Теория относительности всего

Николай Ржевский
Раздумье  первое,
или теория относительности всего.

   Глядя в глубину прожитых лет , начинаешь понимать бессмысленность суеты, постоянной борьбы за что-то, с кем-то, и появляется желание осмыслить  суть событий,  свидетелем которых был, которые протекают незаметно  и утекают вместе с прожитыми годами.
   На  темы строения и происхождения Мира, человека, сознания, смысла жизни  люди создали и  изучили  десятки теорий, прочитали и написали  сотни книг по философии, религии, математике, физике, астрономии,  истории, психологии. Кажется, что уже все написано, понято. Но, к сожалению, вопросов становится все больше и больше. По многим вопросам существуют прямо противоположные  объяснения и выводы. Большинство серьезных теорий описано настолько сложным языком, с таким числом терминов, что разобраться в них просто не возможно, а дебаты ученых, которые мы иногда видим по телевизору, часто превращаются в  споры по  терминологии, или в соревнования в знании цитат, или в упорном нежелании услышать доводы оппонента.   Может быть проще попытаться объяснить некоторые, наиболее злободневные проблемы с позиций простого наблюдателя,  простыми словами, привлекая для объяснений всем известные истины, а не сложнейшие формулы,   исследования, или многочисленные цитаты? Попытаемся просто подумать, чтобы понять то,  что накопилось в нашем  сознании. Может быть  ,  мы получим источник знаний, который  засветит   пусть слабым, но заметным  светом, и этот свет  будет освещать дорогу в «тоннеле», конца которого  не видно, и который называется жизнью?  К этому концу мы все идем, мы боимся его, знаем, что он неизбежен, но не верим в эту неизбежность  и все равно идем, ибо другого пути нет. Итак, в путь.
1.Вселенная (Мир),  материя, сознание.
   Мир бесконечен и безвременен. Мы не можем оценить эту безвременность и бесконечность,   ибо мы видим и оцениваем  Мир только с помощью имеющихся у нас органов чувств, или созданных нами же приборов, которые раскрывают все «дальние дали» по мере развития техники. Однако,  они  тоже лишь  сигнализируют  нашим чувствам,  расширяя наши  возможности. Таким образом, все, что мы знаем о Мире,  на самом деле представляет собой лишь ту  его часть, которую мы можем ощутить, а то, что остается за пределами наших чувств, остается  не известным. Если в стародавние времена люди спорили о том круглая, или плоская наша Земля, то теперь мы  постепенно, с постройкой каждого нового, более мощного  телескопа    узнаем, что наш Мир простирается все дальше и дальше. А наша Земля, да, что там Земля,- даже наша Галактика, с  больших расстояний кажется не более яркой пылинки.
   Признание нами бесконечности и безвременности  Мира позволяет нам сделать вывод о том,  что материя,- классическое определение которой мы помним с юности: «…объективная реальность, данная нам в ощущениях….»,- является лишь частью Мира, окружающего нас. Причем, эта часть может быть  весьма  незначительной, ибо никто не знает, что существует в областях, которые «неподвластны» нашим ощущениям. Не исключено также, что материя, или отдельные её составляющие, отражаемые нашими органами чувств,  существует лишь на нашей планете, или в пределах нашей солнечной системы, или в пределах нашей галактики, а  за её пределами существуют другие формы,  виды, вещества, частицы, энергетические поля, составляющие Мир и  нам не известные.
   Сознание, которое, по мнению многих ученых, появилось в результате развития материи и, таким образом, является вторичным, представляется также   частью Мира, как и собственно  материя.  Можно, конечно, пытаться утверждать , что сознание появилось на нашей пылинке- планете, а до появления нашей планеты ничего подобного в Мире не было, но, даже для самых ярых сторонников первичности материи по отношению к сознанию, это будет очень самонадеянно.
   Таким образом, мы приходим к весьма важному выводу о том, что материя (в нашем понимании) и сознание всегда существовали вместе, представляя собой лишь разные формы проявления сущности- Мира.  Т.е., нет смысла строить какие-либо научные, философские или  религиозные  заключения, исходя из предположения о первичности материи по отношению к сознанию, или, наоборот, - о  первичности сознания  по отношению к материи.   Сознание, в нашем  толковании, равно, как и различные поля, различные излучения, различные формы проявления материи является лишь частью Мира, проявляясь в определенных условиях. Эти условия могут быть разными. Видимо, на определенном этапе развития нашей планеты создались благоприятные условия для проявления сознания. Носителем сознания стал человек. На других планетах возможно создание других условий проявления сознания, и там носителем сознания может быть другое существо, или предмет.
