И И Левитан Над вечным покоем

Раиса Футорняк
Конкурсная работа Школы Трудолюбия http://www.proza.ru/2013/04/29/2001
по картине И.И. Левитана "Над вечным покоем"


                Небесный причал.

       Спросите, сколько оттенков у синего? – Небо подскажет.
Как полновесно отдана небу половина картины! И не напрасно. Там, в небесах, происходит главный сюжет.
Серо-синее марево, будто спрессованные клочья человеческих страстей, тяжело надвигается на горизонт, переполняясь невыплаканными гроздьями слёз…
Но,  чуть ниже, мягким фронтом, перина кучевых, сапфировых с проседью, облаков  преграждает удар бури, принимая на себя напор и тяжесть взрывной энергии небес… Так мудрость умиротворяет горячность и отчаяние первых потерь, душевных терзаний, освобождая пространство для обдуманного и бесстрастного равновесия.
И вот, в свободной выси небосвода, лучезарным слоем, парит легкое облачко, зыбкое и светлое, словно  надежда, невесомой ступенькой ведущая ввысь, в библейское Начало.
Это Начало, чистое и высокое, небесной чашей открывается взору и даёт о себе знать нежной позолотой облаков, тающих в безмятежности и бесконечности Божественно распахнутого неба, - светлого пути к истине и любви…
        Указующим, направляющим знаком, высится крест на старой часовне. Кажется, ничто не в силах потревожить ее звенящую тишину на окраине Бытия. Стайкой ютятся кресты погребенных на пустынном холме… Часовенка стоит на краю времени, тихо переводя часы в бескрайнее  пространство.
        Река в смиренном безмолвии омывает границы мирского, уходя в поднебесное море, будто уносит облегченные души руслом вознесения, растворяя печаль покоем и радостью, оставляя островки памяти, на которых ветер вторит имена ушедших ситцевым шепотом листвы и шелестом шелковых трав…
        Без суеты, достойно замысла Творца, на картине покоится Небесный Причал,
где Белый Свет встречает Тот Свет,
Тот Духовный Свет…