Приключения с таежным экстримом Часть 4

Алексей Анатольевич Карпов
В конце каждого лета возвращения Татьяны Бобковой из путешествия по Алтайской тайге я жду с нетерпением. Ее яркие рассказы о приключениях балаковских туристов во главе с легендарным проводником Палычем сродни увлекательному роману с продолжением. На днях она вернулась со своего четвертого свидания с Алтаем. О том, каким оно получилось, и пойдет наше повествование.
ПО АРГУТСКОМУ МАРШРУТУ
С удивлением узнаю, что под впечатлением от наших прошлых публикаций немало балаковцев впервые решили  испытать себя тайгой.
- Представляешь, желающих пройти именно с Палычем по таежным маршрутам оказалось столько, что в каждый летний месяц из нашего города выезжала тургруппа! Уговорили-таки Палыча, а ведь ему в следующем году 70 исполнится! - с восторгом рассказывает Татьяна. - Попасть в группы можно было только по рекомендациям «ветеранов», к тому же представилась удачная возможность выбрать вид маршрута: сплав, горы или пешеходный. Я выбрала «пешеходный аргутский». Вместе со мной поехали четверо новичков-балаковцев, остальные туристы оказались из Москвы, Кемерово, Дзержинска и Бийска.
Кстати, по «аргутскому» маршруту я уже однажды ходила. Это эксклюзивный маршрут Палыча, им и проложенный. Другие проводники-инструкторы по нему группы не водят, считая, что по сложности маршрут не соответствует моральным и физическим возможностям обычных туристов. А Палыч водит, тьфу-тьфу, без травм и ЧП! Второй раз идти по маршруту даже интересней: уже имея опыт, можно увидеть и понять все осмысленно.
«ОБРЮКЗА- А-А -ЧИЛИСЬ!»
Наша группа была компактной, грамотно сформированной: 12 мужчин и 6 женщин. Самым молодым в ней оказался 15-летний юноша по имени Ярослав. Взять Ярика с собой меня попросила его мама  для прохождения, так сказать, «школы мужества». Вторым балаковцем в нашей команде был весельчак и заводила Сергей. Наслушавшись на Грушинском фестивале наших таежных баек, он изъявил желание пойти с нами, даже не представляя, куда на самом деле идет, и что его ждет. Вообще, мужчины не воспринимают слова «тяжело и лишения» из женских уст - мол, понятное дело… кто вы, и кто мы?!
Вот и Ярослав готов был все взвалить на свои юные, но крепкие плечи. Когда распределяли общественные продукты, он вызвался нести пластиковую бутылку с солью. Бывалые туристы, понимая, что если другие продукты расходуются равномерно, то соль остается в рюкзаке до последнего дня.  На второй, самый трудный день пути, когда ноют все мышцы тела, мы с тревогой поглядывали на Ярика, как он? Было видно, что он, как и многие, двигался на пределе своих сил, но  ни на что не жаловался. На стоянках, когда все в изнеможении валились с ног, он в числе добровольцев первым шел собирать дрова для костра. Мы втайне гордились им: достойно держит балаковскую марку!
Новички, которым поход по тайге представлялся эдаким пикником на фоне алтайских красот, пребывали в стрессе и, понятное дело, пробовали побузить. Но качать права перед Палычем – безнадежное дело! Пятьдесят долгих минут ходьбы, 10 минут отдыха... Его команда «Привал!», звучала, как песня, а каким противным казался голос Палыча, когда он протяжно выкрикивал: - «Обрюкза-а-а-чились!».
ЧЕЛОВЕК ПРОПАЛ!
Идти по тайге нужно след в след – это закон для туристов, стоит хоть на два метра свернуть в сторону, и все… За деревьями и ветками уже не увидишь впереди идущего человека. Звериных троп в тайге столько, что через минуту блужданий неподготовленный человек окончательно заблудится в лесном лабиринте.
Замыкающим всегда идет самый опытный человек, если туристическая цепочка «порвется», он принимает решение, как вести себя дальше. На одном из привалов мы вдруг обнаружили, что наш замыкающий по имени Андрей отсутствует. Андрей — местный житель и страстный фотограф, готовый ради удачного кадра на многое... Где и в какое время он оторвался от коллектива, неизвестно. Палыч не на шутку встревожился — в тайге много ям, можно провалиться, сломать ногу, словом фактор риска на каждом шагу. Взяв с собой мужчину покрепче, наш проводник ушел с ним на поиски. Через полтора часа они вернулись ни с чем, настроение у всех было подавленное. Так как наш спуск лежал через ущелье к устью реки, Палыч посчитал, что нужно идти вниз: если Андрей проскочил мимо нас, никуда он из этого каньона не денется. Уже на спуске к реке навстречу нам поднимался Андрей. Ругательные эпитеты быстро трансформировались в слова радости... Нашелся, и это главное!
