мин реактивной работы газов…» выдано «не подлежащее оглашению охранительное свидетельство № 309». Поэтому многие десятилетия достижения сотрудников ГДЛ в области ракетостроения оставались неизвестными, а сами сотрудники забытыми. Чтобы показать масштабность и важность для нашего Государства работ, выполняемых под руководством Н.И. Тихомирова, напоминаю читателю о давно забытой такой организации как Реввоенсовет СССР. Для этого совершим экскурс в начало двадцатого века.

        В результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в России была свергнута монархия. Царь Николай II отрекся от престола. Власть в стране перешла к Временному правительству под председательством князя Георгия Львова, который продержался на посту главы государства до июля 1917 года, когда его сменил А.Ф. Керенский.
В октябре 1917 года происходит, Великая Октябрьская Социалистическая Революция, в результате которой свергнуто Временное правительство, к власти пришли большевики, которые на Всероссийском съезде Советов избрали высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти: Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Российская империя прекращает свое существование, а Государство стало называться Российской Советской Республикой.

        Для защиты революционных завоеваний, постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 года, создается Революционный военный совет Республики (РВСР). Функции этого совета сохраняются на протяжении всего двадцатого столетия, а название последовательно трансформируется: с 28 августа 1923 года это Реввоенсовет СССР, с 20 июня 1934 года - Народный Комиссариат обороны СССР, с 15 марта 1946 года - Министерство Вооружённых Сил СССР и с 15 марта 1953 года - Министерство обороны СССР.

        Как видим, Газодинамическая лаборатория Н.И.Тихомирова с момента своего образования и весь период своего функционирования, находилась в непосредственном ведении, в современной терминологии – Министерства обороны Страны.
Поэтому, несмотря на разруху в стране, голод, в конце двадцатых годов, Лаборатория интенсивно оснащается оборудованием, расширяется штат. На постоянную работу в Лабораторию направляют наиболее способных выпускников артиллерийского факультета Академии имени Ф.Э. Дзержинского, в том числе специалиста по баллистике Г.Э Лангемака, конструктора, с боевым прошлым Б.С. Петропавловского, Н.А. Боголюбова, и других. Улучшается снабжение материалами, расширяется круг смежных предприятий изготавливающих для ракет отдельные детали и узлы. На Б.С. Петропавловского возлагают задачу подготовки конструкторско-технологической документации для серийного производства ракет, прототипы которых успешно прошли испытания. Кроме этого он становиться ответственным за разработку пусковых установок для этих же ракет.

        В это же время, студент Ленинградского государственного университета, физико-математического факультета, Валентин Павлович Глушко, в качестве дипломной работы, предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплана» с электрическими ракетными двигателями. Со слов самого В.П. Глушко известно, что 18 апреля 1929 года по совету своего товарища А.Я. Малого он отнес третью часть своего дипломного проекта «Металл как взрывчатое вещество» в Комитет по изобретениям. Глушко вспоминал:

        …«Все произошло удивительно быстро. В начале мая меня вызвал уполномоченный комитета в Ленинграде Н.Я. Ильин... Он рекомендовал создать группу под моим руководством, которая организационно должна быть подчинена работавшей в Ленинграде Газодинамической лаборатории» [2]. Рекомендации Уполномоченного начальника вооружения РККА по Ленинграду и Ленинградской области Н.Я. Ильина значили многое. Валентин Глушко понимает, что если признана необходимость в срочной реализации его идеи, то это и есть тот самый шанс, который поможет ему в будущем. Уверенный в этом, он идет на квартиру к Н.И. Тихомирову:

                ФОТОГРАФИЯ                ФОТОГРАФИЯ
                Г.Э. Лангемак                Ильин Н.Я.

         «Когда дверь открылась, и я увидел перед собой пожилого, убеленного сединами человека, то мне стало приятно вдвойне… Значит, я действительно чего-то стою! Я был рад, что теперь смогу заниматься любимым делом под началом этого человека…
В тот вечер я вернулся домой уже затемно, вернулся под впечатлением состоявшегося разговора. Разговора двух ученых — одного состоявшегося,а другого только начинающего… Но несмотря на это, этот разговор был на равных…

        Мы говорили о моей работе, о нашем дальнейшем сотрудничестве, о планах на будущее. Николай Иванович спокойно и внимательно выслушал все мои идеи, а потом сказал, что все это — наше будущее, до которого он уже не доживет, но мне желает дожить. Со своей же стороны он попытается помочь мне в его приближении настолько, насколько это будет возможно…» [3].

        В выше приведенной цитате, умиляет фраза: «Разговора двух ученых — одного состоявшегося, а другого только начинающего… Но несмотря на это, этот разговор был на равных…». О каком равенстве идет речь? С одной стороны семидесятилетний Н.И. Тихомиров, который занимается ракетами более полувека, автор ряда изобретений и научных опубликованных работ. С другой стороны студент двадцати одного года отроду, с идеями создания принципиально новых ракет, суть которых изложена в университетском дипломном проекте. Но все становиться на свои места, если заглянуть в биографию В.П. Глушко.

        В тринадцатилетнем возрасте Валентин прочитал романы Ж. Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны». Эти книги открыли ему иной мир и направили его жизнь, на неизведанный путь. Узнав о К.Э.Циолковском, разыскал в публичной библиотеке его книгу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и переписал ее в тетрадь. Два года он самостоятельно разбирался с теорией реактивного движения и наконец, решился написать К.Э. Циолковскому письмо с просьбой выслать другие его труды. Завязалась переписка, которая продолжалась с 1923 до 1930 года [4]. Для того, чтобы понять, глубину, сложность и прямолинейность вопросов обсуждаемых юношей и патриархом, привожу копии только нескольких писем. Все письма, написанные юным Валентином Глушко в адрес К.Э. Циолковскому, сохранилась в архивах Циолковского.

        Ответы Циолковского на свои письма, Валентин Глушко передал Н.А. Рынину.
Общепризнанный авторитет в области авиации и воздушных сообщений, пропагандист идей К. Э. Циолковского, профессор Н.А. Рынин в 1931 году издает в Ленинграде книгу «Межпланетные сообщения», в которой изложены биография и работы Циолковского.
Во время войны, в 1942 году после смерти Н.А. Рынина, его архив пропал, в том числе и письма Циолковского адресованные Валентину Глушко [5]. Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, Н.А. Рынин весной 1942 года, в крайне ослабленном состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, откуда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 года Николая Алексеевича не стало.

