Как поставили точку на радиоточке

Евгений Радужный
                О том, как разрушалась сеть проводного радиовещания в России
         Как гордо звучит – радио России! Эта гордость понятна и оправдана: в огромной стране трудом учёных, инженеров и рабочих была построена огромная радиовещательная сеть, благодаря которой голос Москвы, голос России был доступен более чем 90% населения нашей необъятной Родины. Вот только жаль, что голос этот  в настоящее время слушает лишь небольшая часть населения и с каждым днём слушателей государственной программы «Радио России» всё меньше и меньше. Почему? Только ли дело в том, что появилось     громадное количество других электронных средств информации: многочисленные коммерческие радиостанции, множество телевизионных каналов, интернет? Ведь «Радио России» - государственная программа, главное радио гражданского назначения – должно возвышаться над всей средой электронных СМИ, быть, что называется, вне конкуренции.  Попробуем разобраться в причинах разрушения единой всеохватывающей радиовещательной сети и отторжения «Радио России» от граждан Российской Федерации.      
     Строительство сети радиовещания началось в молодой Советской России в 1925. Несмотря на трудные годы становления государства, в отрасль радиовещания        вкладывались громадные средства, и уже до Великой Отечественной войны радио стало самым массовым и доступным источником информации для большей части населения страны. Радиовещание создавалось по двум направлениям: 1.Эфирное – посредством  строительства радиопередатчиков, излучающих в эфир электромагнитные волны и принимаемых радиоприёмниками. 2. Проводное – путём строительства радиоузлов и проводных линий радиофикации, вместе называемых сетью проводного радиовещания (СПВ). В СПВ были вложены наиболее значительные средства, так как требовалось построить сотни тысяч километров воздушно-столбовых линий радиофикации, подвести линию радиофикации к каждой городской квартире и к самым дальним деревенькам. И затраты эти стоили того: у людей появился удобный, простой, дешёвый источник информации, к тому же не требующий электричества в доме, а у государства – всеохватывающий информационный рупор, массовое средство пропаганды и внедрения культуры в массы, включая воспитание молодёжи. Кроме того, сети радиофикации решали важную государственную задачу  оповещения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Не будет преувеличением сказать, что сеть проводного радиовещания способствовала единению народа, формированию его сознания и патриотического духа, пропаганде великих культурных ценностей.
         Казалось бы, что созданная великим трудом система радиовещания с функциями гражданского назначения и её уникальными свойствами должна всячески оберегаться и поддерживаться государством. Но увы - не тут-то было… Новые экономические условия, переход к рыночным отношениям сказались на проводном радиовещании самым губительным образом.  ОАО «Связьинвест», всем предприятиям связи, преобразовавшимися при новых экономических условиях в частные компании (в центральной части России это был ОАО «ЦентрТелеком»), ориентированным на высокорентабельные услуги связи с целью извлечения прибыли,  проводное вещание как мало рентабельное было абсолютно неинтересным, и они спешно стали «сбрасывать провода вещания», ибо главной целью любой коммерческой структуры при так называемом рынке является прибыль. И с правовой точки зрения к этим действиям не предъявишь претензий, так как основополагающими документами, регламентирующими  деятельность коммерческих структур в области связи и радиовещания (Федеральный закон «О связи»,  лицензии на деятельность по оказанию услуг связи), рентабельность определена как главный принцип хозяйственной деятельности организаций.  Это как раз тот случай, когда рыночные отношения и нормативные правовые акты новых экономических условий отвечают  интересам коммерческих структур  и алчных предпринимателей, но никак не интересам большинства граждан.      Казалось,  вот тут бы и вмешаться государству с целью принятия мер по сохранению сети проводного вещания, столь важной и уникальной в социальном  и государственном плане, тем более памятуя, что СПВ единственно эффективное средство оповещения при чрезвычайных ситуациях.  Ан нет - у государственного аппарата  не хватило на то ни политической воли,  ни денег.          
