Школьные воспоминания

Лидия Вакина
               
   Моя первая любовь – Чернигов. Он овеян романтикой юности, мечтами о будущем, которое обязательно прячется в  конечно же, розовой дымке грез. В этом городе, я заканчивала среднюю школу, училась в девятом  и десятом классах школы №10. Как  мрачно шутил наш директор, он же преподаватель физики Заика Василий Ильич:
 -«Наша школа – останнiй (последний) этап. После нее – ПТУ».

     Но школа – замечательная, бывшая экспериментальная. Собраны очень сильные преподаватели, так как в школе занимались только старшеклассники. В памяти остались уроки литературы Бедновой Марианны Васильевны. Так безупречна была наша преподавательница. Никакой небрежности во внешнем виде. Красивая,выразительная, правильная речь. Учила нас понимать и любить литературу. Первое знакомство с изысканными сонетами В. Шекспира в переводе С.Маршака до публицистики – очерки В. Пескова- спецкора тогдашней «Комсомольской правды», произошло на уроках литературы.

           Как ни странно, но возглавляя всегда по физкультуре список спортсменов в своей прежней сельской школе с конца, как говорится, я проявляла не весть откуда взявшиеся способности в Чернигове.

     Случай, о котором хочу рассказать, больше напоминает анекдот, но это чистая правда с моим участием. Преподаватель по физкультуре попросил меня прийти в воскресение с лыжами  на условное место, для того чтоб принять участие в каком-то кроссе. Ладно, приду ,поучаствую. Объяснили, что по замерзшей реке Десне идет лыжня, дали «старт», а "финиш" увидим, как дойдем до конца. Очень скоро я оказалась одна на лыжне. Кругом густой туман висит в воздухе. Впереди - никого, позади- никого. Куда идти – знаю. Вперед. Поэтому не особо расстраиваюсь и никуда не тороплюсь. Каково же было мое удивление, когда на школьном вечере ,посвященном 23 февраля, мне торжественно вручили грамоту и значок  призера, занявшего второе место в соревнованиях на приз газеты «Десняньска правда». Класс мной гордился, а я до сих пор в недоумении, как так получилось, и с кем я соревновалась?

           Очень поразила меня демократичность отношений учеников и учителей. При выполнении самостоятельной работы почти по всем предметам в классе стоял ровный гул. Можно было проговаривать себе под нос задание или его выполнение, можно было обсудить задание с соседом по парте. Замечаний от преподавателей почти не было никаких. Мало того, учитель истории Кира Михайловна, говаривала:
- «Не люблю тишину в классе. Если в классе тихо- класс не работает».
Но когда происходило объяснение нового материала, тишина воцарялась естественным образом.

     В новую школу я попала почти внезапно. Дома после окончания восьмого класса я крепко поссорилась с отцом и объявила, что жить дома я не буду и уезжаю поступать в педагогическое училище. Видимо конфликт носил затяжной характер. Папа не торопился его сглаживать, а может и не знал ,как это сделать. Я, ничего не зная о пятой заповеди , о почитании родителей, упорно отстаивала свою правоту со всем юношеским максимализмом. Тут приехали наши родные в гости. О чем говорили между собой родители, осталось тайной. Но мне предложили переехать в г. Чернигов и заканчивать старшие классы школы там, живя в семье тетушки и моего крестного - ее мужа.

    К решению вопроса подключили двоюродную сестру, которая старше меня на два года. По – моему, там тоже были проблемы отцов и детей и родители решили, что соединив нас под одной крышей добьются хороших результатов. Заодно тетушка советовала заняться моим здоровьем, обещая поддержку. Для начала меня положили перед началом учебного года в больницу, где работала тетя , и удалили мне вечно воспаленные гланды хирургическим способом. Вообще мои вторые родители тетушка и крестный сделали для меня много хорошего и доброго, и я всегда чувствовала их любовь. Но невольных огорчений я приносила им все-таки много. Стараюсь хоть сейчас, в зрелые годы почаще им звонить и писать.
         
    Войти в новый коллектив подростков было не сложно по нескольким причинам. Старшие классы школы набирались из разных школ-восьмилеток, поэтому новенькими были все.  Привыкнув к лидерству, я не стушевалась и в среде городских сверстников. На учителей действовал высокий социальный статус моего крестного- подполковник ВВС, заместитель заведующего кафедрой в высшем летном военном училище. На мальчиков действовала моя «несокрушимая красота», как я себя понимала в то время. Девочки меня, похоже недолюбливали, но не помню, чтоб меня это беспокоило. У меня была сестра и подруга одновременно, и всегда было с кем обсудить дела и проблемы.

    В классе тоже появилась подруга- девочка с сильным , независимым и немного вздорным характером. Скорее она меня в подруги выбрала, чем я ее. Но я не особенно и сопротивлялась. Девчонкам всегда надо с кем-то пошушукаться на переменах. Может быть, я и подружилась бы с кем-то еще, но Лиля меня «оберегала» решительно и неукоснительно от любых попыток общаться. Попытки мальчишек передать записки самого бесхитростного содержания пресекались Лилей и жестоко высмеивались. Она меня ограждала своей тиранической любовью, но до поры до времени, меня это не волновало. А когда стало ущемлять мои права, жизнь в лице классной руководительницы Марии Зиновьевны, дала мне отдохновение от Лилиных претензий на нашу единоличную дружбу.