        Начало переписки, письмо первое:

        (Одесса, 26.9.1923г)
        Глубокоуважаемый К.Э.Циолковский.
        К Вам я обращаюсь с просьбой и буду очень благодарен, если Вы ее исполните. Эта просьба касается проекта межпланетного и межзвездного путешествия. Последнее меня интересует уже более 2-х лет. Поэтому я перечитал много на эту тему литературы.
Более правильное направление получил я, прочтя прекрасную книгу Перельмана «Межпланетные путешествия». Но я почувствовал требование уже и в вычислениях. Без всяких пособий, совершенно самостоятельно, я начал вычислять. Но вдруг мне удалось достать Вашу статью в журнале «Научное обозрение» (май 1903 г) — «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Но эта статья оказалась очень краткой. Я знаю, что есть статья под таким же названием, выпущенная отдельно и более подробная — вот что я искал и в чем заключается моя просьба к Вам.

        Отдельная статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и еще также Ваше сочинение — «Вне Земли», не одни заставили меня написать Вам письмо, а еще очень много и очень важных вопросов, ответ на которые я бы хотел от Вас слышать.
Я пишу и не знаю, получите ли Вы это письмо или нет, так как мне неизвестно насколько верен, в нынешнее время, известный мне Ваш адрес — Россия, Калуга, Коровинская, 61.
Благодаря этому не шлю денег на покупку этих 2-х книг, не пишу Вам вопросы, которые меня интересуют, а хочу, послав это письмо, узнать, найдет ли оно Вас или нет. Если получите это письмо, то прошу не особенно оттягивать ответ (по уважительным причинам) и написать о том, что Вы получили письмо и цену 2-х вышеупомянутых книг («Вне Земли» и

«Исследование мировых пространств реактивными приборами»), которых в Одессе нельзя нигде найти.
Жду ответа.
В.Глушко

        П.С. Марки для письма я присылаю вместе с письмом. Адрес: Одесса, Ольгиевская 10, кв.20
Валентин Петрович Глушко
                архив ГДЛ-ОКБ, оп.3 ед.хр.1 [222].

        В комментарии к этому письму необходимо отметить не просто учтивый тон мечтателя, энтузиаста «межпланетных и межзвездных путешествий», а пытливый ум ученого, который «почувствовал требование уже и в вычислениях. Без всяких пособий, совершенно самостоятельно» он начал вычислять. Но ему не хватает информации, и, узнав о существовании К.Э. Циолковского, он обращается к нему за консультацией, причем все расходы по переписке берет на себя.

        В своих поздних воспоминаниях Валентин Павлович напишет: «Все письма Циолковского приходили в самодельных квадратных письмах небольшого формата, склеенных из белой бумаги. По просьбе Циолковского стоимость изданий, кстати сказать, очень скромная, оплачивалась почтовыми марками, которые я прикладывал к очередному своему письму. Любопытно, что в оплату двух книг в заказном письме К.Э.Циолковскому 8 октября 1923 года мною было внесено 460 миллионов рублей, что соответствовало по курсу дня одному рублю золотом. В то время самым мелким денежным знаком был миллион рублей, отпечатанный на маленькой бумажке» [6]

        Письмо второе:

        8 октября 1923 г.
        Многоуважаемый К.Э. (Вашего имени и отчества не знаю, только инициалы) сегодня получил Ваше письмо, и сегодня же шлю деньги на книги в письме. Вы сказали, что стоимость книг 1 р. золотом, т.е. 0,1 червонца, и что составляет, по существующему ныне курсу последнего — 460 рублей денег 1923 г. (460 миллионов рублей). Письмо шлю заказным.
Но Вы мне не написали, что будет стоить пересылка этих книг. Вы напишите это в следующем письме.

        Я Вам писал еще в прошлый раз, что у меня имеются некоторые вопросы, которые я хотел бы Вам задать:
        1) Вы разбираете движение снаряда под влиянием тяжести и говорите: "Ракетой без влияния тяжести приобретаются огромные скорости и утилизируются значительные количества энергии взрывчатых веществ. Это будет справедливо и для среды тяжести, если только взрыв будет мгновенный. Но такой взрыв для нас не годится, потому что при этом получится убийственный толчок, которого не вынесет ни снаряд, ни вещи, ни люди, заключенные в нем. Нам, очевидно, нужно медленное взрывание". Но ведь избранное Вами взрывчатое вещество — гремучий газ взрывается не медленно, а в течение времени, исчисляемым малыми долями секунды. Да так все взрывчатые вещества. Следовательно избрав химическое соединение Н и О в Н2О Вы противоречите собственным словам?

        2) Причем мне известно, что почти моментальное (несколько сотых и даже десятых секунды) увеличение относительной тяжести, исчисляемое в десятки раз, как обнаружено на опытах, влияния на человеческий организм не имеют. А если мы наиболее хрупкие приборы и пассажиров поместим в очень крепкие сосуды с жидкостью, удельный вес которой равен удельному весу, помещенному в ней предмету, и сделаем более или менее массивный снаряд, то можно будет спокойно взрывать вещества, обладающие очень резким действием, а, следовательно, и силой.

        3) Вы берете взрывчатое вещество — гремучий газ и говорите, что вещества, обладающего большей энергией, чем гремучий газ не существует, но Вы забыли нитроглицерин, нитроманнит, обладающий в 3 раза большей энергией, чем гремучий газ, и наконец, "мелинит", "лидит" или "шимоза" и др. (быть может потому, что Ваша книга напечатана в 1903 г.). Взяв какое-нибудь из перечисленных мною выше взрывчатых веществ и применив способ, описанный в 2), мы добьемся огромной скорости и увеличения утилизации, т.е. самого главного.

        Если у Вас есть какие-нибудь изменения, не описанные в «Исследовании мировых пространств», то я буду Вам очень благодарен, если Вы мне опишите их в своем письме.
Уважающий Вас В.Глушко.
Марки для письма присылаю с последним.
                архив ГДЛ-ОКБ, оп.3 ed.xp. 1
Примечание: На конверте письма Циолковским помечено: «Отвечено 14 окт.23г». [6].

        Необходимо пояснить, что после проведения в Советском Союзе денежной реформы в период 1922—1926гг. рубль был конвертируемой валютой.

