Турецкий сериал и Великолепный век телесмотрин

Юрий Красавин
Если б я был султан...

Турецкий сериал «Великолепный век» уже третий год призывает телезрителей в разных странах  … обратиться к истории

Переключая один за другим с полусотни телеканалов бывает очень трудно на чем-то остановиться. Сериал «Великолепный век», что по выходным дням транслирует «Домашний», привлекает всё же внимание необычностью общего антуража – не часто действия фильмов происходят в гареме. И сразу крупным планом ковры и диваны, сундуки и кафтаны...

Подбор актеров здесь, пожалуй, даже лучше, чем в также историческом  сериале «Тюдоры», потому что лица свежие, все приятные, добрые и благородные. В минуту телезрителя увлекает водоворот эмоций, интриг и конфликтов. Трудно сказать объективно насколько популярен сейчас «Великолепный век» при том, что в целом сериал как жанр заслужил репутацию бесполезного зрелища, предназначенного в основном для домохозяек. Однако примем во внимание, что запустив было лидирующий по многим рейтингам сериал «Борьба престолов», снятый в стиле фэнтези, «Домашний» вдруг переметнулся  обратно к турецкой исторической мыльной драме. Авторы её заявляют, что на съемки столь длинного, на сотню серий фильма их вдохновили реальные события прошлого.

Если же последить за торрентами в Интернете, то легко можно убедиться, что активность скачивания всех трех сезонов «Великолепного века» стабильно высокая, она перебивает даже многие свежие двухчасовые кинокартины. Смотрят турецкое великолепие в 70 странах, причем не только в соседних с Турцией и в Европе, но даже в США, где Голливуд, казалось бы, не оставляет конкурентам шансов.

У врат Царьграда

Центральный персонаж фильма вовсе не султан, а его наложница, русская рабыня, сумевшая в условиях острого соперничества не только родить падишаху четверых наследников, но в зените своей семейной карьеры, будучи уже законной женой падишаха, по существу управлять огромным государством – Оттоманской империей. В благоприятный для неё век страна турок выросла вдвое и распласталась на три части света: Азию, Европу и Африку.

Стамбул, а он же Константинополь и Царьград, как центр съемок и происходивших когда-то здесь исторически крайне важных событий, является настолько притягательной точкой, что телезритель невольно хватается за те скудные сведения из истории, что ему известны. А потом хочет узнать больше и больше, сравнивая представленное ему на телеэкране с документами. Верховный совет турецкого радио и телевидения заявил, что к ним поступило уже свыше 70 тысяч жалоб на то, что в сериале «Великолепный век» искажены исторические факты, а премьер-министр Турции Реджеп  Эрдоган осудил киноэпопею, заявив, что создатели «пытаются показать молодёжи историю Турции в негативном свете».

О таинственной Роксолане, любимой женщине турецкого хана Сулеймана, давно известно из различных источников. Ходит немало легенд, связанных с её именем, но вот кем она была в действительности, достоверно не известно. Европейские источники утверждают, что родом Роксолана, а так в латинских языках часто называли славянок, была из Рогатина, что ныне в Ивано-Франковской области, из семьи православного священника Гаврилы Лисовского, и звали её на самом деле Александрой. Но есть и другие версии. В частности, братьям-славянам на Украине любо утверждать, что на самом деле Роксолану звали Анастасией и она была из поселения Чемеровцы, что ныне в Хмельницкой области. Такую версию можно прочитать, например, у Михаила Орловского в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская».  Уже снят и малороссийский вариант истории про самую любимую женщину турецкого султана Сулеймана, но она не получила столь громкого признания, как «Великолепный век», второй турецкий сериал про Роксолану. Здесь, что забавно, показано, как славянка читает письма на русском языке в современной его транскрипции, а колыбельную песню «Ой люли-люли, налетели вули» своим деткам поет на малороссийский манер.

Кстати, основной музыкальный фон в фильме очень запоминающийся – композиторы сочинили турецкие, но близкие к сердцу представителя любого народа мелодии, что очень помогает сериалу протаптывать транснациональные дорожки.

Грозный век, грозные сердца

Для того, чтобы выжить в непростых условиях после того, как её на родине пленили, увели в рабство и продали туркам татары, Роксолана, она же Александра и Анастасия, приняла мусульманство и начала новую жизнь. За веселый нрав девушке дали новое имя – Хюррем, что в переводе с тюркского означает «смеющийся ручеек».

О том, что за условия и правила были в турецком гареме в середине 16 века, сегодня можно только гадать. Даже режиссеры фильма – братья Ягмур и Дурул Тайлан – признают, что гарем был наиболее закрытой и строго охраняемой частью жизни Сулеймана Великолепного, а потому всё показанное в фильме следует воспринимать как вымысел, вдохновлённый историей. «А, Василий!», – добродушно восклицает в фильме молодой Сулейман, принимая депешу от русских послов, представлявших царя Василия III, отца Ивана Грозного. И турецкие, и русские граждане мало что знают о дипломатии тех времен, но очень хотели бы увидеть её во всем великолепии.

