Чеченский вопрос по новому! Автандилян-Академик!

Руслан Закриев
Р.А. Автандилян Чеченский вопрос по-новому. Ч.1- 2001.

Роберт Андракович Автандилян – действ. член Армянской Технологической Академии

Часть 1.

Из истории формирования чеченской нации возникновения Чеченского Вопроса.

2001 г.
Продолжая обзор из истории межэтнических отношений и истоков чеченского конфликта, начатый в предыдущем историко-краеведческом сборнике, читателю предлагается автор-ское представление о происхождении чеченцев, об Арийском наследии их предков и о чечен-ских сообществах средних веков в первой части новой работы из истории формирования че-ченской нации и возникновения Чеченского Вопроса.

1. Предисловие.

Сравнивая нынешние конфликты с прежними, необходимо отдельно рассмотреть рас-пространение Российской Империи на Юг и присоединение народов Кавказа, происходившее не во всех случаях мирно.
Из всех случавшихся в прошлом и в наше время конфликтов, чеченский отличается предысторией, причинами возникновения и развитием. Он еще выделяется не имеющими аналогов продолжительностью, ожесточением, потерями и при всей своей длительности, став вековым, за 225 лет на деле и не прекращался, а лишь затухал, а затем вновь разгорался воору-женными выступлениями, восстаниями, репрессиями и боевыми действиями, перерастав-шими в масштабные войны.
Нескончаемое вооруженное противостояние с участием регулярной армии, «усмири-тельными» рейдами, набегами и партизанскими ударами сопровождалось военно-администра-тивными «мероприятиями» над населением для ослабления духа и тыла сопротивляющихся.
Конфликт в Чечне приносит громадный ущерб, а огромные затраты на вооруженные выступления и на войсковые операции оказываются мало результативными и лишь увеличи-вают и так уже великое число погибших и искалеченных – и среди воюющих, и среди населе-ния.
Боль утрат и страдания чеченского народа, вместе со всем ужасом чудовищной ненор-мальности происходящего проступает неизлечимой раной, и пагубно отражаются на всем Рос-сийском обществ.
Власти не только не могут разрешить конфликт, а наоборот, неоднократно наступая на те же грабли, лишь усугубляют эту вековую проблему.
Только при Александре II началось урегулирование конфликта в Чечне, принося чечен-скому народу хоть какое-то временное облегчение.
Однако заинтересованные в конфликте силы вновь его разжигали до кровавых преде-лов с уничтожением фактически большей и лучшей части всего чеченского народа.
Отличается чеченский конфликт особенно искаженным о нем представлением и в рос-сийском обществе, и среди самих чеченцев.
Заинтересованные в продолжении конфликта внешние и внутренние деструктивные силы оказывают своими ставленниками воздействие на его развитие в нужном им направле-нии. Они не желают урегулирования и мира, и их устраивает не его завершение, а возобнов-ляемое противостояние с пролитием крови многих поколений, для чего и подливают време-нами масло в огонь и манипулируют своими агентами с целью дезинформации общества и маскировки своей причастности к конфликту.
Будучи в составе элит, руководящих вовлеченными в конфликт сторонами, и кормясь от них, интеллигенция избегает исследований, которые могут раскрывать причины возникновения и развития конфликта и открывать действительную суть происходящего.
Выполняя волю своих зарубежных и местных хозяев, и обслуживая свои кланово-групповые интересы, участники конфликта преднамеренно представляют его в искаженном виде и блокируют выходы из создаваемых ими тупиковых ситуаций.
На тему чеченского конфликта много публикаций, выгодных той или другой группе с тенденциозным освещением с перечислением что, когда, где происходило, и кто был прав или виноват. В редких работах есть осмысление конфликта с поиском причин и путей его прекращения.
Основная часть интеллигенции, не желая пачкаться и опасаясь, самоустранились от его обсуждения.
Призывы немногих выдающихся деятелей страны не поддержаны интеллигенцией и не поняты широкой общественностью, как из-за непрояснённости сути конфликта, так и по при-чине сокрытия от нее подлинных фактов редких, но действительно конструктивных и срабо-тавших раньше и предлагаемых в наше время действенных предложений и реальному его уре-гулированию.
Интеллигенция, оказавшись в плену искаженного ею освещения конфликта, и не под-нимает голоса протеста против чудовищного развития событий.
Ясно, что интеллигенция, включая и занимающихся чеченским вопросом по службе или призванию и самих ее чеченских представителей, также ответственна, как и участники и потому обязана помочь обществу разобраться как в истории конфликта, так и путях его разрешения.
Причины конфликта можно выявить при изучении истории чеченского конфликта и происходившие вокруг нее геополитические процессы, и выявить изменения в жизни чечен-цев и сдвиги в обществе, ослабившие его и способствовавшие возникновению и развитию конфликта.
Надо установить какие факторы содействовали затуханию конфликта, надо учесть ока-зываемое влияние на поведение и устремления вовлеченных групп и их влияние на происхо-дящие геополитические процессы.
Разобравшись в причинах конфликта в Чечне и выработка приемлемой программы его урегулирования под силу только объединению многих исследователей из различных направ-лений обществоведения.
Такая программа должна быть приемлема и чеченскому народу, и российскому общест-ву. Она нужна для воздействия на участвующих с тем, чтобы они подчинились выбору и воле народа.
Комплексная программа по разрешению конфликта в Чечне нужна еще и потому, что участники добровольно не откажутся от своего – необходимо показать противников мира, вы-светить применяемые ими методы и закулисные действия и раскрыть их настоящие цели.
Программа урегулирования чеченского конфликта и нужна вместе с комплексной про-граммой переустройства общества в интересах граждан. Она необходима как лекарство для лечения больного органа и для укрепления сил организма.
Выздоровление страны идет с осложнениями – наше общество есть результат больше-вистско-коммунистического эксперимента по уничтожению большинства и формированию и утверждению властителей из своего потомства.
Последствия этого эксперимента приносят беды российским народам, а внешние силы используют внедренных ставленников для дезорганизации общества изнутри, а нам нужен мир и переустройство государства в интересах всех его граждан.
Позитивное разрешение чеченской проблемы возможно лишь при стремлении общест-ва к его наилучшему решению. Но для этого необходимо определение каждым своей граждан-ской позиции по Чеченскому Вопросу. Поэтому мы и должны информировать общество о действительной сути этого векового конфликта, невзирая на негативное восприятие такой правды самими участниками этого конфликта, затянувшегося так надолго и дорого стоящего народам, но ненужного им вовсе.


2. О происхождении чеченцев

Изучение общественного устройства и образа жизни чеченцев и их предков показыва-ет, что они успешно противостояли нашествиям на свои земли в течение многих веков, отра-жая и превосходящих противников и не только благодаря горам.
Многие народы исчезли, а иные стали малочисленными. Горы могут послужить защи-той только умелым и имеющим силы и ресурсы.
На чеченских землях издревле установилась отлично развитая система регулирования общественных отношений, а чеченские сообщества обладали передовыми (по тем временам) технологиями, производя все необходимое для жизни и для защиты. Чеченцы всегда имели очень хорошее вооружение и были особенно умелыми воинами.
Постоянная военная угроза требовала поддержания постоянной боеготовности с боль-шим числом качественно подготовленных воинов и немалых затрат. Чеченцы отличались осо-бой подготовкой из поколения в поколение превосходных воинов из всего мужского населе-ния.
Сформировавшись еще в эпоху Великой Арийской цивилизации более трех тысяч лет назад (тогда все Армянское Нагорье, включая теперешний Кавказ, считалось Араратом, а точ-нее Hajrarat) военно-хозяйственными сообществами стражей горных проходов страны Ариев, тайпы пра-предков чеченцев отличались поддержанием общественного порядка на основе нравственных норм, являющимися священными законами и неукоснительно соблюдаемыми неизменно в течение тысячелетий.
Жизнь в нагорных общинах в условиях большей изолированности, делает их жителей более воинственными и постоянно вооруженными и более консолидированными с первосте-пенностью интересов семьи и рода.
В чеченских сообществах власть принадлежала не знати, как у большинства народов, а сосредоточивалась на низовых уровнях.
