Опята

Алифтина Павловна Попова
Опята

От  дома, в котором мы живём на окраине города,  до нашей дачи ровно 850 шагов, и она находится близко от Духановского озера. Мы называем улицу, где расположен дачный дом, – Приозёрная.  От  этой улицы до озера – небольшое расстояние. По узкой тропинке, что затерялась между деревьев, минут через семь можно дойти до него. Уникальность озера состоит в том, что пресноводное озеро имеет  двойное дно. Когда верхний слой первого дна вдруг проваливался под ногами купавшихся в нём парней, то ниже первого дна просачивалась очень холодная вода.  А второго дна никто ногами не касался. Такое глубокое это родниковое озеро.

А Духановским озером оно стало называться после одного трагического случая.   В давние времена рядом с нашим дачным участком  стоял на пригорке дом Духанова. Старики помнят его хозяина и рассказывают о том, что мужик был он крепкий, хороший рыбак. Любил он рыбачить на берегу озера от позднего вечера, до заката солнца. Но больше всего он любил рыбачить ночью да при луне, когда отблеск полной луны отражался в озере и образовывал лунную дорожку. И способ этой рыбалки назывался дорожкование.

Вот и в ту лунную ночь сел Духанов в лодку, обвил леску вокруг своего тела, чтобы рыба её  не вырвала из рук, когда попадётся на крючок, и направил он лодку по серебристой лунной дорожке. Едва был слышен всплеск воды от вёсел. Лодка медленно шла  по лунному отражению, сверкала блесна на поверхности воды – ожидался  хороший клёв.  Дойдя до середины озера,  Духанов остановил лодку и замер в ожидании.

Но на этот раз рыбаку не повезло. Вероятнее всего он уснул, ожидая клёва.  Неожиданно сильный рывок вывел его из сонного состояния.  За крючок зацепилась огромная щука. Она утянула Духанова из лодки в воду.  И так как  он обмотал себя леской, то выпустить  тянувшую его в воду щуку вместе с леской он, видно, не мог. На следующий день родственники начали поиск пропавшего рыбака. На середине озера они нашли пустую лодку, но самого рыбака сразу они не обнаружили. Его нашли в другом конце озера после того, как всплыла на поверхность воды вверх брюхом огромная щука с зажатым в зубах крючком, который был прочно привязан к толстой леске, тянувшейся к телу утонувшего рыбака. Пальцы рук рыбака, сжатые в кулак,  крепко держали леску, обмотанную вокруг его тела. Вот с тех пор это озеро и называется в народе Духановским. За давностью события редко кто знает историю происхождения названия озера. Теперь рыбаки таким способом, как дорожкование, рыбу здесь не ловят, но летом  можно увидеть подростков на берегу Духановского озера с удочкой в руках.


Вокруг Духановского озера растёт смешанный лес, который начинается сразу же за  забором нашего дачного участка. Однажды осенью, когда люди копали уже картошку, я взяла сумку и пошла к Духановскому озеру, чтобы проверить наличие грибов в этом лесу. Но до озера не успела дойти, так как сразу же нашла множество пеньков усыпанных опятами. Через несколько минут моя большая сумка была наполнена до краёв.  Я быстро вернулась на дачу.  И надо бы остановиться. Ведь эти грибы нужно было ещё переработать, сварить, законсервировать.

       Стрелки часов приближались к четырём часам дня. Муж штукатурил гараж в это время, поэтому я была на даче одна и за грибами  сходила  первый раз в этот незнакомый мне лес и без мужа. Высыпав опята из сумки, я взяла нож и пошла уже в другое место. От дерева к дереву, от кочки к кочке усыпанной опятами, я продвигалась вперёд. Место было дикое, без вырубок. Между ёлок, пихтача и берёз рос кустарник. На старых пнях, оставшихся от сломанных и поваленных ветром деревьев и вокруг на земле,   росли толстые опята.

