Любовь и Душа рассказ часть 5

Матосян Ерануи
Утро проснулось спокойным и мирным, завораживая людей своими радужными лучами, вглядываясь в каждое окно,врываясь в каждый дом. Один лучик подкрался к Ольге Размиковне и стал нежно играть её седыми волосами, которые отражали блеск света. Её глаза были закрыты, но при этом она не спала. В душе было всё ровно и спокойно. Она хорошо понимала, что это её последний день, подаренный Богом. Забыв о себе, размышляла, как помочь детям легко перенести её уход. Она точно знала тонкость каждой души и безграничную любовь к себе, пыталась найти ту золотую середину, которая смогла бы заполнить пустоту в их душе после её ухода.
– Бабушка, можно к тебе? – спросил Артур, просунув голову в приоткрытую дверь.
– Можно, – тихо слабым голосом сказала она.
Артур вошёл и плотно закрыл за собой дверь. Он подошёл к бабушке и, наклонившись, нежно поцеловал её руку.
– Почему целуешь мне руку, сынок? – спросила она.
– Это благодарность за любовь, которой ты меня наполняла, воспитав во мне того, кем я сегодня являюсь.
– Ты такой же благородный, как твои отец и дед, – в ответ нежно улыбнулась она.
– Твоя школа! – засмеялся правнук. – Ты же у меня такая классная, просто супер!
– Разве с вами можно быть другой?! – смотрела на него она. – Сынок, садись рядом, хочу с тобой чуть- чуть поговорить.
– С большим удовольствием, бабушка. Я безумно люблю слушать тебя, – сразу согласился Артур.
Взяв его руку в свою ладонь, Ольга Размиковна направила пронзительный взгляд в глаза Артура. Ему показалось, что этот взгляд вошёл в глубь его души. Он испытал неловкость.
– Сынок, – после короткой паузы сказала она, – я хочу тебя кое о чём просить.
– Бабушка, не просить, а поручить.
– Нет, сынок, именно просить.
– Хорошо, – ничего иного не оставалось, кроме как согласиться с ней.
– Ты обещай, сынок, что всегда будешь ценить и беречь своих родителей.
– Разве я дал повод усомниться во мне, бабушка?
– Нет, сынок, я в тебе уверена, а это всего лишь просьба, которая хотела бы получить подтверждение.
– Бабушка, нежное моё сердечко, ты же знаешь моё отношение к родителям. Я не могу представить свою жизнь без их участия в ней. Я выбрал путь, по которому идут они, и докажу, что я достойный сын своих родителей. Бабушка, ведь я пропитан твоей преданностью, добротой, любовью и уважением, – восхищённым взглядом смотрел он на неё. –Моя каждая клетка наполнена твоей мудростью. Ты успела проложить передо мной прямой путь к истинной жизни. Твои бесценные советы уберегли меня от ошибок, которые я мог совершить. Я не знаю человека счастливее меня, потому что не каждому дано иметь такую бабушку и таких родителей.
– Спасибо, сынок, твои слова, как бальзам на сердце и как крылья для души. Меня Бог наградил великим даром в виде вас. Вы для меня тоже неотъемлемая часть моей жизни.
– Знаю, радость моя, – Артур вновь поцеловал руку бабушке, – ты одна у меня, второй такой нет на этом свете. Если позволишь, то я прочту стихотворение, которое посвятил тебе.
– Да ты что, золотце моё?! – удивилась она. – Ты пишешь стихи?
– Это, видимо, передалось мне от мамы.
– Не только от мамы, – засмеялась она.
– А ещё от кого? – заинтересовался внук.
– Ты сначала читай, а потом я скажу, – с интригой ответила она.
Артур прокашлялся, сделал глубокий вдох и выдох, после чего начал:

МОЕЙ ЛЮБИМОЙ БАБУШКЕ

Я этот мир измеряю только твоей любовью,
Каждый прожитый миг ценю твоей мудростью,
Я эту жизнь принимаю твоими словами,
И молитвы.., произнесённые твоими устами…

Уважение, которое ты вложила в меня,
Насыщаясь, осветила всё вокруг меня…
Моя душа под охраной твоей правды
Вдохновилась, расправляя свои крылья…

В твоих объятиях я познал силу доброты,
Из дел твоих я почерпнул росинку чести,
Только в тебе я увидел ангела судьбы,
Пробуждая от сна заветные мечты…

Закончив чтение, Артур вопросительно посмотрел на бабушку, которая от наслаждения закрыла глаза и мирно улыбалась.
– Ну как, бабушка? – спросил он в ожидании похвалы.
Она открыла глаза, внимательно посмотрел на него и в ответ произнесла:
– Моему внуку Артуру посвящается:

Смотрю на тебя малышка..,
Как на ангела небесного…
Смотрю на тебя и понимаю..,
Не нужно мне мира золотого…

Ты богатство от Бога даное,
Свыше дан ты мне, как награда…
Ты моя радость, моё солнышко…
Цветок ты мой Эдемского сада!