Чеченцы знать уважали, но они ей не поклонялись, не платили феодалам дани, подати, налогов, но каждый собственник сам выделял десятую часть доходов сиротам и неимущим, а также, по решению Старейшин, на общественные нужды.
Являясь низовой этноединицей, чеченские тайпы управлялись Советами старейшин при свободе и взаимной ответственности каждого чеченца. Знать была аккумулятором ресур-сов и служила поддержанию чистоты нравственности. В Чечне во все времена избегали пре-цедентов наследования власти.
Отношению чеченцев к знати и налогам мало аналогов. Оно сложилось еще у их пра-предков, живших обособленно от основного населения Ариев и несших важнейшую охран-ную функцию. Они с небольшими силами первыми встречали вражеские набеги, за что были весьма уважаемы и, соответственно, никому не кланялись и были свободными, в том числе и от налогов, податей и повинностей.
Им с детства прививались навыки не только воинов, но и ряда других профессий, кото-рые нужны и на войне, и в мирной жизни.
Молодые вайнахи обучались жить так, как жили их предки – уметь и раны лечить, и решать общественные проблемы, пользоваться дарами земли и беречь ее и умению строить как башни, так и добрососедские отношения. Им запрещалось ломать даже ветку дикой гру-ши.
Принявши гостя, вайнах несет за него ответственность. Будучи вольными сообщества-ми, чеченские тейпы принимали спасающихся от преследований и закабаления.
Добравшийся до чеченский земель раб или крепостной был уже свободен, устраивался, обзаводился семьей и находился под защитой принявшего его общества.
Спасались и находили приют и бежавшие в Чечню кровники. В Чечне никогда никого не выдавали, ; ибо это было бы несмываемым позором для всего тейпа.
Так в Чечне образовывались новые семьи с происхождением от других этносов, а из них в дальнейшем складывались Гары (рода), расширявшихся с поколениями в тейпы.
Чеченское сообщество с военно-демократическим устройством хотя и было не идеаль-ным, но рабовладения и феодализма в том виде, в каком они являлись стадиями развития большинства народов, у чеченцев не было. Но было у них и заметного сословно-социального и классового расслоения.
Чеченская нация формировалась как полиэтническая. Большая часть чеченцев имеет вайнахское происхождение, а отдельные тейпы ведут свою родословную от других народно-стей, но и они чеченцы, так как чеченский язык стал для них родным, и они приняли чечен-ский образ жизни.
Индивидуализм и свободолюбие чеченцев, и самостоятельность чеченских обществ с сохранением порядков предков не позволяли складываться вертикальной и наследуемой ие-рархии власти ; вольные сообщества не нуждались в создании унитарного государства.
Чеченские сообщества были самодостаточны как в решении своих проблем и регулиро-вании отношений между ними, так и защите своих земель. Чеченцы всегда отличались дина-мичностью и обладали мобильной военной силой. Они успешно отражали набеги на свои земли и были лидерами среди горских народов в борьбе с врагами.
Чеченцы вступали в союзы с соседними народами и участвовали с ними в государст-венных образованиях, но, сохраняя самоуправление, не создавали самостоятельного отдельно-го государства на своих землях.
Чеченцы составляют основную часть вайнахского этноса, являющегося самым боль-шим в регионе. Они наиболее коренные жители Кавказа, относимые антропологами к Кавказ-ской подрасе Индоевропейской расы.
Вайнахи выделились среди нахских народностей еще в первом тысячелетии до н.э. хо-тя и вменили в наши времена чеченцам и ингушам понимание названия «Вайнахи» как «На-ши люди», и оно вроде как «правильное», но в корне неверное и «замазывает» настоящий смысл этого названия. На самом деле Вайнахами называли тех нахов, что несли сторожевую службу, т.е. военных нахов, нахов-воинов.
Большинство нахов занимались обычными делами: скотоводством, земледелием и ре-меслами. Вайнахи же, ведя, военно-хозяйственный образ жизни, занимались тем же что и ос-тальные и еще всем, что нужно для военного дела ; и выращиванием коней, пригодных вои-нам, и вооружением, и запасами, а также подготовкой не только воинов, но и оружейников и хирургов.
Следует помнить, что во времена предков чеченцев не было регулярных армий, как и не было и границ в нынешнем их понимании. При нашествии многочисленного вражеского войска собиралось ополчение, но и при собранном войске вайнахи были на особом счету, как и обеспеченные вооружением, и умелые воины.
Нахи занимали земли по обеим сторонам Главного Кавказского хребта более 3-х тыся-челетий. Они называли себя нахи ; люди, так отличаясь от других племен, стоявших на значительно более низких ступенях развития. Нахи близки матьянам, урартам и хурритам, и имели с ними общие корни в древнейшей Арийской цивилизации.
Не случайно внушают, что свое название чеченский народ получил от наименования села Чечен-аул, а чеченцы ; народ пришлый из Урарту или городов хурритов. Такие «иссле-дователи» выполняют заказ тех, кому нужно, чтобы чеченцы (подобно «Иванам, не помня-щим родства) не знали, кто они и откуда.
Ссылка на возможность расшифровки древних клинописей с языка вайнахов лишь под-черкивает то, что они ; самые близкие из оставшихся в живых древних языков изготовителям клинописей и подтверждает, что чеченский народ сохранил язык предков с минимальными изменениями.
Близость чеченского языка к языкам урартов, хурритов и шумеров не означает, что он происходит от них. Если чеченцы происходили бы именно из Урарту, то они унаследовали бы от них клинопись.
Следы предков чеченцев имеются и ранее времени Урарту и за его пределами. Кстати, государство Урарту было и по древним меркам небольшим ; всего 22 тыс. кв. км., хотя и сильным и воинственным.
Возможно, часть вайнахов несла по найму военную службу у урартцев. Однако уклад жизни и общественное устройство вайнахов и урартцев резко разнятся. Урарту было уже ра-бовладельческим и существовало оно после распада Великой Арийской державы.
У чеченцев не было своей письменности, и они сохранили очень многое от своих пред-ков, передавая из поколения в поколение, изустно, без изменений, имеющих место при пере-писке истории в угоду властным элитам.
Яфедиты, чьими потомками были Нахи (к ним присоединялись уже на Кавказе потом-ки других сыновей Ноя в виду схожести верований, нравов и уклада), распространялись на Кавказ с юга на север и далее в основном с запада на восток, вдоль Главного Кавказского хребта.
Предками большинства чеченцев ; нохчи, ; являются нахматьяне, упоминаемые на се-веро-востоке Кавказа в Армянской Географии в начале первого тысячелетия н.э.
Родина чеченцев ; это те земли, что достались им от их предков, и нет никаких мате-риалов, указывающих, что на них прежде жили другие или, что чеченцы или их предки захва-тили чужие земли. Более двух тысяч лет проживания в регионе ; срок достаточный, чтобы считаться коренными жителями Кавказа. Просто более древних немного, и то те живут юж-нее.
К тому же надо признать, что при своей воинственности, чеченский народ в своей истории ни с кем не вел захватнической войны и не подчинял другие народности.
Благодаря именно чеченскому народу сохранились многие малые соседние народности, а на Северо-восток Кавказа шли нашествия одно за другим. Так тюркские племена оконча-тельно расположились на Кавказе в результате татаро-монгольского нашествия и захвата ре-гиона полчищами Ленг-Тимура несколько столетий назад.
Название народа, его языка и земли не может быть дано по наименованию одного села. Оно может появиться, если только в нем появляется потребность отличительно называть дан-ный народ и ему самому и соседним.
Для имени народа и его земель берется не наименование одной точки, а наиболее объ-емлющее и характерное для называемых народа и земель из исторические сложившихся часто употребляемых в народе и у соседей понятий. Чечен-Аул назван так потому, что в нем жили чеченцы. Вблизи этого села в старину у общевайнахского святилища собирался Мехк-Кхел, устраивались всеобщие празднества и соревнования, и велась большая торговля. Эта мест-ность имела общечеченское значение, и об этом знали соседи.