ЛЕДНИКОВОЕ МОРОЖЕНОЕ
Если послушать вернувшихся из похода туристов, то основная масса их воспоминаний сводится к рассказам о перенесенных испытаниях и походной кулинарии. На самом деле, лишения и трудности - лишь обратная сторона медали, твоя маленькая плата за сопричастность с чудом! Только там, увидев величие  затерянного и нетронутого цивилизацией мира, понимаешь всю невероятность красот, среди  которых ты оказался. И только там внеплановая банка консервов, маленькая шоколадка или мандаринка — кажутся невероятно щедрым подарком, чудесным отголоском полузабытой сытой цивилизации.
Андрей реабилитировался за доставленные нам волнения, воистину королевским способом! Когда на очередном переходе мы остановились, чтобы приготовить обед, он, совершив 3-х километровое восхождение на ледник, принес в термо-сумке снег и приготовил мороженое, с которым не сравниться ни одно эскимо! Рецепт приготовления: снег перемешивается со сгущенкой, добавляются дробленые орехи, мелко порезанные сухофрукты и все это посыпается тертым шоколадом. В тридцатиградусную жару, среди бескрайних горных пейзажей, вкушать мороженое — это фантастика! Мы лакомились им и наблюдали, как со скал прыгали огромные (до 200 кг.!) горные козлы: буны и арханы. Причем,  приземлялись они удивительным способом — на рога! Перекувыркнувшись, они как ни в чем ни бывало, вскакивали на ноги, и мчались дальше…
В походе мы дружно отпраздновали юбилей Сергея. Утром весь лагерь, кроме именинника, поднялся на полчаса раньше, чтобы приготовить ему сюрприз. Палыч ушел поймать хариуса к праздничному столу, а мы надули 30 воздушных шариков, по числу прожитых Серегой лет. Палыч вернулся в лагерь с одним пойманным хариусом, (почему-то именно в августе хариусы, наглотавшись камушков, ложатся на дно, и не хотят ловиться). Построив нас в одну шеренгу, наш проводник гаркнул: «Подъем, в лагере ЧП!».
Сонный, весь всклоченный именинник, выбравшись из палатки, уставился на шары, и лишь по нашим шумным поздравлениям понял, в чем дело.
ПОЛЯНА ВОДНИКОВ
Отмечать день рождения было решено вечером на знаменитом месте «Поляне водников» - туристическом музее под открытым небом, где каждая проходящая группа оставляет свой экспонат. Главными деликатесами на праздничном ужине оказались балык из пойманного Палычем хариуса и халва, которую Сергей стойко (и тайно) донес до этого события. А коронным номером праздничного концерта стал бальный танец в исполнении нашего Ярика и девушки из Дзержинска, (оказалось, что они лауреаты всевозможных бальных конкурсов), и здесь, среди тайги, танго, ча-ча-ча и квикстеп в их исполнении — было нечто! К сожалению, кадры запечатлевшие эти танцы, остались с моим фотоаппаратом на дне горной речки, куда он упал во время сплава.
ПОСЛЕВКУСИЕ
Ты мне статью-то дашь потом почитать? Вдруг окажется какая-нибудь неточность в названиях, - спрашивает меня Татьяна.
 Дам, конечно, а что это принципиально важно? - отшучиваюсь я.
- Еще как! Представляешь, приезжаем мы на турбазу, а там на стеночке висят распечатанные статьи из газеты «Суть» - все, что я тебе рассказывала, повесили в качестве инструктажа для новичков. Это сын Палыча, Андрей, лазил по интернету по туристическим темам и наткнулся на сайт вашей газеты. А буквально вчера общалась на форуме с москвичками из нашей группы, и вдруг в нашу переписку вклинилась какая-то женщина с вопросом: так вы с самим легендарным Палычем ходили?! Спрашиваю: а вы его тоже знаете?! И получаю в ответ: нет, читала в интернете статьи, как про него Татьяна Бобкова из какого-то Балакова рассказывала — хорошее послевкусие от прочтения осталось! Я после этого чуть не выпала в осадок... Так что, давай, хорошо пиши так, чтобы «послевкусие» было вкусным!