Банный день

Тамара Осипова
     Зима и баня  - понятия не разделимые между собой. Может потому, что летом много возможностей соблюдать эти самые режим с гигиеной, а может потому, что в холодную погоду баня  доставляет больше удовольствия человеку и он забывает об этих самых режиме с гигиеной и воспринимает баню, как одно из немногих развлечений и удовольствий в деревенском образе жизни.
    Так или иначе, стоял прекрасный зимний денек, снежок похрустывал под ногами на легком морозце и мы, дети вовсе не думали о режиме с гигиеной, а просто носились по улице и радовались жизни.
Около дома была устроена карусель, которая вовсе не походила на то, что мы видим сейчас в цивильных городских парках. Это была довольно длинная оглобля, закрепленная на оси, вместо которой использовалось колесо от телеги, насаженное на вкопанный в землю столбик, а ноги скользили по льду, залитому с вечера и накатанному нашими ногами днем до зеркального блеска.
    Катались весело, не щадя ни одежду, ни обувку, которые трещали по швам не столько от старости, сколько от того, что не выдерживали трения об лед, сучки, друг друга и так много дней подряд, не просыхая за ночь.
    -Катька, подтолкни меня!- неслось в воздухе звонко.
    -Да не цепляйся ты за меня, сам разгоняйся!- кричали дети, и было ясно, что заботы от них сейчас далеко и равноправие между ними полное.
    Родители в это время, конечно, работали. Отец, с утра принарядившись в лучшее драповое пальто с красивым каракулевым воротником и такую же каракулевую папаху, освежившись после бритья одеколоном "Шипр", выглядел празднично и нарядно, что было связано с совещанием в районной управе, где собирался весь цвет, а сейчас сказали бы бомонд нашего маленького, затерянного в Российской глубинке села.    Немного позже, чем обычно, он отбыл в клуб, где и проходило это самое совещание. Наверное, там решались какие-то важные и для нас вопросы, но мы, дети, об этом не думали, а просто радовались, что уроков в субботу не было и можно было носиться  по улице с краюхой хлеба, посыпанного солью, и никто тебя за это не будет ругать.
   Мама у нас в это время была молодая и красивая. Она была моложе отца больше, чем на десять лет и, несмотря на некоторую полноту, выглядела чертовски привлекательно, хотя, одета была в стеганую телогрейку, а голова ее была покрыта платком в крупную клеточку, в каких ходила вся деревня, особенно, когда надо было топить баню или выполнять другую деревенскую работу.
  Наверное, тогда многие сельские мужики заглядывались на нашу маму, потому что отец ее ревновал, но при этом и баловал подарками тоже, правда -  не часто, потому что жили очень скромно.
    С большой охапкой дров мама отправилась на другую улицу, где мы арендовали, а проще сказать топили по очереди чужую баню, где мылись и парились несколько семей. Своей бани у нас не было, так как приехали мы в деревню недавно и не успели еще отстроиться. Да, честно говоря, из-за частых переездов с места на место, наша семья не всегда жила благоустроенно, довольствуясь тем, что было доступно.
   Нас было трое, все девчонки, но разного возраста. Так как я была средняя, мне доставалось нянчить младшую, а также помогать матери. Старшая наша сестра имела привилегии в домашних работах, так как постоянно занималась уроками и, считалось также, что у нее слабое здоровье и ей надо больше отдыхать.
   Так и в эту субботу, нагрузив на санки дрова для бани, усадив сверху сестренку, укутанную в шубу и платок поверх шапки, я отправилась вслед за матерью.
   По дороге, конечно, покрутилась на карусели, поболтала с подружками, успела также подраться с соседским мальчишкой, потому что он обижал нашу младшенькую, но все-таки добралась до бани и честно передала дрова маме.
    Путь назад к дому тоже был неспешный, так как улицы в деревне не чистились, передвигаться приходилось по наезженной санями дороге, ребенок у меня часто вываливался из санок, но все-таки это было не в тягость. Так снежок хрустел под ногами, морозный воздух румянил детские щеки, мысли были просты и не печальны, скорее веселы.
