Этот беспощадно добрый Ги де Мопассан

Карпенко Александр
Каждая золушка мнит себя принцессой, и в этом есть сермяжная правда: любая женщина, даже некрасивая, в определённом возрасте переживает период расцвета. И в этот звёздный час мало кто может с ней соперничать. К счастью (или к сожалению), блеск женщины как представительницы своего пола очень зависит от её наряда, а наличие нарядов – от доходов семьи.

Ги де Мопассан, этот французский монстр мировой новеллистики, в своём блистательном рассказе «Ожерелье» показывает нам эту ницшеанскую «волю к власти», внезапно возникшую у простой, ничем не примечательной женщины. Конечно же, рассказ де Мопассана несёт в себе отпечаток своего времени, когда у женщин была, пожалуй, единственная возможность выделиться из себе подобных – заблистать в светском обществе. Эмансипация женщин, обозначенная Жорж Санд, ещё не распространилась на все слои общества. А, главное, не было занятий, по сравнению с современностью, где женщина могла бы как-то себя проявить, достичь известности. Не было даже Олимпийских игр, возрождённых вскоре Пьером де Кубертеном.

Мопассан рисует свою Матильду обыкновенной женщиной, почти счастливой в своём скучном браке. Она мечтает лишь о пути в высшее общество, увы, для неё практически недоступном. Наверное, она вышла замуж не за того человека, чтобы реализовать свою мечту. Но поняла это слишком поздно. Да и был ли у неё выбор? Она никогда не сделает ничего плохого своему мужу. И муж будет так же послушно выполнять все её капризы. Наверное, он её действительно любил. И она осталась ему верна. Хотя могла бы поискать кого-нибудь ещё. Разве узы брака были когда-нибудь тому помехой? Не каждый человек способен задавить в себе заложенную в нём с рождения программу самореализации. Пусть для кого-то – это «всего лишь» быть центром внимания себе подобных.  Странно… Матильда не была совсем нищей, у них с мужем даже была служанка. Но бедность как промежуточное состояние между нищетой и достатком казалась ей нестерпимой. Что это было – память прошлых жизней или просто разбушевавшийся мир фантазии? Матильде казалось, что она рождена для лучшей участи. И, когда представился, наконец, уникальный случай вырваться из бедности и посредственности в блистающий мир, она ухватилась за него, как утопающий за соломинку.

У Мопассана человек – игралище случая. Никто не заставлял Матильду быть такой честной. Но человек – всегда пленник своего характера. Он может поступить иначе, но не сможет с этим дальше жить. Героиню жалко: она потеряла 10 лет своей жизни. Она потеряла больше, чем 10 лет – она потеряла свою красоту и привлекательность. Как же дорого обошёлся единственный день её женского триумфа. Но Мопассану этого мало. «Беспощадно добрый» автор её добивает: она узнаёт от подруги, что пропавшие бриллианты были на самом деле простой бижутерией. Финал у этой замечательной новеллы – открытый: подружка Матильды ещё может, тронутая рассказом, вернуть ей украшение. Но жизнь героини, независимо от этого, невзирая на её молодость, в сущности, уже прошла… И с этим ничего нельзя поделать.

Столь роскошным и трогательным делает рассказ Ги де Мопассана нетривиальный сюжет с неожиданной концовкой. По чисто словесному мастерству писатель, возможно, в чём-то и уступает своим соотечественникам и современникам Барбе д`Оревильи и Вилье де Лиль-Адану (до чего же богата бриллиантами французская литература 19 века!). Но в прозе не язык владеет писателем, как выразился в Нобелевской лекции Иосиф Бродский, а, наоборот, писатель владеет языком. Даже если я перескажу сюжет Мопассана своими словами, он вряд ли утратит присущее ему меланхолическое очарование! И в этом – главное отличие хорошей прозы от столь же неповторимой поэзии.