Сейм, река - этимология

Сергей Колибаба
                И сказал Господь Авраму, после того как   
                Лот отделился от него: возведи очи твои
                и с места, на котором ты теперь, посмотри
                к северу и к югу, и к востоку и к ЗАПАДУ
                Бытие 13:14               



В средневековье речная сеть служила центральным условием развития территорий, куда текли реки, туда и направляли свои устремления князья, каганы, цари и вожди; реки определяли границы племен и государств, на них организовывались опорные поселения, а затем и города, речные магистрали способствовали единству народности и  возникновению  общего языка. Русское социальное пространство формировалось на системе крупных рек, гигантских озер и волоков, между ними были непроходимые и малоизвестные территории, русла рек «направляли», ориентировали в пространстве, торговые пути изначально – тропы вдоль рек с переходами из одной речной системы в другую.

Рассматривая гидроним, мы всегда должны учитывать коммуникационную функцию реки, которая, как правило, обозначена в ГИДРОНИМЕ корнем слова, однако мы пока не научились правильно считывать из названия водных объектов древнюю информацию, или говоря проще, связывать гидроним с хозяйственной и социальной деятельностью людей. В абсолютном большинстве комментариев проблема смысла имени решается методом ТЫКА, без привязки термина к идеологической системе (в нашем случае – иудеохристианство), часто используют для этой цели фантастические (эпосные) представления и сказочные искусственные лингвистические системы, во многих случаях опираются на – «ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ» языки.

Например, вот как интерпретируют гидроним Сейм: «Сейм (Сем), л. Десны — от индоевропейского корня *sem- «один», «образующий единицу», «одинаковый» (древнеиндийское same — «ровный», «одинаковый»). Это вполне соответствует равнинному характеру реки. Сравним: в Украине есть реки Одинець и Ровеньок» (Сайт
www.tinlib.ru/istorija/prarodina_rusov/p2.php, Древняя индоевропейская гидронимия восточной Украины).
И откуда взялись ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ корни или древнеиндийские термины в регионе  НИКАК не связанном исторически с Индией, разве здесь поклонялись Кришне и Вишну, и почему СЕЙМ это – ОДИН, у него притоков – 914, до сих пор спорят, какие из них собственно и образуют  реку??? 

В истории известно несколько попыток русских добраться до Индии и установить дипломатические и торговые связи с этой страной, но все они закончились провалом, русских в Индию не пускали, консульство России в Бомбее было организовано лишь в 1900 году. Купец Афанасий Никитин (?-1474) побывав в Индии, оставил первое описание страны, в 1646 г. послу Анисиму Грибову, отправленному  в  Хиву и Бухару, ставится задача узнать, как удобнее ехать из Астрахани в «Ындейское царство». Незначительные торговые связи Москвы с Индией  осуществлялись через Астрахань, где была колония пенджабских купцов с начала XVII века, и всё, никаких других контактов историей не зафиксировано, так откуда индийские термины в Посемье? 
А пенджабские ли?
Евреи в Индии зарегистрированы в письменных источниках с X века, а община Бней Исраель по преданию существует со II века, в период колонизации Индии Португалией (1502–1663) евреям Кочина местный раджа выделил около своего дворца земли под застройку (район стал называться Еврейским городом) и обеспечил им выживание, религиозную и культурную автономию. В XVI-XVII вв. в общину Кочина влились выходцы из Нидерландов, немецких земель, стран Восточной Европы, а также из Сирии и Турции. В  еврейской литературе часто иронически описывают прибытие «первооткрывателя» пути в Индию Васко да Гамы (1497-1499, лоцман еврей), когда Васко да Гама сошел на индийский берег, его встретил еврей из Кракова, прибывший в Индию по рядовым торговым делам.   

Очевидно, что комментарии к гидрониму Сейм начисто лишены ПРАКТИЧЕСКОГО СМЫСЛА (способность людей здраво разбираться в обыденных делах), река входила в систему жизнеобеспечения людей, какую информацию для человека в данном случае несёт термин ОДИН, или ТЕМНЫЙ, ПЕСТРЫЙ (толкования),  на что они УКАЗЫВАЮТ?  На цвет воды, какое отношение имеет цвет воды к судоходству, торговле или сбору дани???

1) Прошлое Посемья
Область в бассейне реки Сейм получила в исторических трудах название Посемье, территорию эту занимал племенной  союз северян, до конца IX века она входила в состав Хазарского каганата (иврит, иудаизм). Затем  Киевской Руси, древний Киев – двор князя, еврейская и хазарская общины, Черниговского княжества - часть населения хазары и евреи, с XI в. община, центр еврейской учености, и Новгород-Северского княжеств. С конца XIV века до 1508 г. Посемье  в составе Великого княжества Литовского, где в средние века проживало значительное еврейское население. В 1623 году король Владислав IV издал универсал о высылке евреев из Черниговского и Северского воеводства по жалобе местных купцов и ремесленников-христиан на конкурентов, однако указ не был осуществлен.
Так как здесь закрепилось с конца X века иудеохристианство, и было значительное еврейское население, то и рассматривать гидроним Сейм целесообразно в связи с идеологией и терминологией иудеохристианства, имеющего сакральным языком – иврит. 