Я думала, что уроки не задали, можно побегать с подружками, пока топится баня, потом передам матери сестренку и буду читать про Тома Сойера.
   -Томка, приходи вечером, после бани - кричала мне подружка из нашего же дома - будем вместе читать!
    Основными развлечениями были в деревне книги и вышивание вечерами. Кто крестиком вышивал по канве, кто гладью, кто бахромой, но все использовали для рукоделия нитки "мулине", купленные в сельпо, а значит одинаковых цветов и качества. 
    При этом мастерство вышивальщиц было различным, и некоторые работы представляли собой настоящие произведения искусства. Их показывали соседям, обсуждали, хвалили друг другу, иногда дарили кому-нибудь на день рождения в знак особой любви, уважения и признательности, но, по-моему, никогда не выставляли на выставки, хотя узоры наших деревенских мастериц были этого достойны.
    Дома у меня тоже была работа: надо было вымыть полы во всех трех комнатах, кухне и коридоре. Причем горячую воду для полов также надо было привезти на санках из бани. Поэтому вторым рейсом мы с сестренкой отправились за водой. А денек все искрился снежком, радовавшим глаз белизной, подружки также весело шумели и смеялись у карусели, а мальчишки забрасывали их снежками, каждый раз стараясь задираться и завладеть каруселью полностью.
    Приближалось обеденное время, и надо было торопиться до прихода отца перемыть все полы, чтобы потом всем вместе отправиться в баню, которую топила мама. В двенадцать лет в деревне все девчонки делали эту работу, и всем она не нравилась, но никто не имел права оспаривать такое задание родителей. Поэтому я старалась работать быстрее, желательно было не оставлять немытыми углы комнат, под кроватями, не разгонять мусор за шкафы, благо их было немного в нашей квартире, что я и выполняла добросовестно.
    Когда помывка полов уже подходила к концу, оставались только кухня и коридор, сестренка у меня спала, так как была еще очень мала, чтобы выдержать весь день с утра до вечера без отдыха, я уже предвкушала обед и завершение всех дневных забот, возвратился домой отец.
    Сказать просто, пришел с работы - это ничего не сказать. Он открыл дверь в квартиру, где у меня кипела работа, была разлита по полу вода и веник, швабра и половая тряпка делали свое дело, и упал прямо в лужу грязной воды в своем красивом драповом пальто с каракулевым воротником и такой же папахе.
    - Папа, папа, что с тобой ?! - закричала я и тут же увидела, что отец мертвецки пьян, встать не может, но все-таки меня узнает.
    Через несколько минут, не сумев поднять отца с пола, я все-таки раздела его и вымазанное новое пальто и папаху водрузила на вешалку.
    При этом отец нечленораздельно повторял:
    - Тома, Тома, я умираю, позови маму...
    Мне было жаль отца, я боялась, что он на самом деле умирает, не знала, что мне делать, но еще больше мне было жаль новое драповое пальто с красивым каракулевым воротником и папаху , которые упали в лужу грязной воды вместе с отцом.
    Я побежала к матери, чтобы позвать ее на помощь отцу, мне думалось, что она будет жалеть его, ухаживать за ним, отчистит новое драповое пальто и папаху, но не тут -то было.
    Когда мама узнала, в чем дело, она страшно рассердилась, в сердцах швырнула полено в угол предбанника, где мыла полы, так как баня уже истопилась и надо было мыть детей, а тут такое известие...
   - Да чтоб он издох, твой отец!- крикнула со злостью на отца и на весь мир мама, но все-таки отправилась со мной домой, нас там ждала проснувшаяся и зареванная сестренка и совершенно не пригодный для помывки детей в бане отец. По причине глубокого опьянения.
   Много лет спустя, когда я сама уже имела мужа и детей, я иногда вспоминала этот случай в банный день и так хорошо теперь понимала свою мать.
    Наверное, ей хотелось немного больше ласки, внимания, добра и участия, немного больше радости в жизни и понимания, а не только заботы, нищеты и безразличия, которыми нас с ней жизнь наделила в избытке. Но теперь это уже все прошло, как проходит в жизни все: и хорошее и плохое, слава богу.

2004 год.