Правила дорожного движения

Светлана Данилина
Начало апреля. Совсем недавно растаял снег. Поздние мартовские сугробы оставили после себя кучки ещё не сметённого грязно-чёрного песка. Молодая сухая пыльная и неумытая весна.

Центр города. Автобусная остановка.

Яркое весеннее солнце, режущее глаза. Забытая за серое дождливое межсезонье пронзительная небесная синева.

Сильный ветер. Вчера объявили штормовое предупреждение. Катаклизм ещё не наступил, но неминуемо приближается.

Качается всё: чёрные стволы деревьев, голые беззащитные, в любой момент готовые сломаться ветки, троллейбусные провода, зазывные рекламные щиты, прозрачные пластиковые стенки остановки и даже фонарные столбы.

По улице в вихре летят песок, прошлогодние сухие коричневые листья и разноцветные целлофановые пакеты.

Пешеходов сдувает, и от этого походка у всех становится странной, люди изгибаются, стараясь противостоять ветру, если идут ему навстречу, или нарочито замедляют шаг, чтобы их не понесло потоком. Но всё равно одних он подгоняет резкими порывами в спину, другим не даёт идти, пытаясь отбросить назад ударами в грудь и лицо.

Толпа ожидающих транспорт похожа на стайку пингвинов. Все стоят, обернувшись в одну сторону, чтобы ветер дул в спину сзади. Так, кажется, не настолько холодно и неуютно.

Возле остановки тормозит белого цвета «Ниссан».

Дверца «паркетного джипа» приоткрывается и изнутри раздаётся призыв:

– Валер!

– А! – спохватывается интеллигентного вида мужчина с портфелем и, с радостью осознав свалившееся на него счастье, ныряет в салон, стараясь побыстрее захлопнуть дверцу, чтобы машина могла поскорее тронуться и не мешать дорожному движению.

Автомобиль едет вперёд.

– Ну, спасибо, Стас! – говорит подобранный Валера и в рифму каламбурит. – Спас! Я уж думал, меня сейчас унесёт, как девочку Элли к Великому Гудвину! Или к кому там? Ты домой?

– Ну а куда же? – отвечает Стас. – Еду, смотрю – сосед стоит. Ты что сегодня – безлошадный?

– Да вот, весна пришла. Решил пешком ходить на работу и домой. Уже неделю хожу. Похудеть бы надо! А то за зиму набрал лишние килограммы, – Валера неопределённо похлопывает себя по животу.

– Дело хорошее, – откликается Стас, – я бы тоже ходил. Но у меня работа такая – без машины никак!

– Сегодня точно никак! Тут всем никак – сдувает! Я прошёл кусок до центра и чувствую – не теперь. Или снесёт, или рекламным плакатом прихлопнет. А тут на перекрёстке... – Валера задумывается, подбирая слова.

– Ну? – подбадривает его сосед.

– Да ничего особенного, – начинает объяснять Валера, – отвык я от улицы. Всё на машине да на машине! В общем, стою на светофоре у самого бордюра, жду зелёного. Вдруг выходит вперёд такая морковка! Толкает меня плечом, не замечает, лезет вперёд и встаёт передо мной – прямо на проезжей части. Так демонстративно, со злостью. «Ну, надо тебе, – думаю, – стой!». А там ведь машины едут!

Валера делает паузу и продолжает рассказывать:

– Каблучищи – без страха не взглянешь – тонюсенькие, высоченные – только в цирк, на арену! Как она на них ходит? Ноги – как каблуки – тонкие и от ушей. Волосы длинные, распущенные и веют, знаешь, ну как знамя. Конструкция ещё та! Того и гляди завалится на ветру. Даже страшно!

Рассказчик заглядывается на дом, мимо которого они едут.

– Смотри, отремонтировали! Ну так вот. Разворачивается она спиной к движению, достаёт из кармана мобильник и начинает эсэмэску писать. Вот ты так сможешь?

