Унесённые временем

Иван Квиткин
БЕССМЕРТИЕ  ГЕРОЕВ. УНЕСЁННЫЕ ВРЕМЕНЕМ.
К 90 летию образования Кашарского района.
В хуторе Зотовка  жил Гарьковенко Иван Андреевич, награжденный Орденом Красного Знамени во время гражданской войны, за какие подвиги и в какой он был должности установить не удалось. Получалось был Иван Андреевич, может быть был и не рядовым кавалеристом в соединениях С.М.Будённого.Орден Красного Знамени утверждён Указом ВЦИК 16  сентября 1918 года, где было сказано, что этот знак присуждается всем гражданам РСФСР, проявивших особую храбрость и мужество при непосредственной боевой деятельноси.Согласно  статуса право предоставлять к награждению имели  комиссары и командиры красной армии, а утверждать и присуждать имел право только ЦИК  РСФСР. Все ордена изготовлены из серебра в форме позолоченного венка .Надписи выполнены золотыми  буквами. Горящий факел на знаке символизирует бессмертие героев  революции. К каждому ордену прилагалась грамота, в которой было указано кому и за какие деяния вручен номерной знак. Она была необходимым атрибутом удостоверяющим правом награждённого на ношение награды.
   Закончилась гражданская война. Вернулись к мирной жизни и орденоносцы, посколько они были не только храбрые и мужественные воины, но и трудолюбивые земледельцы, во время Нэпа, до начало коллективизации, поправили, пришедшее в упадок хозяйство, стали зажиточными. При вступлении в колхозы многие из них без видимого ропота передали своё кровно нажитое имущество, живность и тягло, других пришлось раскулачивать и выселять в необжитую месности, а третьи, лишившись  нажитого, запили беспробудно и если работали в колхозе,  то так лишь бы день до вечера. Что у них у всех было общее это боль и обида ,что их проливавших кровь за советскую власть на полях сражений. и в мирное время поднимавших из пепла крестьянское хозяйство, кормивших  рабочих хлебом, уравняли с теми, кто  в бою прятался за спины других, а на ниве у них не спрела от пота ни одна рубашка и теперь по  варварски относившихся к колхозному добру.
   Моя бабушка Ульяна Кузьминична рассказыва, они отвели на общий двор лошадь, пару быков, корову, и пару овце маток. Встретила бабушка своих быков, худющие, еле ноги передвигают. Погоняет их не кнутом. а вилами ширяет в ляжки, Папько  по уличному Голозадов. Увидев Ульяну Кузьминичну, быки жалобно замычали и остановились. Ярмом шея разбита в кровь, по щекам текут слезы. Бабушка тоже не удержалась, сделала замечание
   --Были ваши стали наши. Вы дама сидели, а я кровь проливал за эту власть,--сказал  колхозник, показывая на орден. Правда, вскорости орден Красное Знамя у него отобрали, небыло у Панька на него документов. Оказалось,  орден принадлежал умершему в госпитале командиру Красной армии, где Голозадов служил конюхом.
   Времени прошло много, ушли в мир иной почти все, кто близко знал  и мог рассказать всё героях  орденоносцах гражданской войны и их вкладе в становление и развитее нашего Кашарского района. Все же мне  удалось поговорить с теми, кто знал хоть не многое, видел или что то слышал о нем, Иване Андреевиче Гарьковенко и не только.
    Сердюков В.А.
   Мои родители жили с Иваном Андреевичем в хуторе Зотовка, а позже и хуторе РЕЧКА, близко его знали. Он был награждён орденом Красное Знамя за мужество и храбрость  в боях гражданской войны и пользовался большими льготами и уважением со стороны районного и местного руководства. Говорили, как-то Иван Андреевич со своей женой  Анастасией Фёдоровной возвращались  из села, В-Макеевка  к себе домой на хутор Речка, встретился им па пути директор В-Макеевской МТС Свердлин Георгий Иосифович, который попросил своего водителя отвезти их прямо к подворью. Я со своим сыном решили узнать больше о нашем знаменитом земляке, поискали в интернете, но безрезультатно.
    Джигер Д.Е.