– Бабушка, милая бабушка, – с огромной благодарностью произнёс Артур.
Она в ответ только улыбнулась.
– И снова для моего внука Артура:

В твоих глазах все бриллианты мира…
В твоей улыбке сияет весь мир…
В твоём лишь одном слове «Бабушка!»
Сливаются вместе любовь и счастье…

На твоём лице вся природа жизни…
В твоих ладонях вся жизнь бабушки...
Благодаря тебе соединились две судьбы..,
Оживляя все надежды и мечты…

– Бог мой, бабушка! – воскликнул Артур. – И все эти годы ты хранила стихи в своей душе, спрятав от того, кому их посвящала?
– Я не спрятала, сынок, а бережно хранила.
– Бабушка, какая глубокая твоя душа. Мне порой кажется, – продолжал он, взяв в свои ладони обе её руки, – что океан своей глубиной не сможет сравниться с глубиной твоей души. Меня всегда поражает твоя мудрость, спокойствие и равновесие. Интересно, как такая маленькая и хрупкая женщина умещает в себе такие гигантские чувства. Ты, наверное, не человек, а ангел, спрятавший свои крылья.
– Артур, как я тебя люблю!
– А это ещё неизвестно, кто кого больше любит.
Ольга Размиковна вдруг побледнела и стала жать его руки. Артур почувствовал, что теплые ладони бабушки похолодели. Он посмотрел на неё и увидел, что губы начали синеть. Она выдала тихий стон и закрыла глаза.
– Бабушка, – нарушив тишину, позвал он её.
– Я с тобой, сынок, – еле слышно ответила она, – я слышу тебя.
– Что с тобой? Ты себя плохо чувствуешь? – с тревогой в голосе спросил Артур.
– Дай мне испить глоток воды и позови родителей.
– Сейчас, дорогая моя.
Артур помог бабушке напиться и пошёл за родителями. Он прикрыл за собой дверь и с ужасной болью подумал: «Как страшно представить себе жизнь без бабушки».
 Через минуту все члены семьи собрались вокруг ложа незаменимой и милой женщины.
– Подойди поближе, сынок, – обратилась Ольга Размиковна к внуку.
Дживан, с трудом справляясь с болью в душе, подошёл к ней.
– Садись рядом, Дживан джан, – нежно шёпотом предложила ему она.
Дживан присел на край кровати, не отрывая глаз от её лица.
– Карина, ты тоже подойди, дочка, – протянула к ней руку бабушка.
Карина тут же подошла, взяла её руку и села с другой стороны кровати. Ольга Размиковна посмотрела на Артура, который, поймав взгляд бабушки, подошёл и встал у её ног.
– Счастье видеть вас, милые мои, – тяжело задышав, сказала Ольга Размиковна, взглядом обнимая каждого из них. – Я хочу, чтобы вы меня никогда не лишали этого чувственного блаженства. Я хочу, чтобы вы всегда меня радовали, не нарушая покоя в моей душе.
– Бабушка, мы чем-то тебя обидели? – забеспокоился Дживан, не поняв смысла её слов.
– Никогда, сынок, – ласково произнесла она.
– Тогда к чему такой разговор? – удивилась Карина.
– Родненькие мои, у меня почти не осталось времени, – она замолчала, посмотрела внимательно на Дживана и очень тихо добавила. – Я ухожу, близок мой час.
– Нет, бабушка, даже не смей думать об этом, – еле сдавил в себе крик боли Дживан.
– Сынок, а что думать о том, чего не изменить?! – улыбнулась она в ответ. – Я с честью прожила на этой земле, в любви и уважении. Мне спокойно на душе и в сердце не имею беспокойства за что-либо. Я отдала жизни, что имела, и от неё взяла всё, что смогла. Жизнь не обижала меня, ибо вы были рядом. Удовольствием было просыпаться по утрам, зная, что мои птенцы под моим крылом. Я купалась в счастье вашего ежесекундного присутствия в моей жизни, которую вы украсили всеми цветами радуги.
– Бабушка, всё, что ты сказала, я хочу сказать и в твой адрес. Это ты украсила нашу жизнь, наполняя нас силой духа, вложив в нас надежду и укрепляя нашу веру. Благодаря тебе каждый из нас не сбился с правильного пути.
 Ольга Размиковна с огромной благодарностью посмотрела поочередно на всех присутствующих:
– Всё, о чём я сейчас буду говорить, слушайте внимательно, не перебивая меня. Всё, что услышите от меня, примите и берегите в душе.
 Она замолчала, видно было, что говорить ей очень тяжело. На несколько минут закрыла глаза, чтобы собраться с мыслями. Затем, сделав глубокий вдох, открыла глаза, и тихим голосом начала говорить:
– Когда человек умирает, то в миг его ухода не кричат возле него и не трясут тело, потому что душе необходимо без стресса и испуга покинуть его. А когда тревожат уходящего, душа в панике и страхе, пытается задержаться в теле, опаздывая навстречу новой жизни. Тогда у неё появляется страх, и она теряет своё равновесие, задерживаясь на земле. Это очень тяжёлый и болезненный удар для души. От этой суматохи начинается её метание между двумя мирами, миром, который уже отпустил её, и миром, который ещё не принял, но ждёт и мощной силой притягивает к себе. Душа начинает маяться, с хрипом стараясь донести до лёгких хоть глоток воздуха, чтобы продлить жизнь телу, которому она уже не принадлежит.
– Ой, боже мой! – воскликнула Карина, – как несправедливо тревожить уходящую душу.
– Да, дочка, это так.
– А как помочь душе, бабушка? – с грустью, но с большим интересом спросил Артур.
Тихим и ровным голосом Ольга Размиковна рассказала им, как помочь душе, чтобы она с радостью оставила тело, не потеряв чувства счастья, навеки, лелея в себе любовь.
 Она говорила приблизительно двадцать пять минут. Все молча слушали её, каждой своей клеткой впитывая услышанное,душой принимая каждое слово.
 Вдруг она замолчала, устремив свой взгляд в потолок. Затем, медленно переведя взгляд на присутствующих, еле слышно добавила:
– Вот и настал миг, чтобы вы исполнили свой последний долг передо мной. Будьте душой со мной и поддержите меня, облегчая мой уход. Не грустите обо мне, а радуйтесь, что мы были вместе, и молитесь за меня, чтобы были услышаны мои молитвы.
Дживан наклонился и, обнимая её, сказал:
– Бабушка, какая ты мудрая! Я обещаю тебе принять и пережить всё достойно.
– Я горжусь тобой, сынок.
Дживан целовал её руки, отдавая дань уважения великой женщине. Карина последовала за ним, осознавая, что их покидает хранительница очага.
Артур молча смотрел на происходящее.
– А почему мой молодой принц не подойдёт ко мне?
– с нежностью произнесла бабушка.
– Ты же знаешь, я всегда рядом с тобой.
Карина встала, освободив место для сына. Артур подошёл и занял место матери. Ольга Размиковна с огромным наслаждением смотрела на своих орлов, которые выросли на её руках. На её миролюбивом лице появилась счастливая улыбка, которая так и застыла.
– Бабушка, – тихо позвал её Артур, на что она уже не отреагировала.
– Тише, сынок, – шёпотом произнёс Дживан, – наш ангел всегда будет с нами, а сейчас мы не должны суетиться, нарушая её покой. Мы любили, любим и будет всегда любить её, нашу единственную, неповторимую и самую любимую бабушку.
 Дживан кивком показал сыну, чтобы тот отошёл от кровати. Сам встал, и лёгким движением руки коснулся глаз бабушки, закрыв её веки.
– Ты достойна свободы, которая у тебя сейчас есть.
Я уверен, бабушка, что ты с неба осветишь пути всех людей,которые тянутся к свету.