   Поскольку и материя и сознание представляют собой лишь часть Мира, то можно все, что есть в Мире, в окружающей нас Вселенной условно назвать «сущностью». Приняв за основу положение о безвременности и бесконечности сущности, можно принять за основу и положение о единстве сущности, понимая под «единством» не застывшее состояние чего-то конкретного , а постоянное наличие в  сущности  всего бесчисленного количества  её составляющих, в числе которых есть и материя и сознание (в сложившимся на нашей планете Земля понимании).  Эти составляющие   изменяются, переходят из одного состояния в другое, подтверждая справедливость  высказанных ранее положений и открытых человечеством законов развития  материи и сознания. Кстати, отметим, что эти законы являются лишь   частью законов, по которым развивается сущность . То есть, возможны и другие законы развития сущности,  которые еще не открыты человечеством.  Наиболее общими законами , по которым развивается и материя, и сознание, и , по крайней мере, какая-то часть сущности, на сегодняшний день, можно назвать законы диалектики. Согласно этим  законам изменяется все в живом (в нашем –земном  понимании) и в неживом Мире, в том числе, и малые частицы. «Первичные» - малые частицы и поля, из которых конструируется   все, что нас окружает на Земле,  изучаются учеными давно. Сначала к таким частицам причисляли молекулы, потом атомы, сейчас известны более мелкие частицы. Иными словами,   детальность изученности  «первичных» частиц,  как мы видим, строго «следует» за развитием технологий и прогресса. Отсюда понятно, что, судя по всему, никто не  сможет, по крайней мере в ближайшее время, утверждать, что  не существуют в природе (сущности) еще более мелкие частицы, чем те, которые открыты учеными на сегодняшний день.
   Подтверждение этому мы  видим на практике, ибо  после открытия самых малых частиц, появляются новые инструменты, которые исследуют эти «самые  малые»  частицы и обнаруживаются  новые, еще более малые и так далее.  Иными словами, все, что мы оцениваем, мы оцениваем относительно наших органов чувств и возможностей  наших технологий и, следовательно, все наши знания о месте нашей планеты в мироздании,- относительны.
   Какова же роль человека в этом бескрайнем и безвременном пространстве? Каков же Мир, если о нем судить с позиций  человека? Как далеко он простирается? Сможем ли мы когда-нибудь познать весь Мир?  Нет. Познать Мир не возможно, ибо, познав то, что будет нам подвластно, благодаря нашим органам чувств и созданным нами приборам, мы всегда столкнемся с вопросом: «….а что дальше, что за пределами познанного нами  Мира?». То же самое можно сказать и о времени.
   Итак,  мы никогда не сможем познать Мир (Вселенную) и Время по двум причинам.   Первая: наши знания всегда будут зависеть от созданных нами приборов, и у нас никогда не будет полной уверенности в том, что  они фиксируют все, что есть в этом Мире (Вселенной).    Вторая: мы всегда будем отсчитывать время и оценивать Мир от какой-то определенной точки, место которой в Мире (во Вселенной) всегда будет относительным.   
   Кроме этих двух важных выводов, можно сделать и другие не менее важные выводы:                - Мир, который мы отражаем в своем сознании, может включать в себя другой Мир, или, наоборот,- может быть включенным  в   другой Мир. Т.е., мы можем находиться одновременно в других ,не ведомых нам, пространствах и быть  их составляющей, или включать другие пространства в свое (наш Мир);                -все наши знания представляют собой  относительную информацию об окружающей  нас действительности, о сущности, о времени. Ни абсолютного ( полного) знания, ни понимания абсолютного времени быть не может, по крайней мере в ближайшей перспективе, доступной для понимания человека. 
2. Земная цивилизация.
   Каково место нашей цивилизации в этом Мире? Можно, конечно, предполагать, что наша цивилизация уникальна, что ничего подобного во всем Мире нет.  «Наш» Мир, который  мы можем  осмотреть с помощью телескопа,- это не весь Мир.  Весь Мир  бесконечен. Понять бесконечность, как мы уже поняли, нам просто не дано , и с  этим человек должен смириться. А, если он с этим смирится, - то неразумно полагать, что мы уникальны.  Другое дело, что именно таких, или подобных цивилизаций может и не быть.  Но предполагать, что их вообще нет,- не логично. Полагая, что другие цивилизации существуют, мы можем с большой долей уверенности сделать два важных предположения. Первое: цивилизации существуют и развиваются по тем же законам, что и весь Мир, и вся, наблюдаемая нами на нашей планете  природа.  Т.е., они постоянно возникают, достигают разного уровня развития, исчезают, преобразуясь в другой вид энергии, или вещества.  Если бы цивилизации могли существовать вечно,- они , безусловно, заняли бы весь Мир. Поскольку мы этого не видим,- по крайней мере, не замечаем, -значит, можно предполагать, что  они не существуют вечно в отличии от Мира (Сущности),  который существует безвременно,- вечно.                Второе: мы согласны с тем, что цивилизации развиваются по тем же законам, по которым развивается и весь Мир, но относительная скорость их развития существенно выше, чем скорость развития космических тел (планет, галактик), на которых они развиваются.  Это естественно, ибо цивилизации должны возникнуть, пройти процесс развития и исчезнуть, или перейти в другой вид (или переселиться на другую планету, другую галактику). Планеты, или  галактики, на которых цивилизации существуют, должны появиться и развиться до начала развития цивилизации, ибо необходимо время, чтобы создать условия,  необходимые для существования  цивилизаций. Так было   и на нашей планете,  геологическое время жизни которой  составляет четыре с половиной миллиарда лет. Какое-то время наша планета существовала  до начала периода геологического развития.  Возможно, что это время также измеряется несколькими миллиардами лет. Возраст живых организмов , которых мы находим в геологических отложениях, - менее миллиарда лет, а человечеству,-  всего не более миллиона лет. При этом одни живые организмы проходят полный цикл рождение- размножение- умирание в несколько часов, другие в несколько лет,  человек,- в несколько десятков лет, есть организмы, которые живут столетиями.  Естественно, что наша звездная (Солнечная) система начала развиваться до начала развития Земли и будет развиваться после исчезновения Земли, или они исчезнут одновременно вследствие планетарного катаклизма. Галактика развивается еще дольше. А сколько будет развиваться наш Мир,- нам представить не возможно. Поэтому мы и говорим: «безвременно и бесконечно».  Т.е., цивилизация должна пройти полный цикл развития в мгновения, по сравнению с циклом планеты, звезды и т.д.  Если учесть, что Мир состоит из планет и звезд, образовавшихся также в разное время и что цивилизации развиваются и исчезают в мгновения по сравнению с развитием и исчезновением  планет, - трудно предположить наличие подобных-« одновременных» , или, хотя бы сравнимых в своем развитии,  цивилизаций.
