Магазинная сага

Виталий Мур
                Девяностые

   В пресловутые 90-тые «зряплату» офицерам не платили по полгода. «Сверхусмотрящие» (Ельцын и прочий народишко) делали невинные глазки, будто сие положение в порядке вещей мироздания.
   И надо же такому случаю произойти, я оказался волею  Зевеса в эти окаянные денечки в службе офицерского сословия. Делать было нечего, выживал, как ящерица на Северном Полюсе. По выходным дням на рынке распродавал утварь домашнюю, как то: кастрюли, сковородки и прочее, благо покойная матушка в свое время скупала  посуду, как филателист коллекционирует  марки. По вечерам частенько разгружал фуры с лаками и красками. Бывали и  разгрузки на табачных фабриках и на торговых рынках   и прочие и прочие.

                Начало двухтысячных. Магазин

   Однажды предложили мне подзаработать немного в магазине «Дары природы» в Текстильщиках. Дежурить сутки в охране заведения. Магазин, вопреки названию, торговал всем, что необходимо человеку. Работали в «Дарах» в-основном армяне и среднеазиаты. Русских было немного.
   Все отделы магазина закрывались в 22 часа, а винный работал круглосуточно.
   Район, где располагался магазин, пользовался примерно той же славой, что и  Чикаго тридцатых годов. Местная шпана с братвой была дерзкой и наглой.
   Хозяин магазина – армянин Арам. Похоже, никакой налоговой дисциплиной в магазине и не пахло. Расчеты все – наличкой. Бухгалтерия – карандашная, то бишь накладные заполнялись химическим карандашом, дабы можно было в любой момент исправить документ.
   Руководство магазина требовало от охранников «стучать» на продавцов, записывая время их прихода и ухода. Посему охранники пользовались ложным уважением напополам с ненавистью у племени продавцов.
   Бытовые условия для работников магазина были рабские. Многие из рабов мечтали покинуть это местечко, а поэтому постоянно играли на деньги в игровых магазинных автоматах, чтобы выиграть крупную сумму. А поэтому я выключил в 22 часа эти «подарки дьявола», несмотря на отчаянные вопли его поборников.

                Женька - охранник

   В начале дежурства бывший десантник молдаванин Женька Притула,  широкоплечий, с несоразмерно большими ушами и маленьким прыщавым лицом, передал мне черную форму охранника, дубинку, наручники и черные ботинки. Всю эту амуницию я тотчас напялил и посмотрел на себя в зеркало. Красавец!
   После того, как он, мой сменщик, взвалил на меня охрану магазина, подробно проинструктировав и посоветовав никуда в конфликтные ситуации по возможности не лезть, Женька четыре раза в течение дня заходил в «Дары природы» с целью выиграть крупную сумму в игровых автоматах. Но ему явно не везло. Он просадил все деньги, которые приносил.
   Женька мне поведал об одной истории, приключившейся на его дежурстве. В магазин зашла ночью толпа развязных пьяных подростков и устроила дебош. Далее был вызван наряд милиции из ближайшего отделения. Дебоширы избили и милицию. Но последняя не  приняла адекватные меры и уехала, якобы опасаясь известных в округе крутых папаш-начальников  малолетних драчунов. И вообще Женька убежденно  говорил о том, что милиция старается не соваться в «Дары природы» и, дескать, обходит магазин стороной. Я в подобные  сказки мало верил.

                Ирка – бакалейщица

   В бакалейном отделе работала Ирка,  напропалую кокетничавшая со всеми мужскими организмами, останавливавшимися у прилавка. Я тоже однажды остановился поглазеть на бакалейные товары, но как только почувствовал  Иркины притязания на мое свободное время, вовремя унес ноги.
   Между тем Ирка  не унималась – приставала к армянину Сурену из гастрономии. Зазывала к себе на квартиру, на что он ей отвечал:
   - Вот когда подпишем с тобой брачный контракт, тогда я пойду с тобой!
   Разочарованная бакалейщица надула губы и отошла от гастрономического отдела.
   В обеденный перерыв Ирка подошла ко мне  и попросила:
   - Разгони малолеток у игровых автоматов. Один играет – десять стоят смотрят.
   Я не поддался на ее провокацию. Ирке надо – пусть сама и разгоняет!
   После окончания своей смены Ирка пустилась во все тяжкие: всю ночь шастала в винный отдел, занимала у подруг по цеху деньги.
   Утром она пришла «никакая». Я стоял неподалеку от нее и услышал, что ей позвонил строгий мужской голос и спрашивал ее:
   - Ты где, Ирина?
   - Я – в квартире сейчас, любимый! – ласково отвечала  девица, находясь у прилавка винного отдела.

                Ночь

   Ходить по торговому залу с 9 до 22 часов, признаться, малоприятное занятие. Только присядешь – получишь замечание от начальства. Ноги мои к вечеру гудели, подобно колоколу. Зато ночью разрешалось развалиться в кресле у винного прилавка и кемарить, время от времени просыпаясь от кошмарных снов.
   Один из подвыпивших покупателей винного отдела кинул  фразу в мою сторону:
   - Что, охрана,  спишь с открытым ртом? Смотри – ворона залетит!
   В винном отделе нередки опоздания на работу на 1 – 2 часа. Продавщица Лена  в подобных ситациях не спускает опоздавшей сменщице и в свою очередь сама ровно настолько опаздывает в ее смену. Меняет обычно Лену, красивую высокую блондинку, мрачного вида очень полная армянка Ева.
   Принесли Лене ночью открытую бутылку водки «Береза на бруньках», то бишь вернули, как некачественную продукцию. Лена, видимо, пожалев меня за уставший вид, предложила мне выпить из этой бутылки. Я, естественно, отказался.
   Но как ночью пили  местные подростки – это ужас! Каждый ночной час ходили они к нам за спиртным.
   Два раза ночью я выходил из магазина открывать ворота хлебовозкам. Лотки таскали таджики. Одного из них, Руслана, я  расспросил. Оказалось, что они жили и работали здесь же, в магазине. Руслан работал от зари до полуночи. Отдыхал только во сне.
   Около девяти тридцати вечера играющих в автоматах было особенно много. Я с любопытством наблюдал за этими больными людьми. Было много постоянных игроков из местного населения. Их, я понял, ничто уже не могло спасти. Пальцы их тряслись, как в алкогольной лихорадке. Один старик лет восьмидесяти ежедневно приходил и проигрывал свои пенсионные деньги.

                Мурка

   Хотел закончить на этом, но вспомнил еще кое-что. Продавцы рыбного отдела, уходя с работы около 22 часов, попросили меня присмотреть за живой рыбой, плескавшейся в двухсотлитровом аквариуме. Пожелание было следующим: если рыба ночью выпрыгнет из своей акватории, то мне необходимо было положить хвостатую обратно в зеленовато-мутную воду.
   Кроме этого я должен был приглядывать за кошкой Муркой: она иной раз ночью лапой пыталась выловить карпа, ловко сохраняя устойчивое положение на тонкой кромке стенок аквариума.
   С рыбой ночью ничего худого не приключилось.
   Утром, когда пришли продавцы, я пошутил, будто Мурка ловила рыбу, плавая в аквариуме стилем «баттерфляй» и при этом умудрилась сожрать одного жирного карпа.
   Надя из соседнего пельменного отдела явно поверила в эту утку, подняв в изумлении брови и округлив свои красивые глаза.
   Продавщица-рыбница, кажется ее звали Настя, разгневалась на кошку не на шутку и глазами стала шарить по торговому залу, надеясь наказать Мурку-воровку.