   -Я хорошо помню Ивана Андреевича Гарьковенко. С его сыном Алексеем в 1944 году нас призвали на службу, проходили курс молодого бойца в станице Усть Лабинской, его отец учувствовал в освобождении  это местности от немецко-фашистских захватчиков, был ранен и умер в госпитале. Иван Андреевич ничем особым не выделялся среди хуторских мужиков-весёлый, лихой, любил выпить, погулять. На счёт льгот  не знаю, не  слышал, если б были, то ими пользовался бы и мой отец Джигер Евсей, тоже имел орден Красное Знамя и грамоту ,из которой следовало, получил он его за мужество и храбрость при освобождении города Ростова и вручал отцу С.М.Будённый в госпитале, в котором он пролежал без малого год. Вернувшись, домой, не смотря на подорванное здоровье, успешно хозяйствовал. Работал в колхозе и рядовым, и долгое время заместителем председателя колхоза, и зав складом. Погиб в Великой Отечественной  Войне. Перед приходом немцев в хутор Зотовка  матушка сожгла все отцовские письма и наградные документы. Утверждать не буду, повидимому  житель хутора Речка  Коновалов Пётр Нестерович тоже был награждён орденом Красного Знамени. Еще в молодые годы он ушёл на заработки в шахтерские поселки, вступил в партию большевиков, вернувшись в родной хутор, проводил агитационную работу среди крестьян. Петр Нестерович участник гражданской войны, домой прибыл с молодой женой и дочкой. (Его правнучка Любовь Николаевна Голикова живёт в Кашарах.) Вел активный образ жизни, учавсвовал во всех преобразованиях, проводимых советской властью. После смерти жены заболел, перед войной лежал в госпитале города Ростова на лечении, во время оккупации следы затерялись
    Казбаненко И.П.
Перед Великой Отечественной вой мы жили в хуторе Речка, мне тогда было около  семи лет. Иван Андреевич бывал у нас в доме, устраивали с моим отцом застолья. Веселый доброжелательный дядька, таким он мне помнится. Его сын Алексей во всём  точная копия своего отца. Как кавалериста, прозвали Ивана Андреевича на фронт, погиб при освобождении Краснодарского края от фашистов
    Скрипинская Раиса Ивановна
   --Отца не помню, грудная была. Мама много про него рассказывала, но я прожила не лёгкую жизнь, память моя притупилась, многое забылось, ушло безвозвратно. Жили мы в хуторе Зотовка, потом позже перебрались в хутор Речка. Мама Анастасия Фёдоровна работала в колхозе и воспитывала детей. Трое нас было, старший брат Алексей, копия отца, Мария и я родилась перед самым началом войны. Отец  Иван Андреевич дружил, а может быть просто по доброму относился к Антону Букше, который во время оккупации  был полицаем и в первый же дань заявился к нам домой и потребовал наградные документы и орден Красное Знамя. Мама сказала, что не знает куда отец их спрятал, ты, мол, не один раз у нас бывал, хлеб соль  кушал, видел, в руках держал, наградные документы, наверное, знаешь, где их прятал Иван Андреевич. Полицай перевернул в хате всё верх дном, даже нас, детей, раздел наголо. Букша не найдя ничего, пригрозил маме, что завтра отправит её на висилицу. Мы все плакали в голос, зашел немец, узнал в чём дело и сказал, что полицай больше нас не потревожит.
   Осенью 1944 года Алексея призвали в армию. Вместе Джигер Д.и Савченко И,начинали службу в учебном полку в станице Усть Лабинская,как раз там погиб наш отец Иван Андреевич Гарьковенко.В полку была проблема с питьевой водой и солдаты переболели дезентерией.Мама  ездила в часть, жила там две недели, ухаживала за больными бойцами.
      Алексей и сестра Мария жили в городе Луганске, орден и наградные документы брат забрал с собой, где они сейчас не знаю, Алексея уже нет в живых. О льготах мама ничего ни когда не упоминала, видимо это из области фантазии.
  Пока живы мы дети, внуки, правнуки Ивана Андреевича  будет жить и память о нем, ну дальше это будет на совести грядущих поколений. Унесенные временем герои гражданской и Великой Отечественной войны, награждённые орденом Красного Знамени, внесшие большой вклад в развитие нашего района, на всегда останутся в памяти наших земляков, это радует мою душу.
       И всё же льготы для награждённых орденом Красного Знамени были и  не малые по тому времени, правда получать их стали через 14 лет после гражданской войны. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1936 года было установлено ряд льгот для награждённых орденами В.Т.Ч и орденом Красного Знамени, за который ежемесячно платили 20 рублей, один раз в год бесплатный проезд в любую точку страны туда и обратно на железнодорожном или водном транспорте и другие льготы. С 1 января 1948 года Указом Президиума Верховного Совета СССР отменены денежные выплаты и другие выплаты по орденам и медалям СССР, учитывая мночисленные обращения награждённых военнослужащих. Возможно обращения были инициированы.    (Из воспоминаний писателя-фронтовика Григория Бакланова[1]).
«После войны ветеран войны, тот, кто воевал на фронте и вернулся — это были самые уважаемые люди. И первый, конечно, удар по ним нанёс гений всех народов, наш вождь и учитель, который года через два после войны отменил деньги за ордена. За „Звезду“ платили 10 рублей, за „Отечественной войны“ — 15, за орден „Красного Знамени“ — 20… Для колхозника это было много. И даже вот я был студент, месяца два не получаешь, придёшь — это деньги. Но дело не в деньгах — это был нанесён удар по чести. Вы, мол, теперь не нужны, отвоевали и всё, гуляйте ребята.».
     ВОТ ТАК……
                Квиткин И.А
                Май 2013 год.