Вернувшись с гор после монголо-татарского нашествия, чеченцы вновь отстроили се-ло. Место помнили и по старому вайнахскому названию. Чечен-Аул появился после чеченцев и, появившись позже, он никак не могу дать название народу, уже имевшему имя и давшему его этому селу. Кстати, название поселения в нагорье ; аул, является тюркским словом.
Чеченцев соседние народы называли Цацане, Шашены, Чачане ; каждый на свой лад, как им удобно по их произношению.
Московское государство установило отношения в начале с окоцкими чеченцами (рав-нинными акинцами Терско-Сулакского междуречья, являющегося воротами Большой Чечни) и потому всех чеченцев поначалу называли Окочане. Затем по примеру тюрков закрепилось более удобное и более точное и наиболее употребляемое соседними народами, но в русской транскрипции название ; Чечены, которое и закрепилось затем не только в России, но и у са-мих (уже изменившихся с исламизированием) чеченцев и у входящих в Империю соседних народов.
Однако слову чечены имелась предтеча ; САСЕНЫ.
Изменение имени на деле изменяет и переименованный субъект. Нам весьма важно помнить это для понимания Чеченского Вопроса по-новому.
Сами чеченцы чаще себя и остальных чеченцев называют в основном по имени сообщества ; Нохчи, Акки, Мелхсы…  (вайнахского происхождения) или тайпов ; Таркой, Зумсой… (неэтнического происхождения).
Необходимость отличия от ингушей, бацбийцев и хевсуров, имеющих нахское проис-хождение, и потребность в общем названии нохчи, акки, орстхоев, мелхсов, как чеченских сообществ, имеющих общность языка, образа жизни и территории и родили название, объеди-няющее все ветви чеченцев ; потомков народа, именовавшегося в древности сасенским.
Другие вайнахские общества (ингуши и бацбийцы) были малочисленны и формирова-лись с небольшим разбавлением инородцами, а пшавы и хеврусы, принявши христианство, «грузинировались». Не осталось вайнахов на южной стороне Кавказского хребта, где с приня-тием христианства и мусульманами еще в первом тысячелетии, кроме кистинцев в Панкий-ском ущелье, последними принявшими ислам в 19 веке.
Чеченцы, состоявшие из десятка сообществ, были самым многочисленным из народов Северного Кавказа и ввиду особого общественного устройства стабильно развивались и не потерялись в истории, так как были самодостаточны даже во времена татаро-монголов и Ленг-Тимура.
Закреплению нового названия чеченцы способствовало и очень резкое увеличение во второй половине нашего тысячелетия числа тайпов чеченцев, не являющихся вайнахами, ко-торые, уже будучи частью народа, не могли называться именем того или иного сообщества.
Полиэтнический характер формирования чеченской нации требовал нового имени. Че-ченский народ, вместив в себя тейпы невайнахского происхождения, был уже иным, нежели во времена своего легендарного пра-предка Турпала Нохчо.
Видоизменившись, с включением большого числа иноэтнического элемента и получил чеченский народ и видоизмененное из старого новое название. Оно точно соответствовало его новому состоянию, но новое имя и оказалось значительное влияние на его дальнейшую судьбу.
Возможно, чеченцы сами не замечают, но со стороны в глаза бросается резкое измене-ние судьбы чеченского народа с появлением в нем невайнахских тайпов, началом исламиза-ции и закреплением названия чеченцы.
Соседним народам также было удобно назвать «новых» чеченцев-невайнахов из раз-ных «новых» тайпов одним, общим с принявших их народом, названием. Это по времени совпадало и с исламизацией, и с включением Чечни в пределы Российской Империи.
Название чечены включает в себя двойное отрицание древности ; ЧЕ и оно было взято на вооружение и проводниками ислама, и царской властью, стремившихся изменить вайна-хов. Оно было относительно новым и закрепляло планировавшуюся трансформацию вайнахов. Название чечены закреплялось и появившейся с исламом арабской письменностью, и прибытием в Чечению множества арабских грамотеев-знатоков Корана, и увеличением в ней числа мусульман-нечеченцев.
Почему не утвердилось древнее название предков чеченцев? Да просто потому, что слово Сасены, столь великое деяниями предков в течение тысячелетий, что «новые чеченцы» никак не могли стать Вайнахами и за столетия. Сасенами могли называться только их потом-ки ; вайнахи. К тому же история все время переписывалась с переиначиванием, и все, что относилось к арийской цивилизации, беспощадно и умышленно уничтожалось, чтобы и не было и упоминания об иной ; народной ; форме власти.
Те, кто планировал изменение вайнахов для их подчинения, не могли допустить закрепления названия САСЕНЫ ; ИМЯ ПРЕДКОВ, КАК ОХРАННАЯ ГРАМОТА, ОТ-ТОРГЛО БЫ ВСЕ НАВЯЗЫВАЕМОЕ И ЧУЖЕРОДНОЕ.
Чеченцы, как последние магикане, сумевшие хоть что-то сохранить от наследия Ариев, не только в земледелии, ремеслах, коневодстве, строительстве (фактически всей основы на-шей цивилизации от огня до колеса), но и в общественном устройстве, были поперек горла всем властителям на тысячи км, ибо являли для народов соблазнительный пример вольного самоуправления.
Именно уничтожение остатков арийского наследия и являлось главной целью развязан-ного против чеченского народа геноцида и этноцида.
Однако остается вопрос, откуда все же происходят чеченцы, хотя и указываем на то, что они коренные жители Кавказа вот уже две тысячи лет. Но этот вопрос встает сам собой даже по Бацбийцам, говорящим о том, что они фяппи из Вабуа, а где это Вабуа… В устных преданиях всех вайнахов говорится, что их предки откуда-то пришли из-за гор и далее рассе-лились из района Галанчож .
Надо обратить внимание на то, как довольно разнятся рассказы в разных чеченских со-обществах, и это притом, что сказания в Чечне принято передавать без малейших изменений. Видимо, у отдельных сообществ действительно были разные пути предков, т.е. шли они из разных мест, но все на собирание в район Галанчож .
Являясь потомками Ариев, чеченцы действительно потомки пришельцев, как и сами арии, ветви которых пришли в регион Армянского нагорья и принесли аборигенам более вы-сокую культуру своей цивилизации. В диалектах армянского языка слово arii означает при-дти, а hajr как отец и Hajrarat как страна отцов.
Много воды утекло после Великого Потопа, а в этом мире утвердилось римское (пере-вернутое) право и властители, которые все чохом уничтожали всякое упоминание о цивилизации Ариев и их особенном народном управлении, вместо которого и установилось господство новых пришельцев с захватническим менталитетом, с более низкой культурой и уродливой формой власти меньшинства с целым арсеналом подавления и подчинения.
Лишь вайнахи, видимо, благодаря военному укладу и неукоснительному следованию законам предков, смогли сохранить до 19 века нравственные нормы и верования Ариев и дос-тавшуюся им от предков форму общественного устройства с народным правлением.
В своих предыдущих работах автор первым указал на то, что суть чеченского конфлик-та состоит в столкновении двух разных идеологий общественного управления и в особой кремниевитости чеченцев, никак не подчиняющихся окончательно при любых потерях.
В доставшейся чеченскому народу этой неравной и жестокой схватке и сами чеченцы изменились и очень много потеряли за последние три века из того, что берегли в течение ты-сячелетий их предки.
Сасены оставили свой след не только на Севере Кавказа. Династия Сасинидов в Иране, отстраняя от власти «новых пришельцев», восстанавливала Арийские нормы нравственности и религию зороастризма (Зеро ; нуль, начало отсчета, астра ; звезда, т.е. звездное начало). В Великой Армении потомки Давида Сасунского храбро сражались и с войсками халифата в 8-9 веках, и регулярной турецкой армией и бандами курдов в 19-20 веках. В составе русских кор-пусов чеченские отряды Таймиева (1829 г.) и Чермоевых (1877 и 1914 гг.) трижды штур-мовали армянский город Эрзрум, освобождая его от турков.
Одно из видоизмененных названий чеченцев ; Шашены, на Карабахском диалекте зву-чит как особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия. А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.
Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы.
Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в запад-ной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума.
Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.
