Новый виток? К пониманию Материи и Сознания

Николай Ржевский
Новый виток?

О важности понимания бесперспективности концепции первичности материи по отношению к сознанию и о понятии «сущность», как единственной абсолютной категории Мироздания применительно к сегодняшним проблемам человека. 

    Современный момент характеризуется большим количеством «сюрпризов» в мировой экономике, политике, науке и религии, которые можно объяснить лишь одним явлением,- переходом цивилизации в новое состояние, - на новый виток своего развития.
 Уже ясно, что обрушился миф о безоговорочной эффективности  рынка, как автоматического регулятора производственных отношений между трудом и капиталом и между собственниками капиталов . И дело не только в  периодических кризисах, которые неизбежны, а в некоторых случаях даже полезны, при капиталистическом способе хозяйства. Дело еще и в том, что рынок производственных товаров уже давно не является наиболее привлекательным способом получения прибыли. Банковская система, первоначально призванная лишь регулировать товарные отношения, заменив их на более удобные денежные, уже давно начала сначала постепенно, а затем все более активно манипулировать  различными финансовыми документами, создавая тем самым деньги из воздуха. В результате появились целые государства, которые живут в долг. Что уж тут говорить о частных предпринимателях- бизнесменах, среди которых наиболее успешными являются не производители материальных ценностей, а  финансовые жулики, создающие различные схемы  отъема денег как у государств, так и у частных лиц, а также способы создания фиктивных денег.    
Политическая система, сделала в начале прошлого столетия «смертельный рывок» в поисках всеобщего рая на земле, для чего «в отдельно взятой стране» была создана кровавая диктатура «самого передового» класса пролетариата. Эта диктатура довольно быстро  трансформировалась в диктатуру отдельных, далеко не самых благородных и умных людей, запретила любое инакомыслие и даже создала свою «культуру», назвав её «соцреализмом». Через несколько десятков лет, организовав  на крови миллионов невинных жертв мощное, государство, которое, вместе с несколькими «выкормленными»  союзниками было  противовесом всему остальному Миру, эта диктатура  обессилила в борьбе с самой собой и  вернулась в поисках этого же рая , но уже в  лоне  рынка, демократии и  свободы слова.  Таким образом, «круг замкнулся», и Мир  снова погрузился в «чудеса» капитализма, но теперь уже без иллюзий, которые некоторые люди на Земле питали в связи с «чудесами» плановой экономики и перспективами создания коммунистического общества.
Научные достижения достигли таких масштабов, что человек реально начал освоение космоса, еще далеко не завершив освоение Мирового океана, не осознав до конца всей опасности ядерной энергетики, не замечая катастрофического роста темпов экологической нагрузки, не понимая опасности последствий вмешательства в генетику живого Мира.
Религия  всего два столетия тому назад могла диктовать свои условия ученым и государственным деятелям. Затем она  была отодвинута на второй план материализмом, а еще позже, -  почти полностью уничтожена либо «строителями» коммунизма, либо- национал- социализма.  Когда же  выяснилось, что материализм не в состоянии объяснить целый ряд явлений, а отсутствие, или ущербное  понятие духовного начала в деятельности людей приводит к безумному разгулу различных страстей, из которых страсть к  наркотикам  далеко не самое страшное, религию снова начали постепенно привлекать к регулированию так называемой «светской жизни». Однако,  при всем уважении к религиям, нельзя не отметить, что все ритуалы, установки и догмы, которые  описаны в священных книгах и которыми  увещевают прихожан во всех религиозных конфессиях, были сформированы   многие столетия тому назад. В те времена люди еще сомневались в том, крутится ли Солнце вокруг Земли, или наоборот, а летать по воздуху, и уж тем более - в космос,  по тем понятиям, могли только Боги.