    Понятие «Цивилизация» включает в себя две обязательных компоненты: - техническую (физическую, органическую)  и  духовную.  Соответствие (гармония) первого и второго обеспечивают нормальное развитие цивилизации, под которым будем понимать постепенное развитие технических средств и технологий , позволяющих человечеству подниматься от состояния дикости до состояния существа, способного осваивать межпланетные пространства (дальше этого на современном уровне знаний и понятий даже фантазировать трудно).
   Несоответствие одного другому затормаживает нормальное развитие, или ведет к разрушению цивилизации.  Представим себе, что человеку, находящемуся на уровне людоеда,  дали в руки современный автомат. Что он будет делать? Перестреляет сначала всех врагов, а потом и всех своих соплеменников, не желая делиться с ними.  Это пример отставания духовного развития от прогресса, который демонстрирует нам, что высокие технологии, попавшие в руки дикаря,  могут привести только к трагедии. Вполне естественно, что прогресс  может  немного опережать духовный уровень, который  более консервативен  в своем развитии. Однако,  также понятно, что духовное развитие обязательно должно «подтягиваться» до уровня прогресса, ибо серьезный разрыв чреват  непредсказуемыми опасностями. Известны ситуации, например, среди тибетских народов, при которых высокая духовность соседствует с весьма примитивным уровнем прогресса.  Создается впечатление, что прогресс  просто остановился в  этих краях, что весьма привлекает любопытных туристов. Однако, этот пример лишь подчеркивает многообразие ситуаций, никак не являясь общим правилом.
   В наше время мы наблюдаем серьезное   расхождение прогресса с духовностью. Это  может привести к экологической, демографической, социальной катастрофе, что, в свою очередь, чревато проявлениями экстремизма либо на религиозной основе, либо на экономической основе (разделение на богатых и бедных), либо на идеологической- политической основе.  Сегодня  удается не допустить экстремистов до ядерного оружия, но что может произойти, если будет разработано и изготовлено не менее опасное, но более доступное оружие массового поражения? Что произойдет с Землей, если не сократится безудержное загрязнение? Как будут сосуществовать  народы, если одни перестанут размножаться, а другие наоборот,- будут плодиться  бесконтрольно? Как смогут ужиться на одной планете те,  кого эксплуатируют с  теми, кто их эксплуатирует?   Ответов на все эти вопросы пока нет. Но причина всех этих угроз одна: низкий уровень духовности, не соответствующий уровню прогресса.  Казалось бы, что расширение возможностей человека – рост технического прогресса должен нивелировать все противоречия между людьми.  Но на деле происходит обратное. Противоречия только усиливаются, расширяя разрыв между людьми с различными религиями, различным уровнем жизни, различными политическими взглядами.  Мы можем с уверенностью констатировать, что    прогресс  стремительно рвется в будущее, преодолевая каменный, бронзовый, железный века, эпоху механических машин, эпоху ядерной энергии. Совсем недавно прогресс вступил на путь освоения космоса, а   духовное состояние человека еще не вышло из эпохи дикости, в которой преобладали жестокость, жадность, насилие, стремление к потребительству и власти.    В связи с этим важным выводом  следует отметить, что  во  времена становления рода человеческого  взаимная жестокость, потребительское отношение к природе были необходимы для простого выживания.  Все разговоры о якобы высокой духовности человека в доисторические времена не обоснованы, ибо  в те времена  человек просто не смог бы выжить , проповедуя высокие нравственные принципы. Наоборот, человек был вынужден использовать  любые  средства  для примитивного продолжения рода.  Сегодня ситуация в корне изменилась.  Человеку нет необходимости завоевывать природу, а созданные  мощные  технические средства, технологии и вооружение могут просто уничтожить все человечество не только при проявлении жестокости и мести, но даже при элементарной неосторожности.  Что нам дают эти, казалось бы, простые, выводы?
Относительно инопланетян:
   Прежде всего, то, что нам не следует  тратить свое время  на бесконечные споры  о наличии , или отсутствии других цивилизаций, ибо их наличие на порядок более вероятно, чем отсутствие. Это означает, что мы в любой момент можем встретить инопланетян. Нечто подобное произошло при посещении луны американскими космонавтами (астронавтами). К сожалению, военные спецслужбы продолжают играть в секретность, однако, да мировой общественности все-таки дошли сведения о том, что американцы не «просто так» прекратили свои весьма успешные полеты на Луну, а по той причине, что им «вежливо дали понять, что они тут   не желательны».  Остается только удивляться «незадачливости» спецслужб, которые пытаются скрыть факты, безусловно, являющиеся предметом обсуждения всей научной общественности Земли. Эти попытки не бескорыстны. Они вызваны такими же «незадачливыми» стремлениями  добиться подавляющего мирового господства с помощью иной цивилизации. Следует напомнить, что фашизм тоже надеялся достичь мирового господства с помощью «потусторонних» сил, т.е. – с помощью инопланетян.
