Открытое письмо Александру Сокурову

Нина Роженко Верба
Лучше бы Вам промолчать, Александр! Лучше бы промолчать! Если бы Вы промолчали на  этом злосчастном обсуждении, я бы написала Вам совсем другое письмо.  И  тогда в мире еще одним сотворенным неправедным кумиром стало бы больше.  Я бы, как и все остальные зрители в студии, растекалась  сладким сиропом восхищения Вашим фильмом. Я бы нашла точные и абсолютно  искренние слова, потому что  Ваш фильм перевернул мне душу.

 Как бы это  попонятней объяснить:  в какой-то момент я вдруг поняла, что Ваша героиня -  эта немолодая японка с тихим  прозрачным голосом, словно выпавшая из бестолковой суеты, одержимой гонки за призрачным успехом – она и есть  такой человек, каким его замыслил Бог. И еще я поняла, что  все мы, погрязшие в нечистой гонке, страшно далеки от нее, а значит, и от человека, каким его замыслил Бог.  Вы, Александр, заставили меня это прочувствовать.  Ее тихий голос, ее неспешные движения,  ее слова о любви к дочери-калеке – все это так ошеломляюще отличалось  от нашей ежедневной мышиной возни, которую мы называем жизнью по ошибке или по незнанию, а может, потому что утратили представление о том, что такое жизнь и что такое человек. 

Сцену, где героиня и ее дочь обнимаются на лестнице, нежно гладят друг друга и снова обнимаются, я смотрела, обуреваемая противоречивыми чувствами.  Иногда я даже закрывала глаза, потому что боялась, что сердце не выдержит.  Я и завидовала этой, как мне казалось, настоящей жизни, и стыдилась этой зависти, стыдилась нашей повальной жесткости и грубости, нашей меркантильности. 

Вот – люди!  Настоящие люди, которых не сломили испытания. Так я думала.

 Эта несчастная калека с уродливым лицом, много лет назад  онемевшая от предательства отца. Эта удивительная женщина – ее мать – которая  пережила страшную трагедию. Она очень любила мужа, а когда узнала о его измене, о том, что у него другая женщина и он собирается к ней уйти,  сошла с ума.  Муж не ушел к другой, а остался с больной женой, с дочерью, которая  от переживаний онемела и перестала расти.  Он ухаживал за женой, лечил ее и вылечил.  Жена выздоровела,  семья  не распалась. Правда, сам муж заболел, и теперь уже жена преданно ухаживала за ним и похоронила его, когда он умер. И вот они остались вдвоем: мать и больная дочь.  В тихом доме на берегу океана. Две страдающие женщины, нежно любящие друг друга.   И фильм-то свой  Вы, Александр,  назвали «Дольче», что значит – нежное.

Я смотрела на прекрасное даже в старости лицо главной героини, восхищалась ею и думала, что главное и самое дорогое в жизни - нежность и искренность, которыми  пронизаны ее жизнь, ее дом.  И улыбка на постаревшем лице дочери-инвалида тоже говорила о нежности, о чистоте, об искренности чувств. Финальный кадр – улыбающееся лицо героини и светлые звонкие, пляшущие капли дождя,  длился бесконечно долго,  я любовалась им, как прекрасным полотном художника. И мне не хотелось, чтобы фильм заканчивался.

Я понимала, что после этого фильма уже не смогу жить так, как жила. Просто не смогу, и мне придется что-то менять в своей жизни, чтобы хоть немного, хоть  чуть-чуть приблизиться к  этому ощущению чистоты и нежности,  ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, которые я пережила, пока смотрела фильм. Чистоты! И нежности! Я еще не знала, что  буду делать, но была бесконечно благодарна Вам за эту перемену во мне.  Иногда человеку необходим  такой  взгляд  со стороны, чтобы понять, что-то очень важное. В себе понять.

Меня смутило только одно: Ваши глаза. Ваши глаза, когда Вы слушали похвалы в адрес фильма, в свой адрес. Обостренным чутьем я уловила некую фальшь, но отнесла ее за счет Вашей скромности. Действительно, выслушивать комплименты –это надо уметь. Вы сняли гениальный фильм.  Я так думала. По-настоящему гениальный.  Но слушать  слова о своей гениальности Вам , должно быть, не очень ловко, как любому совестливому человеку.

А Вам и в самом деле было неловко, только совсем по иной причине. Вы-то ВСЁ ЗНАЛИ. Знали то, чего не знали мы, зрители. И Вы решили приобщить  нас к этой тайне? А зачем? Вот скажите мне, зачем? Зачем Вы своими руками разрушили то нежное, светлое,  что увидели и почувствовали зрители в Вашем фильме.  Неужели Вы испугались? И если да, то чего Вы испугались, Александр? Что зритель станет чуть чище, чуть человечнее после знакомства с Вашей героиней?  Она была божественно прекрасна. Как ангел.  Но Вы-то знали, что сняли фильм не об ангеле, а о монстре.

Не сходила она с ума от великой любви. Она талантливо разыграла сумасшедствие. Только дочь поняла, что мать притворяется: как все дети, она почувствовала  фальшь. И онемела от такой изощренной материнской лжи. Муж, как человек совестливый, не смог уйти. Он чувствовал свою вину, он все силы положил, чтобы жена поправилась. А когда он тяжело заболел сам, отпала необходимость притворяться сумасшедшей, куда бы он делся больной? И жена «выздоровела». Муж вскоре умер.  Кстати, он был довольно известным в Японии писателем.  А жена осталась жить с дочерью-инвалидом.  Хладнокровно и расчетливо она погубила двух самых близких ей людей: мужа и дочь.  Предчувствуя скорую смерть, и видимо, испытывая муки совести, она согласилась сняться в Вашем фильме. Но ни словом не обмолвилась в своем монологе о своей вине. Она говорила о любви к матери, к отцу, к дочери. И ни слова о том, что погубила их.

Вы, Александр, объяснили зрителям, что это было ее покаяние.  Вряд ли. Это была такая же расчетливая, хладнокровная игра. Ложь. Но уже для зрителей.  И мы все, все, кто смотрел этот фильм, и еще не слышал Вашего объяснения, купились на эту ложь. Помните, как в студии после Вашего признания раздался голос: "Давайте обсуждать снова!" Но время вышло, и обсуждать никто ничего не стал. А жаль. Подозреваю, Вы бы услышали совсем другие слова.

И теперь я думаю: но ведь Вы, Александр, Вы –то знали, что снимаете фильм о монстре.  Вас привлекает зло? Я могу это понять. Но почему Вы любуетесь злом? Почему Вы обожествили свою героиню? Вы – режиссер! Художник! Вот этого я ни понять, ни принять не могу. Не может и не должен художник, тем более такой талантливый, как Вы, стирать грань между добром и злом. Вы это сделали.

Зачем?


Кадр из документального фильма "Дольче"