Льгов - этимология

Сергей Колибаба
               

                А мои куряне - ратники бывалые,   
                под трубами повиты, под шеломами всхолены,
                с конца копья вскормлены,    пути им ведомы, 
                ОВРАГИ им знаемы
                Слово о полку Игореве




Город Льгов (Льговъ),  находится в 80 км к западу от Курска по реке Сейм, был известен с допетровских времен как уезд, в новое время поселение называлось - Монастырская слобода. На военно-топографической карте Российской империи 1869 года старый Льгов расположен на высоком, правом берегу реки Сейм (меловая возвышенность около 230 м, центр на высоте 150 м.), к западу болотистая низина, на юго-востоке в петле реки обширные заливные луга и болота; на севере – крупный Y- образный ОВРАГ. Протяженность Сейма на территории современного г. Льгова составляет 5 км, ширина реки 100-150 м, глубина от 0,7-1,5 м. до 4-7м.; в последнее время река обмелела.
Почвы -  песчаные грунты и черноземы, часть территории занимают серые лесные почвы и глины, камень – отсутствует; рельеф – пересеченный, территория Курской области подвержена эрозийным процессам, особенно много ОВРАГОВ расположены на правобережной части реки Сейм,  в районе Льгова. Место, где находился древний город (слобода), было выбрано удачно, он был со всех сторон прикрыт естественными защитными препятствиями (болота, реки, ОВРАГИ и непроходимыми в то время лесами), имел источники водоснабжения, река давала рыбу и служила транспортным путем; очевидно, что город создавался как опорный пограничный пункт, но вот только неясно – КОГДА?

1) Официальная история
а)  История города  Льгова уходит в далекое и неясное прошлое, полагают, что он возник на месте разрушенного древнего города Ольгова, названного так (предположительно) по имени князя Олега Святославовича; согласно второй версии имя города связано с зарослями ОЛЬХИ, которая якобы здесь росла в изобилии, от ОЛЬХИ  и производят имя. 

Первое упоминание о Льгове находят в Ипатьевской летописи под 1152г. (см. ниже?), в XII веке город был разрушен половцами, затем монголами и долгое время был в запустении; с середины XIV и до начала XVI века Курский край был под властью Литвы, войдя в 1508 г. в состав Московской Руси, стал пограничным рубежом  между Русью и Крымской ордой. В 1571 году на месте древнего Ольгова находилось укрепленное пограничное поселение Московского государства — Городенская сторожа, которое отражала частые набеги крымских и ногайских татар (валы сохранились). В 1669 г. (1660) на месте современного города, в урочище Ольгово Городище, был основан Льгов, монастырь (упразднён в 1764 г.), возникшая Монастырская слобода (502 чел.) преобразована в город Льгов в 1779 г.

б) Боевая единица курского пограничья - монастырь Дмитрия Солунского и его игумен  Иов Льговский
По материалам исследования историка Д.А. Урушева. Иов из рода Лихача. http://www.anti-raskol.ru/pages/675
«Основной источник сведений о жизни Иова - «Повесть и сказание вкратце о житии и подвигах и отчасти чудес исповедание преподобного отца нашего игумена и строителя Иова», написанная неким иконописцем Максимом. «Повесть» известна в единственном списке начала XVIII века, переданном в 1971 году старообрядческим епископом Иоасафом (Карповым) археографической экспедиции Московского государственного университета» (Д.А. Урушев).

В повести описывается жизнь и деяния основателя монастыря Дмитрия Солунского Иова Льговского (1594 - 1681), происходившего из боярской семьи, его родственники занимали высокие посты при дворах разных царей, соответственно Иов (Иван) получил хорошее начальное образование. В юности поступил послушником в Троице-Сергиев монастырь (один из основных культурных центров того времени), воевал с поляками, когда те осадили монастырь в 1608 г., осада продолжалась 1,5 года, затем постригся в монахи, имел склонность к уединенной жизни, организовал несколько скитов, пустынь (скит с одной церковью, удаленный от монастыря) и монастырей.  За долгие годы своей отшельнической жизни приобрел высокий религиозный авторитет и в 1640 году по кончине Патриарха Иоасафа, царь Михаил Федорович пригласил Иова в Москву на Собор, как кандидата на пост главы Русской церкви; однако «Старец же «не восхотел пустыню оставить» и бежал из столицы на Красные горы» (Тверская обл.). Во время патриаршества Никона началась реформа церкви, которую старец Иов не принял и с учениками отправился на поиски новой тихой обители, на южном рубеже Руси, на Льговских горах, обрел Иов новое место для «мирного пустынного жития» (Урушев).