   Мы также  можем смело сделать второй важный вывод: инопланетяне не будут вмешиваться в наши земные дела, если, конечно, мы будем уважать их суверенитет.  Почему? Дело в том, что уровень развития иных цивилизаций , как мы уже отметили, вероятнее всего,   будет на порядок отличаться от уровня развития нашей цивилизации.  Вспомним, каким было наше общество всего-то лет двести, триста тому назад.  А теперь представьте себе, что нам  удалось «вернуться»  на двести лет назад. Представьте себе,  например, что   Наполеон объявил войну не  России 1812 года, а нынешней России,  с её танками, вертолетами, пулеметами, радиосвязью, лазерами, спутниковой навигацией и  другим современным вооружением.  Есть смысл в такой войне? Нет. А разница в развитии,- всего -то двести  лет! Это  лишь мгновение не только в истории развития планеты или галактики, но и в истории развития нашей цивилизации.  У нас не должно быть даже мыслей о том, что мы можем вступить в конфликт с инопланетянами.  И дело не только в весьма возможном огромном отличии в степени технического прогресса.  Дело еще и в том, что иная цивилизация может быть основана вообще на других принципах выживания, которые нам не известны. Даже простой контакт с  иной цивилизацией  может быть губительным и для нас, и для них.
   Следовательно,  у нас не может и не  должно быть намерений, направленных на использование инопланетных технологий  для борьбы между нами –землянами  на нашей планете.  Фашизм этого не понимал.  Понимают ли это  нынешние секретные службы? Пока не понятно. Существует ли вероятность того, что инопланетяне захотят захватить нашу планету?    Теоретически, конечно, существует, ибо жить всем надо где-то, а наша планета  весьма привлекательна, возможно, и для  инопланетян.  Но будем оптимистами и предположим, что этого не произойдет, ибо любая  цивилизация  может достичь высокого уровня только в том случае, если она  смогла преодолеть  этап своего дикого развития (преодолеть агрессию) и перейти на другой более высокий (космический) уровень.   Завершение дикого этапа  развития означает понимание бесперспективности   насилия, борьбы и конфронтации с любыми существами (в том числе,- и с инопланетянами)для разрешения любых споров и конфликтов.  Ни одна цивилизация  не сможет выйти за пределы своей  планеты до тех пор, пока не преодолеет  агрессию и борьбу   «у себя дома». Невозможно  осваивать межпланетное пространство, оставляя на своей  планете очаги противостояния.  То есть, мы рассчитываем, что наши гости не будут агрессивно настроены.
   Вместе с тем, нельзя исключать возможность ситуации, когда некая  цивилизация, достигнув высокого уровня прогресса,  переживет свою планету и будет искать себе другой «дом».  В этом случае возможны лишь два варианта:                Первый: цивилизация найдет возможность сосуществовать с нами, не мешая нам. Некоторые признаки  наличия таких «соседей» мы наблюдаем ( например, предполагаемые лунные жители, летающие тарелки над Землей,  непонятные сигналы, которые наблюдают подводники).           Второй: иная цивилизация захочет очистить планету от аборигенов для собственного обитания.  Больно признавать, но, если такая цивилизация будет обладать более   высоким уровнем прогресса (технологиями) , она  найдет быстрый способ «очистки». Остается предположить, что этого не произойдет, но, если земляне не перестанут конфликтовать друг с другом, не перестанут загрязнять и разрушать Землю,- такой сценарий вполне возможен.
Относительно землян:
   Нам следует сделать и третий важный вывод:  мы  сами должны понять (на предполагаемом примере инопланетян), что , не победив агрессию на собственной планете, нет никаких шансов не только сохранить нашу земную цивилизацию, но нет и никакого смысла пытаться вступать раньше времени в контакты с другими цивилизациями, ибо , как мы уже предположили,  дикие цивилизации  исчезают, уничтожив сами себя, а другим, которые выживают и переходят на более высокий уровень, нет смысла  общаться с дикарями. Ни одна цивилизация не способна перейти  на более высокий уровень, постоянно воюя внутри себя и отдавая этой войне все силы и время.  Надеюсь, что это понятно всем. Ну, а если понятно,- то становится очевидным , к чему мы- земляне должны стремиться:  не к агрессии на собственной планете, а к компромиссу и сотрудничеству, которые только и откроют нам путь в космос, в новую космическую эру развития человека- землянина. Эру, которая должна придти на смену дикой эре развития, на  завершающем этапе которой, я надеюсь , мы находимся. Если же  мы будем продолжать конфронтацию и агрессию, - мы просто развалим и уничтожим свою цивилизацию. При этом никакие инопланетяне нам не помогут, ибо они  просто не будут вмешиваться. Возможно, что они не дадут нам развалить планету, - она им может еще пригодиться, но спасать дикарей они не будут , равно, как и контактировать с ними. Отсюда следует простой вывод: надо все усилия человечества направить на то, чтобы привести в соответствие духовное развитие человека с уровнем технического прогресса. Несоответствие этих двух явлений обязательно приведет к гибели цивилизации.
