1914 г. Авиаторы в подмосковных Бронницах

Наталья Юрьевна Павлюкова
Авиаторы в Бронницах
Исторически сложилось так,  что Бронницы — это город транспортников: ямщиков и военных автомобилистов. В средние века и в новое время здесь разводили лошадей, в новейшей истории испытывали любую колесную технику для Министерства обороны. Но оказывается - Бронницы еще и малая родина  российской авиации. Именно в нашем городе в начале века располагался один из  первых русских аэродромов, и именно в нашем городе шло формирование и обучение первых авиаторов для нужд царской армии. Существовал аэродром недолго всего пару лет, 1913-1914 г.г., так как с началом Первой мировой войны летный отряд был передислоцирован в район боевых действий. Но след о себе авиаторы в городе оставили.
Какой, об этом и пойдет речь в нашей статье, подготовленной на основе материалов любезно предоставленных редакции сотрудниками Музея истории г.Бронницы.
Авиация пришла в России сначала как один из видов спорта, наряду с автомобилями и футболом. Но очень быстро стало понятно,  что военно-воздушные силы  могут являться одним из звеньев стратегической мощи России.  В 1910 году российское правительство закупило  во Франции первую партию самолетов. Этот год считается годом рождения ВВС России. Тогда же в Московском военном округе была сформирована первая авиационная воинская часть. И уже в июле 1911 года при авиашколе Московского общества воздухоплавания была организована подготовка офицеров МВО в качестве летчиков.
Выпускник этой школы потомственный дворянин Владимир Андреевич Юнгмейстер был в 1913 году назначен командиром авиаотряда Гренадерского корпуса. Самого подразделения в этот момент собственно не было. Его предстояло только сформировать, что и  было поручено  В.А.Юнгмейстеру.  Место для аэродрома  , удобное по всем показателям, определили в 50 верстах от  Москвы, в наших Бронницах. Не трудно представить каким событием в жизни уездного города стало известие о  предстоящем сооружение аэродрома.
 Как именно и откуда проходил набор кадров в подробностях не ясно, но известно, что искали профессионально подготовленных людей по всей страны. Наверное, были в числе приглашенных сотрудников и жители города, хотя бы в качестве нижних чинов. Но понятно, что попасть в состав престижного воинского подразделения желали многие.
 В апреле  1914 г. В апреле 1914 года, на аэродроме  собрались гости ,  в полет вместе с 26-летним поручиком Михаил Иванович Лященко   отправился   в качестве пассажира  Константин Петрович Савицкий. И неожиданно случилась трагедия – самолет рухнул. Информация об инциденте обошла страницы большинства российских газет.
 Вот как описывается это событие в  журнале «ЗАРЯ»  №17 1914 года.
«21 апреля на Бронницком аэродроме произошла авиационная катастрофа,  унесшая сразу 2 жизни. На этот раз погибли военный летчик поручик Лященко и секретарь Бронницкого воинского присутствия Савицкий, летавший в качестве пассажира. Поручик Лященко полетел первым при возобновлении полетов на Бронницком аэродроме. Поднявшись на «Ньюпоре» сравнительно на небольшую высоту,  Лященко направился к востоку. Вылетев за пределы аэродрома, его аппарат при повороте вдруг быстро пошел книзу, склоняясь на левое крыло. В скорее «Ньюпор» совсем скрылся из глаз зрителей. Публика, ничего не подозревая, ждала возвращения авиатора. И только после 10-15 минут бесплодных ожиданий стали предполагать о возможном несчастье и бывшие на аэродроме отправились по направлению спуска «Ньюпора». В трех верстах от аэродрома в поле им представилась ужасная картина: на земле лежал изломанный аппарат, а под его обломками труппы поручика Лященко и Савицкого.
Трагически погибший поручик Лященко был еще совсем молодым человеком и служил в восьмом восточно-сибирском полку. Но, не смотря на свою молодость (26 лет), он в короткое время успел завоевать репутацию знающего дело офицера,  и, когда Лященко заинтересовался авиацией,   командующий сибирским округом оказал протекцию для поступления в Севастопольскую авиационную школу, куда всегда имеется масса кандидатов. В декабре тринадцатого года, Лященко окончил школу и, получив звание военного летчика, был назначен на бронницкий военный аэродром, где он так неожиданно и страшно погиб. М.И.Лященко уроженец г. Ромень Полтавской губернии. После него осталась записка, в которой он просит свое тело отправить на родину и просит также не верить о версии о самоубийстве. «Я еще хотел жить и чувствовать» говорится в этой записке. Но судьба решила иначе.»
А что же Савицкий? Кто он, чем занимался, кто его близкие и как сложилась их дальнейшая судьба, а также подробно узнать о  тех,  кто покорял бронницкое небо, как выглядели самолеты начала прошлого века  и многое другое, можно узнать, посетив Музей истории города Бронницы.
И еще: осталось загадкой место, где упал самолет и где был установлен знак с надписью «Это место не пахать». Возможно, среди читателей газеты есть знатоки  летного дела, и они могут по воспоминаниям, фотографии  и газетным заметкам  определить район трагедии. Городской музей будет очень признателен таким людям.


