2. День схождения Благодатного Огня

Татьяна Шардина
     Утром мы проснулись от яркого солнца, пробивавшегося сквозь шторы. С балкона гостиницы открывался вид на солнечный, выстроенный из жёлтого камня Иерусалим.
Собрались, выпили чай-кофе, и пошли к Старому городу. Сегодня на 14 часов «назначено» сошествие Благодатного Огня.

     Подошли к Новым воротам, увидели много людей, в том числе и наших, русских.  Батюшки в рясах, матушки , монахи и монахини в чёрном, простой народ.  Слышна русская, украинская речь.  Около ворот – полиция, впускают только по пропускам. Мы поняли, что схождение Благодатного Огня воочию мы не увидим. Кто-то говорит: "Наши туда, в Старый город, ещё с вечера пошли, всю ночь стояли". А мы всю ночь спали.

     Недалеко от полиции стоит группа наших, русских женщин в светлых платочках. Смиренно ждут и поют: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». И так многократно – одну и ту же фразу. Это Иисусова молитва.

     Вдоль Иерусалимской стены стоят, сидят и даже лежат на траве и на камнях люди разных национальностей: славяне, арабы, индийцы, европейцы, японцы. Смуглые и светлые, в разных одеждах. Паломники, - и просто туристы. Некоторые молятся или читают "Евангелие". Все ждут, когда зажжётся Благодатный огонь, закончится ритуал, и откроются ворота в Старый город.

     Солнце светит ярко, жара под тридцать. Мы устроились в узкой полоске тени, опершись на бело-жёлтые камни Иерусалимской стены.

     Вот к нашему островку тени подбежала немолодая  арабская женщина, что-то выкрикивая и держась за сердце. Пытаемся её посадить на траву – не хочет. Даём ей воду, валидол, она принимает. Стоит, опёршись на каменный выступ, глубоко дышит. Навстречу бегут две молодые арабки, увидели её, запричитали, взяли под руки и увели.

     На пешеходной дорожке, прямо под палящим солнцем, лежит человек. Может быть, ему стало плохо? Подходим ближе. Нет, это просящий милостыню прилёг отдохнуть. Увидев нас, он шевелит пальцами  руки, лежащей на горячих  камнях. Подайте, мол. Без слов. Рядом стоит пластиковый стаканчик с мелочью.
     Другие нищие подходят, и вместо слов трясут   стаканчиком с мелочью. Стаканчик не маленький, а побольше, из под пива. Звук получается резкий, требовательный. И потому давать им ничего не хочется.

     За стеной послышалось оживление, бой барабанов, выкрики. Это арабы-христиане входят в храм Гроба Господня… Всё это мы видели, и не раз,  во время трансляции по телевизору.

     Идём по городу в поисках русского  Троицкого собора, куда собираемся придти ночью на службу. У административного здания группами  сидят на парапете молодые, спортивные полицейские. Вот двое разговаривают «за жизнь» на чистом русском языке. Автоматы висят на плече.

    По городу ходит много  военных - молодых людей с автоматами и девушек в военной форме.
 
     Троицкий собор оказался совсем близко. Висит объявление, что сегодня собор откроется в 16 часов. Состоится освящение куличей и яиц.

Возвращаемся к Старому городу. Благодатный огонь уже снизошёл, и вход открыли.

     Заходим в Новые ворота. Идём по старинным улицам. Наконец-то мы попали в это место, священное для всех христиан. И что же видим? На Виа Долороза, что означает «Путь скорби» устроен большой базар. Магазинчики и лавочки плотными рядами выстроены вдоль всего пути, по которому Христос нёс свой крест на Голгофу. В магазинчиках – не только сувениры. Тут и овощи, и еда, и куриные тушки, и нижнее бельё. Всё, что продаётся на больших базарах. Сверху гирляндами свисает разная продукция.  Торговцы  кричат, пристают к паломникам и туристам, иногда прокатывают телеги, груженые товаром.


     По узкой улице проезжает трактор с прицепом, полным мусора.  Люди шарахаются.  Следом  идёт процессия католиков, впереди несут большой крест. У католических паломников такая традиция – пройти с крестом по скорбному пути.
    Часто встречаются группы паломников из бывшего Советского Союза – мужчины с бородами, женщины  в длинных юбках и в платках.  Экскурсоводы пытаются что-то рассказывать, но голос их тонет в  базарном шуме.

     Слышна фраза: «Старый город занимает один квадратный километр. Во всём мире больше нет ни одного такого квадратного километра, где бы было собрано столько исторических наслоений». Это женщина-экскурсовод пытается донести до своих подопечных информацию о Иерусалиме. «Старый Иерусалим делится на четыре части – мусульманский квартал, христианский, армянский и еврейский  кварталы». Мы пристраиваемся вслед  за  русской группой, чтобы не заблудиться в этом огромном базаре.

     По Виа Долороза выходим к храму Гроба Господня. Вот камень, где лежало тело Христа, здесь его мазали миром. Люди становятся на колени, кланяются, целуют камень. Он и сейчас пахнет душистым миром.  Вот, внутри большого храма, виден маленький старинный храм, Храм Гроба Господня, или Храм Воскресения. Именно там лежало тело Иисуса, снятое с креста.    Час назад  здесь произошло чудо схождения Благодатного Огня. Но боже мой! Сколько же мусора вокруг!
Бутылки, бумага, пакеты, остатки еды! Какое разочарование. Как же люди, находившиеся здесь всю ночь, мужественно выстоявшие в ожидании Благодатного Огня, как же они могли, увидев чудо, уйти и оставить здесь всю эту грязь?!
 
    К маленькому храму Воскресения  на поклонению месту, где Был положен Иисус Христос, и где Он воскрес, стоит большая очередь. В основном это – темнокожие молодые  люди, возможно, арабы-христиане. Шумные, подвижные; черты лица – тонкие. Девушки – с коричневыми лицами; лица миловидные, носики небольшие, курносые. Одеты в длинные платья из крашеной марли, много дешёвых украшений. Накидки из той же марли прикрывают объёмные причёски чёрных кудрявых волос.

    Служители и полицейские убирают железные заграждения. Прикрикивают на туристов, совершающих «броунское движение». В большом храме полутемно. Я подхожу к чаше, где воткнуты в песок многочисленные горящие свечи, провожу рукой по огню – огонь обжигает руку. Нормальный, горячий огонь.

   Мы уходим с этого места, выходим из Яффских ворот. Трудно побороть чувство разочарования. Разочарования от базара, устроенного в святом месте, от храма, замусоренного во время праздника.

     Уходим в отель, чтобы отдохнуть и идти на Пасхальную службу.


   Вечером, ближе к полуночи, приходим в православный Троицкий собор. Здесь, как и в России, полон храм русских людей, настроение праздничное. У входа группа прихожан разложила куличи и крашеные яйца в ожидании освящения. Люди радостно общаются: хоть здесь все понимают русский язык.

    В храме красиво поёт мужской хор. Потом все выходят на улицу  и идут крестным ходом вокруг храма. Вот уже слышится возглас: "Христос Воскресе!" И народ дружно отвечает: "Воистину Воскресе!" Так радостно это слышать!

     Откуда ни возьмись, около собора появилось много машин. Они медленно едут вокруг храма, из окон выглядывают местные жители, в основном молодые мужчины. Посмотрев на происходящее и услышав, что Христос Воскрес, спокойно уезжают. Праздничная служба идёт своим ходом.