При изучении чеченского общества представляется, что имеешь дело с потомками по-следних защитников крепости, собравшихся в цитадели из разных мест. Перемещаясь в силу разных причин, прапредки чеченцев не уходили далее, чем на тысячу км от горы Арарат, т.е. они практически оставались в пределах региона.
Так же можно задать вопрос о том, откуда армяне и русские (про остальных мы, вроде, все знаем). В Армении гора Арарат оказалась за государственной границей из-за предательст-ва подружившихся с Турцией большевиков.
Как ни трудна была судьба армянского народа, но во все эти тысячелетия своей исто-рии располагался на земле предков в обширной стране вокруг Арарата.
В результате геноцида в 1915 году миллионы армян были уничтожены в западной час-ти Великой Армении, и часть ее населения рассеялась по всему свету.
Брестский мир Ленина и Троцкого и дальнейшая их политика привела в отдаче Турции и немалой части Армении, состоявшей в пределах России. В дальнейшем большевики и их наследники коммунисты сначала объединили Закавказье, а затем разделили, передав Азербай-джану и Грузии солидную часть оставшейся в СССР Армении, чем заложили «мину замедлен-ного действия» Карабахского конфликта.
За время правления из Баку Нахичеванской областью (территорией, не имеющей отно-шения к Азербайджану, отдаленной от нее районами Армении и находящейся внутри Арме-нии, но включенной без согласия армян в состав Советского Азербайджана) из 85 %-го армян-ского населения в Нахичевани не осталось никого!
Та же участь ожидала армян и в Нагорном Карабахе уже при Горбачеве, позволившем азербайджанским властям устроить резню армянского населения в Сумгаите, Кировабаде, Ба-ку и армянских районах Нижнего Карабаха в 1987-90 гг., и начать широкомасштабные боевые действия против мирных армян в Нагорном Карабахе с применением боевых самолетов, вер-толетов, танков и ракетной артиллерии дальнобойных корабельных гаубиц и десятков тысяч вагонов боеприпасов и военного снаряжения, принадлежавших досрочно поделенным с ведо-ма того же «Горби» Советский 4-ой Армии и Каспийской Флотилии и переданных гене-ралами и адмиралами язовыми и чернявиными азербайджанским властям именно во время развязанного из Баку Карабахского конфликта.
То, что все это заранее планировалось, и заранее было известно верхушке, приведшей «Горби» к власти в Кремль, подтверждается недавним высказываниям Алиева о том, что в Азербайджане они были за несколько лет вперед информированы о предстоящем развале СССР и готовили свою республику к этому событию в то время, когда «Горби», Шеварднадзе и остальные «артисты» устраивали спектакли по заданным им сценариям, обрабатывая свой иудин хлеб и пудря всем мозги.
Однако коммунистические радетели «слепленной» в советское время новой (ранее во-обще не существовавшей как таковой) нации азербайджанцев, называвшихся в Российской Империи Бакинскими татарами, ушли от власти, разваливая ССР. Баку стал терять помощь Советской Армии, что и послужило одной из причин иного развития событий в Нагорном Карабахе.
Армения, Россия и Чечня одинаково состоят из Великой (Большой), Малой и ряда об-ластей и земель. Сформировались армянский, чеченский и русский народы одинаково из де-сятка составных частей своей первоосновы.
Основой общественного устройства народов, происходящих от Ариев, на протяжении всей истории была общинность, являющаяся наследием Великой Арийской цивилизации и заключавшаяся в выборном (вечевом) управлении сообществами.
Земли Армении, России и Чечни ныне сходно разделены между разными государства-ми. На армянском нагорье есть следы не только предков чеченцев (нохчи, акки), но и древних руссов.
Собрались прапредки чеченцев в районе Галанчож, как в цитадели самой северной кре-пости, как последние защитники Великой Арийской цивилизации в пору ее распада, когда уже не могли оставаться на ее рубежах.
И пришли прапредки вайнахов из разных мест ; одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни. Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути ос-тавляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на се-вер по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.
Найти следы предков чеченцев сложно потому, что они действительно шли не из одно-го места. В прошлом поисков не было, сами чеченцы довольствовались устным пересказом о пути предков, но с исламизацией не осталось и вайнахских сказителей.
Нынче же поиски следов пра-предков вайнахов и археологические раскопки надо вес-ти на территории 8 государств по периоду конца второго тысячелетия до н.э.
Приход бывших арийских стражников отдельными отрядами с семьями и хозяйством в район Галанчож положил начало чеченским тукхумам и тейпам (тай ; доля). Основные тейпы до сих пор различают свои участки (долю) на земле Галанчож, так как она тогда вначале была поделена пра-предками тысячи лет назад.
Гала у многих народов означает придти, т.е. Галанчож может означать место прибытия или расселения из него, что соответствует действительности и так, и этак.
И название пра-предков чеченцев (сасены) и нынешнее название их потомков (чечен-цы), и вся их история ; особенные. Развитие чеченского общества отличалось многими осо-бенностями и во многом не имеет аналогов.
Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни, и общественное устройство своих вольных сообществ, управляемых советами, без допущении наследственной власти. Легендарный Тур-пал Нохчо, справившийся с быком, запрягший его и научивший нохчи пахоте, поборол зло и завещал содержать озеро, от которого расселились нохчи, в чистоте, т.е. держать чистыми по-лученные от предков устои, язык, законы и верования (не загрязняя их чуждыми нравами). Пока заповеди Турпала соблюдались, чеченцам сопутствовала в истории удача

3. О чеченских сообществах в средние века.

Чеченцы и их предки успешно противостояли в борьбе за свое существование с перса-ми, греками, римлянами, гуннами, Ираном, Арабским Халифатом, Византией и Хазарским Каганатом.
Сражаясь с превосходящими противниками, вайнахи были основной опорой соседних горских народов в борьбе с общими врагами, которым потому и не удавалось захватывать их земли.
В борьбе с врагами чеченцы опиралась на свою самодостаточность и обеспеченность ресурсами, добываемыми свободными производителями, и на наличие подготовленных, хо-рошо вооруженных и мобильных воинов.
Главным же достоинством чеченцев была сбалансированность общественных отноше-ний в вольных сообществах, консолидирующая их в единый народ при угрозе.
Самодостаточность в чеченских сообществах достигалась регулированием отношений по законам предков с децентрализацией власти и ее сосредоточением горизонтально на низо-вых уровнях в ненаследуемом выборном управлении Советами старейшин и с делегировани-ем полномочий Кхелам сообществ и Мехк-Кхелам для решения межродовых и общечеченских вопросов.
Общественное спокойствие, при всеобщей вооруженности, индивидуализме и свободо-любии, поддерживалось взаимной ответственностью с осознанными самоограничениями на основе выработанных и оберегаемых сотнями поколений священных запретов, регули-рующих поведение в сообществах и среде обитания и Решениями Советов старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, воспринимаемых всеми как обязательно исполняемые.
Чеченские общины жили на своих строго разграничиваемых землях, и чеченцы никому не уступали своих земель и свою свободу, но и сами не покушались на чужие.
Погибая, чеченцы наносили противнику столь сильный урон, что противник отступал, неся многократные потери. При необходимости сохранения своего народа, чеченцы уходили с равнинных земель в горы. Если силы противника были слишком велики, то его удерживали в предгорьях, где война была уже иная, а чеченцы оказывались в лучшей позиции. Противни-ку не удавалось воспользоваться численным преимуществом, и он, не добившись подчинения вайнахов, отступал с возрастающими потерями.
Чеченцы вновь отвоевывали свои равнинные земли для земледелия и восстановления. Им удавалось сохранить свой народ именно потому, что они сохраняли свой уклад, верова-ния, образ жизни и язык и неукоснительно соблюдали законы предков.
В первой части нашего тысячелетия геополитические процессы вокруг Кавказа, где сталкиваются интересы окружавших его великих держав и субэтносов, изменились.
Татаро-монгольское нашествие уничтожило все созданное оседлыми народами на рав-нинах до предгорий. Спасавшиеся в горах остатки народов выживали при недостаточности ресурсов.
Длительное пребывание в горах без земледельческих земель равнины сильно подорва-ло самодостаточность чеченских сообществ, но татаро-монголам так и не удалось подчинить чеченцев.
