Ч. 44 Кто знает свою судьбу?

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/05/07/908


Когда эскадра, наконец-то, собралась на рейде Гельсингфорса, Бутаков издал приказ: «Нам нужно научиться для будущей (вероятно железной) шхерной флотилии быть не стадом, наскоро собранным, а стройно, силою, толково, а потому легко, передвигающейся с места на место на основании современной науки и внушающей к себе уважение порядком и быстротой своих действий.

Насколько мы продвинемся в настоящую компанию в этих древней и современной науках, настолько мы приблизимся к славным для флага нашего в этих водах временам Петра…».

 Из командировки Бутаков привёз труды зарубежных авторов по управлению паровыми судами. Творчески их, переработав, он добавил собственные мысли, и сдал в печать  под названием «Несколько отрывков из опыта начальных оснований пароходной тактики».

К началу плавания его труд, опубликованный в количестве 100 экземпляров, получили все командиры канонерских лодок.

В результате двух месяцев постоянных тренировок командиры лодок научились держать их в строю, а также совершать довольно сложные совместные маневры. Результаты приобретённого опыта Бутаков обобщил в «Обзоре плавания и действий практической эскадры винтовых лодок Балтийского флота в компании 1861 года».

Обзор опубликовали с сокращениями в июльском номере «Морского Сборника» за 1862 год.

Сокращения были вызваны не только возможностями журнала по объёму, но редакция удалила и некоторые завиральные идеи Бутакова, вроде создания флота из 150 канонерских лодок.

В целом, можно сказать, что за короткое время летнего плавания Григорий Иванович добился успехов в боевой подготовке своих судов, жаль только, что навыки эти утрачивались за долгую северную зиму. Но что-то всё равно оставалось.

Нужно заметить, что великий князь Константин довольно скептически отнёсся к идеям Бутакова, но и не препятствовал. В своём дневнике генерал-адмирал записал: «5 мая 1861. …После завтрака, покуда мы курили, Бутаков рассказывал нам по чертежам свою новую теорию винтовых эволюций.

Есть тут и верные мысли и взгляды, но применения их, по моему, сложны и не практичны».

Радостное событие произошло и в семье – Амалия Арсеньевна родила сына. Бутаков был счастлив – наконец-то появился продолжатель знаменитого рода моряков, друзья и родственники говорили, что родился ещё один адмирал.

О рождении сына Григорий Иванович немедленно оповестил высочайшее семейство, и сделал это не зря: его жене из императорской главной квартиры в Гатчине прислали бриллиантовую брошь с изумрудом. Будущее младенца всем казалось ясным и светлым.  Но кто из нас знает своё будущее?

Александр Григорьевич Бутаков и в самом деле стал адмиралом. Мечта отца осуществилась. Но какая гадалка могла предположить, что  он будет убит пьяными матросами в Кронштадте во время Февральской революции.

По неподтверждённым данным, матросами была убита и его мать, Амалия Арсеньевна, которой тогда исполнилось восемьдесят два года. Судьба другого сына, тоже дослужившегося до звания контр-адмирала, мне неизвестна.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/05/12/1003