Так был образован староверческий монастырь Дмитрия Солунского, рядом с  ним возникла слободка (ныне город Льгов Курской области), которую населили старообрядцы, бежавшие от преследования светских и духовных властей. В 1667 году Льговский монастырь успешно отразил набег татарского войска, в плен было взято более семидесяти крымчаков, которых отослали к царю Алексею Михайловичу. «Повесть» сообщает, что «великий государь, слышав таковое побеждение сопротивных от преподобного отца нашего, зело удивился, яко при его державе такое чудо бысть». Царь послал Иову шесть больших пушек, триста мушкетов, «пороховой казны и свинцу довольно» и даже четыре знамени «золотых, по атласу шитых» (Урушев).
Однако в 1672 г. к монастырю подошел отряд московских стрельцов для розыска староверов, Иову удалось избежать разорения и сохранить монастырь, тем не менее, в  1674 он уходит на Дон, где основывает новый монастырь и там умирает.

2) Обобщим сведения
а) Связь современного города Льгова с древним городищем Ольговым археологами не установлена,  указание на Ипатьевскую летопись под 1152 г. – недостоверны, нет в Ипатьевской летописи города Ольгов на Сейме с таким именем. Под этот год вполне ясно упоминается князь Святослав Олгович (в форме Олгов), которого по тексту трудно спутать с именем города (текст не переведен, возможно, есть другие списки); из древнерусских городов на реке Сейм летописи фиксируют: Путивль, Бирин, Рыльск и Курск; «Ольгова-Льгова» - нет, в истории город не просматривается до конца XVI века.

Итак, город Ольгов мог быть в другом месте, и действительно, мы находим город Ольгов  в земле Рязанской, примерно в 500 км от современного Льгова: «Относительно легко устанавливается место, которое занимала Новый городок Ольгови на устье реки Прони. До сих пор при устье Прони виден остаток вала, находящегося на вершине холма. Здесь... находился Новый городок Ольгови. Место для городка указывают там, где теперь стоит село Никитин и где еще в половине XIX в. сохранялась значительная часть вала под названием «Городца»» (М.Н. Тихомиров. Список русских городов дальних и ближних. Исторические записки. т. 40, М. 1954).
Таким образом, связь имен  ОЛЬГОВ-ЛЬГОВ – полностью отсутствует, имя ЛЬГОВ – изначальное, и оно появляется с момента возникновения монастыря, с 1660 года.

б) На картах Российской империи город стал обозначаться с 1792 г. под именем Льговъ; здесь проживало 336 чел., в уезде 28 099 (мужчин); более раннюю карту найти не удалось.
Скорее всего, имя города возникло в момент официального выделения земли монастырю, что могло произойти в конце XVII века, т.к. состояние власти здесь было неустойчивым, земля была пограничной и часто подвергалась набегам крымских татар.
Если мелкие села могли быть опущены на картах-чертежах, то монастыри (опорные пункты государства) всегда обозначались, из повести об Иове Льговском ясно, что высшие московские власти знали о существовании монастыря.   
Очевидно, что развитие городского поселения (Монастырской слободы) связано с деятельностью монахов, закрепившихся на этом рубеже, поселение было привязано ТОПОНИМОМ к хорошо заметному местному ОРИЕНТИРУ или могло иметь теофорный характер (монастырь все-таки). Но вот какой ОРИЕНТИР выбрали для обозначения местности отведенной под город или как монахи интерпретировали (запечатлели в имени)  Бога, ведь первоначальная жизнедеятельность этой общины сводилась к служению Богу?   

3) Ориентир, связь с ивритом
а) Топография - топоним указывает на особенности местности
На военно-топографической карте 1869 года  от Льгова и до Курска по правому берегу реки Сейм на 80 км длину и км 50-70 в глубину показана беспрерывная цепь ОВРАГОВ  и балок, некоторый из них глубиной до 100 м. - каньонного типа, самая яркая характеристика рельефа района – ОВРАГ, глубокая впадина, яма.   
Иврит
ЛЬ+ГОВ = ЛЕ принадлежность + ГОВ, ГЕВ, ГЕВЕ яма, заполненная дождевой водой, впадина, заполненная дождевой водой, РОВ, канава; т.е. район, где много впадин в рельефе – ОВРАЖИСТЫЙ (об ОВРАГАХ упоминает «Слово о полку Игореве», см. эпиграф). 
Итак, мы нашли материальное объяснение топониму ЛЬГОВ, он указывает на пересеченный характер местности (ямы, впадины) в районе города, город занимает в цепи оврагов самое западное место, край овражно-балочной территории.