С ослаблением татаро-монгольской Золотой Орды, чеченцы стали спускаться с гор на свои равнины. Однако на земли Северо-восточного Кавказа хлынули полчища новых завоева-телей ; тюркские кочевые племена Ленг-Тимура.
Ранее сами бежавшие из Средней Азии через Иран перед монголами, они были уже ос-воившимися в горах на юго-востоке Кавказа, объединены и принявшими ислам.
Но при этом новом нашествии чеченские сообщества уже не смогли выступать единым фронтом. Равнинные акинцы, соседствовавшие с Хазарским каганатом и принявшие ислам, в борьбе с Золотой Ордой союзничали с людьми Ленг-Тимура.
Обойдя Дербент по горным дорогам, Ленг-Тимур не сразу направился на Тохтамыша, а сначала жестоко расправился с горскими народностями, захватив почти весь Северный Кав-каз.
Терско-сулакские акинцы оказались у Ленг-Тимура в привилегированном положении как мусульмане и как его бывшие союзники в борьбе с золотоордынским ханом Тохтамышем. Акинцы признали его верховность и назначенного им у них мурзу.
Восполнивши свои войсковые запасы за счет ресурсов захваченных земель горских на-родов, Ленг-Тимур разгромил Золотою Орду и осел на Кавказе, расположившись в нынешнем Дагестане.
Ленг-Тимур быстро и жестоко подчинил народы на севере Кавказа с принудительным обращением их в ислам. Привыкшие к иерархии власти, знати народности приняли господ-ство тюрков Ленг-Тимура, а чеченцы яростно сражались, но утратили на время самостоя-тельность в трех районах, граничивших с дагестанскими землями.
Земли, подчиненные Ленг-Тимуром, стали называться Ичкерией (Уьч ; по-тюркски оз-начает три) и были насильственно исламизированы, а над чеченскими общинами поставлены тюркские князья и беки, которых впоследствии не без борьбы удалось выдворить.
Тюрки распространились среди горцев, освоили отгонное скотоводство и заняли не только равнинные земли, но и горные пастбища. Они переняли хозяйственный уклад горских народов и смешались с ними с насаждением власти своих феодальных владетелей.
Лишь вайнахи и осетины не переварились в этом тюркском котле и сохранили свою са-мобытность, вои верования и образ жизни. Чеченцы оказались в тюркском окружении без вза-имной поддержки соседних народов.
Из-за ограниченности в горах земель и ресурсов чеченцы стремились к своим местам на равнинах и прибрежье. Тюрки признавали их силу и уступали, чтобы добиться склонения чеченцев иными путями.
Разгром Ленг-Тимуром районов в восточной части большой Чечни сильно подорвал са-модостаточность чеченских сообществ и задержал их возвращение на равнинные и прибреж-ные земли.
Так, впервые в своей истории Чеченцы оказались на своих землях разделены на вайна-хов, равнинных акинцев и ичкерийцев с разными религиями и укладом, и потому и утратили на время независимость на ичкерийской части территории Большой Чечни.
Распавшиеся на ханства тимуридов, тюрки сохранили общность языка и религии. Они не сумели полностью подчинить все горские народы, но уже господствовали на Северном Кавказе, где оставались самостоятельными основная часть вайнахских сообществ и приняв-шие христианство осетины и хевсуры.
Падением Золотой Орды и распадом тюрков на ряд относительно небольших феодаль-ных ханств воспользовались окружавшие Кавказ и значительно более сильные за счет центра-лизации государственной власти субэтнические феодальные образования.
Кавказ стал ареной столкновения интересов Ирана, Турции, Крымского Ханства и Московского царства, собиравшего воедино русские земли и расширявшегося на восток к Уралу и Поволжью и на юг к Кавказу.
Охраняя свои земли от набегов татаро-тюркских ханов, Московское царство стало се-лить казачество на окраинных землях. С взятием Астрахани оно приступило к выстраиванию заградительной линии на Северном Кавказе от Каспия к Азову и расширялось с принятием добровольно присоединившихся народов. В 16-17 веках Царская власть стремилась к установ-лению союзнически вассальных отношений с феодальными владетелями приграничных земель и торгово-экономического сотрудничества с остальными народами.
Планы сплошной тюркизации и исламизации всей Средней Азии, Кавказа, Причерно-морья, Передней Азии и Балкан с созданием Великого Турана были неприемлемы коренным народам, и они обращались за помощью к усиливающейся Руси (осетины, грузины и армяне) и к Ирану (таджики). Кроме устремлений больших держав, на Кавказе шла постоянная борьба местных феодалов между собой.
Происшедшие в XIII-XVII веках на Кавказе коренные изменения создали в области проживания чеченцев совершенно иную, чем прежде общественно-политическую и хозяйст-венно-экономическую обстановку.
Вайнахские сообщества оказались серьезной помехой на пути сил, поведших цивилиза-цию по пути порабощения народов мира властителями, поклоняющимися золотому тельцу. Вольность чеченских сообществ была очень привлекательна для скрывающихся от преследо-ваний и закрепощения людей из народов, находившихся под феодальным гнетом.
Вайнахские сообщества были вольными и, не имея вертикальной иерархии власти, не могли объединиться в единое государство. Они воспринимали достаточно много инородцев не вайнахского происхождения и оказались в тюркско-мусульманском окружении, достаточно долго оставаясь без своих равнинных земель.
В чеченском сообществе начали происходить изменения. Недостаточность земель для земледелия и возрастание числа населения вызвали изменения и в укладе и образе жизни на чеченских землях.
Чеченские производители уже не могли обеспечить страну всем необходимым собст-венного производства, и поэтому торгово-экономические отношения стали особой необходи-мостью.
В до монголо-татарские времена вокруг чеченцев жили народы со сходным укладом и близкими верованиями, приходящие инородные элементы постепенно воспринимали чечен-ский язык и образ жизни и становились чеченцами, почти не влияя на вайнахов.
Однако в новых условиях число пришлого элемента было уже значительно больше. Они, становясь «новыми» чеченцами, сохраняли больше признаков своего, невайнахского происхождения, и уже сами стали значительно влиять вместе с тюркско-мусульманским окру-жением на чеченское общество и на его изменение.
В чеченском обществе незаметно начались сдвиги, приводившие к постепенному изме-нению порядков и образа жизни в отдельных его составляющих тейпах.
Силам, которым было выгодно представлять чеченцев дикими и отсталыми, было нуж-но лишить их собственной истории проведением политики этноцида.
Чтобы чеченцы не знали, кто они и откуда, им навязывали образ бандита-голово-реза. Скрывалось, что чеченский народ задолго до Европы имел демократическое правление на вы-борных началах и воспитывал бережное, сводящее к минимуму возможный ущерб, отно-шение к среде обитания, что поддерживалось в течение многих веков системой священных запретов.
Новое время требовало от вольных сообществ большой консолидации между собой и сосредоточения общих сил и ресурсов на укрепление внешних рубежей и для пресечения про-водящейся извне подрывной деятельности. Для этого необходимо было организовать центра-лизованное управление страной на всей территории.
Сохраняющие свою самостоятельность, чеченские сообщества к объединению не были готовы. Оказываемой взаимопомощи и решения общих вопросов на Кхелах и Мехк-Кхелах было недостаточно для мобилизации общих ресурсов и управления ими.
Приграничные сообщества не имели достаточно сил на укрепление внешних границ. Равнинные и предгорные районы Чечни оставались открытыми, в то время, когда в Нагорье развернулось (особенно с XIV века) строительство башен и укреплений в каждом поселении.
Будучи крепко скрученными, самостоятельными ветвями одного народа, вольные со-общества разделяли его на отдельные территориально-родовые общности по числу диалектов общего языка, а некоторые тейпы не входили в тукхумы вместе с другими и оставались таки-ми же вольными, но малыми сообществами.
Приверженность чеченцев-вайнахов к свободе, их индивидуализм и самостоятельность отдельных сообществ при демократическом самоуправлении (без наследственной власти зна-ти) с сосредоточением властных полномочий на низовых уровнях в Советах старейшин и кол-легиальным решением общих вопросов в Кхелах и Мехк-Кхелах, были достаточными для поддержания сбалансированных отношений в обществе и их регулирования на всей террито-рии.