        Письмо третье:

        15. XI. 1923г.
        Многоуважаемый Константин Эдуардович!
Ваше письмо и затем книги я получил 16 и 17 октября с/года. Все брошюры более или менее хороши. Идея же металлического управляемого дирижабля мне кажется немного устаревшей и практически не совсем удобной. По крайней мере, с 1923 г. Теперь имеют будущность и завоевывают себе положение аэронееры динамического принципа (гелиокоптеры).

        В этом отношении в Англии было произведено немало опытов и сконструирован аппарат довольно большого коэффициента полезного действия. Этот аппарат составляет тайну английского правительства. В скором времени аэронееры будут конкурировать с аэропланами и по расчету оказывается тот же результат, что и с Вашим дирижаблем, что более экономичнее и удобнее будет применять аэронеер для переноса больших количеств груза и пассажиров, аэропланы для одного или нескольких пассажиров. Для того, чтобы иметь ясное представление о аэронеере ближайших годов, достаточно прочесть "Воздушный корабль" гениального Жюля Верна. Но все же Ваш проект очень интересен, как полное разрешение вопроса управления аэростата, и он должен занять видное место в истории воздухоплавания.

        Я очень благодарен Вам за книги и брошюры, и очень буду рад, если смогу услужить Вам, хотя бы тем же. Прилагаю деньги за 3 брошюры по сегодняшнему курсу червонца (300 р.) и деньги на марки для письма.

        Я встретил некоторые недоразумения, и у меня возникло насколько вопросов, при чтении "Вне Земли" и буду Вам очень обязан, если Вы ответите мне на них. Между прочим "Вне Земли" очень и очень хорошая книга, она очень реально представляет всю картину межпланетного путешествия. Каждая строка, каждая фраза дышит, можно сказать, почти совершенной правильностью. Все встречающиеся на пути затруднения Вы разрешаете посредством физики и механики, а не обходите их, как это обыкновенно делается почти во всех книгах. Вы предусмотрели все случаи межпланетного сообщения, как будто бы сами не раз его совершали. В общем "Вне Земли" даже трудно назвать повестью. Но только все же смело говорить, что человек сможет жить, питаясь исключительно плодами, так как в них не содержатся все органические соединения необходимые для поддержания жизни человеческого организма.

        I. Вы говорите, что для уменьшения протяжения занимаемого трубами, при той же длине их, можно завивать их кольцами или змеевиком, но дело в том, что это очень опасно, так как при взрыве благодаря их загибам и следовательно значительному сопротивлению, их непременно разорвет, так что не смотря на удобство этих загибов трубы, от них приходится отказаться и делать последние исключительно прямые?

        II. Вы заканчиваете 1-ю часть своего труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами" ("Научное Обозрение", май 1903 г.) следующими словами: «Мы смогли бы рассмотреть еще очень многое: работу тяготения, сопротивление атмосферы, мы не упомянули о нагревании снаряда при кратковременном полете в воздухе; мы совсем еще ничего не сказали о том, как исследователь может пробыть продолжительное, даже неопределенно долгое время в среде, где нет следов кислорода»; и др... Мне непонятно как раз последнее?

        III. В "Вне Земли" Вы описываете вид Солнца из межпланетного пространства в виде шара синего цвета, а насколько мне известно оно принадлежит к классу G по Гарвардской классификации, т.е. к классу желтых звезд, следовательно наше Солнце должно иметь желтую, но не синюю окраску?

        IV. Затем в "Вне Земли" Вы пишите, что в описываемой Вами "Ракете" находился один О (без азота) плотности в 0,1 по отношению к воздуху, т.е. вдвое реже, чем О атмосферный. Интересно знать является ли это просто вымыслом или следствием произведенных опытов?
Я прочел в присланных Вами книгах, что Вы предполагали выпустить в полном виде и с дополнениями "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Там же пишется, чтобы желающие приобрести эту работу сообщили свои адреса. Если эта полная предполагавшаяся книга уже издана, то я очень желал бы ее приобрести, если же нет, то примыкаю к числу лиц, жаждущих ее издания.

        Между прочим, я тщательно искал по всей Одессе и ее библиотекам и даже в некоторых других городах, II-ю часть Вашего труда по вопросу межпланетных сообщений — в журнале «Вестник Воздухоплавания» за 1911 г., (за 1912 г. я достал). Быть может у Вас можно будет достать, в Калуге. Причем эту книгу мне непременно нужно достать.
Желаю Вам всего лучшего и чтобы Вы жили до ;.
Уважающий Вас В.Глушко
архив ГДЛ-ОКБ, оп.3 ед.хр.1[222].

        Скорее всего, Циолковский не догадывался, что по переписке ведет научно-техническую дискуссию с пятнадцатилетним юношей, а не со зрелым ученым.
Заключительное письмо этой интересной переписки, восьмое по счету, написано уже не школьником, а выпускником физико-математического факультета Ленинградского Университета, инженером Газодинамической лаборатории. Из содержания этого письма
становится понятно, что в своей теоретической и практической деятельности ученик превзошел своего консультанта.

        Письмо восьмое

        Ленинград, 26 августа 1930г.
        Глубокоуважаемый Константин Эдуардович,
        Очень рад присланным мне Вами работам. Все высланное Вами получил. Мне очень приятно, что Вы также считаете, что ракетоплан невыгоден, что не имеют практического смысла предложения, напр., Валье, заставить эволюционировать аэроплан к звездолету, путем комбинации винто-моторной группы с реактивным двигателем, с постепенным усилением последнего за счет винто-моторной группы и т.д.

        В тех кругах, где я работаю, существует то же мнение, разделяемое и некоторыми из наиболее серьезных зарубежных работников. Самолеты рассчитаны и созданы для полетов в низких слоях атмосферы и с небольшими скоростями. Цеплять же к ним реактивный двигатель, это значит, заведомо идти на потерю, по меньшой мере, 90% энергии топлива и топлива самого дорогого. Для того же, что бы повысить к.п.д. нужно настолько переделать конструкцию аэроплана, начав с того, что выбросить из него винто-моторную группу, что от него ничего кроме названия не останется.

