Тропинка понимания. Шаг шестой

Борис Полосухин
  Помните, на пятом шаге нашей тропинки я с одной стороны, возможно, на свою беду отмежевался от понятия «сознание вообще», а с другой стороны упомянул о несомненной связи сознания с понятием «Я».  Поэтому, прежде чем сделать шестой шаг по тропинке понимания, я провел небольшое «исследование» с помощью автоматического гугловского переводчика. Переводил он мне на достаточно много языков мира русское слово «Я».  Я здесь воспроизвожу, на что был способен гугловский переводчик и собственно я сам, слушая звуковой перевод. Может быть, воспроизведение произношения я бы смог сделать чуть точнее, если бы редактор сайта proza.ru имел символы фонетической транскрипции. А так, получилось то, что получилось. Но не в этом суть. Гораздо важнее другое. Слово «Я» на всех языках записывается очень коротко, и звучание – тоже предельно короткое. Не поленился я и привожу здесь всё, что выдал мне переводчик.


  Русский язык – Я, произносится «йа», Албанский язык – unё, произносится «уно», Английский язык – I, произносится «ай», Арабский язык – произносится «ана», Армянский язык – произносится «йес», Язык африканас – произносится «ак», Бенгальский язык – «Ami», Болгарский язык – «Az», Боснийский язык – ja, произносится «йа», Валийский язык – rwyf, произносится «рвы», Венгерский язык – произносится «ии», Вьетнамский язык – t;i, произносится «той», Голландский язык – ik, произносится «икь», Греческий язык – ego, произносится «ейго», Датский язык – произносится «йай», Индонезийский язык – произносится «саййа», Исландский язык – ;g, произносится «йе», Испанский язык – yo, произносится «йаа», Итальянский язык – I, произносится «ай», Китайский  язык – Wo, произносится «уа», Корейский язык – naneun, произносится «нянен», Кхмерский язык – khnhom, Латышский язык – es, произносится «эс», Литовский язык – a;, произносится «ас», Македонский язык – произносится «йас», Язык маратхи – mi, Немецкий язык – ich, произносится «ии», Норвежский язык – jeg, произносится «йай», Польский язык – ja, произносится «йа», Португальский язык – Eu, произносится «йу», Румынский язык – eu, произносится «ееу», Сербский язык – ја, произносится «йА», Словацкий язык – ja, произносится «йа», Язык суахили – mimi, произносится «миими», Тайский язык – phm, произносится «хум», Тамильский язык – Nan, произносится «ляй», Турецкий язык – ben, произносится «бян», Финский язык – min;, произносится «миня», Французский язык – je, произносится «жюу», Язык хинди – maim, произносится «меэ», Хорватский язык – ja, произносится «йА», Чешский язык – j;, произносится «йаа», Шведский язык – jag, произносится «йАА», Японский язык – watashi, произносится «вакаси».


  Прости меня, читатель, великодушно, но я выложил всё, что выдал мне переводчик (не обязательно всё читать!). Уж очень сильно поразило меня сие наблюдение. Слово «Я» и соответствующее ему понятие, на мой взгляд – едва ли не самый первый членораздельный звук, произнесенный человеком, обретающим свое сознание. Кстати, аналогичный вывод можно сделать относительно слова «ты» («вы»). Как говорится, есть над чем задуматься. Я задумался. Получилась у меня последовательность следующих «пунктов», на которых можно остановиться, каждый из которых допустимо обдумать по отдельности, а затем – все вместе, в одной связке.

 
  У меня вот такая получилась цепочка: тело (мозг) – ощущение существования – сознание – Я (Ты). Цепочку на самом деле можно продолжать дальше, (в середине тоже могут появиться новые звенья) но пока остановимся. Обычно из такой цепочки рассматривают (анализируют, исследуют) как бы по отдельности три связки – (мозг - сознание), (тело- Я), (сознание - Я). Ощущение существования выпадает, словно бы его и нет. О нем мы будем говорить в каком-то из наших следующих шагов. Не обязательно на предстоящем шаге. Пока!