       Приведу статистику.  В 1990 году число владельцев радиоточек  - пользователей СПВ  составляло в стране около 38 млн., в 2000 году – уже в полтора раза меньше – 25 млн., из которых 22 млн. в городах и 3 млн. в сельской местности. В 2007 году – всего 13,5 млн радиоточек. Особо трагично, другого слова не подберёшь, переход к рыночным отношениям сказался на радиофикации в сельской местности, где проводные линии в большинстве своём  были подвешены на столбах энергетиков, а те, став единоличным собственником своего хозяйства, предъявили связистам очень высокую плату за аренду своих столбовых опор. Связисты, тоже ставшие акционерным обществом, также хорошо считали свои денежки и потому отказались платить энергетикам за аренду опор и таким образом подписали смертный приговор сельской радиоточке. Удручающе выглядела картина конца  двадцатого века на  сельских линиях проводного вещания: по полям и  лесам  вдоль многокилометровых трасс столбовых опор ржавели сброшенные на землю провода.  Что ж…, скажет искушённый читатель, прогресс не остановишь… Да, это так – прогресс не остановишь. Только в результате такого «прогресса» оказались лишёнными  жизненно важного удобства – радиоточки – жители деревень и посёлков, то есть самая обездоленная часть населения. Автор этих строк знает это не понаслышке. По долгу службы бывая в деревнях и посёлках Владимирской области, не однажды слышал я жалобы от жителей, что у них «отрезали радио», и  жалобы  эти у пожилых людей часто сопровождались слезами. Не каждому городскому жителю дано понять, что для одинокой старушке, прозябающей в дальней   деревеньке, у которой давно уже вышли из строя и телевизор, и часы, а отремонтировать всё это очень накладно,   радиодинамик  в избе и  источник информации,  и часы,  и спаситель от одиночества. Словом, это была  важная  часть уклада  жизни сельского жителя.
         За период 1992 - 1995 годы отсев радиоточек в сельской местности составил 3,2 млн. ед. то есть примерно одна треть от уровня 1991 года. Наметилась устойчивая тенденция к сворачиванию сельского проводного вещания, которое до 1991 года датировалось государством. Было  ликвидировано 1720 сельских радиоузлов, разрушено и списано 146 тысяч км линий радиофикации. Население большинства сельских районов лишилось доступного, дешёвого, а в некоторых случаях, единственного средства приёма звуковой информации.
          Упадок  сети проводного вещания  как  в сёлах, так и городах,  происходил во всей стране, и это, как будто, не осталось без внимания руководства страны   и Министерства связи. Так, руководителям местного самоуправления и предприятий связи было направлено  поручение Президента Российской Федерации от 27.02.1996 № Пр-382 «О принятии мер по экстренному восстановлению разрушенной сети проводного вещания в сельской местности» и следом за ним приказ Министерства связи от 22.05.96 №55 «О состоянии проводного вещания», которым предусматривалось восстановление разрушенных сетей радиофикации в населённых пунктах с числом жителей 500 человек и более. Но эти решения высокого уровня напоминали,  мягко говоря,  «крокодиловы слёзы», а точнее - являли собой акты лицемерия, ибо все понимали, что без дотации, без материальной поддержки со стороны государства никакими руководящими указаниями развал проводного вещания не остановить. Мало того, сами руководители отрасли «Связь» и открыли зелёную улицу на ликвидацию проводного  вещания, выпустив ряд документов о переходе на эфирное вещание как альтернативное проводному. И уж совсем кощунственно выглядело  то, что именно после издания вышеупомянутых директив, началось повальное разрушение сетей проводного вещания в малых городах, посёлках городского типа и даже районных центрах, то есть в населённых пунктах с числом жителей много больше  500 человек, за которые  ратовали Президент РФ и Министерство связи. Этому наглядно свидетельствуют примеры, приведенные ниже по Владимирской области.