Однако в новых условиях, опыта предков и существовавшей системы управления было уже недостаточно для отражения массированной идеологической экспансии, направленной на изменение чеченцев с целью их подчинения и начавшееся с равнинных акинцев, а затем и ичкерийцев уже ставшими мусульманами и потому во многом отошедших от установленных предками порядков.
Чеченские сообщества утратили свою самодостаточность из-за нехватки обрабатывае-мых земель, ограниченности ресурсов и перенаселенности в Нагорье, а переселение на свои равнинные прежние земли, занятые теперь иноязычными скотоводами. Не восстановило зем-леделие у чеченцев на прежнем уровне из-за разрушения всех ирригационных систем при на-шествиях кочевников.
Утрата самодостаточности, изменения в хозяйственном укладе и зависимость от со-стояния внешних торгово-экономических связей привели к сдвигам в образе жизни чеченцев и началу сословно-социального расслоения в чеченском обществе.
Включение в условиях утраты самодостаточности и начала сословно-социального рас-слоения и за короткое время, в чеченское общество большого числа иноэтнического элемента (с родословной от народностей с наследственной властью знати) приводило не столько к при-нятию «новыми» чеченцами общих языка и уклада, а сколько к сохранению у них стремления к возвращению прежнего образа жизни (без вайнахских запретов), но с захватом власти в под-ходящее время с единоначалием и подчинением остальных, ибо они не восприняли глубоко вайнахские нравственные нормы и в большинстве уже были исламизированы.
Раб, добравшийся в Чечню и став свободен, все же так и оставался с психологией раба, что и сказывалось и через несколько поколений. Но постепенно прежнее, рабское, выдавлива-лось в чеченском окружении. К десятому поколению уже необязательно было помнить пред-ка-раба.
Но в новое время бывших рабов в Чечне становилось значительно больше. Общаясь между собой и находя прежнюю (рабскую) общность и уже не раз недавно изменившие языку и вере своих предков и будучи готовы еще раз делать то же и в новом отечестве, они явились основой для формирования внешними деструктивными силами «пятых колонн» в чеченской среде, причем такие «новые чеченцы» в том же духе воспитывали свое потомство.
Переселяясь с гор и оказываясь в татаро-тюркском окружении, чеченские общины, не знавшие иных форм власти и управления, не имели иммунитета от внешней идеологической экспансии и внедрения чужеродных нравов.
Отвергшие ислам и другие монотеические религии еще в I-ом тысячелетии н.э., вайнахские сообщества уже в середине II-го тысячелетия н.э. оказались открытыми для проникновения ислама через элементы не вайнахского происхождения и приграничные общины, которые не были связаны верой и приняли исламскую идеологию подчинения и неограниченной власти религиозных лидеров.
На начальном этапе ислам проникал в приграничные районы Чечни постепенно, объективно способствуя сплочению в условиях усиливающегося и вызванного им же соци-ально-сословного расслоения и объединяя обращенных чеченцев мусульманством.
Исламские зарубежные центры придавали большое значение полной исламизации Чеч-ни, т.к. были заинтересованы в ее подчинении и не только для использования ее ресурсов в целях реализации планов панисламизма.
Обращение вайнахов в мусульман было необходимо исламским центрам не только для получения десятой части доходов потомков вайнахов не свои мечети (т.е. навечного обложе-ния налогом никому ранее ничего не плативших вайнахов).
На получение доходов от горцев исламскими лидерами вполне было достаточно почти всей территории Северного Кавказа, уже занятой, в основном тюркоязычным населением или остатками коренных народностей, обращенных к тому времени в мусульман и без доходов от Чечни они могли бы и обойтись.
Исламизация Чечни требовалась исламским центрам и для ликвидации прецедента, имевшего место отклонения ислама и других монотеических религий Вайнахами, т.к. они по-давали неприемлемый исламом пример горцам.
Так, осетины приняли христианство, и исламисты на их переобращение не тратили больших сил. Между концессиями складывалось разделение зон влияния.
На исламизацию и переделку чеченцев в «правильных мусульман» вот уже 400 лет ис-ламские центры тратят огромные силы и средства, ибо без обращения в ислам окончательно подчинить чеченцев с вайнахскими корнями не удается.
Исламизация Чечни требовалась и для ликвидации не имеющего в те времена аналогов народного управления без наследственной власти знати. Интересы феодальной знати и рели-гиозных деятелей по подчинению и эксплуатации народов совпадали и поэтому они стреми-лись любой ценой искоренить вайнахскую систему самоуправления.
Вайнахи не только сами не принимали чью бы то ни было власть, но и давали приют бежавшим от гнета. Вайнахские сообщества своей вольностью были примером свободы для подчиненных и эксплуатируемых народов и этим стали костью в горле как у местных феода-лов и религиозных деятелей, так и у великих держав и зарубежных исламских центров.
За все эти годы в Чечню регулярно и в немалом числе направлялись не только пропо-ведники традиционного мирного пути ; тариката, ; но и радикально-экстремистские эмисса-ры воинствующих исламских движений.
Исламским центрам обращение чеченцев в мусульман требовалось и для использова-ния воинской составляющей в вайнахских корнях в своих целях. Но чеченцы, как исламское воинство, им требовались управляемые.
Все эти 400 лет шла прививка на вайнахском корне арабского привоя. Фактически ны-нешние чеченцы являются «гибридными». Вайнахскую основу основательно разбавили иноэтническим и инокультурным включением.
Однако чеченский народ не дал этим «гибридизаторам» использовать себя на Северном Кавказе в качестве прирученных и скрещенных «волкодавов». Даже в разбавленном виде Вайнахская первооснова дает о себе знать, да и трудности за века непрекращающегося кон-фликта сделали чеченцев более мудрыми.
Принятие ислама шло с оговорками сохранения главенства законов предков (адата). Ислам нес чеченцам письменность, которая была необходима для связей с Ираном, Турцией и с феодальными властителями на Кавказе.
Чеченцы были особенными во всем, включая принятие ими ислама. В Чечне сложилось особенное, отличающееся от других мусульман, исповедование «народного ислама» с симбиозом адата и шариата.
Мусульманское окружение и османская Турция по планам панисламизма и пантюркиз-ма стремились как к исламизации не удававшихся захватывать военной силой земель вайна-хов, так и к отклонению влияния Российского Государства и недопущению дружественных ее отношений с Чечней во избежание принятия чеченцами христианства подобно хевсурам, осе-тинам и ингушам.
Спускавшиеся с гор на равнины чеченцы, встречались кроме татар и тюрков и с казачь-ими поселенцами на Тереке, где наряду с чеченскими поселениями стали появляться (на лево-бережье с низовья Терека) военные городки и станицы (вторая половина XVI века).
Московское царство, устанавливая дружественные отношения с пограничными чечен-скими сообществами и опираясь на союзнические с ними отношения, налаживало с их помо-щью связи с Грузией и другими народностями.
В русско-чеченских отношениях периода XVI-XVII веков не все было гладко, но рус-ские и чеченцы, имевшие громадный опыт налаживания и регулирования взаимоотношений с соседями, на практике решали возникающие проблемы.
В Чечню убегали русские крестьяне, укрываясь от крепостничества, и чеченцы их при-нимали. Русские власти знали и говорили об этом, но не особенно настаивали на выдаче бег-лых, т.к. понимали, что чеченцы не могут их выдать, иначе они перестали бы быть чечен-цами.
Нормальные отношения у русских и чеченцев складывались на уровне официальных дружественных отношений Московского Царства с предводителями и Советами старейшин Чеченских сообществ, так и на низовом, народном уровне.
Они вступали в родство и шли друг к другу группами. Вступали в казачество и чечен-цы, а окоцкие чеченцы присягнули царю.
По нашей гипотезе, гребенские казаки являются потомками древнерусского славянско-го племени, ушедшего со своих мест с захватом Олегом Киева, столицы царей Киевской Руси ; Аскольда и Дира. Но эта тема, требующая глубокой разработки, т.к. при Рюриковичах унич-тожалось все, указывающее на прежнюю, до их вокняжения, вольность общин древних руссов, а все, оставшееся от их культуры было сметено последовавшей христианизацией Ру-си.
