Разговор давних друзей

Геннадий Кульчитский
     Они встретились в загородном ресторанчике, стол накрыли в кабинке.
- Лёнь, а зачем интим?
- Если не нравится, пойдём в зал.
- Я пошутил. Ну что поговорим?
- Мить, куда спешить? Давай покушаем, подобреем, а там и мысли придут и слова найдутся.
- Ты прав.

Во время ужина они обговорили текущие дела, обсудили вопросы развития фирмы. В конце Леонид с удовлетворением подвёл итог:
- Ну вот, мы всё согласовали. Будем строить коптильню, расширять поставки сырья за счёт других бассейнов. У Рыбозавода изношены основные фонды, он скоро сам загнёться и лезть туда не будем, дешевле строить заново. А сбыт найдём, только нужно не терять темп, развиваться, чтобы не мы догоняли, а нас догоняли. Согласен?
- Согласен... . Только вот смотрю я на тебя, Лёнька, ты становишься капиталистом. Откуда у тебя это? Ведь ты учился и работал при социализме, в партии состоял и вдруг такая капиталистическая хватка. Откуда?
- Это не капиталистическая хватка, а коммерческая жилка, я почти десять лет отработал коммерческим директором. Ты думаешь, при социализме не нужно было крутиться?
- Ну ладно, вот ты  планируешь расширяться, захватывать рынки, богатеть. А что дальше? Будут у нас ролс-ройсы, самолёты, яхты. А дальше что? В чем смысл?
- Смысл, Митя, в развитии, в освоении новых направлений. И чем их будет больше, тем устойчивей будет компания. Вот лучше ты мне скажи, ты отсидел при социализме, в комсомол тебя не приняли, в партии не состоял. Откуда у тебя коммунистическая закваска?
- А нет, Лёнь, у меня коммунистической закваски, я много простого люда и их страданий насмотрелся. Я знаю, что нужно человеку. Ему не нужен самолет, ему нужно, чтобы он свободно мог купить на любой рейс билет. Ему нужно, чтобы за его труд ему СПРА-ВЕД-ЛИВО, по СО-ВЕС-ТИ заплатили. Чтоб никто на его деньги не покушался. Ему не нужна яхта, ему нужно, чтобы он поехал в отпуск на море и если захочет, смог свободно прокатиться на яхте. Ему нужно, чтобы если он попал в беду, к нему прявили СО-СТРА-ДА-НИЕ и, если кто-то близкий попал в беду, чтобы он имел возможность проявить сострадание. А для этого нужно каждому жить по принципу три «С»: справедливость, совесть и сострадание. В мире столько богатства, что если его справедливо распределить, то хватит на всех, чтобы жить безбедно. Надо только делиться.
- Знаю. Одни неразумно богаты, а другие невообразимо бедны. Но кто добровольно откажется от богатства? Это же в природе человека, это природный эгоизм. Почему развалился Союз? Капиталисты его развалили или социализм проиграл соревнование с капитализмом? Нет! Исчезла железная рука, исчез страх. И в советском человеке, как и во всяком другом, проснулся пещерный эгоизм. Всё что можно сделать в этих условиях, делают американцы, они построили общество равных возможностей путём создания равных условий для реализации каждым способностей для достижения успеха.
- Да какое это, нахрен, общество равных возможностей, если изначально один родился в семье Рокфеллеров, а другой в семье наркомана от проститутки! О чем ты говоришь? Одни присвоили труд миллионов людей и живущих, и умерших, а другие за свой труд не могут получить по справедливости.
- Они ничего не присвоили, они законно заработали эти деньги.
- А ты скажи мне, что это за законы? Кто их придумал? Кто их принимал? Они же и придумали, и приняли эти законы. Они разделили общество на две части: одни воруют, другие охраняют их добро. Ты посмотри, какая армия охранников кормиться на их деньги, а чиновники, а партии.
- Подожди. А что других людей ты не видишь, кроме воров и охранников?
- Нет, есть ещё те, кто преумножает их богатства, от рабочего до управляющего. А куда направлены эти богатства, заработанные всем народом? Самолёты, подводные лодки, дворцы, яхты, виллы. Можно ведь это направить в другое русло - создать людям достойную жизнь на всём шарике.
- Я не пойму, что ты предлагаешь? Опять всё отнять у богатых и разделить  среди бедных? Опять партия, КГБ, Гулаг? Это уже было. Ты знаешь, сколько людей лишилось жизни, Родины, близких с той и с другой стороны. Ты этого хочешь?
- Нет, я этого не хочу! Я не знаю, как заставить этих людей поделиться, отказаться от роскоши. Но надо как-то так сделать, чтоб каждый богатый это понял, до каждого это дошло. Вот ты скажи, они, эти богачи все счастливые?
- Не больше, чем остальные. Думаю, что счастье и богатство не часто попадают в одни руки.
- Ну, вот! Никто не просит отдавать своё счастье другому, не надо делиться счастьем, нужно поделиться богатством. И это возможно, если каждый будет это понимать?
- Ладно, Мить, давай прекратим этот спор. Нам не грозит богатство с яхтами и самолётами, так что давай пока заработаем на достойную жизнь, чтобы иметь возможность жить по твоим три «С», а потом продолжим этот спор. Согласен?
- Ладно, но имей в виду, разговор наш не окончен… . Вызывай машину, поедем по домам, завтра с утра на работу. Спасибо тебе, Лёнька, за разговор. Мне кажется, что я ещё немного продвинулся в своём понимании того, что вокруг происходит.