Кругосветка- повесть. Послесловие

Николай Ржевский
10. Послесловие от автора.

      Дорогой читатель!
      Вы познакомились с повестью, которая вполне может быть названа  «сборник рассказов о морских экспедициях», экспедициях, в которых автору приходилось участвовать в разных морях, на разных судах  (походить, как говорят моряки)  в разные годы в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века  Поверьте, очень трудно уложить пережитое в рамки короткой повести. Хочется написать обо всем, всем поделиться. Но – обо всем не напишешь. Писать о работе? Тогда получится научно- производственный  отчет. Описывать каждый поход отдельно?  Тоже как-то сухо и узкотемно, тоже на отчет будет смахивать. Вот автор  и решил сложить вместе все свои  морские походы в один - кругосветный. В повести описаны реальные события, которые происходили с автором, или с его товарищами по работе, только происходили , в разное время, с разными людьми, на разных судах, в разных портах СССР. Получился эдакий синтезированный, но вовсе не вымышленный кругосветный рейс, и обобщенные, но отнюдь не вымышленные  герои.
       Есть такие поговорки: «весь мир делится на мужчин, женщин и моряков»; и - «люди  делятся на живых, мертвых и плавающих». Только столкнувшись с реальной морской практикой, - не с путешествием на собственной яхте, или на круизном лайнере,- а с многодневной, однообразной морской работой, связанной и с опасностями, и с  непростыми человеческими отношениями, можно приблизиться к пониманию морской жизни, к пониманию  настоящей «морской души».
       Повесть вовсе не претендует на то, чтобы раскрыть эту «морскую душу», поведать читателю, что скрыто в ней, какие драмы и трагедии разыгрываются в нелегкой судьбе  моряков или морских геологов, геофизиков, океанологов и других научных работников, изучающих море, его воды и его дно, его флору и фауну.  Автор  попытался описать лишь некоторые события, которые происходили в научно-исследовательских организациях, имевших отношение к морской тематике  и в морских рейсах научно- исследовательских судов тридцать-двадцать пять лет назад.
      Нынче мы живем в новом тысячелетии, в иной жизни. Наша страна сменила свое имя, политическое и  экономическое устройство. Многие тогдашние события, описанные мной, такие, например, как отоварка, все переживания, связанные с ней, все страсти, ею порожденные, многим покажутся сегодня наивными, смешными и странными – у вас, мой читатель, они могут вызвать лишь саркастическую улыбку.  Но в те далекие уже времена, когда   в нашей стране любого студента могли исключить из  института или выгнать из комсомола, только за то, что он надел джинсовый костюм, или отрастил бороду, когда  пластик жевательной резинки был мечтой пятиклассника, а мечтой мужчины - подержанный «жигуленок»,  все эти мелочи купли-продажи составляли чуть ли не основу нашей жизни, ее тайную, скрытую и оттого весьма волнительную и соблазнительную сторону. Приобретение различных,  недоступных для совка, товаров, в шутку  называемых «колониальными»,  становилось главной причиной поиска работы   на  судах загранплавания. Эти товары отодвигали на второй план романтику дальних берегов и морских походов.   
      Рассказ о  защите диссертации, которым начинается повесть, в принципе, не имеет отношения к  морским экспедициям, но и эта история не вымышлена. Диссертационные события  могут быть интересны и тому, кто когда-нибудь сам защищался, и тому, кто  собирается это делать.
      Если, прочитав эту повесть, вы, мой читатель, представите себе ту, другую, уже невозвратимую нашу жизнь, преломленную сквозь призму морского кругосветного путешествия, если задумаетесь над ее противоречивыми ценностями, над тем, в каких условиях в те годы формировались характеры, умы и души людей, - если это случится, автор будет считать свою задачу выполненной.

Санкт – Петербург, 2007 -2009 г.