День без существенных боев

Александр Муровицкий
Нашим дедам и прадедам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, Посвящается!!!


«Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен».
 Он упал лицом вперед и лежал в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился — на лице у него было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что все кончилось именно так».

(Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»).

18 февраля 1945 года, согласно сводки «Совинформбюро»:  «…на других участках фронта - поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения». *

А в этот день погиб мой дед – Муровицкий Иосиф Адамович  -  гвардии рядовой, стрелок 174 гвардейского стрелкового полка 57 гвардейской стрелковой дивизии 8 гвардейской армии 1-го Белорусского фронта.

В стратегическом и даже в тактическом плане гибель одного солдата ничего не значит. В войне, гибель одного человека, обычное событие. Здесь другие ценности и идеалы.

Это было трагедией всей семьи! У него осталось сиротами четверо детей: мой отец Иван, два его брата Михаил и Владимир и их  сестра Александра.

Мой папа очень долго искал место, где же похоронен его отец. Так до конца своей жизни и не нашел. Документов, которые отец посылал и получал не сохранилось, но я знаю, что  писались запросы в различные архивы и получались ответы, что данных не имеется.

Поскольку, как оказалось, дед похоронен на территории Германии, видимо справки умышленно не давали, чтобы не возник соблазн поехать на могилу. Не смотря на то, что ГДР была социалистическим государством, люди там жили лучше, чем в СССР и видеть это простым советским людям не полагалось. Других объяснений я не вижу.

После смерти отца, я решил продолжить поиски, тоже писал, но положительного ответа не получил.
И вот, в 1999 году,  по долгу службы, находился  в городе Подольске Московской области. Проезжая по городу, увидел надпись на здании: «Центральный Архив Министерства Обороны Российской Федерации». Тут же поинтересовался у своего коллеги, можно ли попробовать получить интересующую меня информацию о судьбе родственника.

Запрос сделали, опять же от имени администрации района, как объяснили – это надежнее. На запрос, накануне Дня Победы 2000 года пришел ответ.
В справке от 26 апреля 2000 года, за подписью заместителя начальника Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации сказано: «… в картотеке награжденных Муровицкий Иосиф Адамович в списке награжденных не значится». Это не значит, что дед не заслужил наград, просто он был одним из миллионов советских солдат, героически погибших в годы Великой Отечественной войны и не отмеченных наградами. Ведь героизм солдата заключается даже в том, чтобы просто встать и пойти в атаку.

В другой справке говорится следующее: «По документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии установлено, что   стрелок 174 гвардейского стрелкового полка 57 гвардейской стрелковой дивизии гвардии рядовой Муровицкий  Иосиф Адамович, 1908 г. рождения, уроженец Минской области Копыльского района поселок Коловка, призван в Советскую Армию Копыльским РВК, погиб 18 февраля 1945 года, похоронен в с.Рейтвейн в 16 километрах севернее города Франкурт-на-Одере, Германия. Жена Муровицкая Мария Алексеевна, проживает по месту рождения учтенного».

За этой короткой официальной справкой скрыта, как всегда, особая  история.

В июне 1941 года дед был мобилизован в армию. Все, кто получил повестки, собрали свои нехитрые пожитки, распрощались с семьями и пошли в военкомат.  Идти было недалеко - 15 километров по полевой дороге.  Можно было и на лошадях, но лошадей почти всех тоже призвали в армию и отравили воевать.

Когда все военнообязанные прибыли в районный военный комиссариат Копыльского района, то никого не застали. Решили идти в Минск в областной военкомат, но на дороге Слуцк – Минск натолкнулись на немецкие войска. И … вернулись обратно в родной колхоз, где уже хозяйничали оккупанты. Какое-то время прятались в лесу, периодически оправляя кого-нибудь к родным за продуктами. В это время партизаны еще не досаждали оккупационным властями и, в лесу было относительно  спокойно. К зиме 1941-42 года все вернулись в свои семьи.

Тесть моего деда, мой прадед Лущицкий Алексей Васильевич, до войны являвшийся председателем сельсовета, партизан времен польской оккупации 20-х годов, к тому времени уже наладил связь с партизанами и зять стал ему помогать. Возили и носили в лес вещи и продукты. Прятали у себя, а затем  переправляли в партизанские зоны еврейские и цыганские семьи. Доставляли партизанам сведения о передвижении немецких войск.

Всё, что известно по периоду 1941-1944 годов.
После освобождения  Белоруссии от фашистов, дед был  призван  тем же Копыльским РВК, 19 июля 1944 года. А уже 21 августа 1944 года был ранен в бою.