   Отметим, что эта простая мысль полностью совпадает с некоторыми религиозными учениями о спасении и  об апокалипсисе, которая нам пригодится далее.  Относительно же места нашей цивилизации в Мире, можно с уверенностью сказать: мы не только не единственны  в бесконечности и безвременности,  мы в них настолько не заметны, настолько не развиты, ибо еще только делаем первые шаги в околоземном пространстве,  что говорить о каком- либо абсолюте просто нелепо.   Наша относительность и уязвимость очевидны. И чем, скорее мы это осознаем, чем скорее перестанем заниматься земными дрязгами и перейдем к реальному освоению космоса,- тем больше вероятности того, что наша цивилизация сохранится и не разрушит сама себя ранее отпущенного ей космосом и судьбой времени.
   Итак, если весь путь развития нашей цивилизации до сегодняшних дней условно назвать «диким», ибо этот путь изобиловал кровожадными войнами, агрессией, насилием над людьми и природой, то можно смело предположить, что продолжение этого сценария в условиях дальнейшего развития технического прогресса   может привести лишь к разрушению планеты и цивилизации в целом. Некоторые симптомы понимания этого уже наблюдаются в деятельности,  как отдельных людей, так и некоторых правительств.  Это понимание должно вылиться в реальные шаги по снижению взаимной агрессии, по снижению неразумного потребительства,    эксплуатации людей, по выравниванию возможностей и уровню обеспеченности и защищенности людей, по снижению нагрузки на природную среду, по корректировке и регулированию рождаемости. Сейчас  попытки привести человечество к единому правопорядку  называют «глобализмом», под которым подразумевается скрытая агрессия наиболее развитых стран в отношении менее развитых.  Однако, есть надежды, что наиболее развитые страны поймут бесперспективность такого пути развития и перейдут от агрессивного глобализма к реальному регулированию в общих интересах. Если человечество будет предпринимать последовательные меры в  развитии баланса между духовностью и прогрессом (между материей и сознанием) , то  возможно, через многие сотни, или тысячи лет, оно сможет  закрепиться  в  космической  эре, в которую оно формально вступило, выйдя в околоземное пространство. Этим выходом  в космос человечество  создало предпосылки  сохранения  своей цивилизации даже при условии окончания жизни нашей планеты. То, что в настоящее время человечество, формально вступив  в космическую эру,  продолжает жить по законам дикой эры,   означает гибель цивилизации в самом недалеком будущем.  Удастся, или не удастся человечеству свернуть с  дикого пути и перейти на космический путь,- покажет время. 
3. Религия, Всевышний.
   Этот раздел  наиболее сложный для понимания и достижения какого-либо согласия в силу того, что понятия Бога, Всевышнего можно пытаться развить с позиций здравого смысла, а можно с позиций веры.  Все религии утверждают, что познать Бога не возможно, что в Божественное начало можно только верить и любые рассуждения на эту тему с позиций здравого смысла есть ересь, что все, что нас окружает, сотворено Богом, что сознание, т.е., духовное начало,- было первичным, а материя вторичной. Можно было бы и не вступать в спор с религиозными догмами, если бы не одно очень важное обстоятельство.  Дело в том, что человек в своем развитии постоянно оперирует двумя важнейшими понятиями: материя и сознание.  Противопоставление этих понятий вело ранее и ведет нынче к потере огромной части человеческого потенциала, которая тратится на взаимную борьбу и конфронтацию.  Мы уже говорили о том, что  прогресс  и сохранение нашей цивилизации возможны только в том случае, если материальная и духовные составляющие человека будут едины, если противоречия между ними, как минимум, не будут содержать конфронтации. Следовательно, без  понимания  единства  материи и сознания  человечество не сможет сохранить свою цивилизацию.  А без упоминания слов «вера» и «Бог» не возможно обсуждение этого вопроса. Поэтому мы надеемся на то, что верующие люди будут снисходительны к нашим, возможно, по их мнению, греховным рассуждениям. Ведь эти рассуждения мы ведем во благо всех. 
   Совсем недавно человек  сделал первые шаги в освоении космоса, проник в такие дали, достиг таких знаний, что можно с уверенностью сказать :  человек на пороге космической эры своего развития, и, если ему удастся привести в соответствие темпы прогресса и духовного самосознания,  он может пойти и дальше,- к  более высокому космическому уровню,- межпланетарному и  межгалактическому.   Почему же сегодня мы должны пользоваться религиозными духовными догматами, которые и по форме своего выражения и по содержанию не изменились за последние полтора тысячелетия? Возможно ли достижение единства, если  духовный уровень развития будет «топтаться на месте»?
   За многие тысячелетия развития цивилизации на Земле    облик нашей планеты существенно поменялся,  изменились условия существования, условия  взаимодействия человека и природы. Можно с уверенность говорить о том, что  человек уже не должен бороться с природой, а наоборот, он должен защищать её от самого себя.  Однако, этого не происходит. Почему? Возможно потому, что духовное развитие человека отстало от уровня прогресса. Конечно, мы не можем обвинять религии в том, что духовность человека сегодня не соответствует уровню прогресса, но, если религии взяли на себя ответственность за духовность, то результат очевиден: религии не справляются с поставленной задачей.  Они не могут остановить агрессию, безудержный рост потребительства, которые  порождают  конфронтации и войны. Более  того, религии не могут  даже договориться между собой, и значительная часть конфронтации обусловлена религиозными противоречиями.               