– Нет, – отвечает Стас, – я, вообще-то, звоню. Не пишу – меня это раздражает. Буквы мелкие, путаются. То на клавишу один раз тыкай, то четыре. Тьфу! Мне проще так поговорить.

А Валера продолжает живописать сценку:

– Ну вот! Ветер дует, эта матрёшка с ногами из-под мышек качается, волосы – во все стороны – туда-сюда, туда-сюда. Что она там на экране видит за своей метёлкой? А машины едут. Того и гляди собьют! А я стою, обтекаю после того, как она меня так нагло толкнула, и думаю: «Сказать? Не сказать?». Ну, чтобы она на тротуар встала! Скажешь – ещё и обхамит, бортанула-то она меня – ого как! Раздражал я её всей своей фигурой! Дескать, стоишь тут, старый козёл, мешаешься под ногами! Не скажешь – ещё хуже. Эту фрю собьют, и мне же её откачивать придётся! В лучшем случае… Врачебный долг! Стою и решаю для себя дилемму. Так, по-интеллигентски рефлексирую.

– Ну-ну, – комментирует Стас.

– И народ стоит, – продолжает Валера, – молчит, как это у нас принято. Никому дела нет. И потом ещё лицо потерять боятся: не хочется с незнакомыми разговаривать и лишнюю инициативу проявлять. Светофор там долго горит. Я не выдержал. «Вас собьют», – говорю, тихо так. Как она повернётся, как рот откроет! Козлом назвала! А с виду вроде ничего, молоденькая и приличная! И главное – поворачивается опять спиной к движению – ничего не видит! Тут машина мчится прямо на неё. Я хватаю эту фрикадельку и дёргаю на тротуар, вытаскиваю. А она машины сразу и не заметила. Как завизжит! В общем, настроение испортила по полной. И народ молчит. Только смотрят – любопытно им.

– А ты ей жизнь спас!

– Да ладно, чего там. Так и так бы спасать пришлось!

И тут «Ниссан» резко тормозит перед внезапно появившимся прямо перед ним бегущим поперёк дороги мужчиной, который тащит за собой на поводке чёрного щенка лабрадора.

Мужчина кричит Стасу: «Козёл!» и бежит дальше, уворачиваясь от машин. Лабрадор щенячьей неуклюжей походкой скачет вслед за ним.

Стас бурно выговаривает эмоции и едет дальше.

– А я этого придурка с собакой уже видел, – говорит Валера. – Когда на остановке стоял. Он через дорогу шёл со своим щенком. Погуляли уже, наверное. Там ведь до светофора метров двадцать. Но народ всё равно несётся прямо через улицу. А до перекрёстка пройти чуть-чуть – не развалишься!

– Да ещё на дорогу не смотрят. Под колёса бросаются, – бурно подхватывает разгорячённый впечатлениями Стас, поворачивая направо.

– Короче, стою я на остановке, автобус жду, – опять начинает рассказывать Валера. – Тут из дома напротив выходит этот… с собакой – и прямиком через дорогу. Главное, машины на светофор проехали, и получилась маленькая пауза, а следующая партия уже на подходе. Дорога пустая. Идёт он со своим лабрадором. А тот – ребёнок ещё, прыгает, играет, поводок зубами хватает, вырывает. Этот умник, не глядя, берёт и поводок ему бросает. Прямо на асфальт. А сам дорогу переходит. И даже не оглядывается! Хорошо, у щенка ума хватило поводок схватить и за хозяином броситься, а не начать с ним играть на проезжей части. А мужик хорош! И теперь вон – цирк устроил. Да ещё козлом обзывается.

– Да-а-а, – говорит Стас, – оба мы с тобой в козлах оказались.

– Что-то в атмосфере, наверное, сегодня такое… Не то… – со вздохом добавляет Валера.


("Всё та же коллекция", Рига, 2013.)