Глава 3. Встреча отца с мамой

Татьяна Иванова 14
      Все годы войны бабушка с Колей провели в Голачево, проживая в их родном доме, уцелевшем после нашествия карателей. Да и немцы уже иначе относились к местному населению. Крестьянам разрешили садить картошку, овощи, пользоваться своими продуктами, не отнимая их более насильно для нужд германского командования.

     -Война - это плехо,- коверкая русские слова, сказал как- то один немец, подошедший к бабушке.- Мы не хотеть воевать. Мы хотеть домой...

      Бабушка довольно кивала головой. Небольшого росточка, худенькая,с правильными чертами лица, она внимательно смотрела на солдата, слушая его откровения.

    - Прости, матка!- сказал он напоследок и повернувшись, медленно пошел по пыльной дороге. Истина далась ему дорого,но он ее принял.

      После войны в Духовщину вернулась старшая сестра Елены- Мария, побывавшая на работах в Германии и, как многие пленные, репатриированная американцами в Россию. Муж ее также погиб и она позвала сестру к себе на проживание.

      Воспользовавшись этой возможностью, Елена оформила в сельсовете справку, указывающей причину ее переезда в город. Паспортов у крестьян в то время не было, как и не было права свободного выбора местожительства. Послабления на перемещения по стране начались лишь в 1960 году с приходом к власти Н.С.Хрущева.

      Но вместе с радостью к Елене пришла и беда. В разбомбленной и почти до основания разрушенной Духовщине, повсюду еще валялось неубранное оружие, патроны, гранаты.., что вызывало жгучий интерес мальчишек. Однако смертельные игры часто заканчивались тем, что маленькие несмышленыши становились инвалидами, или погибали, не успев, от самовольно учиненного взрыва, отбежать на безопасное расстояние.

      Папе было 12 лет, когда из-за подобной детской шалости, ему оторвало левую руку. Смерть прошла от него стороной. Может быть потому, что в мире уже намечалось мое рождение. И где-то, во Вселенной, появилась незримая информация обо мне.

      После успешного окончания школы- восьмилетки, поступить в учебное заведение папе оказалось непросто. Инвалидов нигде не принимали.

      И лишь в поселке Садоягодное, близ Кунгура, находился единственный тогда в стране техникум, где могли обучаться не совсем здоровые, в физическом отношении, люди. И жадный до учебы, папа " рванул" на Урал...

   ...Мама в то время также приехала в Кунгур поступать в техникум, выбрав агрономическое отделение. По сути, выбор был совершенно случаен.

      В школе она всегда любила историю, географию, литературу. Писала стихи.

      Родилась мама на Урале- в Пермской области, в деревне Дубровята, в крестьянской семье. Появилась на свет третьим ребенком. И очередную дочку родители назвали Ксенией.

      У ее матери Ольги Андреевны и отца Ивана Григорьевича Снигиревых всего было пятеро детей. Поженились они в 1928 году. И по тем временам, семья считалась зажиточной. Родители имели добротный дом, свое хозяйство, корову...Большевики ничего не забирали, давая людям полное право на личную жизнь. Здесь не особенно считались с Ленинскими декретами, предпочитая собственные местные устои.

Прочность семейного благополучия Ольги Андреевны заключалась и в том, что среди деревенских жителей ее отец Андрей считался народным героем, повторившим подвиг Ивана Сусанина.

Когда белогвардейский отряд настиг в пути крестьянина, направлявшегося в поселок Карагай, и офицер потребовал указать местоположение красных, то тут же последовал вызывающе - дерзкий ответ: "Знаю где, Ваше Высокоблагородие, но не скажу."

Расправа была мгновенной. Непокорному Андрею в ярости отрубили шашкой голову. Впоследствии жители установили в Карагае памятник храброму человеку, столь беззаветно преданному советской власти и не пожалевшему жизни во имя собственных убеждений.

И хотя годы залечили былые раны, нанесенные нашей семье, и мама могла бы гордиться своим дедом, но в роду как-то не принято было делиться о предках, об их поступках, о тех далеких временах...И лишь в последние годы жизни мамы, я, наконец, пробила брешь и начала узнавать истину. Но увы, ни один из пятерых детей бабы Ольги даже не проявил любопытство, чтобы узнать отчество деда и бабушки.

      ...Кунгур привлекал городским темпом и суетой. Город был основан еще в 1663 году, славился старинными постройками, архитектурным ансамблем церквей. Отсюда не хотелось уезжать.

      Но мечта мамы накрылась медным тазом, когда она узнала, что для поступления в техникум придется сдавать предметы - математику, русский язык, физику и химию. Точные науки давались ей слабо, к тому же, полученная на экзамене "тройка" ( при остальных успешных ответах) - лишали абитуриента стипендии. И мама предпочла не рисковать.

      Вскоре она устраивается работать на кирпичный завод сушильщицей кирпичей. Вредности для здоровья здесь хватало, но кто тогда думал об охране труда рабочих? Постоянный грохот в цехе при выделке кирпичей, подвоз на вагонетках, въедающиеся в кожу сажа, смрад - все эти условия приходилось выносить изо дня в день.

      Здесь, в цехе, чумазую, в грязной телогрейке и повстречал отец мать. Он уже учился в техникуме и работал на кирпичном заводе, проверяя в цеховых камерах годность выпущенной продукции.

      Папе был 21, маме- 22 года, когда они поженились.