   Откуда появились  религии?  Человек всегда стремился и будет стремиться объяснить суть происходящего с ним и вокруг него.  Понятно, что на заре своего существования, постепенно накапливая знания, он пытался объяснить происхождение явлений какими-то конкретными  силами. Это могли быть звери, солнце, ветер, море, гром и другие явления, от которых зависела жизнь и благополучие человека.  Эти силы , или явления человек  считал причиной  всего происходящего.  Поэтому человек просил у царя зверей подарить ему хорошую добычу, а часть этой добычи человек приносил в жертву, в качестве благодарности за удачную охоту. У солнца человек просил хорошей погоды, у ветра просил дождя, воздавая им свои молитвы. Почему все это со временем стало называться язычеством, богохульством? Почему языческими называли даже богов древней Эллады?
   Можно найти море объяснений этому процессу, но наиболее логичным представляется  то, что  вероисповедания, религии и вообще вся духовная сфера, основным носителем которой является наше сознание, развиваются  по тем же законам, по которым развивается и весь Мир. Иными словами, каждая общественно- политическая и экономическая формация создавала наиболее комфортную для своего существования духовную среду. Религии развивались  вместе с развитием цивилизации, переходили из одной формы в другую так же, как общественно-экономические формации.  Конечно, эти события не происходили одновременно. Наоборот, иногда религии «подталкивали» людей к изменению формы их взаимоотношений, иногда,- наоборот, взаимоотношения «подталкивали» людей к изменению в вероисповеданиях. Часто существующая социально- экономическая среда  боролась с новой религией. Достаточно вспомнить  жертвы, понесенные первыми христианами два тысячелетия тому назад, или жертвы православия в России в начале прошлого века. Но, в конечном итоге,  религии и государственное устройство, как правило,  приспосабливались друг к другу и жили в мире и согласии.  На рубеже нашей эры наиболее удобной формой для вновь образующихся государственных форм стало христианство, которое могло объединить  разные народы в рамках одного государства.  Вера в разных богов (язычество) этому не способствовала.  Кроме того , связанные с верой в разных богов обычаи часто были весьма жестокими (жертвоприношения, кровавые игры, казни, являвшиеся одним из развлечений для народа и т.п.), что не соответствовало уровню достигнутой культуры. В те времена эти обстоятельства, видимо, и послужили  основной причиной смены религий. Можно, конечно, отрицать,   что  Боги -Высшие силы прислали на Землю  проповедников (Иисуса, Будду, Магомета), которые явились основателями религий,  ибо проповедники были, но кто их прислал, - не известно, а  можно и не отрицать этот факт,  однако,  суть от этого не меняется.  Смена религий была объективным явлением, которое могло  просто реализовываться разными путями.  Следовательно, религии никогда не стояли на месте, они развивались под воздействием каких-то обстоятельств.  И развивались они, в основном, в соответствии с требованиями времени. Можно много спорить на высказанные темы, но одно представляется очевидным: вероисповедания, культы менялись так же, как менялись общественно политические формации. Время, формы этих изменений могли быть различными, но сами изменения происходили объективно. Естественно предположить, что вероисповедания  должны меняться и в будущем. Однако, как показывает практика, консерватизм является одним из «столпов» нынешних религий, которые не желают адаптироваться к современному состоянию общества.  Мы видим различные обряды, часто  принимаем в них участие , не задумываясь о том, что всем им  многие сотни лет. Мы видим, что  служители культов используют язык, который мы   просто не понимаем в силу того, что язык уже давно поменялся и  модернизировался (например, службы на старославянском и т.д.).  Мы постоянно наблюдаем   диссонанс между образом жизни, который ведут современные служители культов (использование средств  связи, транспорт, удобства, часто роскошь) и догматами, которые они нам проповедуют.  Может быть,  причина несоответствия духовного состояния человечества  заключается в том, что культы (религии, конфессии) просто отстали в своем развитии?  Возможно, желая сохранить свое влияние в обществе, они искусственно стараются сохранить консервативные формы, опасаясь не выдержать какой-то неведомой нам конкуренции ?
   Интересно отметить, что, если мы обратимся к древним преданиям, или к  обычаям некоторых нынешних народов, мы увидим, как  служитель культа- шаман, монах, жрец часто   являлся  и врачом, и ученым, и советником, не гнушаясь принимать участие в самых разных мирских делах. Резкий разрыв между церковью и наукой произошел в средневековье, когда церковь стала элементарно душить науку, сжигая на кострах инквизиции  астрономов, химиков, врачей и прочих ученых. С появлением  ученых- материалистов и бурным развитием техники в последние столетия произошел окончательный разрыв  между церковью и наукой,  в результате чего они перестали бороться и  поддерживают нейтралитет,  не вмешиваясь,  в дела  друг друга. Почему? Может быть по причине того, что существуют факты, которые ни наука, ни религия не могут ни доказать, ни опровергнуть? Например, церковь утверждает, что душа покидает человека после его ухода из жизни. Ученые не верят в существование души, но также подтверждают, что  вес человека уменьшается уже после его ухода из жизни. Причина такого факта учеными не выяснена. Существует много случаев , свидетельствующих, что человек обладает совершенно необъяснимыми  с позиций современной науки способностями. Например, родитель, в основном, мать часто чувствует беду, которая произошла с её ребенком на огромном расстоянии.  Известны случаи  исцеления человека от болезни после  обращения с молитвой к святым.   Однако, известно также и то, что далеко не все, кто обратился к святому с молитвой,  обретают желаемое здоровье.  Вместе с тем , нам известно, что самовнушением, или внушением извне  человек часто излечивает болезни, которыми  страдал годами, и никакие врачи, лекарства, или молитвы  ему не помогали.   