Спустя пять лет, Артур впервые привёл на кладбище свою маленькую доченьку Оленьку, которую назвали в честь прапрабабушки.
Артур подошёл и поцеловал фотографию на памятнике,под которой была надпись:

Слово мудрости похоже на волну,
Которая с любовью покрывает океан...
Слово мудрости похоже на росу,
Сохраняя божественную чистоту…

Слово мудрости похоже на радугу,
Соединяя вместе жизнь и вечность..,
Слово мудрости похоже на сердце,
Сливая друг в друге тело и душу…

Слово мудрости похоже на свет,
Разделяя границы дня и ночи…
Слово мудрости похоже на луну..,
Освещая каждый угол темноты…

Мои дорогие читатели. Душа – самое сильное, что существует в этом мире. Ведь только душа умеет достойно пережить утрату близких. Ведь только душе дано весь мир нести на своих плечах и при этом не согнуться от тяжести. Души, которые ранимы и легко царапаются, пока ещё не нашли путь к своей гармонии... это души, которые пока переживают только за себя и жалеют только себя... Душа понимает, что ни одной птице даже не снился её полёт.. в тот миг, когда сила входит в сердце души! Тогда душа понимает… что горы склоняют головы перед её вершинами! Тогда душа понимает, что её сила равна силе слова Отца-Творца!!! Душа – это необъяснимая сила, которая после каждого падения набирает ещё больше силы для ещё больших возможностей... Мне жаль, что человек пока не смог понять сам себя и не смог ощутить
свою великую силу!!!
 Мои любимые читатели, берегите жизнь, дарите друг другу любовь, сохраняйте чувства своих близких и не давайте их в обиду. Используйте каждую секунду в этой чудесной жизни, чтобы быть счастливее. Ведь эта жизнь – есть начало вечной жизни.

Боже! Как красиво молчание…
      и насколько мудра его речь!..
Боже!.. Как многословно молчание...
      и насколько точно каждое выражение!..
Боже!.. Как приятно молчать,
      когда говорит молчание!!!..

С любовью ваша Ерануи


© Copyright: Ерануи Матосян, 2012
Свидетельство о публикации №112093005387