Сущность

Николай Ржевский
Сущность


     Мир людей так странно устроен, что в процессе своего развития некогда фундаментальные истины вдруг становятся пустыми догмами, а бредовые идеи - великими открытиями. Например. Несколько веков назад люди были абсолютно уверены, что Земля плоская, а тех, кто пытался утверждать обратное, в лучшем случае принимали за сумасшедших, но прошли годы и того, кто утверждал, что «все таки она вертится», назвали великими учеными.
     Сегодня большинство образованных людей абсолютно уверены в том, что в нашем мире есть две важнейшие составляющие, - материя и сознание, которые в пространстве и времени существуют раздельно. Споры идут лишь о приоритете: идеалисты  утверждают, что первично сознание, материалисты - материя. Первые, прежде всего религиозные деятели, стоят на том, что сначала был Бог, создавший весь этот Мир, чувственный и сущий, материальный и духовный. При этом человечеству Бог поручил быть носителем духа Его, а все прочее дано людям для того лишь, чтобы жить, совершенствоваться  и  когда-нибудь приблизиться к Богу.
     Материалисты же утверждают, что все значительно проще: существует лишь материальный Мир; от него берет начало сознание, а человек является его носителем лишь потому, что давным-давно некие приматы взяли в руки палки, начали ими не только дубасить друг друга, но и добывать пропитание, а потом – землю пахать, словом, все по Дарвину.
     Интересно, что и ученые-материалисты, и их оппоненты, не мешая друг другу  заблуждаться  и «заблуждать»  других (ведь неопровержимых доказательств абсолютной верности того или другого утверждения нет ни у тех, ни у других), сегодня мирно сосуществуют, тогда как совсем недавно вражда между ними была смертельной: вспомним костры инквизиции, вольтеровский лозунг «Убейте гадину!» и расстрелы религиозные деятелей в большевистской России. 
     Но элементарная логика позволяет сделать вывод: не правы ни те, ни другие, ибо не может быть одно «первично», а другое «вторично» в Мире, который существовал и будет существовать вечно, в Мире, где такие понятия как «жизнь», «смерть», «время», «пространство» не имеют ни конца, ни начала. То, что мы называем  материей и сознанием,  как было, так и будут всегда и когда угодно, вне зависимости от всех «фокусов» человеческой цивилизации. Спросите  у спорщиков: «а что было до того, как возник этот Мир?», или: «а что простирается за краем Вселенной?» - уверяю вас, никто из ни не найдет ответа, ибо его просто нет.   
     Но существует ли, действительно, нечто первичное? Самое разумное назвать это нечто «сущностью», подразумевая под «сущностью» все, что существует в Мире, включая и время и пространство. Что же в этом случае будет обозначать «материя»?
     Еще из студенческих знаний, полученных при изучении основ марксизма-ленинизма,  мы уяснили, что существует несколько видов проявления материи. Я уже забыл, каких, но помню, что их было всего  шесть или семь. Почему не восемь, не девять?   
    Если мы признаем в качестве основы «сущность», то легко приходим к выводу , что то, что мы называем «материей», представляет собой лишь шесть (или семь)  вариантов сущности из бесконечного их числа. Причем, это лишь то, что «является объективной реальностью, данной нам  в ощущениях» (по Марксу и Энгельсу). Но ведь очевидно, что есть и были явления, которые мы не ощущаем. Мы начинаем их ощущать лишь тогда, когда узнаем о них и создаем приборы, которые их регистрируют. Так, например, радиация, о которой ранее ничего не знали,  на самом деле была и, возможно, кого-то даже погубила, но ее никто не ощущал.
Сегодня большинство ученых склоняются к мнению, что у человека существует душа. Но пока еще никто ее не ощутил, не потрогал. Однако, она, по-видимому, есть. Верующие люди свято верят в это. Но ведь вера, - это не «объективная реальность».
    Cознание, как и материя, -  одна из форм бытоваия «сущности», но такая, которая может представлять собой либо  комбинацию множеств материальных форм, изученных и неизученных, известных и неизвестных, и тогда предположения материалистов окажутся в какой-то степени обоснованными, либо - комбинацию духовных  элементов, которых также бесконечное множество и природа которых нам совершенно не доступны даже в пределах одного из бесконечного числа вариантов. Тогда  мнение идеалистов, в том числе и теологов, окажутся более обоснованными. Однако, сам факт, что ученые, как «технари», так и гуманитарии,  уже довольно давно пытаются проложить «мостик» между материальными физическими полями и духовными силами, найти между ними взаимосвязи, говорит о многом
     Если исходить из базового положения о существовании бесконечной во времени и пространстве «сущности», то можно сделать несколько важных выводов:
     1. Сущность познать невозможно, ибо она бесконечна.
     2. Нет никаких оснований отвергать существование других Миров (в отличии от «нашего», в сегодняшнем понимании) , цивилизаций, духовных вариантов «сущности» -Богов.
     3. Материя и сознание,  с которыми мы имеем дело на нашей  планете, есть лишь часть (вариант)  «сущности»; они возникли на каком-то этапе ее эволюции и, в будущем, безусловно подлежат переустройству (трансформации), превращению в нечто  совершенное иное и неведомое..
      4. Ничего «бессмертного» (в том числе и Богов; вспомните языческих идолов - где они?) нет и быть не может в принципе, ибо «сущность» постоянно меняется  и переходит из одного состояния в другое. Размеры, формы и виды  этих переходов могут меняться в бесконечных пределах.
      5. Человеческие знания проникли лишь в весьма незначительную часть «сущности», называемую нами «материальной». Впереди нас ждут бесконечные открытия в самых разных и невероятных областях сущности (с позиций нашего сегодняшнего знания).
      6. Человечество еще не нашло отправной «точки» для исследования духовной составляющей сущности, которая безусловно имеют место быть, но на настоящем этапе развития объясняется лишь с религиозных позиций; в будущем эти позиции будут либо подтверждены и  дополнены, либо существенно подкорректированы материалистическими фрагментами.   
      7. Человечество представляет собой лишь мельчайшую частицу «сущности», помещенную в среду, называемую нами космосом. При этом человечество должно понимать, что,  кроме космоса, существует бесконечное число других сред, которые могут находиться рядом, вне и  внутри космоса.   В  этих средах может существовать бесконечное количество материальных и духовных вариантов сущности, которые, в свою очередь, могут быть подобными,  либо не подобными  нашей цивилизации. Они могут находиться на более, или на менее низком уровне развития, могут быть способны, или не способны входить с нами в контакт, могут желать, а могут и не желать этих контактов. 
      8. Идея «исключительности» земной цивилизации абсолютно беспочвенна. Но и идея  содружества цивилизаций или возможностей вмешательства инопланетян в земные, скажем, дела также беспочвенна, ибо различия в уровне, форме, «среде», в которую помещены цивилизации, диктуют настоятельную необходимость невмешательства.              Представьте себе, что  человек начала прошлого тысячелетия вдруг попал в современный мегаполис. Что с ним произойдет? Он просто тронется умом, ибо созданное цивилизацией за минувшую тысячу лет, выше самых невероятных и смелых его фантазий. И это - всего то за тысячу лет! Как же «приятельствовать» цивилизациям, возраст которых разделяют  миллионы или миллиарды лет, да еще и обитающим в разных материальных средах: одни, как и мы, дышат кислородом, другие водородом, или вообще не дышат ничем, а закладывают в качестве топлива в свой организм куски жидкого азота или «подпитываются» какими-то сверхчеловеческими духовными энергиями)?
     Судя по всему, один из важнейших законов сущности - полярность ее вариантов.  Плюсу всегда должен соответствовать минус; если «побеждает» один из полюсов, нарушается равновесие и распадается вся система. Возвратно-поступательный характер движения, также как и полярность, - одно из основных условий развития сущности (что и отметил  Гегель, разрабатывая диалектику развития абсолютного духа). Если нет движения, наступает энтропия и система гибнет.
     Отсюда понятно, почему непобедимо зло, под которым мы понимаем празднолюбие, диктат и насилие, и почему с ним надо постоянно бороться: застой и бездействие - более опасные разрушитель, чем войны и разрухи.
     Все процессы, духовные, социальные, материальные подчиняются закону, который условно можно назвать «законом маятника». Остановка маятника в точке равновесия или в крайних положениях – ломка, гибель, катастрофа. Маятник постоянно стремится к положению равновесия, но разнонаправленные процессы (в том числе, добро и зло) «тянут» его в противоположные стороны. Это движение и есть жизнь. Уничтожить зло мы не можем, но мы должны сдерживать его, не дать ему управлять нашими помыслами и поступками, дабы не нарушилось движение маятника. Однако, и «царство добра», торжество библейского рая, победа над всяческими стихиями и пороками не менее гибельны, чем виктория зла  Добра (или рая) нам не достичь никогда , ибо само понятие «добро» весьма относительно и  означает лишь нечто отличное от зла. Наша задача - достичь динамического равновесия между добром и злом. При этом надо помнить, что раскачивание маятника равносильно раскачиванию лодки , загруженной до края бортов людьми.    
       Было бы наивным , написав эти строки, надеяться, что их будет достаточно для того, чтобы объяснить «все» и «вся». Но в поисках истины всегда следует начинать с «фундамента». На современном этапе развития  таким фундаментом может стать понятие «сущность», а не «материя» и «сознание», как нас когда-то учили. Это вовсе не означает, что учили нас курам на смех, но сумятица в наших мозгах изрядная. Нас учили, что есть материализм и есть идеализм, что бессмертие для материалистов – начало телесное (от отца к сыну, от сына к внуку, от внука…), а для верующих - духовное, что есть наш общий дом, наша страна, которую надо защищать от чужаков, чтобы «растить свой огород» и продолжать потомство. Вспоминается один забавный, старый анекдот:
«-Боб, как ты думаешь, сколько стоит атомная бомба?
- Я думаю миллионов двадцать.
- Вот было бы хорошо, если бы она упала в наш огород!».