Вслед за показанными нам в сериале гаремными последовали 12 русско-турецких настоящих войн и походов общей протяженностью в 241 год. Россия лишь в одной, Крымской 1853—1856 годов, явно проиграла, в трех итог был неопределенный, в том числе в Первой мировой. Но кто об этом хочет говорить сегодня, когда россияне миллионами едут на отдых в Турцию, российский газопровод пролегает по турецкой территории в Европу, а турецкий консул ездит по российским провинциям и призывает губернаторов к  расширению взаимовыгодного сотрудничества? Время собирать историю торговых, культурных взаимоотношений.
 
Изображая сегодня Сулеймана, турецкие режиссеры показывают его как справедливого правителя, милостивого победителя, хотя на самом деле век был очень кровавый и что Иван Грозный в России, что Сулейман Великолепный в Турции часто вынуждены были принимать жестокие решения. Исполнитель роли падишаха Халит Эргенч признал, что внутренне испытывал крайнюю неловкость, когда женщинам на съемках приходилось целовать подол его кафтана, но реальность, как он предположил, была во много раз более неприглядной – наложницы вынуждены были на карачках ползти к повелителю.

Гарем есть гарем и о демократических вольностях типа девичьего бунта, показанного в сериале «Великолепный век», и думать было нельзя. Как же сумела русская рабыня приблизится к грозному повелителю и надолго завоевать его сердце? На центральный вопрос сериала историки отвечают кратко: известно, что как только в гареме появилась Хюррем, султан более не обращал внимание на других женщин, а свою предыдущую жену Махидевран он отправил в ссылку. А Иван Грозный, вспомним, очень любил свою первую жену Анастасию Романовну, был ей верен, с её уговоров делал благие дела и, если бы не скоропостижная смерть супруги по неизвестной причине, скорее всего, не стал бы мучеником-многоженцем.
Получается, что никакой проблемы и нет ни в мусульманском, ни в христианском домашнем мире: коль женщина полностью устраивает мужчину своим обликом и нравом, то другой ему и не надобно. Но если так, то и конфликтного, пульсирующего и провоцирующего сериала не получится. Сценарист Мерал Окай включила фантазию и стала импровизировать. Каждая новая серия – это удивительная история зарождения угрозы и счастливого избавления от неё … в начале следующей серии. Перед нами – наглядное пособие о том, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», после которого тянет перечитать одноименную книгу Дейла Карнеги и другие труды по конфликтологии.

Оказавшись в чужеродной культурной среде, Хюррем смело заявляет о себе, её амбиции фонтанируют, а далее всё происходит по классической схеме, описанной уже психологами-обществоведами: сначала тебя поднимают на смех, потом пытаются уничтожить, а когда это не получается, начинают с тобой считаться.

Собственно, именно умение не бояться и действовать бесстрашно и привлекает в характере Хюррем. Как признаются режиссеры фильма, им было очень трудно найти кандидата на такую непростую роль, кастинг проходил во многих странах, в том числе и в России, а решение было принято в последний день в пользу немки Мерьем Узерли. Роксолана в облике этой актрисы далеко не самый привлекательный персонаж из представленных в гареме. Мужчинам, судя по обсуждениям в блогах, больше даже нравилась её скромная и заботливая подруга Мария. Может, потому её  без особых объяснений убрали из кадра. Заболела по сценарию и, видимо, умерла. По поводу же Хюррем домохозяйки пишут: «Я б её собственноручно придушила!». Образ получается не очень симпатичный. Эксцентричная и дерзкая Хюррем способна на всё ради своей карьеры: оклеветать, отравить, задушить, утопить... «Да это монстр, а не женщина!», – думает зритель. Но всё же смотрит дальше. Интересно ведь, как она всех «сделает». То, что Хюррем может переиграть в интригах любую из женщин в окружении султана, ни у кого не вызывает ни сомнений, ни сожалений. Но вот Ибрагим-паша, великий визирь – как его жалко! Так трогательно рассказана история его детства, когда он, греческий мальчик по имени Тео из семьи рыбака в поселении Парга был насильно угнан, обращен в другую веру...

По идее у них с Хюррем много общего как в судьбе, так и в общественном положении, предназначении – выжить и отомстить за смерть близких. Они могли бы действовать заодно, но по воле сценариста стали врагами. При этом великий визирь явно выжидающая сторона. Ибрагим-паша может храбро рубить головы, подставить свою спину под летящий нож и спасти тем самым повелителя, придумать план, чтобы за пару часов разгромить венгров в битве при Мохаче, но что он, интеллигентный человек, жалобно играющий по вечерам на скрипке,  может сделать против женщины, которую уже в Средние века распирала эмансипация?

Из истории известно, что Сулейман таки велел казнить человека, которого называл другом и братом, и поклялся никогда не лишать жизни. И Хюррем тут, вроде, была причастна. Стоит ли досматривать сериал до  печальной сцены гибели Тео или уже пора обратиться только к трудам по истории, чтобы докопаться до истины, каждый зритель решает сам. Пока ясно одно – новые восточные сказки, придуманные сценаристкой Мерал Окай, безусловно, разжигают интерес к «преданиям старины глубокой». 

С сокращениями опубликовано также:
http://novved.ru/kultura/23776-2013-05-15-07-41-08.html