Получается удивительное совпадение. Почти во всех упомянутых сферах деятельности нынешней цивилизации наметился некий тупик. В чем дело? Наиболее вероятной причиной этого тупика можно назвать то обстоятельство, что человечество завершило очередной виток своего развития (можно условно назвать его «диким», но лучше- «планетарным»)  и начинает новый виток (условно назовем его «космическим»), естественно, совершив при этом  «оборот», завершив некий «этап» своего развития в полном соответствии с известными нам законами диалектики. Мы на пороге нового витка цивилизации, который человечество должно встретить  духовно  обновленным в соответствии с новыми требованиями более высокого уровня развития.    Формальным и наиболее аргументированным доказательством этому положению служит освоение человеком космического пространства.  Совершенно очевидно, что начало космической эры человека требует не только синтеза высоких технологий, разработанных в разных странах, но и пересмотра государственных отношений, взаимоотношений между национальностями, расами,  конфессиями и многого другого, что можно отнести к духовной сфере. Также совершенно очевидно, что освоение космоса не возможно  при наличии «горячих точек», конфронтации,  или взаимной агрессии  на Земле. Такое  величайшее событие нашей цивилизации , как начало освоения космоса, равно как и другие серьезные достижения прогресса (например, атомная энергетика ), являются естественными продуктами прогресса, который движется вперед, вне зависимости от желаний человека.  Понятно, что прогресс требует и новых взаимоотношений между людьми. Конечно , эти взаимоотношения меняются, но темпы изменений в духовной сфере существенно медленнее, чем в технической- в прогрессе. Если при медленном, поступательном развитии техники и общества, это замедленное изменение духовности не очень заметно, то в переломные моменты, при начале нового этапа в развитии цивилизации такая медлительность становится ощутимой.  Сегодня можно с уверенностью говорить о том,  что со «старым багажом» идей, регулирующих взаимоотношения между людьми на планете, идей, которые базируются на духовности, которые  сложились  ранее на основе тысячелетнего , но прошлого  опыта, идей кажущихся нам «вечными»  (будь то коммунизм, или капитализм, демократия, или диктатура, материя, или сознание, религия, или атеизм),  не только осваивать космос, но и развивать дальше науку просто опасно. Получается, что сегодня дальнейшее развитие не может состояться при нынешнем багаже идей, а сами эти идеи уже не удовлетворяют уровень достигнутого прогресса, чем и объясняется отмеченный тупик.
Понятно, что поиски «рецептов», которые могли бы направить человечество по пути, соответствующему требованиям прогресса, представляют собой весьма сложную задачу, ибо это большая работа, требующая соответствующего научного подхода, который включает в себя синтез и  анализ огромного количества материалов, попытки нахождения решений, сомнения, новый синтез, новый анализ и т.д. Поэтому все высказанные ниже идеи следует рассматривать в сугубо постановочном аспекте. Однако, тот факт, что уровень достигнутого человечеством прогресса находится в противоречии с уровнем его духовности, которая «замерла», возможно,  где-то в средневековье, просматривается во всех коллизиях, происходящих на Земле. Также  понятен и тот факт, что сохранение и дальнейшее развитие человечества на Земле прямо зависит от того, насколько адекватными будут его ответы  на вызовы планетарные- Земные ( природные  и  антропогенные катаклизмы и катастрофы) и космические (астероидные атаки, космические катастрофы). Сегодня о таких ответах никто даже не думает, ибо во взаимоотношениях между людьми приоритетным является эгоизм, индивидуализм, стремление «выгородить» себе или , в лучшем случае, ограниченному кругу людей наиболее благоприятные условия. Эгоизм характерен не только для отдельных членов общества, но и для целых группировок или   государств,  пытающихся «отгородить» себя  от других государств, наивно полагая, что на круглой Земле можно создать некую «колонию благоденствия», «золотой миллиард», или нечто подобное. Кстати, о «Городе Солнца» мечтали давно великие философы. Что из этого вышло,-  мы знаем.
Осознание, принятие и хотя бы попытка реакции на эти факты, уже будет достойным результатом, компенсирующим время, затраченное на обсуждение этих проблем, ибо постановка диагноза,- уже начало пути к выздоровлению. Для решения любой проблемы необходима «точка отсчета», или фундаментальные установки, которые могут служить базисом для разработки конкретных мероприятий.  Таким базисом, на наш взгляд, может стать пересмотр отношения к таким важным понятиям, как «материя» и «сознание».
 Если сложить в одну «корзину» все то, что нам сегодня  известно о строении Вселенной, то мы легко приходим к выводу о том, что два главных  вопроса философии: в чем смысл жизни и взаимоотношение между материей и сознанием, - также, как и многое другое «застыли» на уровне прошлых двух столетий. Фундаментальные философские установки  всегда были отправными «гудками» для начала преобразований цивилизации. На заре человека такими гудками были новые Боги, новые религии, новые государства. Двести лет тому назад таким гудком было признание первичности материи по отношению к сознанию. Под знаменем материализма были разработаны не только основы научного коммунизма и  диктатуры пролетариата, но и основы экономики, базовые установки капиталистического способа производства, основы демократии. 