Необходимо отметить, что гребень междуречья Терека и Сунжи был единственным и приемлемым местом на всем пространстве от Карпат до Поволжья, где могло быть принято и разместиться вольное племя вольных руссов, не согласившееся на подчинение варяжским князьям.
Обратим внимание на ряд слов, происшедших, по-нашему, от слова «варяг» через «во-рог» окающих южных руссов и выпадением затем «о» из «ворога» у акающих в северо-восточных русских землях уже кратких словах «враг» (как правило, вооруженный, сильный) и «вор» (утаскивающий добро).
Вспомним просторечное значение слова «варяг» как нагрянувший, незваный, сторон-ний. Такая в народе на тысячелетие сохранилась оценка княжеских варягов. Естественно, что многие общины древних полян, древлян и других земель Киевской Руси не захотели княже-ского самовластия вместо вечевого правления, а несогласие так жестоко подавлялось, как со-жгла жилища древлян княгиня Ольга.
В Чечне не было принято довольно многочисленное, по горским меркам, спасшееся от захвативших власть в русских землях варяжских князей, вольное славянское сообщество. Все остальные земли были заняты властителями Киевского, Аланского и Хазарского государств.
Киевские князья направляли свои войска столь далеко на нижнее Поволжье и в Дер-бент на ладьях не только из-за межгосударственных с хазарами противоречий, но и для окончательного подавления не пошедших под княжескую власть вольных славянских общин.
Разгром Хазарского Каганата (являющегося союзом земель) Киевскими князьями с взя-тием его столицы Итиль на Волги, открыл путь половцам и другим кочевникам в Великое Поле (нынешнее Черноземье), которое стало называться уже Диким полем.
Распад Хазарского Каганата привел к многочисленным набегам и нашествиям кочевников на Русь и на Северный Кавказ, и предопределил последовавшие затем и княжескую междоусобицу, и развал единой Киевской Руси, и успех татаро-монгольского нашествия.
Хазарский Каганат сдерживал кочевников с Востока. Его ликвидация была равна раз-рушению важнейшей противопаводковой дамбы и отразилась на дальнейшем развитии всей цивилизации на Восточно-европейской равнине и на Кавказе, сказываясь и в наши времена.
Киевские князья, дойдя до Волги, направляли дружины на ладьях по Каспию вдоль по-бережья Кавказа на Терек и в Дербент и шли на все, чтобы не осталось вольных русов.
Христианизация Руси Рюриковичам потребовалась, в первую очередь, как ликвидация прежнего «языческого» уклада потомков древних русов. Им удалось установить свое господ-ство над русским народом при посредстве церкви, способствовавшей отдаче кесарю кесарева, а Богу богова, т.е. подчинению ранее свободных общинников их княжеской власти.
Пока были где-то свободные и вольные общины русских, то князья весьма обоснован-но беспокоились за свою власть, чем примером служит Великий Новгород, который Рюриковичам удалось окончательно подчинить и упразднить вечевое правление в нем лишь три века спустя при Александре Невском.
Во время татаро-монгольского нашествия было уничтожено славянское население юго-востока, и лишь часть его сохранилась на гребне в Чечне. Часть гребенских ушла вместе с че-ченцами от татаро-монголов в горы. Так часть гаров тейпа Гуной ведет свою родословную от казаков.
Казачий круг сложился уже тогда, когда гребенских казаков осталось слишком мало для правления славянским Вечем.
Неверно указание на то, что казаки сложились из беглых крепостных. Слово казак означает вольный. Оно значительно раньше (еще в 9-10 веках) означало вольных людей в отличие от подневольных князьям. Позже к казакам (в 17-18 веках) присоединились и беглые крепостные.
Чеченцы и русские совместно отражали набеги татаро-монгольских ханов и в дальней-шем и других кочевников. И несколько веков спустя русские, сохранившие многое из языче-ских обычаев, считали нормальным для чеченцев иметь свои верования. Со стороны России на Чечню не было религиозного давления. Русские (до Петра I) не стремились к изменению чеченцев и не вмешивались в их внутренние дела.
Имея сплошное приграничье на севере, чеченские сообщества и Россия стремились к нормальным взаимоотношениям между казаками и чеченцами. Казаки учили чеченский язык, а чеченцы учили русский язык.
Русские считались с силой чеченцев (даже если их мало) и чеченцы считались с могу-ществом северного соседа. Московский Царь первый установил официальные отношения с чеченскими сообществами, признавая этим их самостоятельность и независимость.
До середины 18 века (до значительного проникновения ислама в Чечню) отношения России и Чечни оставались более благоприятными. Заинтересованные в исламизации Чечни силы хотели прервать русско-чеченские отношения. Исламизация была направлена и на раз-граничение чеченцев и русских, как иноверцев. В результате политической интриги противников связи с Москвой был убит Ших-Мурза Окоцкий (1596г.).
С взятием при Иване Грозном Казани и Астрахани, открытием водного пути на Кас-пий и закреплением России в низовьях Терека, возросло значение проходов с Северного Кав-каза в Закавказье и изменилось геостратегическое положение самой Чечни.
После Ивана Грозного в России наступило «смутное время». Трон переходил из рук в руки, не задерживаясь, страна была разорена, а из самой Москвы приходилось выдворять ополчением поляков и их ставленников.
Положением в Московском Царстве не замедлили воспользоваться Иран и Турция для своей экспансии в Закавказье и на Северном Кавказе.
Если горским народам были достаточны союзнически вассальные отношения с Росси-ей, Ираном или Турцией, то народы Закавказья обращались за помощью к России для защиты от нашествий Сефевидского Ирана и Османской Турции. Однако в те времена Россия могли лишь направлять казачьи рейды в Персию.
Новая династия Романовых смогла начать восстановление страны с централизованным управлением. При Петре I были созданы военно-промышленная база, регулярная армия и во-енный флот, взята турецкая крепость Азов и предпринят персидский поход.
Будучи воспитанником немца Лефорта, Петр I жестоко внедрял западные порядки, мо-дернизируя Россию и преобразовывая ее в Империю. При Петре I Российская Империя расширялась на востоке с освоением Урала и на западе с выходом в Прибалтику.
Петр I (помня о своем плене у турецкого паши) отказался от борьбы с Турцией, разде-лив по Константинопольскому соглашению 1724 г. с ней зоны влияния, и отдал Чечню (без ведома самих чеченцев) Турции и ее вассалу Крымскому Хану.
Внешние экспансионистские силы не оставляли своих намерений и попыток решения чеченского вопроса по-своему, не спрашивая у чеченцев и порой договариваясь об этом меж-ду собой и согласовывая действия по Чечне.
Хан Каплан-Гирей по указанию Султана двинулся с 80-ти тысячным войском в Иран через Чечню, где потребовал дань. Хан был встречен засадой в ущелье пятью тысячами чечен-цев и, потеряв тысячи убитыми, ушел из Чечни. Теперь этот проход называется Хан-Кьелу (засада на хана).
Не сумев подчинить Чечню силой и политическими средствами, экспансионистские силы взяли на вооружение идеологические и, в частности, ее исламизацию с целью искоре-нения всего вайнахского, ибо им была нужна Чечня, но без вайнахских нравственных норм, самоуправления и свободы.
В начале XVIII века Чечня еще не могла при необходимости, объединять силы отдель-ных сообществ и дать отпор, отстаивая свою свободу и отвергая вмешательство в свои внут-ренние дела. Чеченские сообщества не уступали своей вольности ни России, ни Ирану, ни Турции и ни Крымскому хану, и отклоняли их давление.
Чеченцы, как и другие горские народы, желали добрососедских и взаимовыгодных от-ношений. Они шли на политические уступки в приграничье для поддержания мира, но проти-вились вмешательству.
Новое время объективно требовало большего сплочения чеченских сообществ в еди-ный народ и не только при непосредственной угрозе, а на постоянной основе.
Чечня, не объединившаяся в сильное самостоятельное государство, становилось объек-том массированной политической и идеологической экспансии. На нее оказывалось сильней-шее воздействие с целью уничтожения прецедента свободы и демократического самоуправле-ния.
