О государстве российском

Вадим Слуцкий
Государство – это социальный институт, предназначенный для защиты общих интересов всех живущих в этом государстве людей.
Что такое «общие интересы»? Все живущие в определённой стране заинтересованы в том, чтобы она была процветающей и богатой. Чтобы школы и вузы давали хорошее образование, врачи хорошо лечили. Чтобы страну не захватили оккупанты, которые будут грабить её богатства и угнетать местное население. Чтобы правоохранительные органы защищали законопослушных граждан от бандитов.
А от кого нужно защищать общие интересы? От частных эгоистических интересов отдельных людей и групп.
Скажем, какой-то человек заинтересован в том, чтобы занять крупную государственную должность, так как он жаждет власти и почёта, однако у него нет никаких способностей для такой работы, профессионально и по своим личным качествам он к такой работе не готов – значит, не может делать её хорошо. Задача государства – не пустить его на нравящуюся ему должность, защитив тем самым общество от его корыстных устремлений.
Разумеется, государство призвано защищать и от внешней угрозы, однако в настоящее время эта задача отошла на второй план. Сейчас основные угрозы, от которых государство обязано защищать общество, исходят изнутри самого этого общества.
Итак, если государство выполняет своё предназначение хорошо, т.е. весьма эффективно защищает общие интересы от поползновений интересов частных, - то это и есть сильное государство.
При этом, КАК государство этого добивается, в данном случае – не так важно. КНР (Китай), например, традиционно имеет авторитарное государство, однако оно достаточно сильное. Очень сильное государство – в любой современной скандинавской стране, однако методы у этих государств совершенно иные, чем у китайского.
Давно замечено, между прочим, что кое-что зависит и просто от величины: в большой стране удобнее достигать поставленных целей авторитарными методами, в маленькой – демократическими. Хотя, конечно, это не главный фактор, определяющий, каким именно образом государство осуществляет свои функции.
Раз есть сильные государства, есть и слабые. Классический пример слабого государства – это, например, современная Колумбия. Государство там добросовестно (в том числе силами армии и даже авиации) борется с могучей наркомафией, однако окончательно победить её, а также бедность и пр. – не в состоянии.
Слабое государство, таким образом, то, которое честно пытается выполнять свои функции, своё предназначение – защищать общие интересы всех живущих в нём людей – однако сил для этого ему не хватает, и частные интересы – интересы не связанных с государством групп (в том числе – преступных) - в такой стране порой оказываются сильнее, побеждают в борьбе с интересами общими.
Есть и третий тип государства – ПСЕВДОГОСУДАРСТВО. Что это такое? Это тоже государство, то есть оно имеет все те институты, что и всякое другое государство: правоохранительную систему, армию, образование, медицину, органы управления (бюрократию) – однако государство в этом случае оказывается ЗАХВАЧЕНО определённой группировкой (как правило, малочисленной), преследующей исключительно свои, частные и корыстные, цели.
То есть в этом случае государство имеет только внешнюю оболочку государства, однако  на самом деле не только не стремится выполнять свои функции, но и делает то, что им прямо противоположно. Оно не только не отстаивает общие интересы, но именно оно-то и является главной угрозой для них.
Именно такое государство существует в России – уже несколько столетий. Первым такое государство начал создавать князь Александр Невский. Продолжил Иван Калита. Особенностью этих князей была их чисто монгольская манера управления: они вели себя в своей стране так, как будто они монголы, - захватчики.
С тех пор это стало непрерывающейся традицией любой российской власти, будь то великие князья, цари, императоры, генеральные секретари или президенты.
Псевдогосударство – подобно раковой опухоли – разрушает страну, причём, довольно быстро. В Германии, например, Гитлер был у власти всего несколько лет, но успел нанести вред, которому могли бы позавидовать любые захватчики. Хотя Германия времён Гитлера не была в чистом виде псевдогосударством.
Вообще 1) Сильное государство, 2) Слабое государство и 3) Псевдогосударство – это чистые типы. В реальности мы можем иметь дело с некой смесью – с преобладанием одного из этих типов государства. И так чаще всего и бывает.
Россия имеет псевдогосударство С ПЕРВЫХ ДНЕЙ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ в качестве целостного социума. Тут уместно напомнить, что до Ивана Калиты никакой целостной России не было: были отдельные княжества, сильно отличавшиеся друг от друга своим укладом и обычаями. Примерно 750 лет в России существует государство, в котором преобладающим типом является именно псевдогосударство. Причём, со временем оно всё более явно преобладает.
«С сожалением или стыдом признаться должно, что никто ни о чём касательно ОБЩЕГО БЛАГА ОТЕЧЕСТВА, кроме СОБСТВЕННЫХ ПОЛЬЗ И РОСКОШИ, не пёкся», - писал в своих предсмертных записках Г.Державин (напомню, он был крупным государственным чиновником, в том числе - губернатором Олонецкой губернии). Эти слова – совершенно чёткая характеристика псевдогосударства.
В результате 750-летнего господства псевдогосударства Россия достигла, по-видимому, мирового рекорда в этом отношении. То есть – ещё никогда в истории человечества ни в одной стране псевдогосударство так явно не преобладало над двумя другими типами государства.
Правда, даже нынешнее российское государство всё же вынуждено лицемерно, напоказ выполнять – хотя и очень небрежно и халатно – некоторые полезные функции. Однако именно они постепенно отмирают, и государство становится всё более сходно с бандитской шайкой или мафией.
По сравнению с советскими временами нынешнее российское государство относительно более либеральное. Однако, преобладание псевдогосударства в нём гораздо сильнее.
Разумеется, это не может продолжаться вечно, как не может организм долгое время болеть раком и не умереть.
Подобное государство – даже несмотря на то, что оно просуществовало много столетий, – обречено. Вопрос только в том, увлечёт ли оно за собой в могилу всю страну, или она всё-таки выживет.