До XIII в. Посемье было спорной территорией между Черниговским и Переяславским княжеством, образовавшееся здесь удельное Курское княжество (1094-1275) имело Сейм как осевую линию;  какой-либо границы по Сейму не было, река не служила пограничной линией. После разгрома учиненного монголами эти территории долгое время были пустынными и лишь в начале XVI века начали осваиваться Московским государством, к середине XVII века граница (засечная черта) отодвинулась от Сейма на 100 км к югу, к Белгороду (1640).    

2) География
Сейм – типичная лесостепная река, до притока реки Рать, течёт в северо-ЗАПАДНОМ  направлении, далее течёт на ЗАПАД до устья Свапы, здесь Сейм принимает юго-ЗАПАДНОЕ направление, по территории Украины Сейм течёт преимущественно в ЗАПАДНОМ направлении, а от Батурина до устья в северо-ЗАПАДНОМ направлении.
Ширина русла реки  — 10-30 метров, в среднем течении — 40-80 метров, в нижнем течении — 80-100 метров, глубина реки варьирует в пределах 2-3 метров, уменьшаясь до 0,5-1,0 метра на перекатах и увеличиваясь до 4-6 метров на плёсовых участках и в низовьях, иногда до 10-15 метров в ямах. Встречаются участки, которые летом можно пересечь вброд, русло Сейма устойчивое, извилистое, течение медленное, спокойное 0,3-0,4 м/с до 0,7 м/с.

Из гидрографической характеристики выделим несколько важных фактов:
а) река не широка, глубины небольшие, серьёзным препятствием на пути кочевников не являлась, лишь замедляла их продвижение;
б) в период Киевской и Московской Руси река использовалась как главная транспортная артерия региона Посемья (вывоз дани, налогов, продуктов ремесла и земледелия, сплав леса), и сегодня вдоль Сейма идут транспортные пути. Судоходство и торговые отношения здесь носили местный характер, в связи с географическим периферийным положением региона и его историческим развитием в средневековье.   

Основной вывод
Река истекает в ЗАПАДНОМ направлении, выводит в центры Киевской Руси - Чернигов и Киев, основная функция – транспортная магистраль средневековья, она НАПРАВЛЯЕТ  ДВИЖЕНИЕ местного ТОРГОВОГО ПОТОКА; следовательно, в имени (общепонятном СИГНАЛЕ) должна быть отражена основная ФУНКЦИЯ Сейма, ориентирующая жизнедеятельность средневекового человека в регионе Посемья.

3) Существующая официальная этимология
а) Википедия
В древнерусских литературных источниках (летописи IX — XI веков, Книга Большому Чертежу) река называется Семь. По преданию, название произошло благодаря образующим реку семи притокам, называемых «Семицами»: Пузацкая Семица (Пузатый Сейм), Котлубанская Семица, Донецкая (Донская) Семица, Сухая Семица, Полная Семица (Полный Сейм) и т. д.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона также склоняется к этой версии появления названия реки. Однако в качестве основообразующих указывает другие притоки: Рать, Млодать, Озерна, Полная и др.
Название Семь (Сем) и теперь встречается в курских говорах.
Семь (Сем) — суженый Десны, дочери богатыря Днепра.
По мнению М. Фасмера, этимология гидронима неясна. Л. Мошинский считает возможным видеть в названии этой реки индоевропейский корень *- ke- со значением «пёстрый, разноцветный». Наиболее вероятной на сегодняшний день является гипотеза о том, что др.-рус. Семь восходит к иранскому «тёмная [река]», ср. авест. sy;ma- и др.-инд. ;y;ma- «тёмный».
Современная форма Сейм обязана своим происхождением описке или позднейшему ложному осмыслению (возможно, под польским влиянием).


б) Книга Большому Чертежу

Книга…  служила в XVII веке практическим руководством для «государевой службы посылок», описание территории велось в основном по дорогам (сакмам) и рекам  того времени, все притоки рек указывались как ориентиры в отсчете  расстояний.
«В реку в Десну, ниже Путивля 70 верст, пала река Семь, течет ис под Рыльска и из под Путивля.
А река Семь вытекла из Пузацкого лесу, из под Муравскои дороги, от верху реки Оскола и от верху Оскольца; а промеж их верховен, через Пузацкои лес, лежит дорога ис Крыму в Русь, Муравскои шлях, мимо Ливны.
А в реку Семь с левые стороны, ниже Муравского шляху верст з 10, пала Семица река Донецкая, а вытекла от верх Донца Северского, течет через Муравскои шлях; а выше Семицы Донецкие пала в Семь. Семица Котлубанская.
А Семь Котлубанская вытекла от верху Корени и Корочи, из под Изюмского шляху против Юшковых бояраков, течет через Муравскои шлях; от Пузацкого лесу до Котлубанские Семи верст з 20» и т.д. подробно о каждом притоке.