При всеобщей заинтересованности в ослаблении, подавлении и подчинении Чечни и в ее исламизации, интересы великих держав, исламских центров и региональных феодальных лидеров Кавказа сталкивались.
Чеченские предводители, пользуясь этими противоречиями, умело поддерживали сба-лансированные отношения со всеми ними и с каждым из них в отдельности.
В вопросах с Чечней создалась уникальная, не имеющая аналогов и длившаяся веками, ситуация. Независимо от того, кто бы ни был у власти, в той или иной стран, и независимо от состояния их отношений между собой, вектор их политики в Чечне был направлен на измене-ние чеченцев, на расширение своих компрадорских прослоек, ослабление и подчинение Чечни всеми способами, включая и силовые.
Чеченцы являются особенными со своей вольностью. Их свобода и самостоятельность были притягательными для народов. В Чечню убегали от преследований и угнетений.
Для находящихся в вассальной зависимости от больших государств кавказских фео-дальных властителей, чеченская вольница вставала поперек горла! Не подчиняемая Чечня бы-ла бельмом на глазу для великих держав. В Чечне не было властей, подчинение которых и подчинило бы все население страны.
Те лидеры, с которыми внешние силы имели дело, были ограничены во влиянии терри-торией своего сообщества и решающим словом Советом старейшин, Кхелов и Мехк-Кхелов, которые были важнейшим, действенным инструментом регулирования всех сторон жизни вайнахов. Они устанавливали порядок земледелия и землепользования, нормы поведения и наказания за их нарушения, решали вопросы торговли, обороны, войны и мира, сбора средств на общие нужды.
Для избрания в Совет старейшин, Кхел и Мехк-Кхел имели большое значение знание обычаев, личные способности, происхождение, авторитет, богатство возраст и умение высту-пать убедительно.
О значении Мехк-Кхелов свидетельствует изречение: «За действия страны не мстили, действия против страны не прощали». Если отдельные общины или семья не подчинялись, то по решению Совета Старейшин, Кхела или Мехк-Кхела они могли быть изгнаны.
В повседневной жизни чеченцы придерживались изречения о Мехк-Кхеле и по отношению к старшим и их действия не обсуждали и действий против тех, кого уважали, они не прощали никому.
В Чечне всегда не с кем было договариваться окончательно. Чеченцы могли идти на любые шаги, кроме тех, за которые с них мог быть нелицеприятный спрос на Совете старей-шин, Кхеле или Мехк-Кхеле.
Отдельные чеченские сообщества могли с кем угодно и о чем угодно самостоятельно договариваться, но если дело доходило до интересов другого сообщества или касалось всей Чечни, также отвергали все, что считалось покушением на их свободу и на внутренние поряд-ки.
Вплоть до середины 18 века, внешние силы мало кого могла противопоставить в Чечне друг другу, т.к. в вопросах свободы и невмешательства во внутренние дела чеченцы были едины и отдельные прецеденты пресекались.
Так же долго Чечня оставалась самоуправляемой территорией вольных сообществ, стремившихся к сохранению у себя прежних порядков и недопущению вмешательства в свои внутренние дела извне.
Чеченцы долго оставались «последними могиканами», когда остальные народы уже приняли монотеистические религии, власть знати и вхождение в централизованное государство.
Другие народы принимали ислам и входили в Российскую Империю менее болезнен-но. Религиозные исламские служители становились опорой феодальной власти в подчинении своего народа. Подданство «Белому Царю» укрепляло власть феодальных ханов и князей на их землях и защищало их от экспансии других местных феодальных властителей.
Чечня не могла, как Черкессия, добровольно присоединиться к ней. И идя на союзниче-ские отношения, Чечня не искала у Империи защиты. Чеченские сообщества желали сохране-ния нормальных прежних и взаимовыгодных отношений. Такими они были бы, если границы России на Кавказе оставались бы теми же.
Однако изменения шли и на Кавказе и в чеченском обществе. Изменялась и Россия, ко-торая, ставши уже Империей, не собиралась из-за Чечни останавливать свой имперский раз-бег, начатый Петром I. Происходящие на Кавказе и в чеченской среде изменения постепенно усиливались и к середине 18 века нарастали уже с ускорением, став далее необратимыми.
Вольные сообщества ввиду своих особенностей, не смогли объединиться с эффектив-ным централизованный управлением. Прежняя система регулирования отношений все чаще нарушалась, а социально-сословное расслоение в чеченском обществе все больше усилива-лось.
Заинтересованные в покорении и подчинении Чечни и изменении вайнахов внешние и внутренние силы, используя компрадорский элемент (в основном, из чеченцев, находящихся в Чечне), стремились противопоставлять чеченские сообщества, отдельные общины, семьи и лидеров друг другу и создавать в чеченской среде свои «пятые колонны».
Не могли успокоиться и исламские центры, добивавшиеся становления чеченцев правоверными мусульманами. Им нетерпима была трактовка чеченцами ислама с вольностями и оговорками. В ход шли все средства средневековой тайной политики: и подкупы, и убийства лидеров, и предоставление льгот в торговле, и внедрение эмиссаров.
После Петра I в России дворцовые перевороты следовали один за другим, с фактиче-ски немецким управлением. Но на российском троне проводившие антироссийскую политику не задерживались.
При Елизавете Российская Империя, российские войска побывали в Саксонии, затем Польша была разделена, а украинские и белорусские земли возращены. Россия пришли на по-мощь православным народам в Каратах и на Балканах.
На Северном Кавказе Россия стала строить кордонную полосу из крепостей, укрепле-ний и станиц по Тереку и Кубани, и от Моздока к Владикавказу, с охватом Чечни севера. Цар-ская военная администрация получила указание присягой оформлять добровольное подчине-ние пограничных с крепостями местных поселений, включая и чеченские общины.
Турция при поддержке Франции и Австрии начала в 1768 г. войну с Россией, но к 1774 г. потерпела ряд сокрушительных поражений на суше и на море. Она, желая реванша и гото-вясь к новой войне, активизировала свою подрывную деятельность среди мусульман России.
Стремясь привязать Чечню к Турции, исламские круги активно противодействовали установлению нормальных отношений в Чечне с Россией. Турция же стремилась использовать Чечню как плацдарм в борьбе с Россией и для закрытия ей доступа в Закавказье.
Исламский шариат не вступал в противоречие с менталитетом тюркских народов, и был приемлем для феодальной знати, и Царская Россия предоставляла свободу вероисповедания при отдаче Кесарю кесарева, а в Чечне процесс исламизации шел веками, и далеко не мирно, и весьма болезненно.
Лишь в конце XVIII века ислам укоренился на части чеченских земель и окончательно утвердился, заменив вайнахские верования в середине XIX века. Ислам, на начальном этапе, исполнял роль объединяющего всех горцев фактора. Но чеченцы принимали его в начале  формально и с оговорками о сохранении главенства вайнахского адата (законов предков) над шариатом. С усилением исламизации Чечни изменялись и русско-чеченские отношения, что и было нужно его проводникам.
Смена народом своей веры на религию, родившуюся на иной этнокультуре, с иным менталитетом и системой общественного устройства, разрушает и уничтожает не только прежнюю веру, но и почти всю предыдущую культуру, и коренным образом меняет сущность этого народа. Так и принявшие христианство пшавы и хевсуры названы Н.Я. Марром в начале 20 века «грузинизированными племенами чеченского народа».
Чеченская нация начала формироваться в условиях непреодолимого внешнего давле-ния, разделения народа на исповедующих ислам и придерживающихся вайнахских верований и охвата чеченских земель расширяющейся на Юг Российской Империей.
В конце 18 века в судьбе чеченского народа наступил переломный момент - он мог принять без сопротивления ислам и покориться Империи, так же, как это сделали другие народности Кавказа. Но по своей природе вайнахи не могли не оказывать ожесточенного сопротивления исламизации и подчинению царской власти, но против чеченцев были применены многократно превышающие силы и их все-таки обратили в ислам и включили в пределы Российского государства.
Ставши при неисчислимых потерях в результате шамилевского имамата и Кавказской войны мусульманским и подданным Российской Империи, чеченский народ выбрал путь мак-симально большего и возможного сохранения из наследия предков - вайнахов!