       Итак, очевидно: а) и материя, и сознание – это отнюдь не весь Мир, окружающий нас (не вся «сущность»); б) в этом Мире все без исключения беспрерывно меняется, появляется одно, исчезает другое; в) в этом Мире наш «дом» - это не страна, а планета и «огород» у нас общий – ее земля, вода и недра; г) мы все - дети одного космоса; д) мы никогда не станем бессмертными, а просто перейдем в другое состояние, о котором нам пока ничего не известно; е) мы ничего не унесем с собой туда, куда уйдем; ж) то, что кажется нам сегодня единственно верным, вовсе не истинно, а истинно лишь то, что истину не знает никто.
      А если так, то незачем отвоевать себе жизненные блага, отнимая их у других.
      Повторю слова Юлиуса Фучика, сказанные им перед казнью:  «Люди, я любил вас, будьте бдительны!». Как они актуальны сейчас, когда один-единственный человек простым нажатием кнопки может уничтожить Землю. Как они актуальны сейчас, когда, насилую природу в поисках легкой жизни, выгребая подчистую ее ресурсы и плодя эвересты мусора и отходов, человечество приближает себя к гибели. Как они актуальны сейчас, когда миллионы и миллионы люди губят себя наркотиками, алкоголем, обжорством и спидом, разрушая себя телесно и духовно. Как они актуальны сегодня и на все времена!

Сентябрь 2006





.