Из сведений «Книги Большому Чертежу» ясно, что река Сейм и её притоки использовались для ориентирования в пространстве и времени прохождения участков пути, истолкование термина как СЕМЬ (притоков), ПЕСТРАЯ, ТЕМНАЯ - лишено практического СМЫСЛА.
Термин СЕМИЦА – указатель (верстовой знак), принадлежность притока к реке Сейм, напомним, что их 914; притоки Сейма использовались для вывоза (пути шли вдоль притоков, зимой санный путь по притокам) произведенных товаров (хлеб, предметы ремесла, лес) из ГЛУБИНЫ  НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ЗОНЫ. В термине СЕМИЦА должно быть утилитарное (полезность, польза) указание на возможность быстрого вывоза  произведенных в регионе товаров (хлебородный регион):
СЕМ+ИЦА = СЕМ, СЕЙМ + ивр. ЙАЦА, ИЦЕ выходить, выезжать, переезжать, экспортировать, экспортный товар; т.е. данный приток выводит на реку Сейм, направление вывоза.

4) Сейм – этимология иврита
а) Иврит
Итак, мы выявили «ПОЛЕЗНОСТЬ» реки Сейм, это транспортная магистраль для вывоза произведенных в Посемье продуктов, основные центры, куда осуществлялся вывоз – Киев и Чернигов по ходу течения реки – НА ЗАПАД. Древнерусский город - место сбора и обработки дани: Курск (с 1032 г.) был крайней восточной точкой, Рыльск (с 1152), Путивль (уп. с 1146), Чернигов (с 907), Киев (882), таким образом, ясно куда направлялась «дань или полюдье».

Согласно нашим выводам гидроним Сейм должен в своей корневой структуре содержать значение – ЗАПАД:
СЕ+ЙМ, или С+ЕМЬ = ивр. СА – неси, повелительное наклонение от глагола НАСА носить, перемещать + ЙАМ море, ЗАПАД; т.е. несущая (воды) на запад, река, истекающая на запад.

Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
Статья «Средиземное море»
Средиземное море (ивр. ХА-ЙАМ ХА-ТИХОН) — называется в Библии Великим морем (Чис., 34, 6 и сл.; Иош., 1, 4; Иез., 47, 10), также ЗАПАДНЫМ — собственно «последним» — морем (Втор., 11, 24; Зах., 14, 8), в противоположность Восточному (т. е. Мертвому) морю; оно называется также Филистимским морем (Исх., 23, 31) и, наконец, просто морем (Иош., 19, 29; I Макк., 14, 34; 15, 11). Так как Средиземное море расположено к западу от Палестины, то на языке Библии слово ЙАМ ;;; («море») означает также «ЗАПАД. Большинство библейских суждений ; море вообще относится именно к этому морю».

Статья «География Библии»
Восход и закат солнца служили у древних евреев единственным средством для распознавания стран света; определяя направление, они всегда обращались лицом в ту сторону, где восходило солнце. Поэтому ту страну света, которую мы называем востоком, они называли " передом", ивр. КЕДЕМ (Быт., 2, 8; 12, 8 и др.), или "местом сияния", ивр. МИЗРАХ, тогда как запад они обозначали словами "зад", ивр. АХОР (Исаия, 9, 11 и др.), или "море", ЙАМ (Быт., 12, 8 и др.), ввиду того, что Палестина на западе омывается морем (Средиземным).

б) Примеры применения термина в Библии, образы иудаизма

Термин ЙАМ (запад) применяется в книгах Библии более 50 раз.
- Бытие 12:8: «Оттуда двинулся он (Авраам) к горе, на ВОСТОК от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на ЗАПАД (ЙАМ), а Гай на восток».
Иисус Навин 18:12 (раздел земли между коленами): «Предел их на северной стороне начинается у Иордана, и проходит предел сей подле Иерихона с севера, и восходит на гору к ЗАПАДУ (ЙАМ)».
- Иисус Навин 18:14: «Это западная сторона (ЙАМ)»; термин употребляется также в стихах: 19:34.
- Иезекииль 48:23: «Остальное же от колен, от восточного края до западного (ЙАМ) - один удел Вениамину»; далее термин применяется в стихах - 48:24, 25, 26, 27.

Таким образом, мы выяснили, что река Сейм истекает в ЗАПАДНОМ направлении, в период Киевской Руси основное назначение – транспортная магистраль, связанная с формированием местного торгового потока и сбором дани с населения, сухопутных путей не было, передвигались по рекам и вдоль рек. Соответственно этой своей функции она и была названа – НЕСУЩАЯ (воды) на ЗАПАД, термин (как и все остальные) взяли из словаря средневековья – Библии, он принадлежит еврейскому языку.   

«И князю дайте долю по ту и другую сторону,
как подле священного места, отделенного Господу,
так и подле городского владения, к ЗАПАДУ (ЙАМ)
с западной (ЙАМ) стороны и к востоку с восточной
стороны, длиною наравне с одним из оных уделов
от ЗАПАДНОГО (ЙАМ) предела до восточного».
            Иезекииль 45:7