        Ясно, что смысл имеет реактивный летательный аппарат, как самостоятельная конструктивная единица. Комбинация же самолета с реактивным двигателем имеет смысл только в применении к разгону и торможению самолетов реактивным путем.
Жаль, что эту истину не все себе уяснили, что, безусловно, еще может привести к таким же по характеру никому не нужным жертвам, как смерть М.Валье.
Те опыты с самолетами с реактивным приводом, которые проводились официально в Германии, следует расценивать как рекламные, как продолжение опытов с ракетными автомобилями, мотоциклами, санями и т.п., с целью привлечь общественное внимание вообще к реактивному делу.

        Вас читают все лица, так или иначе интересующиеся реактивным приводом и, я думаю, что если бы Вы лишний раз растолковали публике эту истину, то тем самым только избавили бы ее от многих ложных шагов.

        Константин Эдуардович, меня интересует, почему Вы для формы своего сопла указываете всюду конус с прямолинейной образующей. Пришли ли Вы к этому убеждению на основании каких-либо теоретических умозаключений, либо остановились на этой форме, как на простейшей? Так, теоретические исследования некоторых авторов, да и собственные соображения говорят (принципиально) в пользу экспоненциальных образующих сопел.

        Интересно, что и здесь наблюдается разнобой в выводах у разных авторов. Так одни находят наивыгоднейшей образующую, касательная к которой составляет угол с осью сопла, возрастающий вдоль образующей, другие же — убывающий, одни дают в качестве образующей логарифмику, другие — другое. Если бы Вы могли высказать мне по этому поводу свои соображения, то я был бы Вам очень обязан. Если эти Ваши заключения будут подкреплены соответствующими расчетами, то можно было бы издать в Вестнике Военно-технической Академии (в качестве статьи). Если Вы возьмете на себя этот труд, то лаборатория наша будет Вам очень благодарна. Ясно, что оглашать эту просьбу к Вам, не следует.**
Вообще, если задаться определенным отношением диаметров звучащего (к) и выходного (а) сечений сопла (см. черт.), то для них можно вычертить сколь угодно большое число образующих.
                РИСУНОК

; — угол соответствующего конич.сопла, у которого не происходит отрывания струи от стенок.
        Ввиду того, что для всех полученных, при этом, сопел отношение диаметров (da/dk) одинаково, эффект всех этих сопел тоже должен быть совершенно одинаков, при условии, что во всех этих случаях не происходит потерь от завихрения, трения, что правильность газового потока (продуктов взрыва) всюду имеет место.

        Однако, в действительности, этого не будет, и, несмотря на одинаковое (da/dk) наиболее выгодным окажется то сопло, у которого движение газового потока будет наиболее правильным. Очевидно, задавшись этим требованием наибольшей правильности газового потока при всех скоростях его движения вдоль сопла, нужно и искать решение задачи. Из основных аэродинамических соображений следует, что чем больше скорость потока, тем при меньших углах будет происходить отрывание струи; а так как скорость эта возрастает вдоль сопла, то и угол, составляемый касательной к образующей с осью сопла, должен убывать** вдоль сопла, т.е. рациональной оказывается форма образующей вида 1, 2 (см. чертеж).

        Принципиально вопрос, такой образующей легко решается, но образующих подобного вида может быть также любое число. Выбрать наиболее рациональный вид образующей из найденного класса их — вот основная задача, подлежащая решению. При этом, конечно, нужно задаться конкретными цифрами скоростей истечения вдоль сопла. Правда, окончательное слово и здесь принадлежит опыту (как и всюду). Однако, мне хотелось бы узнать лично Ваши** соображения по этому поводу (из письма).

        Из присланных Вами двух экземпляров "Звездоплавателям" один экземпляр передал в библиотеку лаборатории Технического Штаба начальника вооружения, куда Вы уже однажды выслали свои труды по нашему запросу.

        С вашими заключениями, в том смысле, в каком Вы их понимаете, я вполне согласен. Недостаточная научность постановки опытов в Германии (за исключением работ Oberth'a и Винклера) всегда бросалась в глаза.
Не буду больше утомлять Вашего внимания, благодарный Вам — В.Глушко
Ленинград, пр. К.Либкнехта, д. №77, кв. №6, инж. В.П.Глушко

                архив ГДЛ-ОКБ, оп.3 ед.хр.1 [6]. 
Примечания:
* — подчеркнуто Циолковским.
** — подчеркнуто автором,  письма).
На конверте письма (л. 19) имеются пометки Циолковского: «Глушко (о ракетоплане). Интересно. Отвечено.» [6].

        Прочитав эти четыре письма из переписки Циолковского и Глушко, становиться понятным интеллектуальное и профессиональное равенство патриарха ракетных дел начальника ГДЛ, Н.И. Тихомирова и молодого выпускника Ленинградского университета Валентина Глушко.

        15 мая 1929 года В.П. Глушко зачислен в штат ГДЛ ВНИК руководителем отдела по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей. Талантливый инженер попадает на благодатную для творчества почву. Во-первых, работа в Государственном учреждении военного ведомства, сняла бытовую проблему выживания в голодающей России. Во-вторых, ему нет необходимости растрачивать свою энергию и время на добывание того или иного куска металла, лаборатория Тихонравова, по тем временам была уже неплохо оснащена.

        Поэтому он сразу же сосредотачивает все свои усилия на создании ракетных двигателей. О том, насколько тщательно и глубоко были проработаны идеи, реализованные в виде чертежей конструкций предлагаемых Глушко электрических ракетных двигателей (ЭРД) и жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), свидетельствует запись Николая Ивановича Тихомирова: «Результаты поверочных расчетов повелительно указывают на необходимость безотлагательно приступить к опытным работам по предложению В. П. Глушко» [3].

                ***
        Темп экспериментальных и исследовательских работ увеличивается, по мере обработки получаемой информации, рождаются новые идеи. 7 июня 1929 года Н.И. Тихомиров подает в Комитет по делам изобретений заявление: «Прошу выдать мне патент на «Способ изготовления прессованного бездымного пороха на твердых растворителях», на эту заявку он получает заявочное свидетельство № 48961/2349. Следующий его поступок показывает величие души и степень гражданской ответственности перед СВОЕЙ Родиной. Тихомиров Н.И., 3 июля 1929 года заключает договор с Народным комиссариатом Военно-морских сил РККА о безвозмездной передаче прав на это и другие его изобретения.