Я шла по направлению к озеру, но оказалась почему-то уже  с другой стороны озера, но за деревьями виднелись ещё крыши дач. Значит,  участки находились совсем рядом.  Идя вдоль  берега озера, я наполняла сумку одними шляпками от опят, которым не было видно конца. Таким урожайным на опята выдался тот год. Они водили свои хороводы, вили спирали вокруг стволов деревьев чуть ли не до его середины. Сумка быстро наполнялась. Я приметила ещё три дерева, опоясанные опятами, подошла к ним осмотрелась, чтобы запомнить, в какую сторону мне идти обратно. Обрезав опята на понравившихся мне последних трёх деревцах, решила, что пора возвращаться на дачу, так как уже не было слышно голосов людей, копавших картошку, а моя двухведёрная сумка была полна одними шляпками.

На другом берегу сидел паренёк с удочкой в руках. А через минут десять от него можно дойти через лес до нашей дачи. Мне бы у него спросить, как лучше мне выбраться из леса от  места, где я стою, но я как-то постеснялась обратиться к нему. Я ещё не знала, что выбираться мне будет нелегко. Повесив сумку на плечо, я отправилась в обратный путь. Обратную дорогу я, конечно, не запомнила и брела через буреломы наугад. Вроде бы и шла по тем местам, где срезала опята, но выйти из леса не могла. И главное, в какую бы сторону  я не направлялась, всё выходила к озеру. Прошло уже больше часа моего кружения, я опять вышла к месту, где сидел молодой рыбак, но его уже там не было – домой ушёл, так как солнце приближалось к закату. Уже позднее я читала о том, что лесные духи не любят, когда люди идут в лес после трёх часов дня, но тогда я не знала об этом.

Я стояла на берегу озера и не знала, что мне дальше делать, в какую сторону идти. Озеро в том месте – не широкое, и я могла бы его переплыть. Поглядев на полную и уже тяжёлую сумку, отправилась назад, от озера подальше.  Жалко было из сумки выбрасывать опята. С пустой-то сумкой легче было бы идти!  Так нет, брела, брела между кочек, а их становилось всё больше и больше. Они были выше, чем те, на которых я срезала опята. Этих кочек я не видела, поэтому опять направилась в другую сторону.  В конце концов, обессиленная я свалилась на одну из них, села на кочку  и заплакала. Так стало себя жалко. Такое счастье свалилось с небес –  полная сумка опят и на тебе – я заблудилась.
Сидела на кочке, кажется, целую вечность. Уже вся жизнь промелькнула перед глазами. Сожалела о том, что только начали жить хорошо, приобрели себе дачный участок, всё удачно складывалось – и такой вот конец. Потянуло холодком от воды – это солнце скрылось за лесом. Был сентябрьский тёплый денёк, поэтому одета я была очень легко. Продрогла. «К утру совсем околею», – думала я, поглядывая на сумку с опятами. Нужно было выбираться из леса. Опять посмотрела на сумку. «Тяжело нести эту ношу и оставлять здесь жалко», – размышляла я. Потом отдохнула, поплакала  и успокоилась.

Спасение пришло совсем неожиданно. Издали донеслось мычание коров, которые возвращались с пастбища домой. Взвалив сумку на плечо, я пошла в ту сторону, откуда доносился звон колокольчика, что висел на шее одной из коров. Вышла я через заросли камыша на поляну, которая находилась близко  от нашей дачи. В народе говорят: «Не ходи в лес после трёх часов дня! Лесной дух этого не любят. Оставь ему в подарок  перевёрнутую шляпку срезанного тобой первого гриба! »  Не знала я в то время лесные правила.

Через неделю  уже вместе с мужем пошла в то место, чтобы определить, почему на моём обратном пути опять и опять возникало озеро. Оказалось, что Духановское озеро имеет форму подковы. Когда идёшь по берегу озера, то в середине пути оказываешься как в мешке, вот поэтому я и выходила всё время к воде. И только по мычанию коров, я определила направление выхода из этого мешка. Спасибо коровам. Спасибо Господу Богу за те уроки, которые Он мне посылает!

   Фото: Андрей Кутепов