Помогите мельнице!

Валентина Болдинская
“...там леший бродит,
русалка на ветвях сидит.”
Избушка там на курьих ножках
Без окон, без дверей стоит.

Село Малое Болдино принадлежало роду Пушкиных. С целью удержать землю от заселения мордвой (мери), часть крестьян были переселены из Большого Болдино на удалении 7-8 верст на запад. Село расположено на прекрасных черноземных почвах. Основная улица села вытянулась с севера на юг. За огородами и лугом протекает речка Азанка - мелкая, но с крутым норовом. В селе имеется единственный небольшой пруд, питающийся подземными ключами - любимое место летних купаний для детворы.

До революции дети села учились в церковно-приходской школе. Потом храм закрыли, а начальную четырехклассную школу разместили в двух-комнатном поповском доме. Дети учились в две смены. Все богачи села - два брата, имеющие по одному дому, называющимися пятистенками. В доме одного брата власти разместили сельский совет. В доме второго брата (моего деда) находились клуб и библиотека, куда я бегала за книгами для чтения и не испытывала никакой злобы на “Советы”. В клуб нам привозили кино-передвижку. Вместо экрана на стенку клуба крепили белую простынь, а мы, ребятишки, рассаживались на землю перед экраном и с восторгом смотрели первые военные и послевоенные фильмы.

Моему дедушке принадлежала ветряная мельница. Его, как кулака, сослали на Урал. Я помню его возвращение из ссылки. Типичный русский мужик, имеющий шестерых детей от первой жены. Вторую жену взял с троими детьми и имели еще одного совместного сына, здравствующего и поныне.

А пишу я эти строки в дни празднования 68-летия Победы в Великой Отечественной войне, отнявшей жизни трех сыновей деда. Светлая память моим родным, отдавшим жизнь за то, чтобы жили мы - их потомки.

Моя мама - обычная крестьянка, своим непосильным трудом сохранила жизни четверых детей. Годы ее молодости пришлись на последний период царствования Николая II, а затем - сталинская эпоха. Я никогда не слышала ни одного осуждающего слова с ее стороны в адрес этих правителей. В моей памяти из детства сохранились воспоминания о жизни в городе, куда нас привез отец; как маскировали горьковский автозавод от налетов немецких бомбардировщиков - с наступлением темноты, все освещенные окна зашторивали черной материей. После ухода отца на фронт, мама снова вернулась на село.

Моя юность - это годы учебы в Большеболдинской средней школы им. А. С. Пушкина. В школу весь учебный год я ходила одна, пешком. Бояться нападения мне и в голову не приходило, хотя случаи встреч  волков и человека были. К школе и к учителям кроме благоговения я ничего не испытывала и до сих пор благодарна педагогам за прекрасное преподавание всех школьных предметов. “Дедушкина” библиотека и знания, полученные мной в школе, помогали мне в жизни, а мой руководитель по аспирантуре в шутку называл меня ходячей энциклопедией.

Время шло, эпоха сменялась эпохой, и встал вопрос о перераспределении недвижимости, в том числе и дедушкиной мельницы. В силу возраста, мой дядя, младший сын деда, отказался от “богатства”. Сейчас мельница пришла в упадок, районное руководство имеет свою точку зрения на эту недвижимость.

Любители поэта А. С. Пушкина, инвесторы, благодетели и просто деловые люди, обратите внимание на этот бесценный экспонат старины глубокой! Село расположено так, что лучше не придумаешь: его не объехать, не обойти по дороге на Большое Болдино из Нижнего Новгорода. Не мешало бы Малое Болдино сделать филиалом Пушкинского заповедника. Желаю успехов нашим предпринимателям, любящим А. С. Пушкина: “там лес и дол видений полны”.