    Соседей по парте мы выбирали самостоятельно. В середине класса сидели два мальчика, Учителя звали их по фамилии . Звучало это обыкновенно так:
 - Петренко и Горелов, перестаньте сейчас же…

         Ну и дальше следовало замечание, указание на то, что следовало перестать делать (как правило проказа или не злостное  хулиганство). Коля ,как выяснилось, закончил школу- восьмилетку на «отлично» и собрался поступать в мореходку. Против этого дружным фронтом выступили родители и заставили подать заявление в девятый класс, мотивируя это тем, что пятнадцать лет, это очень ранний возраст для начала жизни без родителей. С Валиком они были неразлучные друзья и в этом скорбном для них родительском решении были заодно. Оказались в числе наших одноклассников, вынашивая план поступления в мореходку. Решили, что если они будут плохо учиться и хулиганить, то их выгонят из школы, и в мореходку уж обязательно таких орлов примут с распростертыми объятиями.

   В какой-то момент меня попросила после урока остаться классная руководительница и, обращаясь на Вы, сказала буквально следующее:

- «Я хочу вас с Лилей пересадить. Вы ,Лида, как староста класса, как комсомолка и, просто как девочка должны будете сесть за парту с Колей и прекратить это безобразие. Вы должны его перевоспитать».

    Никакие возражения Лили Мария Зиновьевна не услышала, и слушать не захотела. Первые дни принесли желаемые плоды. Мы приглядывались друг к другу, привыкали к новым соседям. Это принесло недолгий успех педагогическому приему нашей классной. Потом Николай, не желая расставаться со своим методом учебы, продолжил вести себя привычным для него образом. Балагурил, пытался меня рассмешить, вовлекал в это соседей. Выглядело это так: Мария Зиновьевна объясняет теорему по геометрии:

 - «Пожалуйста, начертите в своих тетрадях окружность».
 Коля принимается за работу, бубня себе под нос :
- «Так, чертим окружность… вот… хорошо. Лида, ты чертишь окружность? Что-то у тебя не очень. Ты старайся, тут плохо чертить нельзя» и т.д.

      Мы подружились. С Колей было сидеть гораздо интересней , чем с Лилей. А уже через неделю класс наблюдал такую картину на уроке любимой мной литературы. Марианна Васильевна рассказывает нам о романе М.Шолохова «Поднятая целина». В классе тишина. Это и от уважения к учителю и от очень интересного материала. Мои новые соседи отзывались о Марианне Васильевне единственным комментарием:
-« ЗВЕЗДА»!
 И поднимали при этом вверх большой палец для подтверждения сказанного.

       И вот в середине урока по парте тихо едет на мою половину раскрытый упомянутый роман, и Коля шепчет:
-« Ты почитай».

     А там о том, как дед Щукарь прятался на сеновале, забыла по какому поводу, а козел ходил по нему, щипал сено и всячески вредил деду. Удержаться от смеха невозможно, а на уроке смешнее вдвойне. Я падаю на сложенные руки на парту, прячась за спину Валика, сидящего впереди , и беззвучно смеюсь. От Марианны Васильевны не может укрыться такое безобразие, она решительным шагом подходит к нашей парте, забирает книжку, захлопывает ее со словами:
- «Прекратите сейчас же»!
          Скрываться бесполезно и мы с наслаждением хохочем вслух. Она, понимая наше состояние ,усмехается . Класс немеет, а педагогический прием по перевоспитанию, придуманный нашей классной руководительницей сработал с прямо противоположным эффектом.
       
     Справедливости ради надо сказать, что мой сосед по парте,  в конце десятого класса подналег на все предметы, хорошо сдал экзамены, и поступил в военное училище, связанное с госбезопасностью . Какое-то время мы переписывались, и его письма были очень интересными.

         Два года моей жизни в Чернигове и учебы в нашем 10-Г классе запомнились мне на долгие годы. Но все заканчивается в жизни. Последняя весна наших отношений, причем красивых, чистых. Мы предчувствуем расставание. Последние дни, последние уроки. Кремовые свечи цветущих каштанов заглядывают в окно класса. День последнего звонка.  Мария Зиновьевна стоит у доски и с грустью оглядывает нас. Просит не доказать теорему, а что-то спеть. Мальчики сидят на последней парте и под тихие переборы гитарных струн поют популярную в те годы песню:

- В  тихом городе, вечер кружится,
свет в окошках давно погас.
Побеседуй со мной по-дружески,
дай мне руку десятый класс…
                В звездный вечер, иль в утро раннее
                На одной из далеких трасс.
                Назначаю тебе свидание
                Моя юность, десятый класс.

       - «А Лида плачет» -  шепчутся мальчишки.
Сосед по парте, защищая мою душевную обнаженность в данный момент , говорит:
- «Это наверно от того, что у нее прическа сегодня не получилась».

       Старое здание двухэтажной школы не могло вместить весь наш большой выпуск – пять десятых классов. По этой причине выпускной бал был в помещении городской филармонии. Потом бродили до утра с тем, чтобы пойти за город на Киевский мост через р.Десну – там по традиции встречали рассвет все выпускники школ города всех лет. Мы встретили рассвет первого дня взрослой жизни в июне 1971 года.