Примеры употребления понятия в Библии
Даниил 6:16, 17, 19, 6:20: «Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в РОВ (ГЕВЕ) львиный
Даниил 6:23, 24: «Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва (ГЕВА); и поднят был Даниил изо рва (ГЕВЕ), и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего».

б) Теофорное имя, идеология иудаизма
Город основан общиной христиан-раскольников, судя по документам, община НЕ УШЛА в «РАСКОЛ», т.е. в глухие места, где нет контакта с людьми, а наоборот обозначила свою деятельность на очень важном пограничном рубеже, активно противодействуя набегам крымских татар. Свою причастность к Божеству монахи должны были обозначить в топониме, ведь они себя отождествляли с наиболее ПРАВОВЕРНЫМИ христианами, стихийно сложившиеся имя - МОНАСТЫРСКАЯ СЛОБОДА, было более светским понятием, чем теофорным, требовалось придать большую святость своему служению, дать  понять всем остальным христианам, что они более приближены к Богу.

Иврит
а) ЛЬ+ГОВЪ =  ЛЬ принадлежность, предназначение + ГОВАХ (ГОВ)  Всевышний, высота, холм; конечная буква иврита he (х-г) в слове ГОВАХ при транслитерации слов иврита на русский язык, как правило, не читалась (ЕЭБЕ); мягкий знак «Ь», а в древнерусском языке буква ЕРЬ, читалась как «Е». 
б) Л+ЬГОВЪ = Л цель, предназначение + ЕГОВА (имя Бога); в православии, в переводах Библии, применялось имя  «Иегова», в русском языке было распространено имя «Егова», правильно в иврите - Яхве; т.е. ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ БОГУ или имеющие предназначение (цель) служить Божеству.

г)  Библейский топоним
 
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Геба или Габа  (в русской транслитерации - Гева, перевод – холм, высота)
1) Священнический город в Вениаминовом уделе (Иошуа, 18, 24; 21 17; Hex., 12, 29; I Хрон., 6. 45), лежавший против Михмаса по дороге, ведшей в Иерусалим (ср. Исаия, 10, 29); позднее северный пограничный пункт Иудейского царства, который царь Асса (см.) укрепил материалами, взятыми из разрушенного города Рамы (I Цар., 15, 22; II Цар., 23, 8; Захар., 14, 10; II Хрон., 16, 6)...
Она находится на расстоянии 4 часов пути от Иерусалима. Согласно II Сам., 5, 25, Давид, одержав победу над филистимлянами, гнал их от Г. до входа в Газер (Гезер). В параллельном месте (I Хрон., 14, 16) вместо Г. упоминается Гибеон (см.). Вообще уже в древности (также в Септуагинте и у Флавия) ГЕБУ смешивали с Гибеей и Гибеоном. Особенно часто в самом библейском тексте вместо Гибеа (см.) стоит Геба (Суд, 20, 10; I Сам., 13, 16), хотя отличие Г. от южнее лежавшей Гибеи определенно указано в Иош., 18, 24 и 28 и особенно у Исаии, 10, 29.


Таким образом,  мы имеем два значения топонима ЛЬГОВ, первый указывает на особенности овражисто-балочной территории – ЯМНЫЙ, ОВРАЖИСТЫЙ, второй – связывает монастырских подвижников через имя с Богом – служащие БОГУ, какой взять за основу?
В православии, как и в иудаизме (материнская религия) каждый приверженец идеологии находит своё место в Божественной ПРОГРАММЕ, для того чтобы выжить идеологическая система должна быть ГИБКОЙ, оставлять своим адептам определенное поле для самостоятельной деятельности. Праведники занимаются религиозной философией, деловые  сторонники религии - материальным производством, им некогда вникать в тонкости теологии, но на всякий случай (Бог – таинство, обладающее колоссальной мощью), они обозначают связь свою с Божеством через термин и имя (называние предметов и явлений), остальные просто верят. Таким образом, каждая группа может иметь своё ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об ИМЕНИ, главное, что бы это имя входило в рамки Божественного лексикона.   
Итак, непостижимый в русском языке  топоним ЛЬГОВ имеет  объяснение в сакральном языке иудеохристианства – иврите, мы проследили в истории развитие поселения, установили, что первоначально это была община РАСКОЛЬНИКОВ, сумевшая сформировать вокруг себя коллектив - Монастырскую слободу. Связав  термин с библейскими произведениями (проникнув в древнее мировоззрение), мы выполнили все задачи лингвистического исследования, указав на  – МЕСТО (особенности территории), ВРЕМЯ, ЛЮДЕЙ (деятелей), ЯЗЫК и ИДЕОЛОГИЮ.