    Складывается удивительная ситуация: сначала религия активно вмешивалась во все дела человека, затем отошла в сторону, оставив за собой лишь духовную деятельность. Если исходить из диалектики, то следует предположить, что в будущем религия должна вновь, как минимум, приблизиться к научной деятельности.  Может быть,  именно в таком сближении и заключается возможность  развития духовности человечества и   нового «ренессанса» церкви?  Сегодня можно лишь фантазировать на эту тему, но совершенно очевидно, что  дальнейшее «замораживание» религиями процесса адаптации к современным условиям жизни человека и, возможно, сдерживание  процесса  сближения религий и науки  не способствует  развитию  духовности  на нашей планете. Такое положение , практически, исключает развитие в нужном направлении и использование  прогресса для  достижения  уровня, соответствующего требованиям космической эры.  Следует также добавить, что сближение науки и религии соответствовало бы положению о единстве материи и сознания.
4.  К чему  мы идем?
   Приведенные предположения, пожелания, предложения, конечно же,  носят сугубо постановочный характер и нуждаются в серьезной доработке и углублении. Но даже такое поверхностное, далеко не научное и далёкое от религиозных догматов обсуждение позволяет заметить целый ряд совпадений между  религиозными  установками и научными предположениями сугубо материалистического толка. Например, понятие библейского апокалипсиса полностью совпадает с имеющимися и наблюдаемыми нами явлениями различных  катастроф, наблюдаемых на нашей планете: землетрясения, цунами, наводнения, которые легко могут погубить нашу цивилизацию.  Понятия «гены огненной» , в которой должны гореть грешники,  вписывается в те ужасы, которые последуют в случае, если террористы захватят оружие, или произойдет другая катастрофа, связанная  с тотальным  загрязнением водной,   воздушной среды , или территории планеты,  что не менее опасно, чем атомная  катастрофа, но, в отличии от последней, надвигается постепенно и незаметно . Все эти  катастрофы носят  антропогенный характер, и любая из них может уничтожить нашу цивилизацию, что и будет аналогией «гены огненной».
   Библия предлагает людям покаяние, сочувствие, сердобольность, то есть, те качества, которые являются показателем высокой духовности. Но  мы и пытались доказать то же самое, установив, что без соответствующего духовного уровня развития никакой прогресс не поможет человечеству спасти свою цивилизацию в случае появления  космических, инопланетных, земных или других вызовов.
   Получается, что единство материи и сознания уже  существует, «витает в воздухе». Возможно, оно даже упомянуто  в «зашифрованном» виде в древних книгах.  Может быть,  нам когда-нибудь удастся отыскать следы этого опыта  ранних цивилизаций, которые уже были на Земле, но не успели развиться и погибли? Например, есть  предположение о существовании цивилизации атлантов, которая исчезла в связи с неожиданным  дроблением и опусканием на дно Атлантики целого континента.  Может быть, трагедия произошла из-за несоответствия между достигнутым высоким уровнем прогресса (технологиями) и уровнем духовности и мы когда-нибудь узнаем об этом? Можно предположить, что именно этот опыт- предостережение принесли нам пророки, мессии, которых нам, возможно, присылал Бог, или Высший разум? Но, к сожалению мы «слушаем, да не слышим».   
   Мы обсудили и  показали на  простых   примерах , что все эти предостережения  объективны. Уже на практике, в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с разрушительными последствиями  низкой духовности, которую повсеместно демонстрируют люди на самых разных должностях, попадая в самые различные ситуации.  Например,  зачем грабить народы ?  Куда деть огромные накопленные средства? Зачем навязывать другим свои привычки, веру, волю? Куда смотрит церковь, когда некоторые, довольно известные,  люди   вещают о том, что де «японцев Бог покарал», наслав на них цунами и землетрясения.  А кто покарал нас всех, когда на нашу Родину напали фашисты? А кто и за что карает наших отцов и дедов- ветеранов этой ужасной войны, которым до сих пор,- а прошло уже больше шестидесяти  лет,- не могут выделить нормальное жилье и нормальные пенсии?   Сколько надо иметь ханжества правителям  разного толка и ранга, чтобы красоваться рядом с этими ветеранами во время различных празднеств?  Ход церемоний всегда один:  сначала  ветеранам  торжественно вручают гвоздику, а  потом   они послушно возвращаются в свои коммуналки, или в развалюхи - избы, снимают ордена и вновь, засучив рукава, принимаются за какое-нибудь дело, чтобы заработать лишнюю копейку.