       1994 год: во Владимирской области  548 тысяч радиоточек, 2000 год- 286 тысяч радиоточек, 2011 год – всего 49 тысяч радиоточек (из них в  г.Владимире – 28 тысяч радиоточек); на 01.04.2012 года, в области, не включая областной центр  - всего 13,5 тысячи радиоточек. Это в сорок! раз меньше, чем в 1994 году, практически ноль. Самое резкое сокращение числа радиоточек в области пришлось на 1994 – 2000 годы, как раз в тот период, когда у связистов в целом по отрасли была высочайшая рентабельность, самая рейтинговая по области зарплата. Руководство, однако,   объясняло отказ от проводного вещания нехваткой денег на его поддержание. В то же время на строительство офисов с помпезными колоннами  и выплату  баснословных премиальных и  дивидендов  управленческому аппарату деньги находились.
               И ещё одна важнейшая  причина падения числа радиослушателей «Радио России»  - низкое качество передач, малосодержательное заполнение эфирного времени.  На сегодняшний день в России осталось менее 3 млн слушателей государственной программы, то есть  около  8% к уровню 1990 года. Но и их-то скоро не станет при таком качестве вещания, которое мы получаем сегодня. Речь здесь идёт не о качестве звука, а о содержании программы, в котором  львиная доля времени (и какого времени!) отведена рекламам различных медицинских аппаратов, биодобавок. Понятно, что реклама – это способ зарабатывания денег, которых всегда не хватает. Но всему должна быть разумная мера. Возможно, авторитеты и старожилы компании «Радио России» осознают лучше нас, простых смертных – слушателей радио, что не так много осталось дней жизни у государственной программы «Радио России» и потому без меры и совести так торопятся заработать на рекламных акциях. И уж совсем глупо выглядят бесконечные повторы одних и тех же напоминай по радио об авторских передачах.
        Тысячи обращений идут на радио о кощунственном переполнении эфирного времени рекламами, но горе-менеджерам от радио  это, видимо, глубоко безразлично.  Так и хочется им сказать: «Господа, будьте профессионалами радио, а не рвачами. Ведь вы рубите сук, на котором сами сидите. Очень скоро вы останетесь совсем без слушателей». Почитайте заявления абонентов об отключении радиоточки. Проанализируйте причины отказа от радио.  В большинстве своём причина одна – надоела реклама».
       Кто-то, прочитав сии замечания по поводу проводного радиовещания, выскажет недоумение: что, мол, переживать за радиоточку, когда  у  нас  и  так с избытком и  радиопрограмм, и телевизионных каналов, а теперь ещё есть и интернет.     Это так. Но при всём  обилии радиовещательных телевизионных  источников информации, альтернативы сети проводного вещания как не было, так и нет.  Такого уникального по простоте, надёжности и массовости источника информации какой является радиоточка современный рынок услуги связи и радиовещания не предложил.  К тому же,  готовые уже многотысячные линии радиофикации можно было использовать для развития современных услуг, таких как интернет, о чём неоднократно высказывались радиоинженеры.
     Ломать всегда проще. Сломали, уничтожили создававшуюся десятилетиями всеобъемлющую информационную сеть, благодаря которой в каждой квартире, каждом сельском доме звучал живой звук – голос России. Голос России, который был рупором государства, рупором нравственности  и гражданства.
      19 мая 2013 года начало вещать Общественное телевидение России (ОТР), которое по замыслу Правительства, должно стать массовым, народным, освещать жизнь регионов и способствовать развитию гражданского общества, то есть стать как бы альтернативой проводному радиовещанию. Но если посмотреть способы распространения ОТР, а это кабельное, спутниковое и  IP-телевидение, то можно сильно усомниться, что ОТР станет  массовым, а тем более народным средством информации, так как при таких способах распространения  из зоны вещания практически выпадает сельский регион с малообеспеченным населением. Так что ОТР вряд ли по своей доступности станет равнозначной проводному радио. Впрочем, как обещает руководство новоиспечённого канала телевидения, ОТР вступит в полную силу только в сентябре с.г. Что ж, поживём – увидим. Как говорится, цыплят по осени считают ….