Сегодня  уже никто не возьмется утверждать, что «труд из обезьяны сделал человека». Сегодня человек заглянул в  космические дали, измеряемые миллионами световых лет,  и не нашел конца Вселенной. Сегодня мы точно знаем, что во Вселенной есть  большое  количество материальных явлений (излучений, колебаний, частиц), которые нам  были неизвестны еще вчера. Но ведь мы следим за этими явлениями всего 100-200 лет! Сколько этих новых явлений мы откроем, если будем следить хотя бы  миллион лет? Понятно, почему мы так долго были уверены, что мы в космосе одиноки, но теперь то, зная только доступные нашим приборам размеры и время существования Вселенной, мы уверенно можем говорить: - мы в ней не одиноки. Невозможно, чтобы за бесконечное время существования бесконечной Вселенной в ней появилась лишь одна цивилизация. Конечно, так можно думать, а вернее,- самонадеянно мечтать. Мы никого не встретили потому, что мы  просто слишком слабо развиты, мы еще не вышли за пределы околопланетного космоса.  Возможно, мы когда-нибудь освоим сначала  Солнечную , потом Галактическую системы,  но для этого нам надо перешагнуть через барьер своего планетарного развития.
Для начала, назовем все, что мы зафиксировали- знаем и все, что мы не знаем, но что существует во Вселенной  «сущностью». Это понятие  включает в себя и понятие материи, которую мы , согласно классическому определению, «ощущаем, отражаем нашими чувствами…», и понятие сознания, которое мы не ощущаем, но которое присутствует, и   бесконечный ряд других физических  частиц, полей и  состояний, включая душу,  которых  мы не знаем, но которые постепенно будем узнавать по мере освоения космоса и накоплении опыта. Опираясь на последние достижения науки, можно с уверенностью утверждать, что сущность бесконечна и безвременна- вечна. Понятие вечной и бесконечной сущности является фундаментальным по двум причинам: во- первых, эти понятия невозможно познать, дать им конкретное определение, например, такое, какое классики марксизма дали понятию «материя». Во-вторых, эти понятия невозможно опровергнуть, ибо при любой попытке рассчитать, предсказать временные , или пространственные границы сущности, например, в виде свертывания пространства и времени, сразу возникает вопрос, «а что за пределами свернувшегося пространства?», или, « а что появится  после исчезновения сущности?». Единственным приемлемым на сегодняшний день ответом на такие вопросы может быть: «любые составляющие сущности могут меняться, исчезать, вновь появляться в каких-то других вариантах, но сама сущность вечна и бесконечна». Конечно, это положение трудно понять, но его следует просто «принять на веру», принять так, как верующие люди верят в Бога , не требуя доказательств.
Естественно, что при такой постановке вопроса отпадает необходимость рассматривать проблему первичности материи, или сознания, которая была и до известной степени остается  одной из основных проблем философии. В самом деле, если сущность  вечна, если вечны её изменяющиеся во времени и пространстве составляющие,- значит вечно и сознание. Оно вечно, но оно видоизменяется также, как и другие составляющие сущности. Оно может существовать в зачаточном состоянии, а может достигать в процессе своего развития любых форм, в том числе, возможно, и таких, которые намного превосходят все наши самые смелые фантазии.