Бронницкий аэродром  прослужил долгие годы.  В 1918-1919гг здесь размещался  7-й
истребительный отряд, в котором служили уже красвоенлеты- красные военные летчики, пришедшие на смену русским офицерам-первым военным летчикам  России.  В 60х в Бронницах оставалась лишь сельскохозяйственная авиация. Люди старшего поколения, наверняка, помнят стрекочащие над Бронницами « этажерки».
Сохранились рапорты  штабс- капитана Юнгмейстера В.А.,
которому было поручено формирование 5-й Авиароты :

От10.01 .1913г Наблюдающему за формированием 5-й Авиароты

                10 января 1913г. Я приступил к формированию 5-й
                Авиационной роты.

От 2.03 .1914г. Начальнику штаба Московского военного округа

                Доношу, что 5-я Авиационная рота и 3 Авиационных
                отряда сформированы.
                Начальник Авиационного отряда Гренадерского корпуса
                Штабс-капитан  Юнгмейстер.




                СОСТАВ  5-й   АВИАЦИОННОЙ  РОТЫ

              г. Бронницы  Московской губернии. Июль 1914г.



     Командир роты                полковник    ЕСТИФЕЕВ  Павел  Федорович

     Пом. Командира роты     капитан        НИЖЕВСКИЙ Виктор Львович

     Адьютант роты                штабс-капитан  ДМИТРИЕВСКИЙ


              Нижних чинов  -   71 человек.



             ГРЕНАДЕРСКИЙ   авиаотряд ( авиаотряд Гренадерского корпуса)

     Начальник          штабс-капитан  ЮНГМЕЙСТЕР Владимир  Андреевич
     Младшие офицеры:  штабс-капитан Андреев Сергей Дмитриевич
                штабс-капитан Корицкий Владимир Николаевич
                поручик Слепцов Василий Александрович
                подпоручик Макшеев Дмитрий Дмитриевич
     Летчики нижние чины: ст. унтер- офицер Гудков Георгий Иванович
                ст. унтер-офицер Оболикшта Павел...
          Нижних чинов -53 чел.



          17-й     КОРПУСНЫЙ   авиаотряд


       Начальник                капитан Кравцевич Осип Осипович
Младшие офицеры:    штабс-капитан Загурский Казимир Марьянович
                штабс-капитан  Кузнецов Александр Александрович
                штабс-капитан Данилин Павел Феопемонтович
                подпоручик Ляшенко Михаил Иванович( погиб в
                апреле 1914г.)
Летчик нижний чин:  мл. унтер- офицер Киселёв Федот Егорович
        Нижних чинов -48чел.




        13-й    КОРПУСНЫЙ  авиаотряд


        Начальник            штабс-капитан  Кокаев Николай Владимирович
       Младшие офицеры: штабс-капитан Варгасов Владимир Николаевич
                поручик Пестов Василий Иванович
                поручик Николаевский Александр Викторович
                поручик Кузьминский Михаил Петрович
    Летчик нижний чин   охотник  Скиндер Александр Иванович
         Нижних чинов -46 чел.