        Николай Иванович работал на износ, что не могло сказаться на его здоровье. К тому же Ленинградский климат оказал на него не благоприятное воздействие. 28 апреля 1930 года Н.И. Тихомиров скончался от инфаркта миокарда. Тело первого практического ракетчика СССР было перевезено в Москву и похоронено на Ваганьковском кладбище.
В воспоминаниях «Путь в ракетной технике», в 1977 году, академик В.П. Глушко напишет о нем следующее: «Плодом его проницательности является создание в 1929 году в ГДЛ подразделения по разработке под моим руководством ЭРД и ЖРД. Его эрудиция, личное обаяние и организаторские способности внушали к нему глубокое уважение».

        Начальником ГДЛ стал Б.С. Петропавловский, один из основных создателей «Катюши». До этого назначения был ведущим инженером и занимался разработкой реактивных снарядов РС-82мм и РС-132мм. Под его руководством коллектив, в составе Лангемака Г.Э., Артемьева В.А., Шварца Л.Э., Кулагина И.И., Александрова И.С., как следует из акта комиссии по проверке хода работ в ГДЛ, закончил проекты и разработал детальные чертежи 82-миллиметровых и 132-миллиметровых ракетных пусковых установок и снарядов к ним. Наличие многочисленных талантливых профессиональных специалистов с высшим образованием – химиков, конструкторов и технологов позволяет одновременно разрабатывать широкую номенклатуру ракетных систем различного назначения.

                ФОТОГРАФИЯ                ФОТОГРАФИЯ
                Б.С.Петропавловский                В.П. Глушко

        В том числе целая серия специального назначения: осветительные, сигнальные, зажигательные, трассирующие ракеты. «Были достигнуты большие успехи и в разработке порохового ракетного старта самолетов, начатой еще в 1927 г. катапультированием моделей. На нижнем крыле биплана У-1 были установлены два ракетных пороховых ускорителя и сделано около ста взлетов. После получения в 1931 г. положительных результатов с учебным самолетом У-1, работы были перенесены на тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

        Государственные испытания ТБ-1, крылья которого были оборудованы шестью стартовыми ракетами, успешно прошли в 1933 г. Разбег самолета сократился на 77 процентов» [3].
Одновременно с этими изделиями были созданы и успешно прошли испытания крупнокалиберные ракетные снаряды диаметром 245мм, весом 118кг, и еще более мощные ракеты диаметром 410мм при весе 500кг. Эти крупнокалиберные ракеты предназначались для вооружения бомбардировщика ТБ-1.

        Летом 1932 года в присутствии М.Н. Тухачевского, на полигоне, были успешно проведены первые официальные стрельбы в воздухе снарядами PC-82 с самолета истребителя типа И-4, который был вооружен шестью пусковыми установками.
Все самолеты того времени изготавливались из сосновых или ясеневых реек и фанеры склеенных костным или казеиновым клеем.

Деревянный фюзеляж обшивался березовой фанерой, фанерная обшивка крыла обклеивалась тонкой тканью, перкалью. Для получения требуемых характеристик прочности, воздухонепроницаемости и влагостойкости, ткань пропитывали специальным лаком - эмалитом. Эмалит, или его еще называли аэролак первого покрытия, представляет собой раствор из прозрачной нитроцеллюлозы или нитроклетчатки в растворителях типа 646 или ацетоне. Лак для окраски ногтей, который используют современные модницы, это тот же эмалит только с добавками красителей и ароматизаторов.

        Естественно, что если пламя ракетного двигателя попадет на такую конструкцию, то она моментально вспыхнет. Поэтому зону установки ракетного вооружения «PC», а это нижняя часть крыла, обшивали листами из алюминиевого сплава.

                ***

        В этой связи, мне кажется, уместно вспомнить несколько забытых исторических событий из жизни Российских Дальневосточных земель времен описанной выше эпохи. 18 сентября 1931 года Квантунская армия Японии атаковала Китай и к началу 1932 года оккупировала его северо-восточную часть — Маньчжурию, граничащую с Советским Союзом. Вскоре после этого японцы выдвинули территориальную претензию к СССР. В Москве, посол Японии потребовал от советского правительства отвода войск СССР, которые располагались на сопках Заозёрная и Безымянная в районе озера Хасан.

Советское правительство отклонило эти требования. Летом 1938 года войска Квантунской армии вторглись в пределы СССР. Вспыхнул военный конфликт. В результате боёв советские войска выполнили стоящую перед ними задачу по защите государственной границы СССР и выдворили нарушителей.

Однако, Япония на этом не успокоилась. В 1939 была организована более крупная военная провокация против Советского Союза и Монгольской Народной Республики на реке Халхин-Гол. Фактически, с мая по сентябрь 1939 года, СССР и Япония вели друг против друга необъявленную войну. В ней приняли участие с обеих сторон более 120 000 военнослужащих, 680 танков, 1215 самолетов и другого вооружения [7]. После ряда ожесточенных боев, завершившихся окружением и полным разгромом 6-й отдельной японской армии, между СССР и Японией было заключено перемирие.

        А теперь небольшое пояснение к этому историческому экскурсу. Его я привожу в виде цитаты из статьи Ворожейкина А. В., «Конфликт на Халхин-Голе», летчика 22 истребительного авиационного полка, участника воздушных боев с японской авиацией во время описанных событий:

        «С 20 августа по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входили пять И-16 вооруженные ракетами РС-82. Командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко. 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета.

        Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков). Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли к мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки» [8]».

        Так впервые в СССР были применены боевые неуправляемые ракеты класса «воздух-воздух», позднее использованные для создания систем залпового огня, знаменитой «Катюши». И это были серийно выпускаемые ракеты разработанные коллективом Газодинамической лаборатории Военного научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР. Военный конфликт происходил в середине 1939 года, а мы пока возвратимся ровно на десять лет назад.


                ***

        Под руководством В.П. Глушко, в 1929 году в ГДЛ, организован отдел для проведения экспериментальных исследований по созданию ЭРД и ЖРД. Коллектив отдела укомплектовывают талантливыми инженерами, техниками и механиками. В их числе А.Л.Малый, Н.Г.Чернышев, В.И.Серов, И.И.Кулагин, Е.Н.Кузьмин, П.И.Минаев, Б.А. Куткин, В.П. Юков, В.А.Тимофеев, Н.М.Мухин, И.М. Панькин и другие. Этим творческим коллективом, в течение 1929 - 30 годов теоретически была доказана и экспериментально подтверждена работоспособность электрического ракетного двигателя, использующего в качестве рабочего тела твердые или жидкие проводники, взрываемые с заданной частотой электрическим током в камере с соплом.

