Тропинка понимания. Шаг седьмой

Борис Полосухин
   На нашем седьмом шаге, продираясь по тропинке понимания, поговорим о связке «сознание - Я». О сознании мы уже немного раньше писали, сейчас еще поговорим чуть-чуть. Но прежде всего еще раз обратим внимание на слово «Я», второе слово в связке. Едва ли древний человек, впервые ощутивший потребность как-то назвать себя, задумывался – как же, в самом деле, себя назвать. Возникающее впервые на Земле сознание, как длительный и длящийся неимоверно долго процесс, способствовало выделению человека из окружающего мира, и – из  себе подобных. Понятно, что это должно было быть информационное выделение, потому что телесное выделение уже состоялось: человек был отделен от всего другого сначала своей шкурой, а затем – кожей. Исходя из этого, мы можем попытаться дать еще одно определение сознанию, которое, кстати, не противоречит ранее данному на нашем пятом шаге, а лишь дополнит его.


   Человеческое сознание есть состояние мозга человека, позволяющее информационно выделить человека от всего, что его окружает.


  Так вот, как только человек начал что-то в этом мире понимать (пусть сначала это было просто ощущение), то возникла не осознаваемая потребность такое понимание как-то обозначить, возник звук, постепенно превратившийся в то, что мы называем сейчас словом «Я», или его эквивалентами в различных языках. Отсюда можно сделать гипотетическое предположение, что понятию «Я» в мозге не должна соответствовать какая-то мозговая структура, «Я» – всего лишь отражение (выражение) некоего состояния мозга. Из-за этого, кстати, становится понятной мысль буддийской философии об иллюзорности «Я». Нельзя же реально увидеть состояние мозга, «потрогать» его руками. Правда, с помощью современной томографии мы что-то в живом мозге видим, что можно было бы отнести к понятию «состояние». Но это ни в коем случае не «Я». Поэтому, когда человек, глядя на свое тело, говорит – «это я», то на самом деле такое высказывание должно восприниматься, как метафора. Хотя тела у всех у нас сугубо индивидуальны, но произнося слово «Я», мы произносим одну и ту же метафору.

 
   Что же такое есть «Я»? Про это написано очень много книг. Но, давайте подойдем к этому вопросу по-новому. Лучше, наверное, вспомнить фразу из моей книги, «мол, кто рождается, тот и «Я». Раньше о своей монографии я скромно умолчал. Теперь приходиться «раскрыться». Она была опубликована в московском издательстве «Наука» еще в 1993 году под названием «Феномен вечного бытия. Некоторые размышления по поводу алгоритмической модели сознания». Имеется и электронное издание на моем сайте. Кто хочет, кто ищет, тот всегда найдет.

   Фактически совершенно очевидно, что рождается сначала тело, никакого «Я» в этом теле еще нет. Но достаточно скоро (у кого-то в первые месяцы, у кого-то в первые год-два) это «Я» начинает возникать, но возникает оно, естественно, как уже свое, родное, а никакое не «другое». Вот и ответ. Я думаю, что самые первые наши детские воспоминания и есть признаки возникновения «Я». Часто эти признаки мы фиксируем не в момент их возникновения, а значительно позже, как воспоминания раннего детства. Нейрофизиологи не подтверждают в начальном детском возрасте (да и вообще в любом возрасте!) вырастания в мозге какого-то «особого органического участка». А «Я» вырастает, появляется!

  Уважаемый читатель, жду очередной встречи с тобой на восьмом шаге тропинки.