В архивной справке говорится: «В книге учета рядового и сержантского состава 174 гвардейского стрелкового полка  57 гвардейской стрелковой дивизии ** за 1945 год значится: «Рядовой Муровицкий Иосиф Адамович, 1908 года рождения, призван 19.7.44года Копыльским РВК Минской области, прибыл из 149 армейского запасного стрелкового полка (дата не указана), назначен на должность 18.12.44 года. В графе «ранения» записано: ранен 21.8.44г.  Убит в бою 18.02.45г., приказ №52 от 18.02.45г., других сведений нет».

Итак, восстановим хронологию событий:
- Муровицкий Иосиф Адамович, призван Копыльским РВК в Советскую Армию 19 июля 1944 года;
- 21 августа 1944 года был ранен;
- 13 декабря 1944 года прибыл в 149 армейский запасный стрелковый полк  из 10 запасной стрелковой дивизии***;
- 17 декабря 1944 года выбыл из 149 армейского запасного стрелкового полка в 57 гвардейскую стрелковую дивизию, где был зачислен в 174 гвардейский стрелковый полк данной дивизии. Дивизия входила в состав 8 гвардейской армии  1 Белорусского фронта ****;
- 18 февраля 1945 года погиб…

История солдата сухим канцелярским языком.

Форсирование Одера, а затем штурм Зееловских высот – важнейшие этапы на пути к Великой Победе. Эти места находится  недалеко от Берлина. По признанию советских и зарубежных полководцев, военных историков это был «твердый орешек», обороняемый отборными соединениями. В том числе эсэсовцами и прочими элитными воинскими частями с современным вооружением и не менее грозным оружием – фанатичной преданностью своему  фюреру.
А еще в этот день погибли:
- газета «Правда»  от 19 февраля 1945 года сообщала: ОТ СОВНАРКОМА СССР, НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СССР И ЦК ВКП(б).
18 февраля 1945 года скончался от тяжелого ранения, полученного на поле боя в Восточной Пруссии, Командующий 3-м Белорусским фронтом генерал армии Черняховский Иван Данилович. 
- как потом стало известно: в ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере «Маутхаузен», в числе других заключённых, был облит водой на морозе и погиб генерал инженерных войск Д. М. Карбышев.

Вот такой он был один день на войне – 18 февраля 1945 года. 1338 день Великой Войны.

В 2003 году я  побывал на могиле своего деда. Населенный пункт Рентвайн находится недалеко от Франкфурта - на - Одере, но  16 километров – это скорее по карте, а по дороге мы проехали километров 25.  Небольшое немецкое  село, с указателем воинского захоронения. Кладбище, где похоронены советские воины, находится рядом с костелом. Ухоженное место, с цветами и памятником, на котором написано: «Здесь похоронено 3 тысячи советских воинов  57 гвардейской стрелковой дивизии». На памятных плитах я насчитал около 700 фамилий, в основном офицеров и сержантов. Фамилию деда я не нашел.

На одну из плит я прикрепил заранее заготовленную табличку.

Стоя у памятника бойцам и командирам 57 гвардейской стрелковой дивизии, я представил себе последний бой моего деда. Как офицер пехоты (http://www.proza.ru/2012/01/23/695), понимал, как это могло происходить, но чтобы полностью ощутить все, что было, нужно побывать там – на той войне.

Скорее всего, дед погиб в одном из боев, постоянно происходивших даже во времена оперативного затишья, возможно, что это была разведка боем.***** (http://www.proza.ru/2013/05/20/1020)


* Совинформбюро.
От Советского Информбюро! В течение 18 февраля 1945 года южнее КЕНИГСБЕРГА наши войска продолжали бои по уничтожению Восточно-Прусской группировки немцев…
В районе ГРУДЗЯНДЗ (ГРАУДЕНЦ) наши войска, наступая на север вдоль западного берега ВИСЛЫ, завершили окружение гарнизона противника, обороняющегося в городе ГРУДЗЯНДЗ (ГРАУДЕНЦ)…
В ПОМЕРАНИИ южнее и юго-восточнее города ШТАРГАРД наши войска успешно отбили атаки пехоты и танков противника. Одновременно в лесах севернее ШНАЙДЕМЮЛЬ наши войска ликвидировали ещё одну окружённую группу противника…
В ПОЗНАНИ продолжались бои по уничтожению гарнизона противника, удерживающего ЦИТАДЕЛЬ.
В СИЛЕЗИИ наши войска с боем овладели городами ЗАГАН и НАУМБУРГ.
Юго-западнее и южнее города БРЕСЛАУ (БРЕСЛАВЛЬ) наши войска в результате наступательных боёв заняли населённые пункты ЛАНДАУ, БЕЙЛАУ, КАПСДОРФ… Одновременно продолжались бои по уничтожению окружённой группировки противника в городе БРЕСЛАУ.
На северном берегу ДУНАЯ восточнее КОМАРНО наши войска продолжали отбивать атаки крупных сил пехоты и танков противника…
На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/)