        В течение 1932 и первой половины 1933 года электрический ракетный двигатель прошел испытания на баллистическом маятнике. Это был первый электротермический ракетный двигатель, опередивший развитие науки и техники, более чем на тридцать лет. Приоритет В.П. Глушко на первый в мире электрический ракетный двигатель и его конструкция защищены патентами на изобретения. В современных космических системах двигатели этого класса применяются для коррекции траектории полета.

        Однако, основное внимание и усилия коллектива Глушко, сосредоточены на разработке жидкостных ракетных двигателей. ГДЛ была военной организацией с соответствующей дисциплиной и целенаправленностью. Работа состояла из последовательных этапов отработки объектов, и переход к следующему этапу допускался лишь после получения положительных результатов на предыдущем этапе.

Было решено, что для практической ценности ракет, уже на начальном этапе их разработки, тяга двигателей должна измеряться сотнями килограммов, а сами двигатели должны быть достаточно надежно отработаны, прежде чем допускать их к летным испытаниям. Теоретические проработки методик конструирования ракет и квалификация специалистов работающих в ГДЛ была настоль высока, что вопрос о том, полетит или не полетит ракета, здесь даже не обсуждался.

        В качестве окислителя для жидкостного ракетного двигателя, в 1930 году, В.П. Глушко предлагает использовать азотную кислоту или ее раствор с азотным тетроксидом.
Кроме этого, он исследует возможность применения, для этого же, перекиси водорода, хлорной кислоты, тетранитрометана и их растворов.

        В качестве горючего апробируется трехкомпонентное топливо — бериллий с кислородом и водородом. Кроме этого испытывается эффективность введения в состав жидкого горючего мелкодисперсных порошков металлов, - бериллия, лития, бора, алюминия и другие составы. В этом же году были разработаны и проверены в двигателях экспоненциальные профилированные сопла и термоизоляционные, жаростойкие покрытия из двуокиси циркония, окиси магния и других составов для камер сгорания.

        В течение 1930 - 31 годов в ГДЛ были разработаны и изготовлены первые в СССР жидкостные ракетные двигатели: ОРМ-1 (опытный ракетный мотор), который при работе на жидком кислороде и бензине развивал тягу до 20 кгс. В 1931 году проведено 47 стендовых огневых испытаний этого двигателя.

        В 1932 году были разработаны и испытаны конструкции целой серии экспериментальных двигателей, от ОРМ-4 до ОРМ-22 включительно. На этих двигателях отрабатывались способы зажигания, метода запуска и систем смешения при испытании на различных компонентах топлива. В качестве окислителей использовались жидкий кислород, азотный тетроксид, азотная кислота, растворы азотного тетроксида в азотной кислоте, в качестве горючего — бензин, толуол, керосин.

        Следующая серия двигателей, от ОРМ-23 до ОРМ-52, были разработаны, изготовлены и испытаны в течение 1933 года. Двигатели, работающие на азотнокислотно-керосиновом топливе, в то время были самыми мощными жидкостными ракетными двигателями. Официально прошедшие стендовые испытания ОРМ-50 развивал тягу 150 кгс, а тяга ОРМ-52 достигала 300 кгс. Для изготовления двигателей была организована широкая кооперация промышленных предприятий Ленинграда, а также механических мастерских ГДЛ, мастерских Артиллерийского училища, предприятий Главного Адмиралтейства.

        Если у вас есть лошадь, вам понадобиться телега. Если у вас есть ракетный двигатель, вам понадобиться корпус ракеты. А ракетные двигатели, созданные под руководством Глушко, имели, по тем временам, колоссальную мощность. Поэтому,
одновременно с двигателями, в ГДЛ разрабатывают жидкостные ракеты, по терминологии того времени — реактивные летательные аппараты серии РЛА, на азотнокислотно-керосиновом топливе. Ракеты РЛА-1, РЛА-2 и РЛА-3 предназначались для вертикального взлета на высоту 2 — 4км. Длина ракет — 1880мм, диаметр стального корпуса — 195мм. Двигатели этих ракет имели тягу до 300кгс.

        РЛА-1 и РЛА-2 были неуправляемыми ракетами. РЛА-2 имел дюралюминиевую головку, несущую пилотский парашют с метеоприборами, раскрытие которого предусматривалось вышибным автоматом. В 1933 году на стенде была отработана укладка парашюта в головку, испытан автомат для выбрасывания парашюта и арматурный отсек с пневмоавтоматикой. Ракета РЛА-2 успешно прошла стендовые испытания. Ввиду сложности конструкции и технологии детали ракеты изготовлялись в производственных цехах Ленинградского Монетного двора и частично в мастерских ГДЛ в Петропавловской крепости.

        Управляемая ракета РЛА-3, отличалась от РЛА-2 наличием в корпусе приборного отсека с двумя гироскопическими приборами, от морских торпед с воздушным дутьем. Они управляли с помощью пневматических сервоприводов и механических тяг двумя парами воздушных рулей, размещенных в хвостовом оперении. Изготовление РЛА-3 до конца 1933 года не было завершено.

        Одновременно с этими ракетами в 1930 - 1932 годы разрабатывается управляемая ракета РЛА-100. Расчетная высота вертикального подъема ракеты до 100км. Стартовый вес - 400кг, вес топлива (азотный тетроксид и бензин) - 250кг, полезный груз 20кг, тяга двигателя 3000кгс, время работы двигателя 20секунд
В головной части ракеты размещались метеорологические приборы с парашютом и автоматом для выбрасывания их в атмосферу; в нижней части корпуса - аккумуляторы давления со сжатым газом для подачи компонентов топлива в двигатель; верхние баки предназначались для окислителя, средние - для горючего.

        Для стендовой отработки стабилизации двигателя гироскопом на карданном подвесе в начале 1933 года был изготовлен станок с карданной установкой двигателя. Баки и другие отсеки и детали ракеты, работающие в контакте с химически агрессивными компонентами топлива на основе сильно действующих кислот, необходимо было изготавливать из легированных специальных нержавеющих сталей.

Единственные заводы в нашей стране, выплавляющие высоколегированные сорта стали, располагающие оборудованием, технологией их обработки и электросварки находились на Урале, в Пермской губернии - Мотовилихинские заводы. Уникальные месторождения железной руды и минералов цветных металлов этого региона позволили производить высококачественные сорта оружейной стали [9].