   И вообще,  разве есть существенная разница в том, от кого приходят такие предостережения? Существо в том, что люди «слушают да не слышат».  Они не слышат голоса собственной совести,  заглушенного  ленью, жадностью, чванством, завистью, страхом за то, что когда-нибудь поймают и накажут. Они не  слышат голоса совести, заглушенного   прочими пороками и грехами, которые скребутся в темной душе, и тогда многие бегут замаливать их в церковь, приносят подарки, надеясь вымолить прощения у Бога. Но можем ли мы быть уверены в том, что  критерии  справедливости, которые нам кажутся очевидными, также очевидны  для Высшего разума, для Бога?  Как можно отпускать грехи тем, кто обесчестил себя воровством, в результате которого множество людей оказались без крова, без пищи ? Кто считал погибших от болезней, недоедания,  чрезмерного труда, пережитых несправедливостей  в результате халатности , жадности, корыстолюбия чиновников, нуворишей, криминальных грабителей? Прощать таких людей бесполезно, ибо , получив прощение от церкви, они лишь утверждаются в своей безнаказанности не только перед законом, но еще и перед Богом и продолжают бесчинствовать с еще большим усердием.
   Эти и многие другие непонятные проявления воли Божьей, реализуемой церковью, лишь  подтверждают то, что в религиях, равно, как и во всем другом, что мы наблюдаем в Мире и на Земле, возможны отклонения, поиски, ошибки.  А это означает, что выдвинутое предположение о единстве материи и сознания далеко не беспочвенно.  Духовная составляющая Мира (сущности) развивается так же, как развивается и весь Мир, вся Вселенная. В период  дикого развития человечества, когда  человек боролся с природой, силой добывал себе возможность продолжения рода,  было естественно наблюдать  борьбу идеологий и  религий, противопоставление материального духовному. В период  космического  развития, когда человек победил природу и  достиг высокого уровня прогресса, когда человеку для выживания нужно отвечать новым , и не только планетарным, но и космическим  вызовам, оберегать природу, а не бороться с ней, ему нужно сконцентрировать все свои ресурсы, в том числе и духовные,  для того, чтобы сохранить и развить цивилизацию и человечество. Таким образом, судьба человечества  в значительной степени зависит от того, найдет ли оно в себе силы и здравого смысла объединить усилия науки и религий  в деле достижения высоких  духовных качеств человека, без которых ему не справиться с новыми вызовами космоса и нашей планеты.
5. Заключение
     В заключении  можно еще раз подчеркнуть, что  сознание и материя развиваются по одним законам диалектики, которые, кстати, были созданы Гегелем для объяснения развития абсолютного духа.  Многие высказывания  и истории , которые мы находим в религиозных книгах , вполне можно увязать с установленными, происходившими ранее историческими или природными событиями.  Например, апокалипсис можно увязать  с  разрушением планеты, или  с  геологическими, или  экологическими  катастрофами.  Наше предположение  о том, что   выдержать вызовы космоса и планеты способна  только цивилизация ( в нашем случае – человечество) , обладающая  высокими нравственными качествами и добившаяся единства, а не раздираемая конфликтами,-  вполне корреспондируется с религиозными догматами о спасении человека и его души. В то же время, само понятие Бога почти во всех религиях трактуется, как неизменное и стабильное. Это не согласуется с общим предположением об изменениях и  постоянном совершенствовании всех проявлений сознания.  Однако,  можно отложить этот спор, ибо , как мы показали, временные параметры существования человечества и  цивилизаций, - с одной стороны,  и планет , созвездий, галактик,- с другой, настолько существенно различаются, что  время существования планет, или галактик, с  которым можно увязать время существования Богов, с позиции сегодняшнего человека, смело можно назвать вечностью .
    Можно бесконечно спорить о  том, кто, какая область сознания может быть приравнена к Божественной сущности, а какая,- к Высшему разуму, или цивилизации , но одно нам совершенно очевидно: и религии,  и элементарный здравый смысл, вне зависимости от того, верит человек в Бога, во Всевышнего, или считает весь Мир материальным , призывают нас к одному,- к  достижению высокой нравственности и  духовности. В основе этих понятий  лежат не агрессия, а сострадание к ближнему, не конфронтация, а стремление понять его, стремление найти  комфортные условия сосуществования с ближним. Если не прислушаемся к здравому смыслу, или  к слову Божьему,- то продолжение конфронтации, борьба за достижение индивидуального господства, или преимущества, безудержная эксплуатация планеты и её населения, - либо  разрушат нашу Землю,  либо отнимут у человечества шанс на выживание в случае космических или планетарных вызовов, либо , как минимум,  ускорят время разрушения нашей планеты и условий продолжения жизни на ней.
    Несмотря на спорность и относительность высказанных предположений и раздумий, хочется надеяться , что взяв за основу понятие единства материи и сознания, религии и наука найдут общую платформу и будут действовать сообща на благо общества  и нашей Земной цивилизации. Понятно, что понятие единства материи и сознания автоматически  делает весьма условной границу между верующими и неверующими.  Понимание этого положения, равно, как и понимание необходимости постоянного  поиска баланса между  относительными оценками  всего, что нас окружает  и реальными действиями может быть весьма полезным  в начале космической эры , в которую   человек шагнул  50 лет тому назад.   

11 апреля 2011 г.