Что такое Интеллектуальная проза?

Литература бывает разной. Потому что и читатели, и писатели – все имеют свои личные представления о литературе и, соответственно, свои личные литературные предпочтения. Это обуславливает жанровое разнообразие. Однако, как показывает практика, произведений с чистой и прозрачной жанровой принадлежностью не так много: большинство текстов пишется на стыке жанров. Причина тут не столько объективная, сколько терминологическая: принятые жанровые определения (из базового набора) слишком узки, чтобы втиснуть в них практически любой без исключения текст. Поэтому нам приходится оперировать синтетическими жанровыми определениями: вместо безликих «детектива» и «фантастики» у нас теперь есть «ироничный детектив», «криминальный детектив», «социальная фантастика», «боевая фантастика», «философская фантастика» и много чего еще.

Тем не менее, и этого недостаточно: для большей ясности нам предлагаются наджанровые определения, характеризирующие тексты с более общих, и в то же время с гораздо более строгих в дискурсивном отношении позиций: развлекательная литература, познавательная литература, интеллектуальная литература…

Хотелось бы разобраться с последней: что такое интеллектуальная литература? Каков смысл и содержание выражения «интеллектуальная проза»? Чем она является и чем не является?

Мнений на этот счет слишком много, поэтому я для начала изложу свое, а потом дам дайджест мнений из Сети.

Итак, прежде всего, «интеллектуальная проза» - это термин, и как большинство терминов, его семантическое значение не совпадает с точностью со значением входящих в него слов. Это не проза интеллектуалов, для интеллектуалов или для развития интеллекта. Как термин, выражение «интеллектуальная проза» выполняет функцию ярлыка, указывающего на специфику текста. Например, термин «развлекательная литература» указывает на то, что основная задача произведения – развлечь, помочь убить время, разгрузить мозг и пощекотать нервы, чувства и прочие эрогенные зоны. Точно так же ярлык «интеллектуальная проза» указывает на то, что текст предназначается для вдумчивого чтения, требующего напряжения интеллекта в процессе интерпретации прочитанного.

С другой стороны, к настоящему моменту этот ярлык настолько интегрировался в обще-литературную терминологию, что он довольно четко (гораздо четче, чем та же «развлекательная литература») определяет круг эталонных текстов – образцов жанра. Поэтому этим термином удобно пользоваться.

Итак, чтобы определить содержание термина «интеллектуальная проза» и признаки этой прозы, лучше всего начать с перечисления авторов и текстов, прочно ассоциирующихся с этим наджанровым определением.

Я придерживаюсь того мнения, что «интеллектуальная проза» - это понятие, применимое только к литературе прошлого и нынешнего веков – начиная с эпохи модернизма. Это верно хотя бы потому, что впервые термин «интеллектуальный роман» ввел Томас Манн:

«…исторический и мировой перелом 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. Процесс этот стирает границы между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который может быть назван интеллектуальным романом».

«Именно «интеллектуальный роман» стал жанром, впервые реализовавшим одну из характерных новых особенностей реализма XX в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении, истолковании, превышавшую потребность в «рассказывании», воплощении жизни в художественных образах» (с).

Соответственно, мой - сокращенный - список классиков интеллектуальной литературы мог бы выглядеть так: Гессе, Манн, Кафка, Джойс, Булгаков, Хаксли, Оруэлл, Камю, Сартр, Маркес, Набоков, Кортасар, Воннегут, Стругацкие, Эко, Павич. Это как бы фарватер от самого начала к нашим дням.

Отсюда вырисовываются следующие признаки интеллектуальной прозы:

1) Принадлежность к модернистской и постмодернистской литературной традиции (это наиболее общее свойство всех интеллектуальных текстов);
2) Склонность к литературным экспериментам в плане формы и выразительных средств;
3) Интертекстуальность;
4) Построения миров, отличных от объективной реальности (мифотворчество);
5) Интерпретация миров через духовно-культурный контекст;
6) Диалоговый режим прочтения – читатель соучаствует в тексте на равных с автором и героями;
7) Повышенные требования к культурному бэкграунду читателя;
8) Часто – нелинейность (но не обязательно);
9) Наиболее типичные жанры интеллектуальной литературы – магический реализм, философская фантастика, антиутопия;
10) Стилистическая избыточность.

Другие мнения - отдельной статьей здесь: http://proza.ru/2013/05/08/900

БК.


Рецензии
В последнее время мне начали говорить, что в моих текстах присутствует постмодернизм и интертекстуальность. Кому не лень, пробегитесь глазами пару строчек - так это или нет?
Спасибо заранее.
Мил. В.

Миланна Винтхальтер   01.06.2016 09:38     Заявить о нарушении
Лень абсолютно всем. Страница в летаргическом сне.
Отчасти жизнь сохраняется здесь: http://www.proza.ru/avtor/konkursk2
Отправьте свои тексты в Книжную Лавку там, и вам скажут всё, что вы хотите, а главное, что не хотите, услышать )

Временный смотрящий
Мэла Стайл.

Дискуссионный Клуб Прозы   03.06.2016 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.