        Именно здесь в 1876 году была запущена первая на Урале мартеновская печь. Спустя десять лет, в 1886 году, дала ток первая на Урале электростанция. В 1888 году начальник Пермского пушечного завода, Николай Гаврилович Славянов впервые в мире, на практике, осуществил изобретенный им способ дуговой электросварки металлов металлическим плавящимся электродом под слоем флюса. Под его руководством в 1890 году был основан первый в мире злектросварочный цех.

        Кроме теории сварки металлов под флюсом, Славянов разработал динамо-машину на 1000 ампер и таким образом, создал первый в мире сварочный генератор. Разработал конструкцию первого в мире механизма для полуавтоматической подачи электродного прутка в зону сварки.

Он первым применил подогрев металла перед сваркой для уменьшения скорости охлаждения шва [10]. Что обеспечивает протекание рекристализационных процессов, приводящих к тому, что сплав самого шва и около шовного металла имеют идентичные структуры, следовательно, и одинаково высокие прочностные характеристики.
      
 В 1893 году в Чикаго проходила всемирная электротехническая выставка. Демонстрируя возможности своего сварочного аппарата и технологии, Николай Гаврилович, сварил между собой заготовки, в виде стакана, из восьми не сплавляемых металлов и сплавов. Сварные швы не пропускали жидкость. А заготовки были сделаны из колокольной бронзы, томпака, никеля, стали, чугуна, меди, нейзильбера и конструкционной бронзы. За этот шедевр инженерной мысли, Н.Г. Славянов получил золотую медаль с формулировкой «За произведённую техническую революцию» [10].

        И вот на этих Пермских пушечных заводах для ракетных двигателей созданных В.П. Глушко, из нержавеющих сталей, изготавливают топливные баки, топливные узлы и элементы конструкции, с последующей транспортировкой их в Ленинград.
Таким образом, строительство мощной ракеты РЛА-100, приобретает Государственные масштабы и стало возможно, только благодаря кооперации различных предприятий, ряда различных ведомств. Они изготавливали различные узлы, детали и компоненты ракеты, а ее сборку осуществляли на месте разработки ракеты, под контролем и непосредственном участии самих разработчиков. То есть, в ходе разработки и изготовления ракеты РЛА-100 был заложен организационный фундамент под принцип создания современных ракетно-космических систем.

                ***

        Дальнейшее развитие Отечественного ракетостроения на базе Ленинградской ГДЛ ограничилось исторической объективностью. Советом Труда и Обороны СССР, 11 июля 1933 года было принято Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933 - 1938 гг.». В нем предусматривалось строительство 1493 боевых и вспомогательных кораблей, включая восемь крейсеров, 50 эсминцев и более 60 подводных лодок.

        Основными «поставщиками» боевых кораблей должны были стать четыре ведущих кораблестроительных завода. В Ленинграде, заводы имени А.Жданова (№ 190) и имени С.Орджоникидзе (№ 189). И в городе Николаеве заводы имени А.Марти (№ 198) и имени 61 коммунара (№200). Помимо строительства «готовых» кораблей, николаевские верфи должны были выпускать так называемые «заготовки» - секций и конструкций кораблей, которые надлежало отправлять на Дальний Восток и там собирать на заводах городов Владивостока и Комсомольска-на-Амуре для создания Тихоокеанского флота. Корабли, построенные на заводах Ленинграда, по Беломорско-Балтийскому каналу уходили на Север для формирования Северного флота СССР [11].

        Таким образом, на создание мощного военно-морского флота была мобилизована не только вся судостроительная промышленность страны, но и ее смежные отрасли, задействована колоссальная армия трудовых ресурсов.
Кроме того, в эти же годы, в Стране реализовывался самый грандиозный за всю ее историю план - ГОЭЛРО – Государственный план электрификации России. Он был рассчитан на 10—15 лет и предусматривал строительство 20 тепловых и 10 гидроэлектростанций. Со времен царской эпохи, центром электротехнической промышленности в России был Петербург. Поэтому громадные объемы работ по строительству электрогенераторов, паровых турбин для тепловых электростанций и гидротурбин ГЭС так же легли на плечи петербуржцев [12].

        Естественно, в этих условиях на выполнение Постановления «О программе военно-морского судостроения на 1933 - 1938 гг.» и плана ГОЭРЛО были брошены практически все трудовые ресурсы Ленинграда. Поэтому, начинать в Ленинграде строительство заводов по серийному производству ракетных пусковых установок разработанных в Газодинамической лаборатории Тихонравова и заводов для массового выпуска ракетных снарядов к ним, было, мягко выражаясь, неразумно и не реально. Таким образом, перед Начальником вооружения Красной Армии маршалом М.Н. Тухачевским возникла необходимость выбора региона с достаточным количеством трудовых ресурсов и по возможности ближе к металлургическим предприятиям выпускающих конструкционные металлы и сплавы. Этим условиям в определенной степени отвечала Москва

        Другим побудительным мотивом передислокации ГДЛ в Москву, была острая нехватка в Ленинграде рабочих площадей для конструкторских отделов и производственных участков лаборатории. Они были разбросаны по различным районам города. В условиях строгой засекреченности всей тематики лаборатории, это создавало дополнительные проблемы и не способствовало творческой работе ученых и конструкторов. К тому же дефицит площадей сдерживал рост численности штатов лаборатории, следовательно, и дальнейшее ее развитие.

        Тем временем события продолжали развиваться. В 1931 году, по всей стране, при отделениях добровольной общественной военно-патриотической организации «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» (ОСОАВИАХИМ), были организованы группы изучения реактивного движения (ГИРД), объединявшие на общественных началах энтузиастов ракетного дела.

        По этому поводу Б.С.Петропавловский пишет письмо руководству Артиллерийского научно-исследовательского института АУ РККА о неразумности параллельного с ГДЛ создания в различных учреждениях реактивных конструкций без использования опыта ГДЛ. Как уже говорилось выше, все работы Газодинамической лаборатории были засекречены, поэтому уровень развития ракетостроения, для широких масс энтузиастов-ракетчиков был неизвестен.