** 57 гвардейской стрелковой дивизии: Ведет свою историю от 153-й стрелковой дивизии (2-го формирования), которая 31 декабря 1942 года была преобразована в 57-ю гвардейскую стрелковую дивизию. 
Воины дивизии сражались на Дону и на Левобережной Украине, на Днепре и на Правобережной Украине, на Висле и на территории Польши, на Одере и на территории Германии.  Сражаясь за Родину, гвардейцы 57-й стрелковой дивизии, как и все советские воины, не жалели ни сил, ни жизни во имя победы над гитлеровской армией.
19 187 воинов дивизии были награждены орденами и медалями Советского Союза, 33 воина удостоены звания Героя Советского Союза. 
За боевые заслуги дивизия в марте 1944 года удостоена почетного наименования "Новобугская". 
В мае 1945 года 57-й гвардейская стрелковая Новобугская орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия закончила свой славный боевой путь в Берлине.
Форсирование Одера, а затем штурм Зееловских высот, особое место в истории дивизии. Первое наступление советских воинов почти захлебнулось. И тогда легендарный маршал В. И. Чуйков, командовавший в те дни 8-ой гвардейской армией, прекрасно осознавший роль Зееловских высот как своеобразного ключа для открытия ворот, позволяющих советским войскам пробить путь к центру Берлина, принял единственно правильное по всеобщей оценке решение: не увлекаться массовыми атаками, а действовать мелкими подразделениями, способными проникать в глубь через стыки и промежутки оборонительных сооружений противника.
  (Смакотин М. П. , "От Дона до Берлина", издана в Москве Воениздатом в 1962 году).

*** 10 запасная стрелковая дивизия переименована из 10 запасной стрелковой бригады.
СОСТАВ
4,11,31 и 390 запасной стрелковый полк,
44 запасной артиллерийский полк,
41 запасная отдельная рота связи,
36 отдельный батальон выздоравливающих.
Боевой период
7.6.44г. - 9.5.45г.
( http://bdsa.ru)

«После излечения в госпитале меня направили в 44 запасной артиллерийский полк бывшей 10 запасной стрелковой дивизии Первого Белорусского фронта. Нашей задачей было проведение занятий с бойцами и сержантами, поступавшими к нам после госпиталя. Говоря точнее, они у нас и долечивались, и учились, чтобы вернуться на фронт здоровыми и полноценными артиллеристами. У нас была боевая техника, снаряды, все было как на фронте, даже слышался боевой шум фронта, так как мы всегда находились недалеко от него. Только стреляли мы по мишеням».
(http://www.sevsk32.ru/gpw/7/430/)

**** 8 гвардейская армия (бывшая 62-я армия -  Сталинградская, общевойсковая), находилась  в составе Вооружённых Сил СССР во время Великой Отечественной войны.
15 июня 1944 года ее включили в состав 1-го Белорусского фронта 2-го формирования и выдвинули на ковельское направление. В июле — августе 1944 г. соединения армии форсировали Западный Буг в ходе Люблин - Брестской операции (18 июля — 2 августа) и участвовали в освобождении Люблина (24 июля).
Затем ее войска форсирова¬ли Вислу (южнее Варшавы) и овладели магнушевским плацдармом. Оборона плацдарма продолжалась до середины января 1945 г.
С 14 января 1945 г. войска армии принимали участие в Висло-Одерской стратегической операции (12 января — 3 февраля). Во взаимодействии с другими войсками они освободили г. Лодзь (19 января).
Соединения армии форсировали реку Одер. 23 февра¬ля, во взаимодействии с войсками 69-й и 1-й гвардейской танковой армиями, войска армии штурмом взяли блокирован¬ный город-крепость Познань, 12 марта во взаимодействии с войсками 5-й удар¬ной армии и силами Днепровской воен¬ной флотилии овладели городом, а 30 марта — крепостью Кюстрин (Костшин).
Боевой путь 8-я гвардейская армия завершила участием в Берлинской стратегической операции (16 апреля — 8 мая 1945 г.).
(http://ru.wikipedia.org/wiki/)

*****  Разведка боем является крайней, но действенной мерой в получении данных о численности и вооружении противника. Проводится путём наступления на предполагаемые замаскированнные позиции противника, перешедшего к обороне, в случаях, когда другими средствами и способами разведки не удаётся получить необходимых данных о противнике и его намерениях. В военной практике разведку боем чаще всего применяют, если оперативная обстановка требует скорейшего продвижения войск.
Время для тщательного анализа добытых тактической разведкой сведений ограничено, и они быстро устаревают. При этом неточные или недостоверные сведения могут привести к большим потерям, а то и к поражению воспользовавшихся ими войск
(http://ru.wikipedia.org/wiki/)