Первая конная 20 лет под ковром

Николай Соляник 2
   


                «Дорогой Иосиф Виссарионович !
Для скорейшего разгрома ненавистного врага я выделяю из личных своих сбережений 50 000 рублей для постройки танка.
Преданный Партии и Вам художник Александр Герасимов».

   В годы войны добровольные пожертвования в Фонд обороны были всеобщим явлением: деньги вносили известные ученые, конструкторы, деятели культуры, писатели, художники, свой однодневный заработок перечисляли трудовые коллективы.

   Особенно весомым был вклад сталинских лауреатов: каждый из них почитал за честь всю премию (сто тысяч рублей – Шолохов, Алексей Толстой, Арам Хачатурян, целый ряд академиков) или половину ее передать в Фонд обороны страны.

   Сталин поблагодарил Герасимова, как обычно он это делал, через газету:
«Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Герасимов, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
И. СТАЛИН».
«Известия», 20 марта 1943 года.

   К этому времени Александр Михайлович Герасимов уже был известным художником, ярким представителем социалистического реализма, создателем портретов выдающихся деятелей революции, партии и государства и дважды – лауреатом Сталинской премии (за картины «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле» и «Гимн Октябрю»).

   А вот за самую сокровенную свою работу «Первая конная армия» – сталинскую лауреатскую не получил, хотя наверняка рассчитывал на нее. Вообще, судьба этого полотна сложилась трагически, и тут художнику не позавидуешь. В самом деле, вряд ли кому из его коллег довелось пережить такое...

   Полотно – многофигурное. Правда, не видя его, смущает, название: «Первая конная армия». Невольно представляется конница – в походе или атаке. На картине же – армейские военачальники: командиры корпусов, дивизий, комиссары. Всего 45 персонажей. Отбор их, надо полагать, был жестким, сам Ворошилов контролировал список, согласовывал его со Сталиным. Кстати, на картине изображен и сам вождь, хотя кавалеристом он не был, но был почетным красноармейцем Первой конной армии.

   Завершив эскизы, Герасимов стал размещать персонажи на холсте. И тут началось: каждому фигуранту хотелось оказаться ближе к центру, где – Сталин. Тогда Ворошилов предложил поставить крестик на том месте холста, где каждый хотел бы себя видеть. Если место занято, ставь крестик дальше.

   Картина получила одобрение партийного руководства и вскоре (в 1937 году) была выставлена на Всемирной художественной выставке в Париже. Произвела она грандиозный успех и была удостоена гран-при. Это ли не победа?! Но радость Герасимова была недолгой. Пока шла выставка центральная фигура композиции – дивизионный комиссар Константин Озолин (стоит у стола) был расстрелян, и картина стала "неполиткорректной".

   Что делать? Соскребать, записывать фигуру? Герасимов не стал портить полотно, просто убрал его под ковер в гостиной. Тем более что ненужными персонажи становились один за другим: кроме Озолина еще 12 человек. Вот чем обернулись для них символические крестики!..

   Почти двадцать лет картина «Первая конная армия» обитала в подполье. Выставлена она было только после развенчания культа личности Сталина и реабилитации невинно репрессированных.

   Всего А.М. Герасимов создал около трех тысяч картин, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. Картины его  хранятся в Третьяковке, в Государственном Русском музее, Музее Вооруженных Сил, в Историческом музее и других…