Любительские объединения типа ГИРД вынуждены были начинать свою деятельность с уровня трудов Н.И. Кибальчича и К.Э. Циолковского, которые давно уже стали историей и не имели практической ценности. С целью экономии времени, материальных и трудовых ресурсов страны, Б.С.Петропавловский предлагает, во первых, чтобы вновь организуемые учреждения ракетных конструкций начинали не с нуля, а с уровня достижений ГДЛ. Во-вторых, работы не должны дублироваться и распыляться. Б.С.Петропавловский настаивает на обязательном контроле ГДЛ над всеми проектами, выполняемыми вне ГДЛ.

        Начальника вооружений РККА М.Н.Тухачевский поддерживает это предложение.
В результате 15 июля 1931 года Лабораторию передают в подчинение АНИИ и начальником ГДЛ назначают Н.Я. Ильина, оставляя его одновременно уполномоченным Техштаба НВ РККА по Ленинграду, а Борис Сергеевич становится заместителем начальника по опытно-конструкторской части. Теперь он мог заниматься только наукой и курировать развитие работ по ракетной тематике в других организациях.

        Такое решение М.Н.Тухачевского было обусловлено не только просьбами Б.С.Петропавловского, но еще и необходимостью сократить время на выполнение заказов лаборатории. Дело в том, что все ее заказы проходили через уполномоченного Техштаба, который давал ход той или иной работе. Совмещение сразу двух должностей, начальника ГДЛ и уполномоченного Техштаба в одном лице Н.Я. Ильина, упрощало решение этих вопросов.

        В письме начальнику Военно-технической академии РККА, в 1932 году, начальник вооружений Красной Армии М.Н.Тухачевский писал: «Ленинградская Газодинамическая лаборатория Техштаба, работающая над вопросами реактивного двигателя и его применения в различных областях военной техники, достигла в настоящее время существенных и ценных результатов.

        Эти результаты имеются в области научно-исследовательской и теоретической работы ГДЛ, и в деле проведения практических испытаний и опытов с различного рода реактивными снарядами и приборами, и в деле подбора ценных кадров работников реактивистов.
Особо важные перспективы связываются с опытами ГДЛ над жидкостным реактивным мотором, который в последнее время удалось сконструировать в лаборатории. Применение этого мотора в артиллерии и химии открывает неограниченные возможности стрельбы снарядами любых мощностей и на любые расстояния. Использование реактивного мотора в авиации приведет в конечном итоге к разрешению задачи полетов в стратосфере с огромными скоростями» [3].

        В конце апреля 1933 года в ГДЛ состоялась научная конференция по реактивным снарядам. На ней, Б.С.Петропавловский сделал доклад на тему: «Основные вопросы реактивного движения и применения ракет в военном деле», в котором говорил, что «современная артиллерия исчерпала техническую возможность в смысле решительного увеличения своего могущества». В дальнейшем развитие артиллерии должно идти по пути использования реактивного принципа создания реактивной артиллерии. В конце 1932 года, с целью реорганизации ее в Газодинамический научно-исследовательский институт на должность начальника Лаборатории назначается авиационный инженер Иван Терентьевич Клеймёнов.

        В начале 1933 году начальник вооружений Красной Армии М.Н.Тухачевский, которому была подчинена Газодинамическая лаборатория, присутствуя при стендовом испытании жидкостного ракетного двигателя, высоко оценил достижения ГДЛ и согласился с доводами Б.С.Петропавловского по вопросу централизации руководством в стране работами в области ракетостроения. В конечном итоге, 21 сентября 1933 года приказом М.Н.Тухачевского по Наркомату обороны в системе РККА был создан первый в мире Реактивный институт.

        К этому времени в штате Газодинамической лаборатории Военного научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР, по состоянию на начало 1933 года было около 200 сотрудников. Даже по современным меркам, то есть первой четверти двадцать первого столетия, это довольно мощная конструкторско- технологическая фирма. ГДЛ ВНИК при РВС СССР структурно подразделялась на 7 отделов:

        1 отдел, начальник Г.Э.Лангемак, разработка пороховых ракет;
        2 отдел, начальник В.П.Глушко, разработка ракет на жидком топливе;
        3 отдел, начальник В.И.Дудаков, практическое применение пороховых ракет в авиации;
        4 отдел, начальник Н.А.Доровлев, минометный – создание пусковых установок;
        5 отдел, начальник И.И.Кулагин, пороховое производство;
        6 отдел, начальник Е.С.Петров, производственный,
        7 отдел - административно-хозяйственный.

        В тексте этой главы перечислены и описаны далеко не все достижения сотрудников ГДЛ. Так если об изобретательской деятельности Н.К. Тихомирова, которая подтверждается незасекреченными патентами на его имя, информация доступна, то изобретения В.П. Глушко все были засекречены. В настоящее время, некоторые из них рассекречены и опубликованы в открытой печати [13]. В качестве иллюстрации, привожу названия некоторых из них. Обращаю внимание читателей на то, что все изобретения без соавторов, то есть продукт индивидуального творчества.

                СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВА
Патент №968 н/о Заявочные материалы №76950/5177 рас. от 13 сентября 1930 г. Газо-Динамическая лаборатория Технического штаба Начальника Вооружений РККА, г.Ленинград, Глушко Валентин Петрович.

                ТЕРМОИЗОЛЯЦИОННАЯ МАССА
Авторское свидетельство №1024 н/о Заявочные материалы №82830/5652 рас. от 16 января 1931г. Газо-Динамическая лаборатория Артиллерийского Научно Исследовательского Института РККА, г.Ленинград, Глушко Валентин Петрович.

                РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ПОРШНЕВОЙ МАНОМЕТР
Авторское свидетельство №1061 н/о. Заявочные материалы №86922/5863 рас. от 11 апреля 1931г., Газо-Динамическая лаборатория Артиллерийского Научно-Исследовательского Института РККА, г.Ленинград Глушко Валентин Петрович.

                РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПЕРЕМЕННОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ
Авторское свидетельство №1094 н/о. Заявочные материалы №90498/6111 рас. от 23 июня 1931г., Газо-Динамическая лаборатория Артиллерийского Научно-
Исследовательского Института РККА, г.Ленинград, Глушко Валентин Петрович.

                ТОПЛИВНЫЙ БАК К РЕАКТИВНОМУ ДВИГАТЕЛЮ
Авторское свидетельство №1169 н/о. Заявочные материалы №96260/6720 рас. от 19 октября 1931г., Газо-Динамическая лаборатория Техштаба НВ РККА, г.Ленинград
Глушко Валентин Петрович.