О голосах

Борис Шмуклер
               
     В 1966 году, узнав, что Израиль вещает на СССР, я начал искать «Голос Израиля» и, заодно, мне попались Би-Би-Си, «Голос Америки», «Свобода», «Немецкая волна». Все западные радиостанции глушились, но, приспособившись чуть-чуть менять волну, когда шумы усиливались, можно было довольно сносно слушать эти станции. Передачи велись по вечерам в определенные часы. Из всех этих радиостанций, кроме, разумеется, «Голоса Израиля» меня заинтересовала только Би-Би-Си. «Голос Америки», в основном, был сосредоточен на своих внутренних проблемах и привлекал молодежь рок и поп музыкой. Но меня это не интересовало. «Свобода»  была сосредоточена на антисоветизме, но не давала систематического материала по Ближнему Востоку. То же с «Немецкой Волной». «Би-Би-Си» имела очень большую популярность у граждан СССР из-за точности, правдивости и емкости информации. Она передавала подробную информацию о происходящем во всем мире, и, главное для меня, о происходящем на Ближнем Востоке. На сообщения Би-Би-Си иногда ссылались  дикторы «Голоса Израиля», когда военная цензура запрещала давать в эфир новости из своих источников. Так я помню, что всю информацию по операции с шербурскими катерами «Голос Израиля» давал со ссылкой на Би-Би-Си, пока катера были на пути в Израиль. После передачи новостей, на Би-Би-Си шла рубрика  «Глядя из Лондона» обозревателя Александра Голдберга, где часто комментировались события, происходившие на Ближнем Востоке.
     Кроме информации по Ближнему Востоку, были интересные передачи о событиях в Чехословакии. Даже информацию о происходящем в Советском Союзе, дикторы Би-Би-Си умудрялись сообщать раньше информации СМИ СССР. Уже не помню по какому случаю, но вся страна ждала сообщения о каком-то важном событии, которое должно было вот-вот произойти в СССР. Вечером в воскресенье Би-Би-Си сообщила, что  событие произошло. В понедельник утром «у фонтана», где обычно сотрудники до начала работы обменивались всякой информацией, я сказал, что событие произошло, но не сказал откуда   я это знаю. У нас по понедельникам проводились политинформации, на которых сотрудники, по очереди, делали обзор недельным новостям, в основном по газетам. На этот раз проводивший политинформацию сообщил о произошедшем событии. «Откуда ты это  взял?» - спросил начальник отдела. Политинформатор, обратившись ко мне, спросил, откуда информация. Мне  очень не хотелось при всех говорить, что я слушаю «голоса из-за бугра», но пришлось сказать, что это передала Би-Би-Си. «Ну, раз Би-Би-Си передала, то это верно» - сказал начальник отдела и инцидент был исчерпан.
     Надо сказать, что имея опыт советских средств информации, я первоначально с недоверием отнёсся к информации израильского радио, но когда информацию «Голоса Израиля»  подтвердила Би-Би-Си, я понял, что «Голосу Израиля» можно полностью доверять. 
     В те времена мне казалось, что Би-Би-Си симпатизирует Израилю. Может быть, так оно и было, так как Израиль был в противостоянии к врагу № 1 западного мира – СССР, но сейчас, после развала СССР, я вижу, что, заигрывая с арабами, многие страны запада, и Англия в том числе, очень негативно относятся к Израилю и многие передачи Би-Би-Си стали антиизраильскими. Ныне я не слушаю Би-Би-Си, зато слушаю РЭКА – радиостанцию, вещающию на русском языке, и смотрю русскоязычный «9 канал». Репатриировавшись в Израиль и найдя РЭКА, преемницу «голоса Израиля» на русском языке, я с удовольствием узнал голоса дикторов и обозревателей, которых слушал еще в Советском Союзе: Захарии  Керен, Аркадия Тимора, Филиппа Канна.
     P. S.  В апреле 2008 года «Голос Израиля» отмечал свое 50-летие.