Если учесть, что проблема доказательства первичности материи по отношению к сознанию была одним из краеугольных камней научного коммунизма и теории классовой борьбы, а затем ,- и диктатуры пролетариата, которая вылилась в самым масштабный из всех известных в истории человечества кровавых экспериментов, -то становится очевидным значимость такого, казалось бы простого вывода. Если к этому добавить, что предполагаемое наличие различных уровней сознания прямо указывает на возможность существования Высшего разума, -то становится понятным и важность такой постановки для решения извечного противостояния науки и религии. В самом деле: наука занимается материальной составляющей сущности, а  религия занимается  сферой сознания-духовной составляющей сущности. Никаких конфликтов быть не может, наоборот, наука и религия могут плодотворно сотрудничать на благо человечества. Конечно, остается неразрешенным вопрос о том, согласится ли с этим церковь, а , если согласится,- то в каком виде будут интерпретировать  Всевышнего при таком подходе  разные конфессиями, каждая из которых предпочитает свою форму, вид, историю развития Бога. Наконец, как рассматривать Высший разум, если предполагать наличие нескольких Богов, или,  как объяснять наличие «потустореннего мира», где находят свое успокоение души людей, ушедших из жизни?  Очевидно, что все эти вопросы нуждаются в длительном, профессиональном анализе, но об одном можно с уверенностью говорить уже сегодня: для преодоления конфронтации  между людьми , населяющими нашу планету, и различающимися по своим национальным, расовым, классовым, религиозным и другим особенностям есть шанс. Этот шанс дает нам понимание бессмысленности борьбы между материализмом и идеализмом, между духовным и материальным, между материей и сознанием. Сегодня трудно давать  оценку того общества, которое примет эстафету нашей сегодняшней цивилизации на следующем витке её развития. Но очевидно, что  как бы ни были дискредитированы сегодня социалистические  идеи, каким бы  уродливым не казался нам «призрак коммунизма», который мы оцениваем через призму кровавого большевизма, какие бы религиозные, расовые, национальные различия не раздирали бы наше общество, какие бы «новации» создания «золотого миллиарда» не придумывали   сторонники  капиталистического уклада, какие бы уловки не использовали  политики, чтобы обосновать возможность эксплуатации большинства людей меньшинством, -  в обществе будущего не должно быть конфронтации. Если общество не преодолеет свою взаимную агрессию, - оно просто разрушит и себя, и планету, оно никогда не перейдет на новый уровень развития и исчезнет в бесконечной и вечной сущности так, как, видимо, исчезли и многие другие цивилизации, не оставив после себя никаких следов. В бесконечной сущности могут присутствовать только те  цивилизации, которые сумели перейти на новый, более высокий уровень сознания.  Для достижения более высокого уровня   сознания   понадобятся значительные усилия, а о формах и возможностях этого уровня  мы не можем сегодня ни только  мечтать,  но даже  фантазировать , ибо пока  мы не можем справиться со своими земными проблемами. Однако, мы можем констатировать,  что прогресс завершил очередной виток развития и перешел на новый уровень, сделав первые шаги в космосе. Кстати, следует отметить, что именно в исследовании космоса наблюдается стремление к кооперации между Россией, ставшей правоприемником СССР, и западными странами. Еще совсем недавно они находились в состоянии холодной войны и конфронтации. Ученые уже поняли, что  космос надо осваивать совместными усилиями. А вот  духовное состояние человечества в целом осталось на уровне средневековья и, к сожалению, пока не видно симптомов его совершенствования. Продолжаются, если не расширяются, религиозные конфликты, главным образом, за счет агрессии исламистов, однако и относительно мирные конфессии не скрывают  намерений  экспансии своих религиозных убеждений. Развитие свобод, улучшение условий жизни в наиболее благополучных странах , как ни странно, сопровождается снижением рождаемости, распространением наркотиков, узаконивания однополых браков. Обостряется борьба за природные ресурсы и территории между государствами, которая начинается, как правило, с идеологической установки о необходимости возврата к древним границам, или к необходимости делиться своими ресурсами. К этим «тадиционным» противоречиям, наблюдаемым между разными категориями людей,  в последнее время прибавились еще две опасности, которые характерны для всего человечества. Прежде всего,- это экология, которую не нарушает разве, что «ленивый», а также деятельность финансистов, которые в погоне за богатством придумывают все новые способы получения денег, не обеспеченных соответствующим количеством продукта и, по существу, являющимися «деньгами из воздуха».
 Иными словами, если в науке еще можно отметить какие-то попытки поиска компромиссов, то в идеологической и духовной сферах   борьба между народами и государствами продолжается на уровне прежних веков, прежнего витка развития цивилизации, который условно можно назвать «диким» в отличии от «планетарного».
Человечество в очередной раз стоит на переломе идей, технологий, эпох развития цивилизации. Что выберет человечество: победит ли  дикий разум, или победит космический  разум,  найдет ли человечество в себе силы осмыслить происходящее, оценить риски,  и внести коррективы во взаимоотношения между людьми с целью приведения в соответствие духовного начала (сознания) и материального начала (прогресса) или не найдет? От этого выбора зависит будущее нашей цивилизации: сумеем ли мы начать новый виток своего развития и продолжим свой космический путь во Вселенной,  или наша цивилизация  себя разрушит.
Сентябрь 2011