А кепку было жалко

Анатолий Комаристов
Рисунок из интернета. Спасибо автору


Мечты стать  летчиком у меня не было, хотя модель самолета из тростинок бамбука, папиросной бумаги, с резиновым моторчиком, я с помощью старшего брата когда-то сделал. Мы запустили её на выгоне, но она, поднявшись на несколько метров в воздух, вдруг камнем упала на свекольное поле. Погода была тихая, безветренная. Почему она упала мы так и не поняли. Очевидно, ошиблись в расчетах. Восстанавливать её не стали.

После окончания восьмого класса в 1946 году, у меня вдруг появилось желание поступить в Курскую школу Военно-воздушных Сил. Может быть я никогда бы больше и не думал о небе, но во время летних каникул в городе появились несколько мальчишек в красивой форме. Ученики школы ВВС после военной практики в войсках приехали  на летние каникулы.

Во время войны было создано несколько таких школ. Принимали туда детей-сирот,отличников учебы, годных по состоянию здоровья к военной службе и летному обучению. Ребята заканчивали 10 классов этой школы и годных по состоянию здоровья к летной работе отправляли в летные училища.

Обеспечение в школе ВВС было государственное. Чтобы читатели лучше поняли как готовилось пополнение для авиации приведу некоторые параграфы из Постановления  Совета народных комиссаров Союза ССР № 2276.

 6 ноября 1940 г. Москва, Кремль. «Об организации специальных средних школ Военно-воздушных сил».

"Специальные средние школы Военно-воздушных сил комплектуются из числа лучших учащихся средних школ мужского пола, прошедших специальную медицинскую отборочную комиссию ВВС и признанных годными к летной службе, окончивших отлично или хорошо 7 классов полной средней школы или неполную среднюю школу...
 
...Все учащиеся специальных средних школ Военно-воздушных сил носят присвоенную им форму одежды.Специальные школы живут по общему школьному уставу.

Летние каникулы учащиеся проводят в специальных лагерях. Руководство лагерями, а также содержание учащих и учащихся в этих лагерях возлагается на наркомпросы. При прохождении летной практики при военно-авиационных училищах или частях ВВС учащиеся содержатся за счет Народного комиссариата обороны.

Окончившие специальные средние школы Военно-воздушных сил получают особый аттестат и распределяются по военно-авиационным училищам лётчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии начальником Управления учебных заведений Главного управления ВВС Красной армии при участии представителей Народных комиссариатов просвещения».
(Приказ народного комиссара обороны СССР № 307 от 26 октября 1943 года).
 
И ещё небольшое дополнение.

Специальные средние школы ВВС существовали до 1955 года. За эти годы они выпустили более 40 тысяч юношей, которые в будущем связали свою жизнь с авиацией. Среди выпускников спецшкол четверо стали дважды Героями Советского Союза и 23 – Героями СССР и Российской Федерации.

Потребовался не один десяток лет, чтобы спецшколы возобновили свою работу. Это произошло в конце 80-х годов. Сейчас таких школ девять. Структурно они входят в состав образовательных учреждений, работающих в системе Министерства обороны России. Срок обучения – два года. После первого курса воспитанники проходят летную практику – до 50 часов на самолете Як-52 или вертолете Ми-2. Ежегодно большинство выпускников  поступают в летные училища.
                --
Все, что мне удалось узнать о Курской школе ВВС из уст, приехавших на каникулы ребят, я рассказал дома. На домашнем совете решили, что мой старший брат Вася попробует устроить меня туда на государственное обеспечение. Экзамены сдавать не надо. Мы несколько дней мотались с ним в военкомат, носили извещение о том, что отец пропал на фронте без вести. Показывали документы, что мать бросила нас и мы воспитываемся у родственников. Я брал в школе справку об успеваемости.

В конце концов военкомат дал команду отправить меня на комиссию в школу. Один я ехать не решился и брат взялся сопровождать меня. Не помню, как мы с ним добирались до Белгорода,знаю,что ночевали у тёти Тони нашей дальней родственницы. До Курска ехали на крыше вагона, так как денег у нас было очень мало.После поисков нашли училище, хотя слушатели школы давали мне его адрес.

Я впервые в жизни попал в большой город и очень боялся наступать на трамвайные рельсы – а вдруг ударит током? Вася смеялся надо мной. Где мы ночевали я не помню.

На следующий день пошли знакомиться с училищем. Размещалось оно в старинной и страшной казарме из красного кирпича. Высокие, темные коридоры с гулким эхом, какой-то специфический запах, суета вокруг. Мне сразу расхотелось поступать в эту школу и потом летать.

На нас никто внимания не обращал. Все были заняты своими делами. Документы мои никто не смотрел, на комиссию мы не попали. Все это отрицательно повлияло на меня, кроме отвращения к училищу я ничего не испытывал и заявил брату:
- Поступать сюда я не буду. Поехали лучше домой.

 Снова был тот же путь. В вагон нас не пустили и мы полезли на крышу. Привязались к какой-то трубе поясными ремнями и так ехали до Белгорода.

На станции Ржава поезд почему-то не остановился. Хотя все паровозы брали там уголь и заливали воду. Сильный порыв ветра сорвал у меня с головы кепку, которая полетела на землю. Новую кепку было жалко.
 
Когда проезжали станцию Прохоровка, поразились огромному количеству наших и немецких подбитых и сгоревших танков во время Прохоровского танкового сражения. Танки стояли на станции, наверное, для отправки на металлургические заводы. В Белгороде в районе вокзала практически не осталось ни одного целого дома.

 Домой добирались на попутной полуторке, груженой досками и бочками. Дома все пошутили над «летчиком», а мне кажется, что семья была довольна, что я возвратился. Решили, что я пойду в девятый класс, буду учиться дальше, а там видно будет – кем я буду. Тёти Маруся и Катя очень хотели, чтобы я после окончания школы поступил в медицинский институт.

Знакомство с авиацией для меня закончилось на печальной ноте. Пропала новая кепка...